Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы

В мае 2012 года Президентом РФ была поставлена краткосрочная задача по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования. В связи с этим возникают закономерные вопросы. Что будут представлять собой такие центры? Как много их нужно? Что станет с колледжами, на базе которых откроются подобные центры?

Просмотров: 12985
М.В. НИКИТИН, заведующий лабораторией НИИ РПО г. Москвы, доктор педагогических наук, профессор

В Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7 мая 2012 г., п. 3) сформулирована следующая краткосрочная задача: «Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры».

Что будут представлять собой центры прикладных квалификаций? Как много их нужно? Что станет с колледжами, на базе которых откроют подобные центры?

Дефицит, обогнавший коррупцию

Одной из центральных проблем, сдерживающих развитие инновационной экономики России, является нарастающий дефицит рабочих и специалистов всех уровней квалификации. Ситуация осложняется тем, что при разработке крупных региональных и амбициозных национальных проектов и программ кадровому обеспечению не уделяется достаточного внимания. Решение проблемы «квалификационного отставания» населения России от потребностей растущей экономики предполагает как повышение конкурентоспособности и практической ориентации интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, так и создание в стране адекватной модели непрерывного профессионального образования на базе региональных автономных учреждений СПО.

По данным социологического опроса, проведенного в 2011 году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» среди 6 тыс. респондентов из 40 субъектов РФ, дефицит квалифицированных рабочих вышел на первое место, обогнав коррупцию и административные барьеры. Одновременно предприниматели констатировали, что в настоящее время невозможно организовать необходимую в таких условиях краткосрочную подготовку специалистов, преобразовав государственные бюджетные учреждения НПО/СПО в негосударственные, корпоративные (отраслевые) центры профессиональной подготовки персонала предприятий, поскольку для этого нет правовой основы. К тому же переход к краткосрочной профессиональной подготовке потребует длительного времени (2-3 года) и значительных государственных и корпоративных финансовых затрат на модернизацию материальной базы, программно-методический продукт, подбор высококвалифицированного персонала и изменение статуса итоговых документов (удостоверение вместо диплома).

Работодателями апробированы и признаны

Но есть несколько апробированных моделей и механизмов подготовки кадров, которые отраслевыми работодателями признаются малозатратными и, следовательно, конкурентоспособными. К их числу относятся многофункциональные центры прикладных квалификаций, являющиеся структурными подразделениями крупных региональных автономных учреждений СПО. В таких центрах работодатели, включившись в состав авторитетных наблюдательных советов, получат возможность выполнять функции корпоративных заказчиков кадров, отвечать за целевое трудоустройство выпускников, вести рекрутинг, создавать совместные участки, лаборатории, мастерские. Все это будет благоприятно воздействовать на качество профессиональной подготовки.

В настоящее время примерно 90 процентов работодателей используют целевую договорную подготовку (профессиональная подготовка, повышение квалификации, стажировка, ученичество, практика, аттестация на разряд). Примером может служить строительная отрасль, где распространен корпоративный договор, регулирующий весь сегмент внутрифирменного обучения. Целевая договорная подготовка тоже служит эффективным механизмом частно-государственного партнерства бизнес-сообщества и профессионального образования.

Может принести большую пользу и возрождение российского ремесленничества. Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран мира. Кроме того, это общепринятая терминология ООН и ВТО. К ремесленным предприятиям относятся малые бизнес-структуры, в том числе индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают население товарами и услугами и, в отличие от трудовых мигрантов, платят налоги в местный бюджет. По оценкам Ремесленной палаты России, в нашей стране занимаются ремесленной деятельностью не менее 5 млн. человек. Это многопрофильные, многофункциональные рабочие и специалисты среднего звена, умеющие одновременно выполнять как сугубо производственные, так и организационно-управленческие функции.

Массовая подготовка ремесленников на базе автономных учреждений СПО и их поддержка при открытии своего бизнеса на государственном и корпоративном уровнях вместо подготовки прикладных бакалавров, не востребованных российскими работодателями, может стать достойным вкладом в создание 25 млн. рабочих мест, воспитание цивилизованного налогоплательщика и формирование нравственной экономики.

Что предлагают ученые?

В июле на площадке Екатеринбургского профессионального лицея им. В.М. Курочкина прошел круглый стол по теме «Центр прикладных квалификаций на базе автономного учреждения СПО: концепция, правовая база, финансовые механизмы», организованный Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, региональным советом директоров учреждений НПО и СПО. Модератором круглого стола выступил советник министра М.Л. Ванштейн.

Участникам была представлена для обсуждения краткая версия концепции центра прикладных квалификаций на базе крупного регионального автономного учреждения СПО, разработанная Академией профессионального образования.

Разработчики исходили из того, что правовая процедура создания новых структур и их функциональная ответственность предложена в проекте федерального закона «Об образовании в РФ» (ст. 75, 76 и особенно 77), где речь идет об учебных центрах профессиональных квалификаций. По логике, вытекающей из содержания статей, эти организации должны служить для обеспечения рабочими кадрами различных отраслей экономики регионов посредством реализации программ профессионального обучения и могут существовать как в качестве самостоятельных юридических лиц, так и в качестве структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность (то есть иметь любую организационно-правовую форму). А профессиональное обучение они должны вести по договорам с органами государственной власти либо местного самоуправления.

Думается, в проекте закона следовало бы закрепить возможность создания центров профессиональных квалификаций непосредственно на предприятиях. Это способствовало бы качественной подготовке рабочих, востребованных на том или ином производстве.

Кстати, будущий закон содержит еще одно новшество: с 1 января 2013 года предлагается отменить государственную аккредитацию программ дополнительного образования. Если этот пункт не изменится, учреждения СПО будут самостоятельно разрабатывать и утверждать структуру и содержание упомянутых программ и определять формат итогового документа.

Представленная участникам семинара базовая концепция отраслевого многофункционального центра прикладных квалификаций построена на утверждении, что современный человек должен быть включен в непрерывный цикл профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки, тренингов на базе (но не вместо) профессионального образования. Стратегические цели этого документа – форсированное наращивание конкурентных  преимуществ выпускников учреждений СПО, основанное на повышении качества профобразования, а также трудоустройство подготовленных специалистов и рабочих. Концепция рассматривает квалификации обучающихся как результат совместного вклада трех субъектов: личности, учреждения СПО и отраслевого работодателя (заказчика кадров). Предполагается, что они формируются в большей степени в ходе практики, стажировок и самостоятельного выполнения предпринимательских проектов.

Ядро центра прикладных квалификаций – крупный городской или региональный многопрофильный колледж (техникум), являющийся автономным учреждением и включающий ресурсы малокомплектных общеобразовательных школ, школ-интернатов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, вечерне-сменных школ, межшкольных учебных комбинатов, профессиональных училищ (профессиональных лицеев), негосударственных образовательных учреждений, центров профессиональной ориентации и других учебных заведений с сокращающимся контингентом.

В основу формирования центра прикладных квалификаций ученые положили ряд принципов.

  • Концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников (заказчиков кадров) – для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров, техников-технологов, предпринимателей и повышения качества рабочей силы. Концентрация ресурсов служит источником конкурентоспособности личности, учреждений СПО, экономики, государства.
  • Сетевая организация обучения – для расширения доступа к ресурсам, продиктованного выбором образовательной программы, видом профессиональной деятельности, способом обучения и для реализации механизма частно-государственного софинансирования модулей образовательной программы.
  • Корпоратизация управления – для перехода от директивных к договорным отношениям со всеми субъектами, которые обеспечивают качество прикладных квалификаций (работодатель, обучающийся, учреждение СПО, орган управления). Этот принцип требует, чтобы руководители владели методами бизнес-менеджмента, которые способствуют такому переходу.
  • Непрерывность профессионального обучения – для того чтобы индивиды имели возможность постоянно адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворять свои образовательные потребности, в том числе связанные с достижением определенного социального статуса. Качество жизни определяется качеством профессионального образования.

В соответствии с концепцией внешним органом управления и заказчиком квалифицированных кадров является авторитетный наблюдательный совет (9-11 человек). В его состав входят представители государственного учредителя, окружного (муниципального) органа управления образованием, отраслевого заказчика кадров (например, Гильдии ремесленников, Ассоциации гостиничного бизнеса), отраслевого профсоюза, национальных диаспор и объединений трудовых мигрантов, научных и методических организаций, территориального отделения партии «Единая Россия», выступившей с инициативой создания 25 млн. рабочих мест.

Обсуждать – дело полезное

Концепцию в целом и правовой механизм формирования центров еще только предстоит разработать. Как это сделать, пояснил Президент РФ В.В. Путин в газете «Комсомольская правда» от 13 февраля 2012 года. Глава государства считает, что с помощью новых структур можно восстановить престиж и обучение прикладным квалификациям и привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке: «Создавать такие центры будем совместными усилиями государства и работодателей. Профессиональные лицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где они работают эффективно и люди ими довольны».

В ходе работы над концепцией важно обсуждать результаты в экспертном сообществе и в случае необходимости вносить коррективы в разработки ученых. Это поможет найти оптимальный вариант воплощения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы
Сетевые программы: компоненты уже есть
В России тоже будет рабочая аристократия
СПО — важнейший сегмент всей системы образования
Почему России нужны федеральные колледжи?
Сертификация квалификаций: процесс пошел
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
василий Незарегистрированный пользователь
можно выражать свои мысли о концепции развития нто и спо краткими цитатоми зная что высококвалифицированному рабочему легче будет понять мои мысли о себе школа училише сваршик 4 разряд армия работа сваршиком стройка город кемерово камаз забсиб итд техникум мастер по институт инженер механник работа мастером 30лет по сварке уволен без моего согласия по договору 1 в техникумах надо как то разделять производственное обучение и теорию поясняю большенство директоров техникумов начинают свою карьеру с малого например был кем то потом директором стал уничтожать все что косается работы 2 не может производство возглавлять женшина сейчас техникумы большенство преподают женшины даже производственное обучение разделение труда идет уничтожение чего то ради карьеры3 не надо забивать меньше забивать головы теорией больше практики приоритет работяге нодо правилно научится работать приемы работы итд все гораздо проше работа это тяжело не почетно не заметно что скажут то и будеш делать и чтоб качественно делать надо научить и какой опыт будет у твоего наставника такой специалист из тебя получится ну а дальше самостоятельная работа чему тебя мастер научил будеш дополнять из жизни

2014-09-05 18:59:22 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ