Формирование механизма международного сотрудничества в системе СПОКак увеличить число иностранных студентов, обучающихся в московских колледжах по специальностям СПО? Что необходимо предпринять, чтобы сократить отток российских абитуриентов за рубеж? Эти вопросы стали главными на III Межрегиональном и международном круглом столе «Формирование механизма международного сотрудничества с зарубежными колледжами в условиях интернационализации». Просмотров: 2523
В российских колледжах так мало иностранцев. Почему?
В начале июня в Московском колледже малого бизнеса № 48 состоялся III Межрегиональный и международный круглый стол «Формирование механизма международного сотрудничества с зарубежными колледжами в условиях интернационализации». Организаторами выступили НИИ развития профессионального образования (г. Москва), Центр изучения проблем профессионального образования, Международная ассоциация профессионального образования IVETTA. Участники дискуссии рассматривали проблему интернационализации образовательных программ СПО с двух сторон. Во-первых, высказывали мнения о том, как увеличить долю иностранных студентов, обучающихся в московских колледжах по специальностям СПО, и привлечь иностранных преподавателей для работы в штате колледжа. Во-вторых, решали, как сократить отток российских абитуриентов за рубеж на основе внедрения проекта двойных дипломов – российского и европейского. В работе круглого стола принял участие второй секретарь посольства Палестины в РФ г-н Ахмад Хазаал, выразивший надежду на ускорение взаимовыгодного сотрудничества московских колледжей и стран Ближнего Востока. Профессиональное образование является одним из важнейших конкурентных преимуществ России. Это отмечено в государственной программе «Столичное образование» (г. Москва), которая включает в число приоритетов «обеспечение международной конкурентоспособности системы образования города». Вступление России в ВТО и подписание Генерального соглашения по торговле услугами сделали вопрос интернационализации образования еще более актуальным. Соглашение определяет четыре способа поставки образовательных услуг. Первый – путем разработки и внедрения трансграничных форматов и программ. Второй – предполагает обучение иностранных студентов в российских учреждениях профессионального образования. Третий – коммерческое присутствие учебных заведений в странах-партнерах (сетевые колледжи, филиалы и представительства за рубежом). Четвертый – подразумевает работу российских преподавателей в зарубежных колледжах. Однако на фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России в международном рынке фактически снижается: по данным ОЭСР, с 3 процентов в 2004 году до 2 – в 2007 году. Получается, что страна упускает как экономическую выгоду, так и политические возможности «мягкого» влияния на международную обстановку через распространение русского языка, российской культуры и ценностей, достижений отечественной науки. Если в течение ряда лет Советский Союз занимал 2-е место после США по числу иностранных студентов, то современная Россия находится на 9-м месте. Что же обеспечивало СССР передовые позиции в экспорте образовательных услуг? Важную роль по отношению к начальному и среднему профессиональному образованию сыграл тот фактор, что в течение десятилетий в странах Африки, Юго-Восточной Азии действовали учебные центры подготовки квалифицированных рабочих из числа местного населения. Преподавателей и мастеров производственного обучения, которые в них работали, отбирали по конкурсу, а программы для обучения разрабатывали специально. Кроме того, Советский Союз поставлял много техники в зарубежные страны. Местные рабочие, которые ее обслуживали, как правило, продолжали свою учебу в СССР.
К сожалению, в настоящее время, концептуальные и нормативные документы РФ не рассчитаны на предложение программ СПО зарубежным потребителям. Экспортный потенциал лучших колледжей остается невостребованным, что не соответствует реальной практике и нашей истории. Вспомним: в конце 20-х годов Антон Макаренко, создавая коммуну имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом, принял решение выпускать силами коммунаров фотоаппараты. Вокруг хозяйственная разруха, а в качестве трудового ресурса – юные воришки и беспризорники. В таких условиях производить столь сложную для того времени технику, которую, кстати, никто в стране не делал, казалось полным безумием. Но у А.С. Макаренко были «здоровая наглость и воля» – и появились первые советские ФЭДы. Доля РФ на международном рынке высшего образования по числу иностранных студентов (их около 100 тыс.) составляет 4-5 процентов, а ежегодный доход от обучения – 150-200 млн. долларов. Наша страна контролирует 0,5 процента мирового рынка образовательных услуг. Такова реальность. Однако это отнюдь не означает, что у нас плохое высшее образование и нам нечего предложить иностранцам. Ориентируясь на реальные цифры, хотелось бы сделать совсем другие выводы: нельзя строить действия на иллюзорных основаниях, нужны реальные оценки рыночных преимуществ и недостатков российского профессионального образования для иностранцев, а еще нужно понять, как они соотносятся с требованиями глобального рынка. Экономисты оценивают объем потенциального экспорта российского высшего образования в 0,54 млрд. долларов. Стало быть, с учетом жизнеобеспечения студентов экономический эффект будет двукратным. Насколько реально привлечь в страну эти деньги? Что касается козырей, то их у нас четыре. Один – опыт создания лучшего в мире образования, понимание, какими усилиями и как это надо делать. Второй козырь – солидный исторический опыт обучения иностранных студентов. Третий – фундаментальность образования, которую удалось сохранить даже в последние крайне тяжелые пятнадцать лет. И, наконец, четвертый – дешевизна образования: обучение в наших вузах обходится иностранцам в 2-5 тыс. долларов в год, на порядок меньше, чем в других странах. Да и проживание в России куда дешевле, чем, например, в Англии. Нужно, правда, понимать, что низкие цены прельстят совсем небольшое число европейцев и американцев, но абсолютно точно будут аргументом для студентов из стран третьего мира и СНГ. И среди них обязательно окажется немало таких, которые выберут для обучения не высшее, а среднее специальное учебное заведение. Однако в настоящее время московские колледжи практически исключены из процесса интернационализации. Приведу факты, которые позволяют сделать такой вывод и отчасти объясняют, почему так происходит. Пока только формируется городская стратегия интернационализации профессионального образования СПО, которая должна предложить комплекс мер по развитию связей с регионами и расширению реального сотрудничества московских и зарубежных колледжей. В столице нет организации (агентства, службы, бюро), занимающейся развитием академической мобильности студентов и педагогических работников учреждений СПО, которая предприняла бы все необходимое для обеспечения сопоставимости и сравнимости документов об образовании. Работу по ее созданию (в границах госзадания) можно было бы закрепить за НИИ развития профессионального образования. Неразвита и система государственной статистики академической мобильности иностранных и московских студентов и преподавателей учреждений СПО. Образовательные программы и курсы по истории, экономике, культуре, русскому языку для зарубежных абитуриентов и студентов колледжей и техникумов, а также трудовых мигрантов не разрабатываются, хотя это могли бы делать НИИ развития профессионального образования, УМЦ профессионального образования и другие сетевые учреждения. Отсутствует специализированный Интернет-портал на русском и основных иностранных языках (английском, казахском, киргизском, армянском и др.), на котором содержалась бы объективная информация о возможностях получения рабочих профессий и специальностей СПО в московских колледжах. Анализ деятельности колледжей Москвы (2011-2012) в статусе городских экспериментальных площадок показал, что меры по интернационализации образования, предпринимаемые на уровне колледжей, можно охарактеризовать как точечные и научно не обеспеченные. Для обучения иностранных студентов не хватает ресурсов. Нет рекомендованного Перечня специальностей СПО, по которым проводится обучение, не разработаны программы по спецдисциплинам на иностранных языках, несопоставимы квалификации и не развивается практика публичной защиты дипломов и курсовых на иностранных языках. Все перечисленное показывает, какие задачи предстоит решить, для того чтобы включить московские колледжи в процесс интернационализации. Отдельно хотелось бы сказать о векторе эмиграционных настроений школьников. Почти половина московских старшеклассников имеют намерение эмигрировать из страны. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования Института социологии образования РАО: 41,8 процента подростков мечтают работать за границей, 46,3 – хотят продолжить там образование, а 40,2 – перебраться на постоянное место жительства. Социологи считают эти показатели весьма тревожными и предрекают мощную волну эмиграции из России, причем совершенно нетипичного характера. Если в конце 80-х – начале 90-х годов за границу стремились люди, имеющие семьи, а мотивацией служила забота о будущем детей, то в настоящее время все наоборот: подростки стали более самостоятельными и сами строят эмиграционные планы. Чем же их привлекают дальние страны? Исследуя мотивы планируемой эмиграции, специалисты выявили у московских старшеклассников шесть ведущих фобий. Три из них связаны с опасениями, касающимися самореализации: профессиональной, личной и материальной. Другие три касаются возможных проявлений социальной агрессии: боязнь стать жертвой насилия, теракта, войны. Уехать за границу на постоянное место жительства собираются прежде всего дети из состоятельных семей ( процента) и очень бедных (1 ,8). Первые чаще всего ориентируются на опыт родных и знакомых, вторые не видят другого выхода. Почти 11 процентов московских школьников хотят уехать за границу по примеру родственников. В нашей стране люди не уверены в будущем, и эта неуверенность сказывается на еще не сформировавшейся психике подростков. Кроме того, молодым людям важно быть успешными, а переехавшие за границу воспринимаются именно как успешные. Дети из бедных семей имеют аналогичную мотивацию, только еще более мощную. Они не видят для себя «социальных лифтов» в России, и потому хотят попытать счастья в других странах. Социологи отмечают, что эмиграционные настроения подростков связаны еще и с развитием информационных технологий. Сейчас в Интернете легко узнать, какие документы нужны для переезда, найти новых знакомых в любой стране. Часть российских подростков неплохо говорит по-английски. Соответственно, стирается языковой барьер для эмиграции. Социологи выяснили: в страны Евросоюза намерены отправиться 37,5 процента старшеклассников, блестяще владеющих английским. Есть еще одна причина: молодежь уверена, что, оставаясь в России, не сможет избавиться от родительского надзора. На Западе молодые люди в восемнадцать лет легко уезжают из отчего дома. В любом крупном городе они могут без проблем снять доступное жилье, найти работу, устроиться на учебу. Как же изменить ситуацию и решить проблему? Адекватным способом нам представляется переход к модели сетевого колледжа, который функционирует в правовом статусе автономного учреждения. Задача сетевого колледжа – обеспечить позитивную социализацию и успешную учебу подростков, что и является адекватным ответом на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды. Принципиальная особенность такого учебного заведения – раннее включение школьников в различные программы проектирования своей профессиональной карьеры и основанной на этом социальной успешности. В структуру сетевого колледжа могут войти (с потерей юридического лица) общеобразовательная школа, в том числе малокомплектная и вечерняя, центр профессиональной ориентации, профессиональный лицей, отраслевой ресурсный центр, негосударственное образовательное учреждение. По различным экспертным оценкам, в России примерно 20 процентов школ, которые относят к категории слабых и не обладающих возможностями для качественного воспитания и обучения. Такие проблемные учебные заведения дают до 50-60 процентов всех двоек. Попавший туда ребенок является заложником плохой образовательной, карьерной и жизненной траектории. Если у него не будет профессии, он гарантированно станет бедным, иждивенцем государственного бюджета. Эту ситуацию надо менять в пользу всеобщего среднего профессионального образования. В процессе обучения в ссузе у молодого человека формируется рациональное экономическое мышление, и он начинает понимать, что его зарплата зависит не от иллюзорных мечтаний, а от полученной квалификации. Для справки: в России поступают в вузы 80 процентов школьников, в США – 44, в Германии – 38. Российские работодатели говорят об острой нехватке квалифицированных исполнителей (рабочих, техников, мастеров, ремесленников), это тоже аргумент в пользу всеобщего среднего специального образования. Практика интернационализации в сфере СПО, нормативно-правовое обеспечение сетевых колледжей как форматов межрегионального и международного сотрудничества только формируются. Чтобы не потерять эти «точки конкурентоспособности» учебных заведений, по мнению участников круглого стола, нужны воля и здоровая наглость. А аргументировать свою позицию надо делами и не забывать наш исторический опыт. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|