Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Почему России нужны федеральные колледжи?

В России должны быть федеральные автономные колледжи с развитой инфраструктурой и большим количеством реализуемых профессиональных образовательных программ различного уровня (от программ-модулей профессионального обучения и повышения квалификации до программ прикладного бакалавриата).

Просмотров: 2607
И.И. ТУБЕР, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа, председатель Совета директоров ссузов Челябинской области, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России

Современное российское начальное и среднее профессиональное образование переживает кризис, который констатируют как представители бизнеса, так и образовательного сообщества.

Работодатели недовольны качеством и направлениями подготовки специалистов и рабочих, однако активно вмешиваться в этот процесс пока не торопятся. Чиновники отмечают недостаточный объем подготовки кадров по наукоемким и высокотехнологичным специальностям, хотя такие производства в каждом субъекте РФ можно пересчитать по пальцам одной руки.

Образовательное сообщество обеспокоено состоянием материальной базы учреждений НПО и СПО, которая, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Значительная часть оборудования не соответствует современному уровню. Бюджетных инвестиций для улучшения материальной базы явно недостаточно, а работодатели вкладывать средства в развитие учебных заведений не торопятся, так как для этого нет экономических стимулов.

Чтобы достигнуть необходимого качества в подготовке специалистов, ситуацию нужно изменить. Это прежде всего. Также уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в учреждениях НПО и СПО самый низкий. Не поощряется научная деятельность, не стимулируется работа преподавателей и сотрудников, имеющих ученые степени и звания. Из-за этого падает качество кадрового потенциала, молодые педагоги не идут работать в колледжи и техникумы. Все перечисленные факторы тормозят развитие учебных заведений среднего звена.

Исчезли эти проблемы после передачи учреждений СПО на уровень субъектов федерации? Нет, для большинства они стали еще острее из-за ухудшения финансового обеспечения – федеральный бюджет однозначно более надежный. Сейчас можно говорить только об успехах некоторых образовательных учреждений, но они почти не влияют на состояние системы в целом.

Наладить преемственность уровней профессионального образования тоже не удалось. Отдельные попытки создать программы непрерывной подготовки «колледж – вуз» ничего не изменили, к тому же эти программы, как правило, экономико-управленческого направления и имеют коммерческий оттенок.

Ситуация усугубляется еще и тем, что поток абитуриентов, желающих получить высшее образование, за последнее время значительно вырос. И произошло это в условиях, когда были сняты все барьеры для поступления в вузы. Не имею намерения бросить тень на систему ВПО. Люди, которые из нее вышли, имеют по любым меркам достойное образование. Однако явный перекос в структуре подготовки кадров в сторону высшей школы наносит вред всей системе профессионального образования. Дело усугубляется неблагоприятной демографической ситуацией, из-за которой учреждения начального звена в лучшем случае укомплектованы наполовину, а учреждения среднего профессионального образования начинают испытывать острый недостаток в абитуриентах, в то время как экономика нуждается в практикоориентированных кадрах.

Что с этим делать? Административные меры вряд ли помогут. Но выход есть. Практика показывает, что большинство сегодняшних руководителей предприятий, пройдя путь «техникум – производство – вуз», добивалось и профессионального, и карьерного роста. Стоит ли отказываться от столь хорошо зарекомендовавшей себя образовательной траектории? Производство проигрывает от того, что лучшие выпускники системы СПО идут в вузы. Кстати, поступить на профильную специальность на бюджетной основе они могут только после сдачи ЕГЭ, что ставит их в неравные условия по сравнению со вчерашними школьниками.

В стране уже определились наиболее значимые вузы: федеральные и национальные исследовательские университеты – лидеры высшего профессионального образования. А почему бы не очертить круг лидеров довузовского профессионального образования и не ввести понятие федеральных колледжей как опорных учреждений развития востребованного уровня профессионального образования? Тем более что достойных много. Лидеры четко определились после серии конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2007, 2008, 2009 годов. Это примерно 320 учреждений НПО и СПО, способных реализовывать инновационные программы, отвечающие современным требованиям по содержанию, качеству подготовки, условиям образовательного процесса. Прибавьте к ним более 30 бывших федеральных учреждений СПО, победивших в конкурсе программ прикладного бакалавриата – выбор получится большой.

В предвыборной программе президент В.В. Путин подчеркнул необходимость реализации в российских вузах программ прикладного бакалавриата, нацеленных на подготовку практикоориентированных специалистов. Необходимость оптимизации сети профессиональных образовательных учреждений очевидна. Однако далеко не всегда удается создать эффективно работающий университетский комплекс. А вот многоуровневые многоцелевые интегрированные колледжи вполне могут работать по программам НПО, СПО, прикладного бакалавриата и непрерывного (дополнительного) профессионального образования соответствующих квалификационных уровней.

И такие комплексы уже создаются. В качестве примера приведу свое образовательное учреждение – Южно-Уральский государственный технический (до реорганизации Челябинский монтажный) колледж. Модель инновационного образовательного учреждения коллектив начал методично выстраивать, находясь в структуре отраслевого министерства (Госстроя РФ). Начиная с 1991 года, в колледже реализовывались программы повышенного уровня по нескольким специальностям. Было произведено несколько успешных выпусков специалистов с квалификацией «младший инженер», после чего программы закрылись. Никто не поинтересовался результатами, которые, по отзывам работодателей, были очень неплохие. Затем состоялись выпуски техников с дополнительной подготовкой в области экономики, менеджмента, старших техников. Но весь этот набор квалификаций не вписался в существующие в стране рамки.

Сегодня в структуре колледжа немало подразделений, которых еще недавно не было. Это служба маркетинга, профориентации и рекламы, обеспечивающая комплектование учебного заведения и формирующая его имидж, информатизационный и издательский центры, которые совместно с традиционной библиотекой занимаются информационным обеспечением образовательного процесса, научно-методический центр, решающий задачи детального проектирования образовательных программ и повышения квалификации педагогического состава, а также центр управления качеством, службы содействия трудоустройству и комплексной безопасности, чьи названия говорят за себя. Конечно, содержание такой «надстройки» по силам только крупному учебному заведению с контингентом не менее 3-4 тыс. студентов, поэтому вопрос укрупнения образовательных учреждений, стремящихся к лидерству, вполне оправдан.

В партнерстве с Южно-Уральским национальным исследовательским университетом колледж реализует программу прикладного бакалавриата по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Считаю, что углубленный уровень подготовки, на который имеют право колледжи, должен быть начальным уровнем высшего профессионального образования. Вот это и станет альтернативой для абитуриентов при выборе образовательной траектории, повысит привлекательность колледжей для молодежи и создаст конкуренцию тем вузам, которые выдают дипломы о высшем образовании только по формальному статусу.

Мы все с нетерпением ждем обновленного закона об образовании, однако, думается, проект его несовершенен, поскольку не отражает общую концепцию развития профессионального образования. В законе нужно закрепить право учебных заведений профобразования реализовывать программы, приводящие к присвоению квалификаций различных уровней, если они обладают необходимыми для этого ресурсами и кадрами, зафиксировать задачу формирования в стране рынка квалификаций, а не имеющегося сейчас рынка дипломов. Тогда возрастет престиж квалифицированного труда, НПО и СПО в целом.

Но возникает вопрос, достаточен ли уровень квалификации педагогических кадров колледжей для заявленного уровня образовательных программ? В настоящее время, наверное, еще нет. Однако стоит принять во внимание, что научная работа преподавателей в учреждениях СПО, особенно в последние годы, набирает хорошие обороты, хотя и никак не финансируется. Значит, при создании соответствующих условий уровень квалификации можно значительно поднять. Молодые научные кадры придут в систему СПО, если будут иметь перспективу и достойную оплату.

Что касается материальной базы колледжей, то, во-первых, за годы реализации приоритетного национального проекта лидеры значительно подтянули данный показатель, а во-вторых, если финансовое обеспечение поднять до вузовского уровня, в учебных заведениях среднего звена появится все необходимое.

Финансовое обеспечение образовательного учреждения – наиболее актуальный вопрос для каждого руководителя. Сегодняшнее положение дел в этой области характеризуется отсутствием прозрачности критериев и нормативов, слабой связью вложенных средств с результатами образовательной деятельности. Альтернативой существующему положению может стать изменение статуса учебного заведения с бюджетного на автономный.

Считаю, что в России должны быть федеральные автономные колледжи с развитой инфраструктурой и с большим количеством реализуемых профессиональных образовательных программ различного уровня (от программ-модулей профессионального обучения и повышения квалификации до программ прикладного бакалавриата).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Заметки экспертов на полях государственных стандартов СПО
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Проектная деятельность как проявление созидательной активности
Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
Новый уровень модернизации НПО и СПО
Новые знания – в практику
В России тоже будет рабочая аристократия
Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ