Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый уровень модернизации НПО и СПО

В Чувашской Республике, как и во всей России, идет модернизация начального и среднего профессионального образования. О наиболее важных результатах модернизации рассказывает заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергей Кудряшов.

Просмотров: 3603

В Чувашской Республике, как и во всей России, идет модернизация начального и среднего профессионального образования. За последнее десятилетие путем объединения ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов создано 5 учебных комплексов. Новые учебные заведения реализуют программы начального, среднего и дополнительного профобразования. Филиалами вузов стали 3 учреждения СПО. Структура и объем подготовки кадров изменяются с целью сбалансирования рынков образовательных услуг и труда. Ведется большой и серьезный эксперимент по организации межрегиональных ресурсных центров. Совсем недавно на региональный уровень переведены 9 федеральных колледжей. О наиболее важных результатах процесса модернизации рассказывает заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергей КУДРЯШОВ.

Организационная основа

Организационной основой развития системы профессионального образования являются такие документы, как утвержденная в 2008 году Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и разработанная в 2011 году Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Программа направлена на решение актуальных задач модернизации профессионального образования и включает перечень мероприятий, реализация которых обеспечит создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики.

Отметим самые важные для развития систем НПО и СПО направления, подходы, мероприятия.

Создание ресурсных центров

К числу новаций, ориентированных на потребности конкурентоспособных отраслей экономики республики, следует отнести опыт по созданию ресурсных центров профессионального образования, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. В Чувашии эта работа началась в 2004-2006 годах в рамках реализации международного проекта «Реформа системы образования». В настоящее время в республике имеется 13 ресурсных центров, где готовят современные рабочие кадры для высокотехнологичных производств с учетом потребностей рынка труда. На базе этих новых моделей организованы центры обучения взрослых, в которых ежегодно по программам краткосрочных курсов проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 10 тыс. человек. Примечательно, что из 13 ресурсных центров 2 предназначены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На базе Чебоксарского электромеханического колледжа в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы создается межрегиональный ресурсный центр отрасли «Энергетика».

Оптимизация сети учреждений профобразования

С одной стороны, этот процесс нацелен на расширение самостоятельности. К концу 2011 года все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, переведены в статус автономных.

С другой стороны, проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям. Ликвидирована подготовка по профессиям начального и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась.

Следующей мерой, способствующей удовлетворению потребностей рынка труда, была реорганизация автономных учреждений. Путем слияния профессиональных училищ № 14 и 15 образован Новочебоксарский политехнический техникум.

Плоды взаимодействия

В республике развивается сотрудничество учреждений СПО и НПО и производственных предприятий. Так, в соответствии с договором между Кабинетом министров Чувашской Республики и компанией «Транснефть» полностью обновлен имущественный комплекс профессионального училища №2 г. Канаш. На средства инвестора закуплено современное оборудование. В настоящее время профессиональное училище является ресурсным центром межрегионального значения. В 2011 году здесь подготовлено 49 рабочих для дочерних предприятий «Транснефти». Это кадровое пополнение распределено по регионам России согласно заказу, полученному от работодателей. Аналогичный договор имеют Чебоксарский электромеханический колледж и концерн «Тракторные заводы». Примеры сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий можно продолжать.

Решением совета по модернизации и технологическому развитию экономики в республике сформирована рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и вовлечению бизнес-структур в образовательный процесс. В колледжах и техникумах созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет ректоров вузов Чувашской Республики и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Чувашской Республики. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса: они участвуют в формировании контрольных цифр приема в учреждения НПО и в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников, проводят экспертизу содержания учебных программ подготовки кадров и др.

В прошлом году после проведения республиканской конференции по частно-государственному партнерству (март 2011 г.) началась интеграция образовательных учреждений с предприятиями и общественными организациями в рамках производственно-научно-образовательных кластеров. Всего в Чувашии создается 9 таких структур. Оценка качества профессионального образования В республике складывается государственно-общественная система оценки качества образования. Составной частью этой системы являются международные стандарты качества (серия ISO 9001), которые используются в менеджменте профессионального образования. К настоящему времени их внедрили 6 учреждений НПО и 4 – СПО.

Другая составная часть системы – центр добровольной сертификации персонала при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики. В 2011 году уже состоялась апробация его деятельности: сертификацию квалификации по двум рабочим профессиям прошли 77 выпускников.

Введена в практику общественно-профессиональная аккредитация. Торгово-промышленная палата РФ провела эту процедуру по отношению к 11 программам среднего, а немецкая фирма КНАУФ – по отношению к 9 программам начального профессионального образования.

Способствует повышению качества образования и то, что работодатели проводят экспертизу содержания всех образовательных программ НПО и части программ СПО, входят в состав комиссий по итоговой аттестации выпускников и государственной аккредитации образовательных программ.

Расширение перечня образовательных программ

Перечень образовательных программ, по которым проводится сертификация квалификации персонала, будет расширяться. Планируется, что в 2012 году сертификацию пройдут 48 выпускников учреждений начального и среднего звена.

В республике будут создаваться отраслевые центры сертификации персонала на базе ведущих учреждений высшего и среднего профессионального образования. Один такой центр – для рабочих и специалистов, обучающихся по программам подготовки фирмы «Haas», – уже имеется. Он работает на базе Чебоксарского электромеханического колледжа. Другой центр – по сертификации педагогических кадров – планируется создать в одном из ведущих вузов республики – Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

Основа авторитетности

В результате модернизации профессионального образования экстенсивный, количественный подход к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов заменится интенсивным, качественным и будут сформированы условия для инновационного развития учебных заведений. Это повысит привлекательность учреждений начального и среднего звена в глазах молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-56, практика управления, чувашская республика, СПО, качество образования, модернизация образования, Минобразования Чувашский Республики

Похожие материалы:
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Подготовка кадров для ИКТ-кластера
Контроль качества образования. Ульяновская область
Утвержден паспорт нового приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Ранняя профориентация для качества образования
Знак вопроса похож на петлю
Создать эффективную систему профобразования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ