Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый уровень модернизации НПО и СПО

В Чувашской Республике, как и во всей России, идет модернизация начального и среднего профессионального образования. О наиболее важных результатах модернизации рассказывает заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергей Кудряшов.

Просмотров: 3575

В Чувашской Республике, как и во всей России, идет модернизация начального и среднего профессионального образования. За последнее десятилетие путем объединения ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов создано 5 учебных комплексов. Новые учебные заведения реализуют программы начального, среднего и дополнительного профобразования. Филиалами вузов стали 3 учреждения СПО. Структура и объем подготовки кадров изменяются с целью сбалансирования рынков образовательных услуг и труда. Ведется большой и серьезный эксперимент по организации межрегиональных ресурсных центров. Совсем недавно на региональный уровень переведены 9 федеральных колледжей. О наиболее важных результатах процесса модернизации рассказывает заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергей КУДРЯШОВ.

Организационная основа

Организационной основой развития системы профессионального образования являются такие документы, как утвержденная в 2008 году Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и разработанная в 2011 году Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Программа направлена на решение актуальных задач модернизации профессионального образования и включает перечень мероприятий, реализация которых обеспечит создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики.

Отметим самые важные для развития систем НПО и СПО направления, подходы, мероприятия.

Создание ресурсных центров

К числу новаций, ориентированных на потребности конкурентоспособных отраслей экономики республики, следует отнести опыт по созданию ресурсных центров профессионального образования, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. В Чувашии эта работа началась в 2004-2006 годах в рамках реализации международного проекта «Реформа системы образования». В настоящее время в республике имеется 13 ресурсных центров, где готовят современные рабочие кадры для высокотехнологичных производств с учетом потребностей рынка труда. На базе этих новых моделей организованы центры обучения взрослых, в которых ежегодно по программам краткосрочных курсов проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 10 тыс. человек. Примечательно, что из 13 ресурсных центров 2 предназначены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На базе Чебоксарского электромеханического колледжа в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы создается межрегиональный ресурсный центр отрасли «Энергетика».

Оптимизация сети учреждений профобразования

С одной стороны, этот процесс нацелен на расширение самостоятельности. К концу 2011 года все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, переведены в статус автономных.

С другой стороны, проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям. Ликвидирована подготовка по профессиям начального и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась.

Следующей мерой, способствующей удовлетворению потребностей рынка труда, была реорганизация автономных учреждений. Путем слияния профессиональных училищ № 14 и 15 образован Новочебоксарский политехнический техникум.

Плоды взаимодействия

В республике развивается сотрудничество учреждений СПО и НПО и производственных предприятий. Так, в соответствии с договором между Кабинетом министров Чувашской Республики и компанией «Транснефть» полностью обновлен имущественный комплекс профессионального училища №2 г. Канаш. На средства инвестора закуплено современное оборудование. В настоящее время профессиональное училище является ресурсным центром межрегионального значения. В 2011 году здесь подготовлено 49 рабочих для дочерних предприятий «Транснефти». Это кадровое пополнение распределено по регионам России согласно заказу, полученному от работодателей. Аналогичный договор имеют Чебоксарский электромеханический колледж и концерн «Тракторные заводы». Примеры сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий можно продолжать.

Решением совета по модернизации и технологическому развитию экономики в республике сформирована рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и вовлечению бизнес-структур в образовательный процесс. В колледжах и техникумах созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет ректоров вузов Чувашской Республики и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Чувашской Республики. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса: они участвуют в формировании контрольных цифр приема в учреждения НПО и в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников, проводят экспертизу содержания учебных программ подготовки кадров и др.

В прошлом году после проведения республиканской конференции по частно-государственному партнерству (март 2011 г.) началась интеграция образовательных учреждений с предприятиями и общественными организациями в рамках производственно-научно-образовательных кластеров. Всего в Чувашии создается 9 таких структур. Оценка качества профессионального образования В республике складывается государственно-общественная система оценки качества образования. Составной частью этой системы являются международные стандарты качества (серия ISO 9001), которые используются в менеджменте профессионального образования. К настоящему времени их внедрили 6 учреждений НПО и 4 – СПО.

Другая составная часть системы – центр добровольной сертификации персонала при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики. В 2011 году уже состоялась апробация его деятельности: сертификацию квалификации по двум рабочим профессиям прошли 77 выпускников.

Введена в практику общественно-профессиональная аккредитация. Торгово-промышленная палата РФ провела эту процедуру по отношению к 11 программам среднего, а немецкая фирма КНАУФ – по отношению к 9 программам начального профессионального образования.

Способствует повышению качества образования и то, что работодатели проводят экспертизу содержания всех образовательных программ НПО и части программ СПО, входят в состав комиссий по итоговой аттестации выпускников и государственной аккредитации образовательных программ.

Расширение перечня образовательных программ

Перечень образовательных программ, по которым проводится сертификация квалификации персонала, будет расширяться. Планируется, что в 2012 году сертификацию пройдут 48 выпускников учреждений начального и среднего звена.

В республике будут создаваться отраслевые центры сертификации персонала на базе ведущих учреждений высшего и среднего профессионального образования. Один такой центр – для рабочих и специалистов, обучающихся по программам подготовки фирмы «Haas», – уже имеется. Он работает на базе Чебоксарского электромеханического колледжа. Другой центр – по сертификации педагогических кадров – планируется создать в одном из ведущих вузов республики – Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

Основа авторитетности

В результате модернизации профессионального образования экстенсивный, количественный подход к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов заменится интенсивным, качественным и будут сформированы условия для инновационного развития учебных заведений. Это повысит привлекательность учреждений начального и среднего звена в глазах молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-56, практика управления, чувашская республика, СПО, качество образования, модернизация образования, Минобразования Чувашский Республики

Похожие материалы:
Подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена в Великом Новгороде
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Система профтехобразования в новом формате
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Инженер будет квалифицированнее и компетентнее
Двойное опережение подготовки педагогов
Актуальность и перспективы дуального обучения
УрФУ переходит на индивидуальное образование
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
Диагностика и управление: ориентация на потребителя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ФОРУМЕ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»: ВОПРОСЫ ПРАГМАТИКИ И ЭТИКИ
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
Из журнала
#100Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
#104Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку