Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Диагностика и управление: ориентация на потребителя

В Центре оценки и контроля качества образования Ярославской области разработан и успешно реализуется метод измерения удовлетворенности образованием в учреждениях среднего профессионального образования.

Просмотров: 3083
В.Ю. ГОРШКОВ, главный специалист Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области, кандидат педагогических наук

В Центре оценки и контроля качества образования Ярославской области разработан и успешно реализуется метод измерения удовлетворенности образованием в учреждениях среднего профессионального образования.

«Ключ» – потребительский мониторинг

Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на пользователя постепенно становится ключевым принципом в организации образовательного процесса не только в вузах, но и в учебных заведениях среднего профессионального образования. Такая ориентация предполагает создание системы взаимодействия учебного заведения со своими потребителями – системы потребительского мониторинга (ПМ) удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей.

Под ПМ понимается постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление новых тенденций с целью принятия эффективных управленческих решений. Причем понятие мониторинга рассматривается более широко, чем традиционные процедуры контроля, поскольку он включает и аналитику, и диагноз, и прогноз тенденций, и корректировку развития образовательных программ.

Наряду с государством и работодателями главными потребителями образовательных услуг являются учащиеся, их семьи. Их удовлетворенность образованием – один из важных критериев, позволяющих оценить качество образовательных услуг. Такой критерий очень важен, поскольку понимание термина «качество образования» – одна из сложнейших проблем российского образования. И в этом контексте мониторинг групп потребителей также позволяет найти нужные подходы к пониманию и решению этой серьезной проблемы.

Новые подходы к измерению

Исследования удовлетворённости потребителей образовательными услугами ссузов ежегодно проводятся во всех учебных заведениях среднего профессионального образования Ярославской области. Для их проведения Центром оценки и контроля качества образования был разработан и успешно реализуется оригинальный метод измерения.

Центр оценки и контроля качества образования Ярославской области был создан в форме государственного учреждения в 1999 году для осуществления полномочий по оценке качества образовательных услуг в регионе. В том числе и сопровождения программ в области оценки качества образования, организации и проведения мониторинга условий осуществления образовательной деятельности, выполнения функции оператора региональной системы оценки качества образования по сбору, учёту и анализу факторов, влияющих на качество образования.

Под удовлетворенностью образованием понимается эмоциональнооценочное отношение обучающихся к образовательным результатам и условиям предоставления образовательной услуги. Однако простота и легкость самого понятия находится в большом контрасте со сложностью измерения удовлетворенности. При оценке обучающиеся вкладывают в понятие удовлетворенности образованием разные смыслы. Для одних важными являются глубокие знания по специальным предметам, для других – уровень квалификации педагога, третьи больше обращают внимание на отношения с преподавателями и сверстниками, четвертые имеют в виду все перечисленное. В результате оценка приобретает неопределенный характер. Поэтому сравнивать в общем удовлетворенность образованием в двух или нескольких образовательных учреждениях было бы некорректно. Правильнее оценивать не удовлетворенность образованием в целом, а удовлетворенность отдельными, однозначно обозначенными аспектами образования. В этом случае оцениваться будет одна и та же реальность. Тогда удовлетворенность образованием в целом можно выводить как сумму удовлетворенностей по каждому из аспектов оценивания.

Процесс оценки и выводов об удовлетворенности чем-либо включает сравнение с внутренним эталоном. Что такое внутренний эталон? Это запрос обучающихся, который они предъявляют образовательному учреждению. Центром предпринята попытка выявить такой эталон, вывести его вовне и затем учесть при конечной оценке удовлетворенности. При таком подходе удовлетворенность будет определяться как разница между запросом и собственно удовлетворенностью.

Исходя из этого и был разработан инструмент для измерения удовлетворенности. Также на основе социологических опросов обучающихся, фокус-групп, мнений экспертов были определены 14 параметров (аспектов образования) для оценивания.

  1. Знания, умения, навыки по предметным областям, включая предметы профессиональной направленности.
  2. Умение общаться с разными людьми и работать с разнообразными текстами.
  3. Обучение с учетом интересов и особенностей каждого студента.
  4. Хорошее отношение педагогов к студентам.
  5. Полезная для освоения профессии практика.
  6. Хорошие медико-социально-психологические условия обучения.
  7. Помощь в осознанном выборе будущей профессии.
  8. Понимание своих прав и умение отстаивать их в разных ситуациях.
  9. Качественные умения и навыки на занятиях по специальным дисциплинам.
  10. Умение организовывать свою деятельность.
  11. Обязательность, добросовестность, аккуратность.
  12. Хорошая организация образовательного процесса.
  13. Добрые отношения в студенческих коллективах.
  14. Информационное и материальнотехническое оснащение образовательного процесса.

По результатам опроса строится сравнительная диаграмма соотношения запроса и удовлетворенности по одним и тем же параметрам. На примере измерения удовлетворенности одного из учреждений СПО диаграмма выглядит следующим образом.

По горизонтальной оси под теми же номерами, что приведены в перечне (см. выше), обозначены соответствующие параметры. По вер тикальной оси – ранги значимости тех или иных параметров как по удовлетворенности обучающихся, так и по их запросу (ожиданиям). По каждому параметру определяется разница рангов запроса (ожиданий) и удовлетворенности. Например, «информационное и материально-техническое оснащение образовательного процесса» (параметр 14), по мнению обучающихся, является одним из важных запросов (ранг № 4), а удовлетворенность по этому параметру находится на одиннадцатом месте. Следовательно, разница рангов равна (-7).

Удовлетворенность образованием в целом определяется как суммарная разница рангов всех параметров. В данном случае суммарная разница взятого для примера образовательного учреждения равна 27,5.

На основе описанного подхода разработана анкета, состоящая из 84 утверждений, и бланк для ответов. Обучающимся и выпускникам предлагается выразить степень согласия с утверждениями. Формулировки утверждений корректируются каждый год по результатам анализа предыдущего года. Время заполнения анкеты – 20-30 минут. Сканирование, распознавание машиночитаемого бланка, его обработка и построение графика для группы в 25 человек занимает примерно 15 минут. Затем предоставляется подробный анализ удовлетворенности по каждому из измеряемых параметров и в целом по учебному заведению.

Таким образом, времени на проведение опроса и обработку данных затрачивается немного, актуальность же исследования удовлетворенности потребителей образовательных услуг очевидна. Полученные результаты позволяют не только диагностировать образовательный процесс, но и эффективно управлять им. Информация может учитываться при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений, оценке качества образования, представляет интерес для администрации образовательных учреждений, учредителей и работодателей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, качество образования, виктор горшков, ярославская область, практика управления, ао-55

Похожие материалы:
Новый уровень модернизации НПО и СПО
ЯПЭК: диалог с работодателем
Технологии сопровождения одаренных детей
Ориентир – трудоустройство выпускника
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Цель – создание профессионального экспертного сообщества
Дополнительное образование детей
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Когда один владеет силой четырёх
Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#112Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ