Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Цель – создание профессионального экспертного сообщества

Более десяти лет Департаментом образования Ярославской области, Центром оценки и контроля качества образования региона совместно с учреждениями дополнительного профессионального образования реализуется программа курсовой подготовки экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений.

Просмотров: 2600

Опыт подготовки экспертов сферы госаккредитации образовательных учреждений общего, начального и среднего профобразования в Ярославской области

Н.И. ПЕТУХОВА, начальник отдела обеспечения аккредитации образовательных учреждений Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области, почетный работник общего образования РФ

Более десяти лет Департаментом образования Ярославской области, Центром оценки и контроля качества образования региона совместно с учреждениями дополнительного профессионального образования реализуется программа курсовой подготовки экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений. Многолетний опыт позволил центру разработать рекомендации для руководителей образовательных учреждений по подготовке к прохождению государственной аккредитации, методические рекомендации для экспертов по проведению аккредитационной экспертизы, аналитические материалы для работы аккредитационной коллегии. На основе эффективно действовавшей ранее системы работы с экспертами в короткий срок в соответствии с федеральным порядком разработаны основные требования к аттестации экспертов в области проведения аккредитационных экспертиз.

В последние годы обществом уделяется все большее внимание качеству образовательных услуг. Объективно оценивать эту сферу – значит сравнивать фактические значения показателей качества с эталонными. Эти значения сегодня регламентированы федеральными государственными образовательными стандартами, а до введения их в действие определялись государственными нормативными документами. Установить фактические значения показателей и сравнить их с обязательными требованиями можно только экспертным методом. В соответствии с законом РФ «Об образовании» аккредитационная экспертиза образовательных учреждений начального, общего и среднего профессионального образования в Ярославской области проводится комиссиями по аккредитационной экспертизе, созданными аккредитационным органом.

Опыт подготовки экспертов сферы госаккредитации образовательных учреждений общего, начального и среднего профобразования в Ярославской области Комиссия формируется, исходя из вида проводимой аккредитационной процедуры, а именно:

  • экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ФГОС по общеобразовательным, общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам;
  • экспертизы показателей деятельности образовательных учреждений, необходимых для определения их типа и вида.

В состав комиссий включаются эксперты сферы проведения государственной аккредитации образовательных учреждений. Ими являются преподаватели вузов и ссузов, руководители образовательных учреждений и ведущие специалисты предприятий и организаций города Ярославля и области.

По решению департамента образования области выполнение работ по организационно-техническому и информационно-аналитическому сопровождению аккредитационных экспертиз возложено на Центр оценки и контроля качества образования Ярославской области. Одно из направлений этой деятельности – работа с экспертами. Опираясь на разработки ранее действовавшей системы, центром в короткий срок изложены новые, соответствующие современным задачам основные требования к аттестации экспертов. От того, насколько эксперты подготовлены, какого уровня профессионализма достигли, зависит вся система работы с ними, в том числе отбор, обучение и повышение квалификации. Это приобретает особую значимость в свете новых федеральных требований к созданию экспертного сообщества высококвалифицированных специалистов.

Экспертная деятельность сложна, и к личности специалиста предъявляются особые запросы. Порядок аттестации, механизм отбора и привлечения к проведению аккредитационной процедуры, а также квалификационные требования к уровню знаний и умений были утверждены Министерством образования и науки РФ около года назад. Но и прежде от ярославских экспертов обязательно требовали знания различных методов оценки качества образования, их целесообразного использования, построения оценочных шкал; осведомленности в вопросах создания и функционирования объекта контроля, перспектив его развития, свойств, показателей качества, знания нормативных документов; заинтересованности в результатах работы по экспертной оценке; умения работать с людьми, в том числе в конфликтных ситуациях, решать творческие задачи, переключаться с одного вида деятельности на другой; способности противостоять мнениям и заявлениям других при уверенности в своей правоте, аргументировать выставляемые оценки и доказывать свою точку зрения; обладания профессиональной интуицией, непредвзятости с целью исключения завышения или занижения оценки.

Объективности оценки качества образования по учебным программам способствует наличие единого подхода. Это в свою очередь диктует необходимость организации обучения экспертов по единой программе. С этой целью в Ярославской области совместно с учреждениями дополнительного профобразования с 2001 года реализуется программа курсовой подготовки экспертов.

Продолжительность занятий определяется учебным планом и составляет не менее 72 часов. На курсы с отрывом от основной работы приглашаются специалисты, имеющие базовое высшее образование, стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее трех лет. Помимо специалистов центра, к проведению занятий привлекаются и наиболее квалифицированные эксперты, уже прошедшие соответствующую подготовку.

Курс «Экспертная деятельность в процедуре государственной аккредитации образовательных учреждений (до 2007 года – в процедуре аттестации)» позволяет экспертам повысить квалификацию. В программу включены следующие обязательные модули: «Правовые основы деятельности образовательных учреждений», «Нормативное правовое обеспечение аккредитационной экспертизы», «Технологии аккредитационной экспертизы образовательных учреждений». Обучение предполагает обязательное освоение инвариантных и вариативных модулей. Также программа включает и обязательное обучение организационно-методическим основам проведения аккредитационной экспертизы, в том числе экспертизы основной профессиональной образовательной программы, учебных планов, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, условий реализации основной профессиональной образовательной программы (кадрового и информационного обеспечения, материально-технической базы). Один из значимых модулей программы – «Психолого-педагогические основы экспертной деятельности» – помогает не только обеспечить высокое качество подготовки эксперта, но и найти выход в сложных морально-этических ситуациях в ходе проведения экспертизы. Слушатели курсов получают методические материалы, необходимые для оптимизации их дальнейшей экспертной деятельности.

Программа подготовки основана на методах активного вовлечения слушателей курсов в учебный процесс. Кроме теоретических знаний, они нарабатывают практические навыки, необходимые для анализа и оценки по направлениям подготовки обучающихся и выпускников и деятельности образовательных учреждений, имеют возможность на конкретных примерах учиться компетентно, объективно, аргументировано давать оценку объектам экспертной деятельности, поскольку основная функциональная роль эксперта – подготовка заключения. Новые знания и приобретенные навыки успешно применяются на практических занятиях по подготовке заключений по итогам экспертизы. По окончании курсов слушатели сдают экзамены.

Повышение квалификации экспертов осуществляется непрерывно. Различные семинары и консультации позволяют своевременно осваивать изменения, происходящие как в нормативно-правовой базе, так и в технологии аккредитационных экспертиз.

Качественное проведение аккредитационных процедур ставит экспертов Ярославской области в первые ряды педагогического сообщества. Авторитет их высок не только в своем регионе. Творчески и профессионально подходя к выполнению своей миссии, внося деловые предложения по усовершенствованию процедуры экспертизы, специалисты Ярославской области консультируют коллег из соседних областей. Приобретенный опыт эффективно используется при организации образовательного процесса в учреждениях, где трудятся сами эксперты. И неслучайно, эти учебные заведения более успешны при прохождении государственной аккредитации и различных проверок.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ЦОиККО Ярославской области, ярославская область, практика управления, ао-60

Похожие материалы:
Качество образования как вектор развития вуза
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
Надзор и контроль в системе донского образования
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Контроль качества образования. Ульяновская область
Региональный аспект независимой оценки качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
#112Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#111Преобразования в профобразовании
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ