Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, РоссииВ 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. Пилотные проекты реализуются в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях. Регионы-участники отобраны по конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ). Просмотров: 9691
Погоня за двумя зайцами, или Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, РоссииВ 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. Пилотные проекты реализуются в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях. Регионы-участники отобраны по конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ). В некоторых из них уже определены колледжи, которые станут инновационными площадками. Например, в Ульяновской области этот статус получат техникум приборостроения, авиационный и технический колледжи. Выбраны они не случайно, а потому, что способствуют развитию основных направлений промышленности региона. По такому же принципу отбираются участники эксперимента и в других субъектах федерации. В Красноярском и Пермском краях это будут колледжи, осуществляющие подготовку кадров для машиностроительной отрасли, в Калужской области – для предприятий автомобильной промышленности, в Ярославской – для фармацевтической и двигателестроения. Предполагается, что регионы-участники пилотного проекта получат административную и методическую помощь АСИ, Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда РФ, консультационную помощь Всемирного банка и поддержку Российско-Германской внешнеторговой палаты. Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух учреждениях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в профессиональной школе (она дает теоретические знания), а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Оба учреждения являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые люди, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии. Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Дуальное обучение в ФРГ введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс.1, причем более половины характеризуются как мелкие и средние. Прежде всего это означает, что частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. В одном из своих выступлений председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс отметил, что сумма инвестиций составляет более 23 млрд. евро ежегодно. Добавим: еще 3 млрд. выделяет для этого государство. Российские колледжи о таком золотом дожде даже не мечтают. Примечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора вуза или ссуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. На теоретическую и практическую части отводится примерно равное количество времени. В роли преподавателей выступают сотрудники компании. Конечно, не каждый из них является прирожденным педагогом, но, по отзывам обучающихся, только такие преподаватели могут рассказать о том, чего нет ни в одном даже самом умном учебнике, и показать, как и что надо делать. Главное, что требуется от педагогов-производственников, – результативность. Срок, на который рассчитаны германские программы дуального обучения, варьируется в промежутке от двух до трех с половиной лет. На предприятии целенаправленная работа по развитию необходимых навыков и ответственности, начинается с первых дней. Изучив особенности производства, попробовав все своими руками и сдав квалификационный и другие экзамены, выпускники приступают к выполнению профессиональных обязанностей в той самой компании, в которой обучались. Дуальная система обеспечивает им спокойное и безболезненное вхождение во взрослую трудовую жизнь, а также достойное существование. Ведь даже в период учебы будущим работникам выплачивается хорошее денежное вознаграждение. И на рабочем месте они чувствуют себя уверенно, так как владеют необходимыми компетенциями. «Ловля двух зайцев» пользуется популярностью у молодежи. Работодатели тоже имеют выгоду от такой формы подготовки кадров, поскольку получают специалистов, соответствующих именно их требованиям. Германское дуальное образование ориентировано в основном на производственный и технологический секторы и почти не применяется в гуманитарном. Несмотря на это эффект получается весомый: в ФРГ самая низкая среди европейских стран безработица молодежи (в разы меньше, чем в других странах Евросоюза) и хорошо развитая экономика. Форма дуального обучения в большей или меньшей степени используется во многих европейских странах. И для нее нет границ и континентов. В позапрошлом году дуальное обучение начал вводить Казахстан. Здесь выделили отрасли, которые нуждаются в кадрах (сельское хозяйство, транспорт, металлургия и машиностроение, нефтегазовое и химическое производство), и учебные заведения, где их могут подготовить. По поручению главы государства Фондом национального благосостояния Казахстана составлен пошаговый план внедрения дуальной модели и определен перечень базовых предприятий, которые участвуют в этом проекте. К настоящему времени Казахстан довольно далеко продвинулся по пути реализации задуманного. В стране создана организация, которая ведет и координирует работу по данному направлению (Управление методологии дуальной системы обучения), разработаны типовые учебные планы и образовательные программы по специальностям, новизна которых состоит в том, что более 40-50 процентов учебного времени отводится производственной практике. По данным пресс-службы Минобрнауки Казахстана на конец 2013 года, элементы дуального обучения внедряют 174 колледжа, в которых получает рабочие профессии около 46 тыс. человек2. По новым программам обучается много сельской молодежи, так как 170 предприятий, крестьянских хозяйств подписали протоколы намерений об обучении выпускников сельских школ. Изучается международный опыт. Например, преподаватели Красноармейского аграрно-технического колледжа Павлодарской области стажировались в одной из профильных академий Германии, а на сельскохозяйственных предприятиях студенты прошли производственную практику, во время которой им платили заработную плату. По мнению экс-министра образования и науки Казахстана Бактыжана Жумагулова, предприниматели и руководители образовательных организаций начали разговаривать на одном языке. И всё же проблемы, которые тормозят введение дуального обучения, в стране есть, и во многом они связаны с предприятиями. Во-первых, для практической подготовки будущих работников бизнесу приходится выделять людей (наставников) и финансы. Во-вторых, дуальная форма обучения требует от предпринимателя умения планировать развитие трудовых ресурсов компании на довольно длительный срок, а осуществить это довольно сложно. В-третьих, в деле формирования единых профессиональных стандартов, а также моделей отраслевых квалификационных рамок без участия бизнеса не обойтись. Чтобы повысить заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров, в Казахстане из государственного бюджета выделено более миллиона долларов. Деньги должны пойти на обновление квалификационных требований, которые компании предъявляют к своим работникам. Вдобавок к этому Министерство образования Казахстана, предложило уменьшить налогооблагаемый доход предприятий, работающих по дуальной системе, на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5. Элементы дуального обучения проникли и в систему российского образования, причем используются они в учебных заведениях как высшего, так и среднего звена. Первопроходцем среди учреждений СПО по праву можно считать Калужский колледж информационных технологий и управления. Опыт этого ссуза показал, что для организации дуального обучения одного желания образовательной организации мало, нужны еще и соответствующие экономические меры (как видим, это хорошо понимают в Казахстане). В Калужской области за сравнительно небольшой промежуток времени были созданы максимально выгодные условия для крупных зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в производство грузового и легкового транспорта и сельскохозяйственной техники. С 2006 года на территории региона работает немецкий концерн «Фольксваген». С 2009 года в индустриальных парках области действуют другие международные компании – производители легкового и грузового автотранспорта («Магна», «Бентелер», «Шердель», «Континентал Калуга» и другие). Благодаря такой политике увеличился спрос на профессии и специальности автомобильного профиля. Но организовать подготовку кадров с необходимыми компетенциями не позволяли три набивших оскомину условия: устаревшая материально-техническая база учреждений СПО, неподготовленность преподавателей и слабое взаимодействие между системой образования и отраслями экономики. Для оперативного решения проблемы в Калужском колледже информационных технологий и управления был создан учебный центр автомобилестроения, занимающийся подготовкой и переподготовкой взрослого населения. Однако отдел по развитию персонала компании «Фольксваген Груп Рус» счел, что дешевле и перспективнее осуществлять подготовку студентов последних курсов под конкретное производство, и начал вкладывать средства в это дело (см. таблицу 13). Таблица 1. Динамика затрат компании «Фольксваген Груп Рус», руб.
Поначалу в колледже были открыты специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (автомехатроника) и «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» (мехатроника). Набор студентов в две экспериментальные группы проводился при непосредственном участии кадровых служб производства с помощью подготовленных ими психологических опросников, тестовых и практических заданий. При этом учитывались уровень владения теорией, выполнялись задания на умение работать в команде, выявлять лидера. Программы обучения были заимствованы в Германии и адаптированы к российским условиям. По словам директора колледжа Алексея Никитина, шлифовать их пришлось долго. Позже были разработаны адаптированные программы и по другим специальностям. Все они содержат большее количество практических часов. В соответствии с германским опытом теоретическое обучение проходит на базе колледжа и строится с учетом с тех компетенций, которые будут приобретаться на практике, а практическое – в цехах, причем программу для него полностью разрабатывают специалисты с предприятия, но она согласовывается с учебным заведением. Предприятие выделяет для колледжа преподавателей специальных дисциплин, а также расходные материалы и при необходимости – транспорт. Студенты обеспечиваются спецодеждой и ежемесячной стипендией в размере МРОТ. Эти условия записываются в договоры, которые заключаются с обучающимися. Трудоустраиваются примерно 87 процентов выпускников, прошедших дуальное обучение4. В настоящее время в Калужской области практикуют применение германского опыта 3 образовательных организации СПО. По соответствующим программам обучается примерно 1 тыс. человек. (Данные еще по трем регионам-участникам федерального эксперимента отражены таблице 2.) Представить с помощью статистики общую картину, которая дает представление об объемах дуального обучения в масштабе всей России, очень сложно, поскольку освоение германского опыта идет не централизованно, а на уровне областей и республик и по инициативе конкретных учебных заведений и предприятий. Однако факт, что конкурс заинтересовал 23 субъекта федерации, показателен – все-таки и на российской почве пробились ростки германского опыта. Таблица 2. Количество учреждений и студентов, участвующих в реализации программ дуального обучения в экспериментальных регионах (данные АСИ)
Главное, что тормозит развитие дуального обучения в России, – конечно, инвестиции. Отечественные предприниматели в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Они отдалены от образовательных организаций. Им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у многих владельцев малых и средних предприятий просто нет денег, чтобы вложиться в образование. Традиции в нашей стране тоже отличаются от германских, где издавна с почтением относятся к ремеслу и уважают наставников. В России принято отдавать предпочтение высшему образованию. Педагоги и родители ориентируют школьников именно на это, и, как показывает жизнь, переломить тенденцию очень трудно. Институтов, которые занимались бы внедрением дуального образования, в нашей стране нет. Президент В.В. Путин на заседании наблюдательного совета АСИ5 отметил: очень важно добиться, чтобы материальное обеспечение учреждений СПО было адекватным современным требованиям, а обучение в ссузах приобрело популярность у старших школьников. Также он обратил внимание на небходимость создавать правовую базу, регулирующую взаимоотношения государственных учебных заведений и частных предприятий, кадры для которых готовят колледжи и техникумы. О поддержке на федеральном уровне предпринимателей, вкладывающих средства в реализацию программ дуального обучения и материальное обеспечение учреждений СПО, глава государства ничего не сказал. Но хорошие новости все же есть. В феврале в Торгово-промышленной палате РФ прошел семинар, на котором демонстрировался пермский опыт развития дуального обучения. Наработками заинтересовались представители 30 регионов. И еще: на основе анализа пилотных проектов будут подготовлены рекомендации по изменению законодательства и совершенствованию системы управления профессиональным образованием. Может быть, этим самым и будет заложено начало пути, который приведет к решению основной (инвестиционной) проблемы.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 2
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|