Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ветер перемен в инфраструктуре образования

Около двух лет прошло с тех пор, как учреждения СПО были переведены на региональный бюджет. Нельзя сказать, что никто от этого не пострадал. Предоставленные себе, учреждения среднего звена плыли по волнам модернизации, как умели.

Просмотров: 1379

Около двух лет прошло с тех пор, как учреждения СПО были переведены на региональный бюджет. Нельзя сказать, что никто от этого не пострадал. Где-то уменьшилось количество групп, кого-то закрыли, некоторые лишились земли, учебных хозяйств и части зданий. Но самое главное – разрушилась десятилетиями существовавшая и имевшая наработанные связи целостная система. Выработанные прежде четкие ориентиры на тот момент утратили актуальность и были потеряны, а новые еще только начинали приобретать пунктирные очертания. Предоставленные себе, учреждения среднего звена плыли по волнам модернизации, как умели.

Однако философы не напрасно утверждают, что все течет и изменяется, а наблюдательные люди говорят, что худа без добра не бывает. Регионы начали строить системы СПО, ориентируясь на местные особенности экономики и имеющиеся финансовые возможности. Федеральная власть со временем тоже перестала ограничиваться призывами о помощи учебным заведениям и действительно обратила внимание на систему СПО. В этом отношении 2012 год можно считать знаковым. В Министерстве образования и науки РФ открылся профильный департамент, работодатели, хоть и с большим опозданием, но приступили к созданию профессиональных стандартов, появились и реализуются ФГОС третьего поколения – пусть не самые совершенные, но основанные на новом, модульно-компетентностном принципе.

«Сетевая форма реализации образовательных программ» обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Закон «Об образовании в РФ», ст. 15.

Система СПО начала обретать другой облик. Безусловно, ступенькой к этому служил приоритетный национальный проект «Образование», благодаря которому в наиболее крепких и связанных с крупными предприятиями колледжах появились ранее не существовавшие структуры – ресурсные центры. Подпитка, полученная от бизнеса и государства, способствовала развитию ссузов – победителей конкурса инновационных программ, и сейчас они успешно работают на интересы региона. По официальным данным, за 2011-2012 годы в России создано 145 ресурсных центров (отраслевых и на базе образовательных учреждений). Но это еще не все.

Благодаря возможностям Федеральной целевой программы развития образования в одиннадцати приоритетных отраслях экономики формируются ресурсные центры особого вида – межрегиональные. Они рассчитаны на сетевые формы реализации и освоения образовательных программ. Осуществляя горизонтальную интеграцию, межрегиональные центры возрождают утерянный вместе с целостностью системы принцип отраслевого взаимодействия образовательных учреждений. На базе колледжей формируются 7 из них, остальные – на базе вузов.

Еще одна современная организация нового вида – многофункциональные центры прикладных квалификаций. Таких в России 42. Эти организации работают на интересы государства, бизнеса и конкретного человека. Реализуя гибкие программы профессиональной подготовки (ускоренного приобретения необходимых навыков), они могут оперативно реагировать на текущие запросы и обновление производства. Еще один плюс: центры прикладных квалификаций рассчитаны на обучение взрослых, а точнее – всех желающих в возрасте пятнадцати лет и старше. Человек, сдавший квалификационный экзамен, получит сертификат, удостоверяющий, что его компетенция соответствует определенному уровню. Чем выше квалификационный уровень, тем ценнее и востребованнее работник. Благодаря центрам прикладных квалификаций люди приобретают больше возможностей для профессионального совершенствования и трудоустройства.

По мнению экспертов Национального фонда повышения квалификации, самыми важными и трудно решаемыми проблемами сертификации являются четыре: подготовка экспертов, разработка оценочных средств, неполнота федеральной нормативной базы и отсутствие отраслевых координирующих структур. Для устранения первых трех меры принимаются, а четвертая проблема остается под вопросом.

В течение нынешнего года к имеющимся центрам прикладных квалификаций прибавятся еще 80, а в течение 2014 года – 62 (см. рис. 1). Такова дорожная карта под названием «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года, № 2620-р. Таким образом, ситуация с подготовкой квалифицированных рабочих и востребованных специалистов среднего звена должна улучшиться.

Рисунок 1

План создания многофункциональных центров прикладных квалификаций в федеральных округах

Увеличить изображение

Одна из моделей горизонтальной интеграции – кластеры. Они уже организованы в регионах, где успешно осуществляется оптимизация сети учреждений профессионального образования. К таким эксперты НИУ ВШЭ относят Москву, Самарскую, Тверскую, Омскую области и Республику Татарстан. К созданию кластеров приступают и другие регионы. Например, в одной только Ульяновской области их будет пять: авиационный, автомобильный, ядерный, строительный, IT.

АДРЕСА РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ

Участниками подмероприятия 4.1 Федеральной целевой программы развития образования являются:

• Красногорский государственный колледж (отрасль «Наноиндустрия»);
• Московский колледж архитектуры и строительства № 7 («Строительство»);
• Чебоксарский электромеханический колледж («Энергетика»);
• Георгиевский региональный колледж «Интеграл» («Энергетика»);
• Кемеровский горнотехнический колледж («Добывающая промышленность»);
• Благовещенский политехнический колледж («Добывающая промышленность»);
• Тольяттинский машиностроительный колледж («Транспорт»).

Региональные модели горизонтальной интеграции вариативны, что позволяет успешно адаптировать их к различным географическим, демографическим и социально-экономическим условиям.

По замыслу Минобрнауки РФ, построение новых структур будет следующим этапом модернизации региональных систем профессионального образования. Предусмотрен также мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и СПО, для которого уже разработаны показатели.

Наряду с этим предстоит усовершенствовать оплату труда педагогических работников (см. рис. 2). Каким способом? Путем введения в практику так называемого эффективного контракта. Под новым понятием имеется в виду трудовой договор, где конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели эффективности деятельности и критерии ее оценки, а также меры социальной поддержки. Это основа для назначения стимулирующих выплат, зависящих от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Предполагается, что база для использования эффективного контракта возникнет тогда, когда будут разработаны профессиональные стандарты и основанные на них квалификационные требования, скорее всего – в следующем году.

Рисунок 2

Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров ПО ОУ НПО и СПО к средней заработной плате по субъекту РФ (первый квартал 2013 г.)

Отношение к новшеству неоднозначное. Все зависит от цели эффективного контракта. Хорошо, если он действительно вводится не только для экономии государственных средств, но и для объективной оценки вклада работников в общее дело. Тогда одна из самых застарелых проблем СПО постепенно начнет терять свою остроту. А если нет? Значит, все останется как было.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Московский колледж – возможности и перспективы
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Итоги регионализации системы управления
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Особенности нижегородского профессионального образования
Зеленый свет кластерной политике
Колледж будущего

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ