Ветер перемен в инфраструктуре образованияОколо двух лет прошло с тех пор, как учреждения СПО были переведены на региональный бюджет. Нельзя сказать, что никто от этого не пострадал. Предоставленные себе, учреждения среднего звена плыли по волнам модернизации, как умели. Просмотров: 1380
Около двух лет прошло с тех пор, как учреждения СПО были переведены на региональный бюджет. Нельзя сказать, что никто от этого не пострадал. Где-то уменьшилось количество групп, кого-то закрыли, некоторые лишились земли, учебных хозяйств и части зданий. Но самое главное – разрушилась десятилетиями существовавшая и имевшая наработанные связи целостная система. Выработанные прежде четкие ориентиры на тот момент утратили актуальность и были потеряны, а новые еще только начинали приобретать пунктирные очертания. Предоставленные себе, учреждения среднего звена плыли по волнам модернизации, как умели. Однако философы не напрасно утверждают, что все течет и изменяется, а наблюдательные люди говорят, что худа без добра не бывает. Регионы начали строить системы СПО, ориентируясь на местные особенности экономики и имеющиеся финансовые возможности. Федеральная власть со временем тоже перестала ограничиваться призывами о помощи учебным заведениям и действительно обратила внимание на систему СПО. В этом отношении 2012 год можно считать знаковым. В Министерстве образования и науки РФ открылся профильный департамент, работодатели, хоть и с большим опозданием, но приступили к созданию профессиональных стандартов, появились и реализуются ФГОС третьего поколения – пусть не самые совершенные, но основанные на новом, модульно-компетентностном принципе.
Система СПО начала обретать другой облик. Безусловно, ступенькой к этому служил приоритетный национальный проект «Образование», благодаря которому в наиболее крепких и связанных с крупными предприятиями колледжах появились ранее не существовавшие структуры – ресурсные центры. Подпитка, полученная от бизнеса и государства, способствовала развитию ссузов – победителей конкурса инновационных программ, и сейчас они успешно работают на интересы региона. По официальным данным, за 2011-2012 годы в России создано 145 ресурсных центров (отраслевых и на базе образовательных учреждений). Но это еще не все. Благодаря возможностям Федеральной целевой программы развития образования в одиннадцати приоритетных отраслях экономики формируются ресурсные центры особого вида – межрегиональные. Они рассчитаны на сетевые формы реализации и освоения образовательных программ. Осуществляя горизонтальную интеграцию, межрегиональные центры возрождают утерянный вместе с целостностью системы принцип отраслевого взаимодействия образовательных учреждений. На базе колледжей формируются 7 из них, остальные – на базе вузов. Еще одна современная организация нового вида – многофункциональные центры прикладных квалификаций. Таких в России 42. Эти организации работают на интересы государства, бизнеса и конкретного человека. Реализуя гибкие программы профессиональной подготовки (ускоренного приобретения необходимых навыков), они могут оперативно реагировать на текущие запросы и обновление производства. Еще один плюс: центры прикладных квалификаций рассчитаны на обучение взрослых, а точнее – всех желающих в возрасте пятнадцати лет и старше. Человек, сдавший квалификационный экзамен, получит сертификат, удостоверяющий, что его компетенция соответствует определенному уровню. Чем выше квалификационный уровень, тем ценнее и востребованнее работник. Благодаря центрам прикладных квалификаций люди приобретают больше возможностей для профессионального совершенствования и трудоустройства. По мнению экспертов Национального фонда повышения квалификации, самыми важными и трудно решаемыми проблемами сертификации являются четыре: подготовка экспертов, разработка оценочных средств, неполнота федеральной нормативной базы и отсутствие отраслевых координирующих структур. Для устранения первых трех меры принимаются, а четвертая проблема остается под вопросом. В течение нынешнего года к имеющимся центрам прикладных квалификаций прибавятся еще 80, а в течение 2014 года – 62 (см. рис. 1). Такова дорожная карта под названием «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года, № 2620-р. Таким образом, ситуация с подготовкой квалифицированных рабочих и востребованных специалистов среднего звена должна улучшиться. Рисунок 1 План создания многофункциональных центров прикладных квалификаций в федеральных округах
Одна из моделей горизонтальной интеграции – кластеры. Они уже организованы в регионах, где успешно осуществляется оптимизация сети учреждений профессионального образования. К таким эксперты НИУ ВШЭ относят Москву, Самарскую, Тверскую, Омскую области и Республику Татарстан. К созданию кластеров приступают и другие регионы. Например, в одной только Ульяновской области их будет пять: авиационный, автомобильный, ядерный, строительный, IT.
Региональные модели горизонтальной интеграции вариативны, что позволяет успешно адаптировать их к различным географическим, демографическим и социально-экономическим условиям. По замыслу Минобрнауки РФ, построение новых структур будет следующим этапом модернизации региональных систем профессионального образования. Предусмотрен также мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и СПО, для которого уже разработаны показатели. Наряду с этим предстоит усовершенствовать оплату труда педагогических работников (см. рис. 2). Каким способом? Путем введения в практику так называемого эффективного контракта. Под новым понятием имеется в виду трудовой договор, где конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели эффективности деятельности и критерии ее оценки, а также меры социальной поддержки. Это основа для назначения стимулирующих выплат, зависящих от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Предполагается, что база для использования эффективного контракта возникнет тогда, когда будут разработаны профессиональные стандарты и основанные на них квалификационные требования, скорее всего – в следующем году. Рисунок 2 Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров ПО ОУ НПО и СПО к средней заработной плате по субъекту РФ (первый квартал 2013 г.)
Отношение к новшеству неоднозначное. Все зависит от цели эффективного контракта. Хорошо, если он действительно вводится не только для экономии государственных средств, но и для объективной оценки вклада работников в общее дело. Тогда одна из самых застарелых проблем СПО постепенно начнет терять свою остроту. А если нет? Значит, все останется как было. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|