Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ветер перемен в инфраструктуре образования

Около двух лет прошло с тех пор, как учреждения СПО были переведены на региональный бюджет. Нельзя сказать, что никто от этого не пострадал. Предоставленные себе, учреждения среднего звена плыли по волнам модернизации, как умели.

Просмотров: 1225

Около двух лет прошло с тех пор, как учреждения СПО были переведены на региональный бюджет. Нельзя сказать, что никто от этого не пострадал. Где-то уменьшилось количество групп, кого-то закрыли, некоторые лишились земли, учебных хозяйств и части зданий. Но самое главное – разрушилась десятилетиями существовавшая и имевшая наработанные связи целостная система. Выработанные прежде четкие ориентиры на тот момент утратили актуальность и были потеряны, а новые еще только начинали приобретать пунктирные очертания. Предоставленные себе, учреждения среднего звена плыли по волнам модернизации, как умели.

Однако философы не напрасно утверждают, что все течет и изменяется, а наблюдательные люди говорят, что худа без добра не бывает. Регионы начали строить системы СПО, ориентируясь на местные особенности экономики и имеющиеся финансовые возможности. Федеральная власть со временем тоже перестала ограничиваться призывами о помощи учебным заведениям и действительно обратила внимание на систему СПО. В этом отношении 2012 год можно считать знаковым. В Министерстве образования и науки РФ открылся профильный департамент, работодатели, хоть и с большим опозданием, но приступили к созданию профессиональных стандартов, появились и реализуются ФГОС третьего поколения – пусть не самые совершенные, но основанные на новом, модульно-компетентностном принципе.

«Сетевая форма реализации образовательных программ» обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Закон «Об образовании в РФ», ст. 15.

Система СПО начала обретать другой облик. Безусловно, ступенькой к этому служил приоритетный национальный проект «Образование», благодаря которому в наиболее крепких и связанных с крупными предприятиями колледжах появились ранее не существовавшие структуры – ресурсные центры. Подпитка, полученная от бизнеса и государства, способствовала развитию ссузов – победителей конкурса инновационных программ, и сейчас они успешно работают на интересы региона. По официальным данным, за 2011-2012 годы в России создано 145 ресурсных центров (отраслевых и на базе образовательных учреждений). Но это еще не все.

Благодаря возможностям Федеральной целевой программы развития образования в одиннадцати приоритетных отраслях экономики формируются ресурсные центры особого вида – межрегиональные. Они рассчитаны на сетевые формы реализации и освоения образовательных программ. Осуществляя горизонтальную интеграцию, межрегиональные центры возрождают утерянный вместе с целостностью системы принцип отраслевого взаимодействия образовательных учреждений. На базе колледжей формируются 7 из них, остальные – на базе вузов.

Еще одна современная организация нового вида – многофункциональные центры прикладных квалификаций. Таких в России 42. Эти организации работают на интересы государства, бизнеса и конкретного человека. Реализуя гибкие программы профессиональной подготовки (ускоренного приобретения необходимых навыков), они могут оперативно реагировать на текущие запросы и обновление производства. Еще один плюс: центры прикладных квалификаций рассчитаны на обучение взрослых, а точнее – всех желающих в возрасте пятнадцати лет и старше. Человек, сдавший квалификационный экзамен, получит сертификат, удостоверяющий, что его компетенция соответствует определенному уровню. Чем выше квалификационный уровень, тем ценнее и востребованнее работник. Благодаря центрам прикладных квалификаций люди приобретают больше возможностей для профессионального совершенствования и трудоустройства.

По мнению экспертов Национального фонда повышения квалификации, самыми важными и трудно решаемыми проблемами сертификации являются четыре: подготовка экспертов, разработка оценочных средств, неполнота федеральной нормативной базы и отсутствие отраслевых координирующих структур. Для устранения первых трех меры принимаются, а четвертая проблема остается под вопросом.

В течение нынешнего года к имеющимся центрам прикладных квалификаций прибавятся еще 80, а в течение 2014 года – 62 (см. рис. 1). Такова дорожная карта под названием «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года, № 2620-р. Таким образом, ситуация с подготовкой квалифицированных рабочих и востребованных специалистов среднего звена должна улучшиться.

Рисунок 1

План создания многофункциональных центров прикладных квалификаций в федеральных округах

Увеличить изображение

Одна из моделей горизонтальной интеграции – кластеры. Они уже организованы в регионах, где успешно осуществляется оптимизация сети учреждений профессионального образования. К таким эксперты НИУ ВШЭ относят Москву, Самарскую, Тверскую, Омскую области и Республику Татарстан. К созданию кластеров приступают и другие регионы. Например, в одной только Ульяновской области их будет пять: авиационный, автомобильный, ядерный, строительный, IT.

АДРЕСА РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ

Участниками подмероприятия 4.1 Федеральной целевой программы развития образования являются:

• Красногорский государственный колледж (отрасль «Наноиндустрия»);
• Московский колледж архитектуры и строительства № 7 («Строительство»);
• Чебоксарский электромеханический колледж («Энергетика»);
• Георгиевский региональный колледж «Интеграл» («Энергетика»);
• Кемеровский горнотехнический колледж («Добывающая промышленность»);
• Благовещенский политехнический колледж («Добывающая промышленность»);
• Тольяттинский машиностроительный колледж («Транспорт»).

Региональные модели горизонтальной интеграции вариативны, что позволяет успешно адаптировать их к различным географическим, демографическим и социально-экономическим условиям.

По замыслу Минобрнауки РФ, построение новых структур будет следующим этапом модернизации региональных систем профессионального образования. Предусмотрен также мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и СПО, для которого уже разработаны показатели.

Наряду с этим предстоит усовершенствовать оплату труда педагогических работников (см. рис. 2). Каким способом? Путем введения в практику так называемого эффективного контракта. Под новым понятием имеется в виду трудовой договор, где конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели эффективности деятельности и критерии ее оценки, а также меры социальной поддержки. Это основа для назначения стимулирующих выплат, зависящих от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Предполагается, что база для использования эффективного контракта возникнет тогда, когда будут разработаны профессиональные стандарты и основанные на них квалификационные требования, скорее всего – в следующем году.

Рисунок 2

Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров ПО ОУ НПО и СПО к средней заработной плате по субъекту РФ (первый квартал 2013 г.)

Отношение к новшеству неоднозначное. Все зависит от цели эффективного контракта. Хорошо, если он действительно вводится не только для экономии государственных средств, но и для объективной оценки вклада работников в общее дело. Тогда одна из самых застарелых проблем СПО постепенно начнет терять свою остроту. А если нет? Значит, все останется как было.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: оптимизация сети оу, реформы образования, СПО, тенденции, ао-66

Похожие материалы:
Инновационная экономика начинается с образования
СПО: Деньги в обмен на обязательства
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Особенности нижегородского профессионального образования
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Московский колледж – возможности и перспективы
WorldSkills Russia: возможности развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#107Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ