Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Управление качеством образования: новые подходы

На фоне кризисных явлений в экономике появляются новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. В складывающихся условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом.

Просмотров: 289

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

ЧЕПУРИН Евгений Михайлович ЧЕПУРИН Евгений Михайлович – проректор по учебно-методической работе Государственного университета по землеустройству (г. Москва), профессор кафедры землеустройства, кандидат экономических наук, доцент.
МУРАШЕВА Алла Андреевна МУРАШЕВА Алла Андреевна – заведующая кафедрой экономики недвижимости Государственного университета по землеустройству (г. Москва), доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент.

На фоне кризисных явлений в экономике появляются новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. В складывающихся условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом с ориентацией на качественные достижения.

Эффективное взаимодействие

Ключевой задачей в рамках модернизации российского образования является разработка и реализация федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС выполняют ряд важнейших функций, в том числе управления качеством образования. Эта функция предполагает построение управленческих моделей и их реализацию через основные профессиональные образовательные программы, технологии, связи с производством. Вследствие этого обучающийся может сделать правильный выбор сферы профессиональной деятельности, получить знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие стать конкурентоспособным членом социума.

Нормативной основой достижения обозначенной цели служит закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с последним «формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)» и ФГОС ВО, утвержденных до 1 июля 2016 года, подлежит приведению в соответствии с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 до 1 июля 2017 года.

На сегодняшний день приказом Минтруда РФ от 12 апреля 2013 года с целью разработки профессиональных стандартов утверждены 9 квалификационных уровней, описание которых осуществляется посредством использования трех обобщенных показателей (дескрипторов) профессиональной деятельности.

Показатель «Полномочия и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом профессиональной деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации основных функций руководства: целеполаганием, организацией, контролем, мотивацией исполнителей.

Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Характер знаний» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстракт­ности (соотношения теоретических и практических знаний).

Так законодательно и нормативно устанавливается связь образовательного и производственного процессов. Следовательно, развертывание процесса управления качеством образования выпускников зависит от правильного определения профессиональных компетенций, выбора их достижения через основные профессиональные образовательные программы, их направленности (профили), основанные на выборе профессиональных дисциплин (модулей), обеспечивающих получение необходимых знаний, умений и компетенций, соответствующих уровню подготовки и уровню требований квалификации. Такая взаимосвязь должна обеспечиваться на всех уровнях образовательного процесса и опираться на ее основы.

Данный подход обуславливает необходимость построения комплекса моделей для управления качеством образования в образовательной организации. Причём речь идет именно о комплексе как системе, а не о произвольной совокупности элементов. Только установление взаимосвязей между стандартами и их отражение в образовательных программах способно дать адекватное представление о вы­пускнике и его качественных характеристиках, что сопряжено с результатами обучения, которые не приравниваются к совокупности компетенций, а описываются через знания, умения, навыки и качества личности.

Результативный подход

В отечественном образовании система научных знаний, умений и навыков традиционно рассматривалась в контексте его содержания [2], которое наиболее полно раскрывалось в программах, учебниках и учебных пособиях. Соответственно, ЗУНы анализировались преимущественно в качестве основы образовательного контента. Такой подход был прост и удобен с точки зрения наличия конкретных сведений об информации, необходимой к усвоению, а также тех умениях и навыках, которые предполагалось сформировать. В содержание образования включались и необходимые (на взгляд разработчиков) научные и междисциплинарные знания, опыт осуществления известных способов деятельности, в том числе творческой, а также опыт реализации эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, содержание образования формировалось с избытком.

Сегодня в условиях развитых информационных технологий и перенасыщенности информационного пространства большинство учёных и практиков понимает, что в образовательные программы невозможно вместить всё важное и нужное. Ставится задача выбора только тех знаний, умений и навыков, на основе которых выпускник сможет успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с необходимым уровнем подготовки и квалификации [1].

Существующие подходы к оценке результатов обучения уже не могут обеспечить предъявляемые к ним требования. Для каждого дескриптора должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, на основании которых можно установить относительный показатель качества образования, позволяющий сравнивать успехи студентов в различные периоды обучения и подводить их к требуемому уровню освоения компетенции в рамках профессиональной деятельности.

Ориентированный на результаты обучения подход является основой для определения квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами, разработки учебных планов и основных профессиональных образовательных программ, организации учебного процесса и системы оценивания, обеспечения качества обучения в целом. Не оставляет сомнений и тот факт, что представителям профессионального сообщества следует объединить свои усилия для формирования отраслевых требований по оценке результатов обучения, методов и подходов их достижения. Так, образовательной организацией должны создаваться условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью в качестве внешних экспертов, помимо преподавателей конкретных дисциплин, должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, другие участники образовательного процесса.

Опираясь на результаты обучения, становится возможным формулировать критерии, позволяющие относить квалификации к тому или иному уровню, что делает их одним из основных инструментов обеспечения прозрачности систем высшего образования и квалификаций. В этой связи целесообразная взаимосвязь двух типов стандартов – профессиональных и образовательных, – безусловно, необходима.

Важно подчеркнуть, что данная система подлежит постоянному мониторингу и обновлению по мере изменений в содержании трудовой деятельности, появления новых сфер занятости, совершенствования связей между требованиями рынка труда к выполнению работниками необходимых функций и требованиями к оценке готовности работников им соответствовать [3].

Литература

  1. Разработка секторальных рамок квалификаций: методология и практика. Монография // под общей ред. Е.А. Митрофановой, В.Я. Афанасьева, С.В. Чернышенко. – М.: ООО «Купер Бук», 2015. – 235 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года, № 1367, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // www.rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html
  3. Чепурин Е.М., Мурашева А.А. Место профессиональных стандартов при подготовке кадров в области землеустройства и кадастров // «Науки о Земле», 2016. – № 1. – С. 77-82.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, высшее образование, ао-90, тенденции

Похожие материалы:
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Интернационализация японских университетов
Особенности организации системы ДПО в вузе
Приемная кампания - 2013: получить хорошее образование или профессию?
Тренды развития образования в цифровую эпоху
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Профессионально-общественная аккредитация юридических программ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#102Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
#109Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
#109Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ