Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества

Международный проект «Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества» реализуют 7 образовательных организаций. Программа проекта предполагает адаптацию европейской модели обеспечения качества образования для системы высшего образования стран-партнеров ЕС (Хорватии, России, Беларуси), обобщение положительного опыта в распространении модели QM & CQAF и оценки качества образования на ее основе.

Просмотров: 79

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

АНИСЬКИНА Нина Николаевна

 ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, президент Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей, президент Европейского института профессионального образованияи обучения взрослых – Ассоциации ESEDA, кандидат технических наук, доцент.

Международный проект «Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества»[1] реализуют 7 образовательных организаций, в том числе Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

Программа проекта предполагает адаптацию европейской модели обеспечения качества образования QM & CQAF (QualityManagement&CommonQualityAssuranceFramework) для системы высшего образования стран-партнеров Европейского Союза (Хорватии, России, Беларуси), обобщение положительного опыта в распространении модели QM & CQAF и оценки качества образования на ее основе.

ЦЕНТРАЛЬНЫМ элементом модели обеспечения качества высшего образования QM & CQAF является образовательная организация. Это соответствует первому принципу стандартов ESG, по которому вузы несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение.

Влияние внешней среды на качество работы образовательной организации происходит через требования потребителей, рынка труда и других заинтересованных сторон (государства, собственников, общества, персонала организации, партнеров и поставщиков), которые система управления должна постоянно идентифицировать и адекватно на них реагировать.

Исходя из характера деятельности организации и структуры заинтересованных сторон, центральный элемент модели QM & CQAF можно декомпозировать на составляющие элементы (группы процессов), относящиеся к стратегическому развитию (с учетом внешнего и внутреннего контента), проектированию и предоставлению образовательной услуги, ресурсному обеспечению деятельности организации.

К первой группе относится формирование миссии и стратегического видения образовательной организации, разработка и управление реализацией программы развития, включающей стратегические направления, политику в области качества и дорожную карту на прогнозный период. В рамках этой группы процессов осуществляется декомпозиция целей от стратегии к целям процессов и подразделений на тактическом уровне. Эти элементы (группа процессов) поддерживаются управленческой структурой.

Вторая группа включает деятельность на конкретных этапах жизненного цикла образовательной услуги (или в терминологии CQAF – программы). Это процессы основной деятельности, в рамках которых создается ценность для потребителя. Структурными элементами, поддерживающими эти процессы, являются факультеты, кафедры, структурные подразделения, отвечающие за выявление требований потребителей, организацию и осуществление приема обучающихся, организационно-техническое обеспечение учебного процесса.

Третья группа – элементы ресурсного обеспечения – отвечает за условия реализации образовательной услуги. К ним относятся ресурсы (финансовые, кадровые, информационно-методические, материально-технические, инфраструктурные) и процедуры их формирования в соответствии с требованиями процессов основной деятельности, а также всех прочих. Эти элементы поддерживаются соответст­вующими подразделениями образовательной организации, а также аутсорсерами и сетевыми партнерами.

Наряду с основным видом деятельности – предоставлением образовательной услуги – в высшем образовании имеют место сопутствующие виды деятельности, такие как научная и инновационная, воспитательная, издательская. Если эти виды деятельности имеют своего внешнего потребителя, они аналогично образовательной услуге рассматриваются через призму трех вышеуказанных групп элементов.

Если сопутствующие виды деятельности имеют своей целью поддержку образовательной услуги и их результаты потребляются исключительно внутри образовательной организации, они рассматриваются как элемент третьей группы – ресурсного обеспечения.

ПРОЦЕССНЫЙ подход выбран в качестве механизма интеграции моделей CQAF и ISO 9001:2015. За основу взяты наиболее общие для всех образовательных организаций процессы. Схема процессов и их взаимосвязей зависит от структуры деятельности (в том числе от необходимой глубины ее детализации), от получателя результата и типа ценностей, создаваемых в ходе этой деятельности.

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова первой среди образовательных организаций ДПО России получила сертификат IQNet на соответствие требованиям международногостандарта ISO 9001.

Модель QM & CQAF позволяет руководству организации самостоятельно определять процессы в зависимости от целей, особенностей, внутреннего и внешнего контекста. Тем не менее все образовательные организации в соответствии с тремя группами выделенных элементов реализуют процессы стратегического развития (группа 1), проектируют и предоставляют потребителю образовательные услуги (группа 2) и осуществляют деятельность по ресурсному обеспечению всех процессов организации (группа 3). Исходя из этого, всю деятельность образовательной организации в модели можно описать в виде трех групп: процессов менеджмента, основных или процессов жизненного цикла образовательной услуги, процессов поддержки.

Процессы менеджмента:

1) формирование с учетом национальной политики, внешнего и внутреннего контекста системы целей (стратегических, тактических) и показателей управления деятельностью образовательной организации;

2) выбор и формирование стратегии субъекта РФ в части высшего образования.

Основные процессы (процессы жизненного цикла образовательной услуги):

1) определение потребностей в компетенциях и квалификациях на национальном уровне (на уровне региона);

2) планирование образовательной деятельности с учетом рисков и возможностей образовательной организации, направленной на удовлетворение выявленных потребностей;

3) разработка образовательных программ на основе согласования выявленных потребностей с имеющимися у организации ресурсами;

4) реализация образовательных программ – формирование и контроль индивидуальных образовательных траекторий, признание результатов;

5) контроль и анализ результатов высшего образования на национальном уровне;

6) принятие решений и планирование образовательной организацией корректирующих действий на основе результатов анализа, оценки рисков и возможностей.

Процессы осуществляются образовательными организациями, службами занятости, профессиональными ассоциациями и общественными организациями. К их реализации могут привлекаться средства массовой информации и другие субъекты.

Процессы поддержки:

1) управление инфраструктурой и образовательной средой для обеспечения лицензионных требований и соответствующих условий реализации программы;

2) управление информатизацией и связью (в том числе обеспечение технических требований образовательной программы к уровню технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, параметрам интернет-сети, компьютерным тренажерам, симуляторам);

3) управление персоналом (в том числе обеспечение кадровых условий, определенных программой);

4) управление финансами и закупками;

5) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

6) управление информационными потоками (в том числе координация и контроль результатов деятельности исполнителей для обеспечения поставленных целей и показателей качества);

7) формирование имиджа образовательной организации.

Кардинальные изменения в образовательных технологиях с развитием интернета и цифровой образовательной среды привели к повышению значимости процесса признания образовательных результатов, которые могут быть получены и за пределами образовательной организации. Такими могут стать как отдельные компетенции, так и квалификация в целом.

Поскольку в основе модели CQAF лежит образовательная программа, она не может использоваться для управления качеством процесса признания результатов обучения.

Для управления качеством процесса признания результатов обучения (независимо от формы его получения) применяется стандарт ISO 9001:2015.

Потенциальные преимущества для организации от внедрения модели QM & CQAF:

  •  большая согласованность миссии, видения, цели и планов действий образовательных организаций;
  •  равные права для всех потребителей в отношении получения качественной услуги, удовлетворяющей их требованиям;
  •  стимулирование самообразования и возможностей непрерывного обучения;
  •  персонализированный процесс обучения и эффективный ответ на потребности всех обучающихся, прежде всего тех, кто имеет особые образовательные потребности;
  •  наличие показателей и инструменты последовательной оценки процессов для повышения эффективности и результативности образовательной деятельности;
  •  повышение репутации образовательной организации;
  •  средства, позволяющие образовательным организациям демонстрировать приверженность результативным практикам менеджмента качества;
  •  расширение участия в обеспечении качества образования заинтересованных сторон;
  •  стимулирование передового опыта и инноваций.

Модель QM & CQAF вводит в практику управления образовательной деятельностью риск-ориентированное мышление. Планирование и реализация мер по работе с рисками и возможностями создают основу для повышения результативности системы обеспечения качества и предотвращения влияния негативных факторов.

[1] С мероприятиями и результатами проекта можно ознакомиться на сайте

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нина аниськина, качество образования, международное сотрудничество, высшее образование, ао-101

Похожие материалы:
ENQA: вопросов больше, чем ответов
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Интернет на службе гарантии качества образования
Дагестанский госуниверситет расширит сотрудничество с Иранской Республикой
Современные вузы: многообразие стратегий развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#105Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
#106Научно-образовательный центр Республики Дагестан
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний