Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качестваМеждународный проект «Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества» реализуют 7 образовательных организаций. Программа проекта предполагает адаптацию европейской модели обеспечения качества образования для системы высшего образования стран-партнеров ЕС (Хорватии, России, Беларуси), обобщение положительного опыта в распространении модели QM & CQAF и оценки качества образования на ее основе. Просмотров: 198
Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.
Международный проект «Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества»[1] реализуют 7 образовательных организаций, в том числе Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова. Программа проекта предполагает адаптацию европейской модели обеспечения качества образования QM & CQAF (QualityManagement&CommonQualityAssuranceFramework) для системы высшего образования стран-партнеров Европейского Союза (Хорватии, России, Беларуси), обобщение положительного опыта в распространении модели QM & CQAF и оценки качества образования на ее основе. ЦЕНТРАЛЬНЫМ элементом модели обеспечения качества высшего образования QM & CQAF является образовательная организация. Это соответствует первому принципу стандартов ESG, по которому вузы несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение. Влияние внешней среды на качество работы образовательной организации происходит через требования потребителей, рынка труда и других заинтересованных сторон (государства, собственников, общества, персонала организации, партнеров и поставщиков), которые система управления должна постоянно идентифицировать и адекватно на них реагировать. Исходя из характера деятельности организации и структуры заинтересованных сторон, центральный элемент модели QM & CQAF можно декомпозировать на составляющие элементы (группы процессов), относящиеся к стратегическому развитию (с учетом внешнего и внутреннего контента), проектированию и предоставлению образовательной услуги, ресурсному обеспечению деятельности организации. К первой группе относится формирование миссии и стратегического видения образовательной организации, разработка и управление реализацией программы развития, включающей стратегические направления, политику в области качества и дорожную карту на прогнозный период. В рамках этой группы процессов осуществляется декомпозиция целей от стратегии к целям процессов и подразделений на тактическом уровне. Эти элементы (группа процессов) поддерживаются управленческой структурой. Вторая группа включает деятельность на конкретных этапах жизненного цикла образовательной услуги (или в терминологии CQAF – программы). Это процессы основной деятельности, в рамках которых создается ценность для потребителя. Структурными элементами, поддерживающими эти процессы, являются факультеты, кафедры, структурные подразделения, отвечающие за выявление требований потребителей, организацию и осуществление приема обучающихся, организационно-техническое обеспечение учебного процесса. Третья группа – элементы ресурсного обеспечения – отвечает за условия реализации образовательной услуги. К ним относятся ресурсы (финансовые, кадровые, информационно-методические, материально-технические, инфраструктурные) и процедуры их формирования в соответствии с требованиями процессов основной деятельности, а также всех прочих. Эти элементы поддерживаются соответствующими подразделениями образовательной организации, а также аутсорсерами и сетевыми партнерами. Наряду с основным видом деятельности – предоставлением образовательной услуги – в высшем образовании имеют место сопутствующие виды деятельности, такие как научная и инновационная, воспитательная, издательская. Если эти виды деятельности имеют своего внешнего потребителя, они аналогично образовательной услуге рассматриваются через призму трех вышеуказанных групп элементов. Если сопутствующие виды деятельности имеют своей целью поддержку образовательной услуги и их результаты потребляются исключительно внутри образовательной организации, они рассматриваются как элемент третьей группы – ресурсного обеспечения. ПРОЦЕССНЫЙ подход выбран в качестве механизма интеграции моделей CQAF и ISO 9001:2015. За основу взяты наиболее общие для всех образовательных организаций процессы. Схема процессов и их взаимосвязей зависит от структуры деятельности (в том числе от необходимой глубины ее детализации), от получателя результата и типа ценностей, создаваемых в ходе этой деятельности.
Модель QM & CQAF позволяет руководству организации самостоятельно определять процессы в зависимости от целей, особенностей, внутреннего и внешнего контекста. Тем не менее все образовательные организации в соответствии с тремя группами выделенных элементов реализуют процессы стратегического развития (группа 1), проектируют и предоставляют потребителю образовательные услуги (группа 2) и осуществляют деятельность по ресурсному обеспечению всех процессов организации (группа 3). Исходя из этого, всю деятельность образовательной организации в модели можно описать в виде трех групп: процессов менеджмента, основных или процессов жизненного цикла образовательной услуги, процессов поддержки. Процессы менеджмента: 1) формирование с учетом национальной политики, внешнего и внутреннего контекста системы целей (стратегических, тактических) и показателей управления деятельностью образовательной организации; 2) выбор и формирование стратегии субъекта РФ в части высшего образования. Основные процессы (процессы жизненного цикла образовательной услуги): 1) определение потребностей в компетенциях и квалификациях на национальном уровне (на уровне региона); 2) планирование образовательной деятельности с учетом рисков и возможностей образовательной организации, направленной на удовлетворение выявленных потребностей; 3) разработка образовательных программ на основе согласования выявленных потребностей с имеющимися у организации ресурсами; 4) реализация образовательных программ – формирование и контроль индивидуальных образовательных траекторий, признание результатов; 5) контроль и анализ результатов высшего образования на национальном уровне; 6) принятие решений и планирование образовательной организацией корректирующих действий на основе результатов анализа, оценки рисков и возможностей. Процессы осуществляются образовательными организациями, службами занятости, профессиональными ассоциациями и общественными организациями. К их реализации могут привлекаться средства массовой информации и другие субъекты. Процессы поддержки: 1) управление инфраструктурой и образовательной средой для обеспечения лицензионных требований и соответствующих условий реализации программы; 2) управление информатизацией и связью (в том числе обеспечение технических требований образовательной программы к уровню технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, параметрам интернет-сети, компьютерным тренажерам, симуляторам); 3) управление персоналом (в том числе обеспечение кадровых условий, определенных программой); 4) управление финансами и закупками; 5) учебно-методическое обеспечение учебного процесса; 6) управление информационными потоками (в том числе координация и контроль результатов деятельности исполнителей для обеспечения поставленных целей и показателей качества); 7) формирование имиджа образовательной организации. Кардинальные изменения в образовательных технологиях с развитием интернета и цифровой образовательной среды привели к повышению значимости процесса признания образовательных результатов, которые могут быть получены и за пределами образовательной организации. Такими могут стать как отдельные компетенции, так и квалификация в целом. Поскольку в основе модели CQAF лежит образовательная программа, она не может использоваться для управления качеством процесса признания результатов обучения. Для управления качеством процесса признания результатов обучения (независимо от формы его получения) применяется стандарт ISO 9001:2015. Потенциальные преимущества для организации от внедрения модели QM & CQAF:
Модель QM & CQAF вводит в практику управления образовательной деятельностью риск-ориентированное мышление. Планирование и реализация мер по работе с рисками и возможностями создают основу для повышения результативности системы обеспечения качества и предотвращения влияния негативных факторов. [1] С мероприятиями и результатами проекта можно ознакомиться на сайте Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|