Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества

Международный проект «Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества» реализуют 7 образовательных организаций. Программа проекта предполагает адаптацию европейской модели обеспечения качества образования для системы высшего образования стран-партнеров ЕС (Хорватии, России, Беларуси), обобщение положительного опыта в распространении модели QM & CQAF и оценки качества образования на ее основе.

Просмотров: 91

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

АНИСЬКИНА Нина Николаевна

 ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, президент Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей, президент Европейского института профессионального образованияи обучения взрослых – Ассоциации ESEDA, кандидат технических наук, доцент.

Международный проект «Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества»[1] реализуют 7 образовательных организаций, в том числе Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

Программа проекта предполагает адаптацию европейской модели обеспечения качества образования QM & CQAF (QualityManagement&CommonQualityAssuranceFramework) для системы высшего образования стран-партнеров Европейского Союза (Хорватии, России, Беларуси), обобщение положительного опыта в распространении модели QM & CQAF и оценки качества образования на ее основе.

ЦЕНТРАЛЬНЫМ элементом модели обеспечения качества высшего образования QM & CQAF является образовательная организация. Это соответствует первому принципу стандартов ESG, по которому вузы несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение.

Влияние внешней среды на качество работы образовательной организации происходит через требования потребителей, рынка труда и других заинтересованных сторон (государства, собственников, общества, персонала организации, партнеров и поставщиков), которые система управления должна постоянно идентифицировать и адекватно на них реагировать.

Исходя из характера деятельности организации и структуры заинтересованных сторон, центральный элемент модели QM & CQAF можно декомпозировать на составляющие элементы (группы процессов), относящиеся к стратегическому развитию (с учетом внешнего и внутреннего контента), проектированию и предоставлению образовательной услуги, ресурсному обеспечению деятельности организации.

К первой группе относится формирование миссии и стратегического видения образовательной организации, разработка и управление реализацией программы развития, включающей стратегические направления, политику в области качества и дорожную карту на прогнозный период. В рамках этой группы процессов осуществляется декомпозиция целей от стратегии к целям процессов и подразделений на тактическом уровне. Эти элементы (группа процессов) поддерживаются управленческой структурой.

Вторая группа включает деятельность на конкретных этапах жизненного цикла образовательной услуги (или в терминологии CQAF – программы). Это процессы основной деятельности, в рамках которых создается ценность для потребителя. Структурными элементами, поддерживающими эти процессы, являются факультеты, кафедры, структурные подразделения, отвечающие за выявление требований потребителей, организацию и осуществление приема обучающихся, организационно-техническое обеспечение учебного процесса.

Третья группа – элементы ресурсного обеспечения – отвечает за условия реализации образовательной услуги. К ним относятся ресурсы (финансовые, кадровые, информационно-методические, материально-технические, инфраструктурные) и процедуры их формирования в соответствии с требованиями процессов основной деятельности, а также всех прочих. Эти элементы поддерживаются соответст­вующими подразделениями образовательной организации, а также аутсорсерами и сетевыми партнерами.

Наряду с основным видом деятельности – предоставлением образовательной услуги – в высшем образовании имеют место сопутствующие виды деятельности, такие как научная и инновационная, воспитательная, издательская. Если эти виды деятельности имеют своего внешнего потребителя, они аналогично образовательной услуге рассматриваются через призму трех вышеуказанных групп элементов.

Если сопутствующие виды деятельности имеют своей целью поддержку образовательной услуги и их результаты потребляются исключительно внутри образовательной организации, они рассматриваются как элемент третьей группы – ресурсного обеспечения.

ПРОЦЕССНЫЙ подход выбран в качестве механизма интеграции моделей CQAF и ISO 9001:2015. За основу взяты наиболее общие для всех образовательных организаций процессы. Схема процессов и их взаимосвязей зависит от структуры деятельности (в том числе от необходимой глубины ее детализации), от получателя результата и типа ценностей, создаваемых в ходе этой деятельности.

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова первой среди образовательных организаций ДПО России получила сертификат IQNet на соответствие требованиям международногостандарта ISO 9001.

Модель QM & CQAF позволяет руководству организации самостоятельно определять процессы в зависимости от целей, особенностей, внутреннего и внешнего контекста. Тем не менее все образовательные организации в соответствии с тремя группами выделенных элементов реализуют процессы стратегического развития (группа 1), проектируют и предоставляют потребителю образовательные услуги (группа 2) и осуществляют деятельность по ресурсному обеспечению всех процессов организации (группа 3). Исходя из этого, всю деятельность образовательной организации в модели можно описать в виде трех групп: процессов менеджмента, основных или процессов жизненного цикла образовательной услуги, процессов поддержки.

Процессы менеджмента:

1) формирование с учетом национальной политики, внешнего и внутреннего контекста системы целей (стратегических, тактических) и показателей управления деятельностью образовательной организации;

2) выбор и формирование стратегии субъекта РФ в части высшего образования.

Основные процессы (процессы жизненного цикла образовательной услуги):

1) определение потребностей в компетенциях и квалификациях на национальном уровне (на уровне региона);

2) планирование образовательной деятельности с учетом рисков и возможностей образовательной организации, направленной на удовлетворение выявленных потребностей;

3) разработка образовательных программ на основе согласования выявленных потребностей с имеющимися у организации ресурсами;

4) реализация образовательных программ – формирование и контроль индивидуальных образовательных траекторий, признание результатов;

5) контроль и анализ результатов высшего образования на национальном уровне;

6) принятие решений и планирование образовательной организацией корректирующих действий на основе результатов анализа, оценки рисков и возможностей.

Процессы осуществляются образовательными организациями, службами занятости, профессиональными ассоциациями и общественными организациями. К их реализации могут привлекаться средства массовой информации и другие субъекты.

Процессы поддержки:

1) управление инфраструктурой и образовательной средой для обеспечения лицензионных требований и соответствующих условий реализации программы;

2) управление информатизацией и связью (в том числе обеспечение технических требований образовательной программы к уровню технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, параметрам интернет-сети, компьютерным тренажерам, симуляторам);

3) управление персоналом (в том числе обеспечение кадровых условий, определенных программой);

4) управление финансами и закупками;

5) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

6) управление информационными потоками (в том числе координация и контроль результатов деятельности исполнителей для обеспечения поставленных целей и показателей качества);

7) формирование имиджа образовательной организации.

Кардинальные изменения в образовательных технологиях с развитием интернета и цифровой образовательной среды привели к повышению значимости процесса признания образовательных результатов, которые могут быть получены и за пределами образовательной организации. Такими могут стать как отдельные компетенции, так и квалификация в целом.

Поскольку в основе модели CQAF лежит образовательная программа, она не может использоваться для управления качеством процесса признания результатов обучения.

Для управления качеством процесса признания результатов обучения (независимо от формы его получения) применяется стандарт ISO 9001:2015.

Потенциальные преимущества для организации от внедрения модели QM & CQAF:

  •  большая согласованность миссии, видения, цели и планов действий образовательных организаций;
  •  равные права для всех потребителей в отношении получения качественной услуги, удовлетворяющей их требованиям;
  •  стимулирование самообразования и возможностей непрерывного обучения;
  •  персонализированный процесс обучения и эффективный ответ на потребности всех обучающихся, прежде всего тех, кто имеет особые образовательные потребности;
  •  наличие показателей и инструменты последовательной оценки процессов для повышения эффективности и результативности образовательной деятельности;
  •  повышение репутации образовательной организации;
  •  средства, позволяющие образовательным организациям демонстрировать приверженность результативным практикам менеджмента качества;
  •  расширение участия в обеспечении качества образования заинтересованных сторон;
  •  стимулирование передового опыта и инноваций.

Модель QM & CQAF вводит в практику управления образовательной деятельностью риск-ориентированное мышление. Планирование и реализация мер по работе с рисками и возможностями создают основу для повышения результативности системы обеспечения качества и предотвращения влияния негативных факторов.

[1] С мероприятиями и результатами проекта можно ознакомиться на сайте

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нина аниськина, качество образования, международное сотрудничество, высшее образование, ао-101

Похожие материалы:
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Европейские эксперты оценят качество двух магистерских программ САФУ
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Международное сотрудничество в области качества
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Томский политехнический университет присоединился к проекту Edurоam
Вузы Черноземья выступают за расширение взаимодействия
Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
#105Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
#103Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ