Россакредагентство – член ENQAНа ежегодной Генеральной ассамблее в Барселоне было утверждено решение Правления ENQA о признании Россакредагенства полным членом этой организации. Просмотров: 2052
Барселона: приоритеты ENQA одобрены
В конце сентября в Барселоне (Испания) состоялась ежегодная Генеральная ассамблея Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования ENQA. На ней было утверждено решение Правления ENQA о признании Росаккредагентства полным членом этой организации, а значит, и о признании европейским экспертным сообществом. Круг вопросов, обсуждавшихся на ассамблее, был предопределен состоявшейся в конце апреля в Левене конференцией министров образования стран-участниц Болонского процесса – это подведение итогов десятилетних усилий по реализации Болонских соглашений и планы на будущее. Большинство выступлений посвящалось вопросам гарантии качества высшего образования в Европе и будущим приоритетным направлениям деятельности ENQA:
В последние годы Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA вышла на новый уровень взаимоотношений с европейскими структурами, усилив свое политическое влияние в Европе. Она стала серьезным игроком в реализации Болонского процесса как организация, вызывающая доверие и способствующая развитию высшего образования. По мнению президента ENQA Бруно Кюрваля, сегодня от деятельности ассоциации ожидают очень многого: разработки не только механизма признания и гарантии качества образования, но и механизма управления и развития высшего образования.
Новый статус системы гарантии качества прописан целым рядом документов. Министры образования в Левенском коммюнике (п. 22) еще раз подтвердили, что «гарантия качества и признание [дипломов] остаются нашим приоритетом». Отчет Европейской комиссии призывает, чтобы агентства были готовы (и им должно быть разрешено) к деятельности вне своих национальных систем гарантии качества. Послание ENQA к конференции министров в Левене содержало рекомендацию о том, что «в системе Особое внимание к деятельности Ассоциации и ее членов налагает особую ответственность и предоставляет особые права. Высшей мерой доверия к деятельности агентств является их включение в Европейский реестр агентств гарантии качества (European Quality Assurance Register). Идея создания Европейского реестра агентств EQAR, озвученная впервые в 2003 году, поддержанная в 2005-м, одобренная министрами образования в 2007-м и, наконец, реализованная в 2008 году, должна способствовать:
В своем выступлении на ассамблее Бруно Кюрваль определил приоритеты ENQA на 2010 и последующие годы (сделав акценты на выделенных положениях. – Прим. ред.):
На ассамблее впервые был поднят вопрос о возможном взаимодействии И этим разница в подходах не ограничивается. Рейтинг определяет место структурной единицы относительно других на основе использования математических методов и дает конкретный статичный результат, выраженный числом. В системе гарантии качества более важны не выявление места, а сильные стороны, присущие системе в целом (включая показатели условий, процесса и результата деятельности), а также рекомендации по дальнейшему совершенствованию. Для рейтинга используется информация, полученная из независимых источников или обычно из самого вуза без проведения внешней экспертизы. В системе гарантии качества информация поступает из отчета по самообследованию и почти всегда проходит проверку внешней экспертной комиссией.
Составители рейтингов и сами хорошо понимают его слабые стороны. Он не может быть всеобъемлющим, поскольку обеспечивает неполную и сиюминутную картину маленького сегмента в быстро меняющейся сфере. Рейтинг применяет методологию «одну на всех», не принимая во внимание значительные различия в системах высшего образования в Европе. При составлении рейтингов информация о методах получения данных и методах их обработки часто остается закрытой. Даже если составители рейтинга используют объективные данные, их выбор и интерпретация – всегда субъективное решение, а значит, и результат рейтинга всегда субъективен. Кроме того, использование только метрических методов при составлении рейтинга не учитывает миссии вуза, его роли в системе образования. Но и для самих вузов рейтинг привлекателен только в качестве возможности повышения их репутации и престижа. Именно поэтому существующие рейтинги благоволят к старым, большим англо-саксонским университетам и исследовательским вузам с числом студентов не менее 24 тыс. и 2 млрд. годового бюджета. В своем выступлении Тиа Луккола (Tia Loukkola) отметила возможности смягчения критики в отношении рейтинга. Для этого необходимо учитывать разнообразие вузов, их миссию и задачи, использовать более понятную и прозрачную методологию, сместить акценты на оценку результатов, а не условий образовательного процесса, по возможности использовать достоверные и проверяемые данные, а также обеспечить пользователей ясным пониманием всех факторов, определивших вес и место вуза в рейтинге. От имени Европейской комиссии Робин Ван Юперен (Robin van Ijperen) представил Отчет о развитии системы гарантии качества в высшем образовании (Progress Report on Quality Assurance in Higher Education). Он подготовлен специально для Европейского совета, Европарламента, Европейского социально-экономического комитета и Комитета регионов. Главной идеей является то, что гарантия качества является важной частью процесса модернизации высшего образования и Болонского процесса, вносит существенный вклад для придания европейскому высшему образованию большей привлекательности, доверия и прозрачности. В связи с глобализацией, экономической интеграцией, активизацией академической и профессиональной мобильности усиливается необходимость оценки и признания квалификаций, полученных за рубежом. А также опасность, исходящая от так называемых «фабрик по выдаче дипломов», ставит под угрозу уже не только безопасность граждан отдельной страны, но всей Европы. Европейская комиссия уже дважды – в 1998 и 2006 годах – посвящала специальные доклады («Рекомендации») по вопросам гарантии качества в высшем образовании. В первом документе странам-участницам Болонского процесса рекомендовалось поддержать создание прозрачных систем гарантии качества. Во втором – поддержать сотрудничество в сфере гарантии качества высшего образования. Кроме того, в рекомендациях 2006 года отмечалась необходимость внедрения и развития внутренних систем качества в вузах, необходимость применения аккредитационными агентствами Европейских стандартов и рекомендаций (ESG), приглашение представителей государственных органов управления образованием, высших учебных заведений, аккредитационных агентств вместе с социальными партнерами учредить Европейский реестр аккредитационных агентств. По мнению Еврокомиссии, такой реестр позволил бы вузам выбирать аккредитационные агентства из числа внесенных в реестр, исходя из своих потребностей и профиля, и получать аккредитацию за рубежом. Еврокомиссия признает, что основная ответственность за качество образования остается за вузом, а ведущей задачей внутренних систем гарантии качества является мониторинг и повышение качества как условие формирования действительной культуры качества. Но обеспечивать информацию об ответственно работающих вузах должны независимые внешние экспертные организации – аккредитационные агентства. В вышеозначенном отчете отмечены основные достижения на национальном уровне, которые связаны со значительным усилением инфраструктуры гарантии качества: почти во всех 4 6 странах Европы сегодня действуют аккредитационные агентства, вместе с тем имеющие различия в размерах, объеме деятельности, целях, функциях, международной активности. Серьезным достижением последних лет является также повсеместное распространение европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества: тысячи людей – академическое сообщество, эксперты, студенты, представители бизнеса и общественности – вовлечены в процедуры самообследования и внешней экспертизы качества образования в вузах. На европейском уровне достижения в сфере гарантии качества связаны с активизацией деятельности сетей и ассоциации аккредитационных агентств, ростом числа их членов. Так, Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA, созданная в 2000 году, сегодня насчитывает 8 полных членов (включая Росаккредагентство) из 23 стран (включая Россию). Долгожданным достижением стало и создание Европейского реестра агентств гарантии качества, в который сегодня включены 9 полных членов ENQA, хотя до сих пор нет четкого понимания, будет ли государственными органами управления признаваться аккредитация вуза выбранным из реестра агентством: как у себя в стране, так и в других европейских странах. В отчете еще раз прописаны условия для эффективного функционирования «европейской системы качества»:
Среди международных достижений в сфере гарантии качества отчет отмечает широкое представительство европейских аккредитационных агентств в Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании – INQAAHE, растущее число международных рейтингов университетов. Несмотря на критику академической общественности в отношении рейтингов, они являются полезным инструментом для сравнения вузов и их программ. Еврокомиссия в настоящее время прилагает серьезные усилия к разработке нового многоаспектного глобального рейтинга университетов. В качестве тенденций развития сферы гарантии качества в Европе Еврокомиссия отмечает расширение ее инфраструктуры, включая определенные риски, связанные со значительным ростом числа новых аккредитационных агентств; предполагает большую эффективность и прозрачность такой инфраструктуры гарантии качества для пользователей при постоянной демонстрации независимости деятельности агентств, их профессионализма и добросовестности; создание Европейского перечня вузов и программ, прошедших экспертизу агентствами из числа включенных в Европейский реестр. Кроме того, необходима бóльшая согласованность Европейских стандартов и рекомендаций с основными направлениями Болонского процесса (трехцикловая система, система зачетных единиц, европейское приложение к диплому и т.д.), стимулирование создания трансграничных систем гарантии качества посредством активной деятельности агентств вне границ своей страны и подписанием ими соглашений о взаимном признании, введение Европейского знака качества по отдельным предметным областям, разработка принципов признания (аккредитации) совместных и двойных программ и степеней. В качестве главной перспективной задачи Еврокомиссия видит создание реальной европейской системы гарантии качества в высшем образовании. Это позволит сравнивать качество вузов и образовательных программ, повысит прозрачность качества деятельности вузов, тем самым принося значительную пользу всем пользователям. Именно такой подход был подчеркнут в документах 1-го Политического форума в Левьен-ла-Ньев (апрель, 2009), где гарантия качества высшего образования рассматривается как основа для реального сотрудничества между 6 странами, поддержавшими Болонский процесс, и мировым сообществом. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|