Образование взрослых как государственная политикаНеделя образования взрослых не просто акция, а огромный международный проект, который воплощается в жизнь во многих странах Европы и Азии с целью реализовать идею обучения на протяжении всей жизни. Россия участвует в проекте с 2000 года. Просмотров: 186
Неделя образования взрослых не просто акция, а огромный международный проект, который воплощается в жизнь во многих странах Европы и Азии с целью реализовать идею обучения на протяжении всей жизни. Россия участвует в проекте с 2000 года. За это время был изучен опыт многих зарубежных стран и отечественных регионов, к практической деятельности привлечено большое количество образовательных и иных организаций. Однако нынешнюю, пятнадцатую по счету неделю поистине можно считать судьбоносной. Встреча проходила в Санкт-Петербурге в апреле 2014 года. В работе приняли участие представители Международного совета по образованию взрослых (ICAE), вузов северной столицы, регионов России, зарубежных стран и, что очень важно, Минобрнауки РФ. Программа форума акцентировала проблемы обучающихся в регионах, причем был представлен как отечественный, так и зарубежный опыт не только формального, но и неформального образования. Предусматривались лекции и семинары в вузах, заседания и встречи в органах власти, посещение научных организаций, мастер-классов, культурных мероприятий. Впрограмму был включен специальный семинар, посвященный образованию взрослых, который провели директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Наталия Золотарева и начальник отдела этого учреждения Людмила Шмелькова. Как отмечается в материалах ЮНЕСКО, в последнее время основной акцент в профессиональном образовании переносится с переподготовки и повышения квалификации на целостное развитие личности. Отсюда возникает задача – обеспечить взрослого человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой, продуктивной и приносящей удовлетворение деятельности. Стратегическая линия изменений, которые необходимо для этого произвести, определена еще в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этот системный труд трактует создание современной системы непрерывного образования как одну из приоритетных задач. Продолжением стратегической линии служат так называемые майские указы Президента РФ, вышедшие в 2012 году, и закон «Об образовании в Российской Федерации».
Первый указ – «О долгосрочной государственной экономической политике», № 596 – нацелен на более качественную подготовку и переподготовку технических специалистов и управленческих кадров. Комплекс мер для этого Минобрнауки и Минэкономразвития РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти уже разработали. Во втором указе – «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 597 – содержится поручение Президента РФ об утверждении к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. Это задание выполняет Минтруда РФ с помощью федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. К настоящему времени и нормативно-правовая база, и необходимые документы, и некоторая часть профессиональных стандартов имеются. В третьем указе – «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 599 – определяется ключевой показатель. А именно, к 2015 году повышение квалификации и профессиональную подготовку должны пройти 37 процентов от общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» создал правовую основу для обучения людей в течение всей жизни. Введенное понятие «непрерывное образование» означает, что учиться можно каждому человеку в любом возрасте, причем не только в вузе, колледже, техникуме или институте повышения квалификации, но в любой другой «организации, осуществляющей обучение». Еще два понятия – «программы профессионального обучения» и «дополнительные общеразвивающие программы для взрослых» – служат достижению этой цели. К содержанию дополнительных профессиональных программ государственные требования законом не устанавливаются. Однако регулирование все-таки существует. Содержание таких программ должно быть ориентировано на сферу труда и строиться с учетом профессиональных и образовательных стандартов и квалификационных требований. Задача сегодняшнего дня – создавать в регионах условия, позволяющие людям воспользоваться правом, которое дает федеральный закон, а значит, предлагать различные основные и дополнительные программы, предоставлять возможность одновременного освоения нескольких из них, учитывать имеющееся образование, квалификацию, опыт практической деятельности при получении дальнейшего образования. Главный приоритет – обеспечить доступность непрерывного образования на региональном уровне. Представитель Минобрнауки РФ Наталия Золотарева подчеркнула: федеральный закон предполагает, чтобы в практику внедрялись новые механизмы, которые позволят эффективно работать системе непрерывного образования в условиях меняющихся запросов экономики, потребностей общества и каждого гражданина. В России предстоит сформировать модель организационного взаимодействия субъектов, занимающихся образованием взрослых, решить вопросы финансирования образовательной деятельности на основе государственно-частного партнерства. Причем надо найти такие инструменты и средства, которые можно было бы использовать неоднократно. Некоторые положительные примеры эффективно действующих новаций в стране уже есть. Это Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, обогатившая востребованными компетенциями технических специалистов-производственников, и хорошо зарекомендовавшие себя модели взаимодействия различных структур, апробированные как на федеральном, так и на региональном уровнях во время XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Другая задача – превратить непрерывное образование в систему, объединив формальное, неформальное и информальное образование. Формальное образование люди получают в различных учебных заведениях. Неформальное дается в организациях сферы культуры, труда, социальной защиты, экономического развития и спорта и имеет целенаправленный характер. Например, это реализация проектов по повышению информационной грамотности людей предпенсионного и пенсионного возраста, формированию финансовой и бюджетной грамотности населения. Информальное образование представляет собой индивидуальную деятельность граждан, сопровождающую повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер. Кроме того, принципиально важно установить конструктивный диалог между органами государственной власти, образовательными учреждениями и организациями, работающими в сфере обучения старшего поколения, структурами, осуществляющими контроль качества образования. Министерство намерено разработать механизмы стимулирования и поддержки непрерывного образования в регионах, проводить мониторинг реализации программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны и программ повышения квалификации инженерных кадров, а также распространять лучший опыт. Участники недели одобрили Концепцию непрерывного образования взрослых, разработанную рабочей группой министерства, а также предложили:
В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем обучения на протяжении всей жизни (life-longlearning). В развитых европейских странах доля экономически активного населения, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60-70 процентов. В Российской Федерации этот показатель не превышает 22,4 процента. Резервы у нас большие, так что система образования взрослых, как и все непрерывное образование, обязательно будет развиваться и пополняться новым опытом. Непрерывное образование должно стать национальным приоритетом. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|