Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

На краю платформы

Абитуриенты уезжают. Реально и виртуально, по стране и за рубеж. Зачем? Надолго ли? Может быть, навсегда. Что делать? Стоять на краю платформы опасно. Однако опасность не только угроза, но и шанс нового движения. Какого?.. Или шаг вперед в глобальное образование, или два шага назад по известному маршруту... Траектории могут быть разные, важно – выбрать свою.

Просмотров: 1147

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.

Юрий Левитанский.

Абитуриенты уезжают. Реально и виртуально, по стране и за рубеж. Зачем? Надолго ли? Может быть, навсегда. Что делать?

Стоять на краю платформы опасно. Однако опасность не только угроза, но и шанс нового движения. Какого?.. Или шаг вперед в глобальное образование, или два шага назад по известному маршруту... Траектории могут быть разные, важно – выбрать свою.

Возможны варианты

Как выбрать то, что надо? Вопрос, неоднократно волновавший каждого, и не только в отношении образовательной траектории. По сути, вся наша жизнь – цепочка выбираемых решений. Обратимся к одному выбору – профессиональному.

Рассматривая теорию и практику профессионального самоопределения в исторической ретроспективе, доктор педагогических наук Н.С. Пряжников приводит четыре типичных для России начала XX века варианта выбора профессии: согласно семейным традициям; случайно, необдуманно; по призванию; по расчету [1]. На наш взгляд, для России начала XXI века это по-прежнему актуально.

Куда пойти учиться, чтобы потом работать с удовольствием? Какой из четырех вышеуказанных вариантов наиболее популярен? Регрессионный анализ, проведенный А.И. Ампилоговым и М.М. Локшиным по данным интернет- опроса НИУ ВШЭ в 80 субъектах РФ, показал, что на выбор влияют средняя заработная плата по специальности и плотность вузов определенного направления в регионе; пол, возраст, средний балл ЕГЭ респондента; доход семьи, образование и профессия родителей [2]. Исследователи предположили, что абитуриенты сравнивают ожидаемые выгоды после окончания вуза с издержками, связанными с процессом обучения, и выбирают ту специальность, где разница максимальна. Для варианта «по расчету» это предположение, безусловно, подходит. При выборе «по призванию», думается, работают другие механизмы.

Какие? Такие, например, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. В июле планируется утверждение этого стратегически важного для отечественной системы образования документа. «Дополнительное образование – один из главных факторов формирования у детей способности адаптироваться к изменениям внешнего мира, к испытаниям – всему тому, что делает современного человека успешным и конкурентоспособным», – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на заседании Межведомственной коллегии по вопросам развития дополнительного образования детей 13 мая 2014 года [3].

СМОЛИН О.Н., первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию:

– Полтора века назад Крымская война показала, что страна с большим населением, с самоотверженной и патриотически настроенной армией проигрывает соперникам, обладающим более высокими технологиями. Электронное обучение во многом способно сыграть роль базы не только технологической, информационной безопасности страны, но также безопасности экономической и даже военной.

Выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации по теме «О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации», глава рабочей группы Минобрнауки РФ по разработке указанной концепции А.Г. Асмолов привел ряд фактов, ярко иллюстрирующих быстроту изменений внешнего мира. Во-первых, в начале XXI века в год производится больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. Во-вторых, количество новой технической информации – делаем на этом особый акцент – удваивается в наше время каждые два года, а это означает, что усвоенное на первом курсе студентом бакалавриата, сегодня учащимся по бакалаврским техническим профессиям четыре года, к третьему курсу уже устаревает, уже меняется. В-третьих, о десяти самых востребованных в 2014 году профессиях в 2004 году, всего десять лет назад, никто даже не знал, и, как показывает аналитика, кто учится сегодня, к тридцати восьми годам сменит от 10 до 15 мест работы. В-четвертых, на завоевание 50-миллионной аудитории уходят годы, между тем радио как средству массовой коммуникации для этого понадобилось тридцать восемь лет, телевидению – тринадцать, интернет это сделал за четыре года, iPad – за три, Facebook – за два [4].

Как соответствовать этому темпу изменений? Какие условия в первую очередь учитывать? В проекте концепции совершенно справедливо указано, что если позиционировать образование как важный фактор, инструмент и даже самостоятельное направление социально-экономического развития и социального управления, то необходимо точно определить его место и задачи в каждом из основных типов социально-экономической и социокультурной ситуации современной России. «Поскольку эти ситуации привязаны не только и не столько к экономической специализации и хозяйственно-экономическим связям регионов, сколько к типам поселений, в целом обладающим сходными характеристиками и охваченным сходными тенденциями в разных частях страны, мы строим типологию, исходя из различия между условиями и укладом жизни в разных видах и типах поселений» [5].

Типология поселений, представленная разработчиками концепции, включает восемь составляющих.

  1. Мегаполис столичного типа (Москва, Санкт-Петербург1; до некоторой степени Екатеринбург, Казань, Новосибирск; при определённых условиях в обозримом будущем Красноярск, Владивосток, Воронеж, Ростов на Дону).
  2. Крупный экономический и культурный центр, обеспечивающий управление (оперирование) экономическими потоками, антропотоками, культурными процессами.
  3. Городское поселение, обладающее минимально необходимой инфраструктурой, но не осуществляющее управления или оперирования сколько-нибудь значимыми процессами и обеспечивающее лишь административное управление прилежащей территорией (сюда могут быть отнесены как большинство районных центров, так и ряд региональных столиц, особенно в Центральной России и в некоторых частях Сибири и Дальнего Востока).
  4. Городское поселение, не осуществляющее заметного влияния на хозяйственно-экономические процессы, но представляющее собой важный культурный центр и в связи с этим обеспечивающее как воспроизводство культурного пространства, так и ряд важных антропотоков (например, Томск в Сибири, города Золотого кольца в Центральной России и т.п.).
  5. Моногорода.
  6. Деградирующие поселения городского типа.
  7. Поселения сельского типа, включённые в системы агропроизводства или выстраивающие такие системы, которые обеспечивают высокий уровень жизни своим жителям.
  8. Застойные или деградирующие сельские поселения.

Для каждого типа поселений, характеризующегося территориальными особенностями, предлагаются приоритетные программы. Если вчитаться, получается своеобразное руководство по выращиванию абитуриентов. Как вырастить тех, кто не уедет с малой Родины или, если уедет, то недалеко, а если и далеко, то вернется? И не просто так, а чтобы изменить ситуацию к лучшему. При этом речь не идет о манипулировании людьми по заданным шаблонам. Напротив, «все более резко в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи» [5]. Разработчики концепции считают, что именно дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает, чтобы делать самого себя. И в этом «самостроительстве» выбор профессиональной стези – один из ключевых. Как сделать его более точным?

Лучше всё-таки пробовать. Пробуя себя в различных видах деятельности, человек не только развивается как личность, но и определяется на профессиональном пути: что ему ближе, интереснее, чем бы он хотел заниматься больше всего. И с этой точки зрения, очень хорошо, когда ребенок (подросток, молодой человек), позанимавшись в одном кружке, переходит в другой, потом в третий – пусть попробует. Чем больше видов полезных занятий перепробует ребенок в детстве (отрочестве, юности), тем точнее будет профессиональный выбор.

При чем здесь образовательные организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования? При решении проблем формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций они, как правило, основное внимание обращают на себе подобных и на школы. Бывшие дворцы пионеров (ныне – дворцы творчества детей и молодежи), станции юных техников (центры технического творчества), натуралистов (эколого-биологические центры), туристов (центры детского и юношеского туризма и экскурсий) и другие образовательные организации дополнительного образования детей часто, увы, не воспринимаются всерьез.

Есть надежда, что с принятием Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации ситуация начнет изменяться. В одном из приложений к проекту указанного документа дано описание механизма зачета программ, пройденных обучающимися в сторонних образовательных организациях. Его практическое применение позволит организациям дополнительного образования детей действовать на равных на образовательном поле страны, и все от этого только выиграют.

Новые шансы

Уезжали всегда. Уходили, уплывали, улетали… Новый способ исхода – клик. Кликнул мышкой, и ты на краю совсем другой платформы – глобальной образовательной.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) доля пользователей интернета в России неуклонно растет с каждым годом. Если лет десять назад в глобальную компьютерную сеть выходил только каждый пятый россиянин (в 2006 году – 23 процента), то сегодня интернетом пользуются уже более двух третей наших сограждан (68 процентов). Группа же наиболее активных пользователей, выходящих в интернет каждый день, увеличилась в 9 раз (с 5 до 45 процентов). Ежедневно в сети находятся в первую очередь молодые люди (78 процентов 18-24-летних и 73 процента 24-35-летних), респонденты с высшим образованием (62 процента) и высоким доходом (60 процентов). В настоящее время только 32 процента опрошенных не обращаются к услугам глобальной сети (против 76 процентов в 2006 году) [6].

Мобильность и цифровизация принципиально изменяют нашу жизнь в целом и образование в частности. Сейчас, в год двадцатилетия рунета, это уже аксиома. Каковы последствия активного внедрения IT-технологий? Интернет по-прежнему средство – своеобразная «палка-копалка XXI века» – или уже нечто большее, стремящееся к роли наставника, к замещению живого учителя или как минимум к перемещению его в виртуальные сферы?

Весной 2014 года различные аспекты использования ресурсов сети интернет стали предметом рассмотрения сразу двух парламентских слушаний. В верхней палате парламента 14 марта обсуждались актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей. В нижней палате 19 мая вновь была поднята тема нормативного обеспечения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

«Наша общая задача – найти баланс между пространством возможностей и вероятными рисками. Мы все понимаем, что интернет представляет собой необъятную познавательную площадку, современную информационную среду и коммуникационную атмосферу. Вместе с тем это определенная зона риска, в которую могут попасть наши дети. Необходимо эти риски минимизировать, при этом не урезав возможностей», – резюмировала итоги дискуссии в Совете Федерации председатель Временной комиссии СФ по развитию информационного общества, заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Людмила Бокова [7].

Баланс, компромисс, консенсус – на поиск равновесия и согласия, которые всех устроят, как правило, уходит много времени и далеко не всегда удается сразу прийти к искомым результатам. Однако, когда дело касается национальной безопасности, прекращать поиски нельзя.

ИВАНОВ В.С., президент Международной академии бизнеса и новых технологий:

– Интеграция интеллектуальных, технологических и организационных ресурсов вузов позволит активизировать применение электронного обучения в системе российского образования и, конечно же, оптимизировать расходы и создать российский банк качественных электронных курсов, что должно, на наш взгляд, обеспечить конкурентоспособность российского сегмента электронного обучения.

Именно такой уровень обсуждаемой проблематики был заявлен первым заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олегом Смолиным [8]:

– Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития, новые информационные технологии становятся вызовом национальному образовательному суверенитету многих стран, включая нашу Родину.

Докладчик отметил, что обучение в сети интернет посредством МООС (Massive Open Online Course – массовых открытых онлайн курсов) развивается по экспоненте:

– Только на портале Coursera в конце 2012 года обучались 3 млн. человек, в июне 2013-го – 4, в сентябре 2013 го – 5, в феврале 2014-го – 6 млн. Среди них в 2012 году получили сертификаты 50 тыс. граждан России (это не все, кто обучались, а только те, кто получили сертификаты), в сентябре 2013 года обучались уже 200 тыс. По этому показателю Россия занимала шестое место в мире. Портал объявил о намерении создать «электронный университет» на миллиард человек, аналогичную задачу – создание университета на миллиард слушателей поставил Google.

Очевидно «образовательный империализм» не за горами, но счастье ли это? Почему стремительное развитие массовых курсов вызывает массовое беспокойство?

– Дело в том, что во всем мире развитие МООС рассматривается, как стратегия в борьбе за человеческий капитал, – акцентировал внимание участников парламентских слушаний О.Н. Смолин, приведя некоторые ожидаемые результаты и последствия такой борьбы.

Первый результат – ориентация населения страны-конкурента на обучение в вузах страны, предоставляющей МООС бесплатно или по очень низким ценам. Последствия: потеря национального образовательного рынка, массовый отток капитала, стремительное нарастание «утечки умов», качественный рост интеллектуального потенциала в стране, которая откачивает человеческие ресурсы.

Второй результат – ослабление интеллектуального потенциала или торможение его развития в стране, которая теряет человеческие ресурсы. Последствия: ослабление национальной системы образования, которая является главным генератором интеллектуального потенциала страны.

Третий результат – погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны. Последствия: переориентация на её ценности, размывание национальной идентичности, продвижение интересов страны-конкурента и так далее.

Так участвовать в «чужих» глобальных образовательных платформах и/или культивировать «свои»? Однозначного ответа нет. Похоже ситуация складывается такая же, как с международными платежными системами. До недавнего времени казалось, что пользоваться Visa и MasterCard удобно, потом власти провозгласили курс на создание собственной независимой национальной платежной системы, сейчас – в поисках компромиссных решений.

Что мы имеем на сегодняшний день, если говорить о глобальных образовательных платформах? У всех на слуху в первую очередь Coursera. С этой американской платформой, предлагающей бесплатные онлайн-курсы, сотрудничает уже более 100 образовательных организаций в мире. Ресурс работает с 2012 года, в 2013 году к нему присоединились первые российские вузы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (государственный университет) и Санкт-Петербургский государственный университет. Из 623 курсов, размещенных на платформе, на русском языке пока только 13 [9].

«Наш ответ Coursera» – Универсариум, стартовавший в 2013 году [10]. Миссия проекта – предоставить возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов миллионам российских граждан. Первые десятки тысяч слушателей курсов от преподавателей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института (государственного университета) и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова уже ступили на платформу. Пожелаем им счастливого пути.

Есть, конечно, и другие образовательные платформы, и с каждым днем их всё больше. Обзор ресурсов не входит в задачу статьи, но хотелось бы остановиться на тенденциях. Образовательные платформы, по словам депутата О.Н. Смолина, превращаются в своеобразные кадровые агентства, которые ведут учет успешных обучающихся и передают их персональные данные компаниям, ищущим квалифицированных работников. И тут всё отчетливее становится слышен нарастающий гул «кадрового пылесоса», который, по прогнозам Агентства стратегических инициатив (АСИ) [11], через несколько лет заработает с небывалым размахом. Всего через несколько лет – когда «охота за потенциалом» и инвестиции в траектории талантов станут обычным делом.

А пока пометем по амбарам, поскребем по сусекам. Профориентационные структуры образовательных организаций работают в режиме нон-стоп. Однако «колобки» наши норовят укатиться, да подальше и, возможно, насовсем. По данным Аналитического центра Юрия Левады количество граждан России, желающих её покинуть, с 2009 по 2013 годы увеличилось с 13 до 22 процентов, среди студентов показатель достигает 45 процентов [12]. Как изменить эту тенденцию?

Можно на каждой школе повесить плакат «Время жить в таком-то регионе!». Можно призвать вузы присоединиться к реализации программы «Время учиться в России!». Впору провозгласить: «Стань бакалавром дома!». Поможет ли?

С одной стороны, лозунги уместны на демонстрациях и не более того. С другой – всё не так просто. Часто повторяемые фразы могут запасть на ментальный уровень и превратиться из внешних посылов во внутренние, а это уже серьезно. Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo2.

Е.П. СИНДЕЕВА,
кандидат педагогических наук.

1 Теперь, очевидно, и Севастополь.
2 С лат.: капля камень точит не силой, а частым падением.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
  2. Ампилогов А.И., Локшин М.М. Куда пойти учиться: выбор специальности в вузе // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 2. / Отв. ред.: Е.Г. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2014. – С. 672-682.
  3. http://минобрнауки.рф/новости/4149
  4. http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/42141
  5. Проект Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации / http://минобрнауки.рф/документы/4090
  6. http://wciom.ru
  7. http://council.gov.ru/press-center/news/40358/
  8. Стенограмма парламентских слушаний от 19.05.2014 / http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124056057056.html
  9. https://www.coursera.org
  10. http://universarium.org
  11. Презентация П. Лукша - Global Report Education 2030.pdf / http://bit.ly/1nJEeZY
  12. www.levada.ru

ОТ РЕДАКЦИИ. Как обеспечить конкурентоспособное качественное образование при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий? Кто включился в обсуждение поставленных вопросов? К каким выводам пришли участники дискуссии? Читайте в журнале «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
ГТО: перезагрузка
Обучение в сети
Нелли Литвак: Голландские советы по профессиональной ориентации
С чего начинается школа будущего
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Шанс для развития кораблестроительного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ