ГТО: перезагрузкаВладимир Путин подписал 24 марта 2014 года указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Вскоре в Комитете Госдумы РФ по образованию прошло заседание, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния, проблем и перспектив развития деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Просмотров: 2537
Mens sana in corpore sano. Президент РФ Владимир Путин подписал 24 марта 2014 года указ «О Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», № 172. Вскоре в Комитете Госдумы РФ по образованию прошло заседание, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния, проблем и перспектив развития деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Именно в школе можно дойти практически до каждого: не все дети ходят в садик, далеко не все учатся в вузах. Но где бы ни пролегла образовательная траектория, главное – чтобы по дороге не терялось здоровье. Историческое событиеПоэтапное внедрение комплекса ГТО на федеральном, региональном и местном уровнях начнется 1 сентября:
Сейчас Минспорта РФ и Минобрнауки РФ разрабатывают соответствующий план мероприятий. В числе первоочередных задач – внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы, нормативное оформление предложения экспертной группы при Минспорта РФ о включении в систему мотивации учета ГТО при аттестации завершающего обучение в средней школе и при поступлении в вуз. Последнее – тема спорная. – Я абсолютно убежден, что правильно – учитывать результаты при приеме в спортивные, военные вузы, вузы силовых структур. Но почему будущий музыкант или философ должен получать преимущество перед другими, если у него золотой значок ГТО, мне не очень понятно, – подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин. Конечно, сдача норм – дело добровольное и нельзя стричь всех под одну гребенку. Однако, с другой стороны, стимулы для сдачи норм ГТО должны быть весомые. Современный комплекс уже не просто физкультурный, а физкультурно-спортивный. На волне успеха недавно прошедших зимней Олимпиады и Паралимпиады в Сочи как никогда хочется позитивных перемен. В Минспорта РФ уверены: интерес к ГТО большой, подход серьезный, и, хотя есть целый комплекс вопросов, которые требуют понимания и решения, главное – сейчас всё будет по-другому. Выступая на заседании комитета, заместитель директора Департамента развития физической культуры и массового спорта Минспорта РФ Виктор Бабкин с энтузиазмом отметил: – Прежде всего, примите самые искрение поздравления с тем историческим событием, что мы возрождаем наш комплекс ГТО! – сказал он и постарался тезисно изложить, в чем преемственность, в чем отличие и как система заработает уже в самом ближайшем будущем. Был, есть и будет!О том, что комплекс ГТО был реально работающим механизмом, задающим стандарты физического воспитания, физической подготовки, Президент РФ Владимир Путин призвал вспомнить еще год назад1: – В четырнадцать лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. Две трети! У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30 процентов – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. До 40 процентов призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих. Очевидно, что причин такой ситуации много. <…> Думаю, вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых десятилетий, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО – «Готов к труду и обороне». Его нормативы сдавали люди самых разных возрастов. Это был реальный, работающий механизм. Да, в значительной степени «затёрся» в своё время и стал достаточно формальным, но всё-таки он работал и обеспечивал единую, общедоступную систему объективной оценки физического развития, задавал так называемый стандарт физического воспитания, физической подготовки, что чрезвычайно важно – ориентиры важны. Возрождение этой системы в новом, конечно, современном формате может принести большую пользу. В течение года Минобрнауки РФ и Минспорта РФ предметно занимались этим вопросом. В 9 регионах страны было проведено предварительное исследование, в 12 регионах состоялась сдача норм по зимним видам спорта в тестовом режиме, для продвижения идеи разработан специализированный интернет-портал «Масс-спорт РФ». Современный комплекс ГТО должен стать программной и нормативной основой физического воспитания населения страны2. Что же он собой представляет? Относительно советского российский комплекс ГТО содержит более 300 существенных изменений. – Если раньше у нас с вами было 9 ступеней, то теперь уже 11. По просьбам населения старше 50 лет мы ввели дополнительно ещё две возрастные группы, то есть 60+ и 70+, и сделали разбивку по пятилетним группам, чтобы человек мог себя проявить, – проинформировал участников заседания Комитета Госдумы РФ по образованию представитель министерства спорта Виктор Бабкин. Для объективной оценки здоровья человека, его подготовленности взяты пять основных физических качеств: сила, выносливость, быстрота, гибкость и координация движений. Подобрано 40 видов испытаний, из которых каждый сдающий может выбрать то, что ему удобно. Кроме этого, каждый субъект федерации будет иметь право включить ещё два дополнительных вида: либо по национальным видам спорта, либо по молодёжным. Процесс тестирования планируется организовывать в виде соревнований, физкультурно-спортивных праздников. В зависимости от того, сколько испытаний (от 4 до 9) человек успешно пройдет, будет соответственно выдаваться бронзовый, серебряный или золотой знак ГТО. Система мотивации – это отдельная большая тема, она сейчас прорабатывается. Через электронную базу данных будет организован мониторинг работы по поэтапному внедрению комплекса. Планы большие, масштабы еще больше. Как всё будет на самом деле? Увидим. Кадры решают всё?
Вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся неизбежно порождают вопросы подготовки учителей физкультуры и педагогов дополнительного образования, работающих по программам физкультурно-спортивной направленности. При этом проблема номер один – подготовка педагогических кадров, ориентированных на укрепление здоровья детей. – В настоящее время многие нормативные документы определяют актуальность и необходимость направленного укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений. Вместе с тем ни один из этих документов не отвечает на один из принципиальных вопросов: а кто предметно должен решать задачи и отвечать за оздоровление учащихся в школе? Кто из числа сотрудников и преподавателей, предметников может и должен реализовывать цели и задачи оздоровления занимающихся? – обратил внимание собравшихся Александр Зотов, председатель общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России». – Укреплением здоровья учащихся преимущественно занимается учитель физической культуры, который должен в первую очередь решать задачи образования школьников, впрочем, как и любой другой учитель. В то же время современное профессиональное образование учителя физкультуры не ориентируется на его подготовку для решения всей полноты оздоровительных задач. При такой ситуации вряд ли можно ожидать качественного решения задач оздоровления учащихся в общеобразовательной школе, – сказал далее А. Зотов и внес предложение поручить РАО, Минобрнауки РФ разработать проект государственного стандарта высшего образования по специальности «учитель физической культуры и оздоровительных технологий» с пятилетним сроком обучения. Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки РФ Александр Минаев отметил, что при эффективном внедрении комплекса ГТО актуализируется и проблема повышения квалификации учителей, поскольку «урок должен быть зажигательным, интересным, увлекательным, а значит, проводить его должны современные педагоги». Однако, прежде чем «зажигать» на физкультуре и сдавать какие-либо нормативы, и дети, и взрослые элементарно должны быть сыты. И питаться, все мы знаем, желательно не абы как, а сбалансированно и регулярно. На проблеме организации питания акцентировала внимание профессор Московского государственного института открытого образования, доктор биологических наук Наталья Панкова: – Результаты входного тестирования по программе подготовки учителей основной школы по переходу на ФГОС показали, что более 70 процентов педагогических работников не обладают достаточными знаниями по формированию культуры здорового питания и по организации питания в образовательной организации. В качестве решения задачи по организации питания обучающихся, возложенной на осуществляющие образовательную деятельность организации новым законом об образовании (ст. 41, п. 1), в 95 процентах анкет был выбран следующий вариант: совместное участие в организации питания обучающихся системы образования, органов здравоохранения и органов Роспотребнадзора. В связи с этим Н. Панкова внесла предложение разработать нормативно-правовую базу совместной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и органов Роспотребнадзора по организации питания обучающихся. – Спасибо за очень конкретное выступление, – поблагодарил председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Вячеслав Никонов. Проблема, безусловно, существует. Мы не первый раз с ней сталкиваемся – и, наверное, к ней придётся вернуться в плане законодательной деятельности. Безусловно, это проблема, которая касается нескольких министерств и заслуживает внимания. Что ни проблема, то межведомственная. Вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся обсуждались на заседании комитета в течение полутора часов. Как на всех уровнях образования, развивая интеллект, сберечь здоровье? Приглашаем к диалогу наших читателей. Екатерина СИНДЕЕВА.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|