Модель экспорта образования: онлайн-обучениеВ серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель четвертая: «Онлайн-обучение». Просмотров: 689
Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.
Описание модели и цели её реализации Электронное обучение, онлайн-образование (англ. – e-learning) – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий. Авторами доклада «E-learningin European Higher Education Institutions» выделены следующие целевые группы, заинтересованные в электронном обучении: студенты кампуса или филиалов университета, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; аспиранты, в том числе иностранные; иностранные студенты, для которых онлайн-обучение является альтернативой обучению в кампусе; работающие студенты; слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации и безработные для получения квалификации; взрослые, обучающиеся в качестве досуга.[1]
Наиболее часто упоминаемыми тематическими направлениями в онлайн-обучении являются бизнес и управление, педагогика, математика, информатика, инженерные и технические науки[2]. В учебном процессе вузами используются такие виды открытых образовательных ресурсов, как электронные учебные материалы, в том числе цифровые учебники, учебные программы и справочные материалы, онлайн-хранилища для учебных материалов, инструменты и системы управления для разработки контента и управления курсами, а также общеуниверситетские и факультетские студенческие порталы. Растущая популярность онлайн-образования объясняется целым рядом причин. Среди них ужесточение миграционной политики в ряде стран, более низкая стоимость обучения, возможность сочетать учебу с работой, рост доверия к дипломам, полученным онлайн. Реализация модели будет способствовать достижению основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Это «количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями», «количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования» и «объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования». Онлайн-обучение: российская и мировая практика Реализация электронного образования регламентируется законодательно[3]. По данным Росстата, доля образовательных организаций, реализующих профильные программы с использованием дистанционных технологий, в общем числе образовательных организаций России в 2015 году достигла 78,2%. До 2025 года планируется увеличить количество обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн. и разработать не менее 4 тыс. онлайн-курсов. Эти показатели – по количеству обучающихся и количеству онлайн-курсов – утверждены в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Драйверами развития электронного образования являются ведущие российские вузы. Первыми курсами, размещенными на открытых онлайн-платформах – как зарубежных, так и отечественных, – стали курсы российских вузов, занимающих топовые позиции в национальных образовательных рейтингах. Количество курсов, размещенных ими на открытых платформах онлайн-обучения, составляет абсолютное большинство. Вузы из первой десятки активно переходят на онлайн-обучение по основным образовательным программам, расширяя перечень таких программ, а также численность обучающихся по этим программам. В целом ведущими вузами разрабатывается в среднем 20 онлайн-курсов в год. Российские образовательные организации используют несколько платформ открытого образования, разработанных и российскими, и зарубежными IT-компаниями. Например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова размещает свои онлайн-курсы на платформах Coursera и UNIWEB, МГИМО – на Coursera и UNIWEB, Томский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого – на Coursera, Лекториуме и Национальной платформе открытого образования, НИУ ВШЭ – на Coursera и Национальной платформе открытого образования. По данным исследования британского банка HSBC «The Value of Education Higher and higher», в рамках которого в 2017 году был опрошен 8 481 родитель из 15 стран мира, более двух третей (69%) из них согласны с тем, что новые информационные и образовательные технологии обеспечивают лучший доступ к хорошему образованию. При этом доля их выше в Индии (85%), Индонезии (83%) и Малайзии (82%).
Для увеличения доступности образования все больше университетов во всем мире использует информационные образовательные технологии и предлагает онлайн-программы обучения. Большинство опрошенных родителей (73%) знали об этих онлайн-программах, а 60% планируют рассматривать для обучения своих детей полностью онлайн-программы, либо образовательные программы, которые включают отдельные онлайн-курсы/модули. Родители из стран Азии чаще рассматривают онлайн-программы для обучения своих детей, особенно в Индии (82%), Индонезии (80%) и Китае (76%), а 50% родителей в Китае рассматривают для обучения детей полностью онлайн-программы.[4] Потенциальные риски и возможности РИСКИ
ВОЗМОЖНОСТИ
Первая модель: внутренняя интернационализация. Вторая модель: совместные образовательные программы. Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом. Четвертая модель: онлайн-обучение. Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.
[1] M. Gaebel, V. Kupriyanova, R. Morais, E. Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association. 2014. С. 27-28. [2]Там же. [3]Подробно нормативное правовое обеспечение электронного образования будет рассмотрено далее. [4] The Value of Education Higher and higher. HSBC. 2017. Электронныйдоступ: file:///C:/Users/User/Downloads/170628-the-value-of-education-higher-and-higher-global-report.pdf (Датаобращения: 26.07.2017). [5]Internet World Stats [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/stats7.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 15.09. 2017). [6] British Council: The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020: 2012. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/the_shape_of_things_to_come_-_higher_education_global_trends_and_emerging_opportunities_to_2020.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 31.08.2017). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|