Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы

Продолжаем публикацию серии статей о перспективах набора иностранных обучающихся в российские вузы. В предыдущих номерах речь шла о казахстанских и азербайджанских студентах, в этом – об узбекских.

Просмотров: 36

Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019.

Продолжаем публикацию серии статей о перспективах набора иностранных обучающихся в российские вузы. В предыдущих номерах речь шла о казахстанских и азербайджанских студентах, в этом – об узбекских.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

МОЖАЕВА Полина Николаевна – младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ.

Характеристика образовательного рынка

Мощная трансформация экономики, которую в настоящий период переживает Узбекистан, стимулирует спрос на высококвалифицированных специалистов, способных увеличить экономический рост и повысить конкурентоспособность страны.

Образовательный уровень населения Узбекистана в основном соответствует уровню развитых стран. Уровень грамотности в стране является одним из самых высоких в мире – почти 100%, по данным на 2015 год[1]. При этом ежегодные затраты на образование составляют 10-12% от ВВП, а их доля в расходах государственного бюджета превышает 35%[2].

В Узбекистане действуют 9 628 средних школ, в том числе 1 912 – с русским языком обучения, 87 специализированных, 59 вузов и 15 филиалов вузов[3].

Большинство образовательных организаций в Узбекистане являются государственными. Вместе с тем создание и функционирование негосударственных учреждений предусмотрено образовательным законодательством. На текущий период действует ряд негосударст­венных образовательных организаций на уровне дошкольного, начального и среднего образования, а также учреждения, предоставляющие внешкольное образование для детей, образование для взрослых, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Слабая образовательная инфраструктура и нехватка преподавателей являются основными препятствиями для увеличения числа студентов в госуниверситетах. Среди национальных вузов практически отсутствует конкуренция, поскольку в Узбекистане абитуриент имеет право подачи документов на поступление только в один государственный вуз.

Высшие учебные заведения Узбекистана являются государственными и подразделяются на следующие виды: университет[4], академия[5], институт[6].

Ежегодно Кабинет министров Республики Узбекистан издаёт соответст­вующее постановление «О приеме в высшие образовательные учреждения» с информацией о порядке приема, квотах и прочем. В пределах квот, ежегодно устанавливаемых кабмином, вузы принимают решение о приеме студентов в зависимости от количества набранных ими баллов по итогам тестирования. Проходной балл устанавливается государственным центром тестирования. Абитуриенты, набравшие проходное количество баллов, зачисляются в вуз на бюджетные отделения и имеют право на государственные учебные стипендии. Далее по мере убывания баллов проводится зачисление на обучение на контрактной основе. Студенты, обучавшиеся за счет бюджета, должны отработать не менее трех лет в государственных организациях или учреждениях. В целом можно говорить о том, что в системе образования Узбекистана до сих пор практикуются неэффективные методы планирования, хотя страна давно отказалась от плановой экономики. Слабая образовательная инфраструктура и нехватка преподавателей являются основными препятствиями для увеличения числа студентов в госуниверситетах. Среди национальных вузов практически отсутствует конкуренция, поскольку в Узбекистане абитуриент имеет право подачи документов на поступление только в один государственный вуз.

Обучение на контрактной основе стоит от 9 млн. сумов до 12 170 млн. сумов (примерно от 80 до 110 тыс. руб.) за год[7].

В Республике Узбекистан действуют филиалы южнокорейских вузов: Университет Инха – с 2014 года и Университет Пучон – с 2018 года. Планируется открытие филиала медицинского Университета Гачон – с 2019 года. Также функционируют филиалы Сингапурского института развития менеджмента, Международного Вестминстерского университета (Великобритания), Туринского политехнического университета (Италия).

Республикой Узбекистан исполнены отдельные принципы Болонского процесса – в частности, переход на двухуровневую систему высшего образования, – хотя страной и не подписана Болонская декларация. Однако пути реализации тех или иных её положений Россией и Узбекистаном различны. В первую очередь, это касается образования в области медицины: Россия по-прежнему осуществляет подготовку медицинских кадров в рамках интегрированных образовательных программ (специалитет), в Узбекистане реализуются двухуровневые программы бакалавриата и магистратуры в области медицины.

Республика Узбекистан является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам (Минск, 1993), вступившей в силу для Узбекистана в 1994 году. Благодаря этому документы об образовании, выданные образовательными организациями РУ, в установленном порядке принимаются на территории РФ без какого-либо специального удостоверения. Узбекистан также с 2012 года участвует в Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961)[8].

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников и начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете министров РУ Улугбек Ташкенбаев в присутствии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Главы Правительства РУ Абдуллы Арипова обмениваются документами во время церемонии подписания Соглашения о взаимном признании образования и квалификаций, ученых степеней, получаемых в России и Узбекистане.

В сотрудничестве с ЮНЕСКО ведутся работы по присоединению Узбекистана к Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токийская конвенция, 2011)[9].

Международное сотрудничество Узбекистана с другими странами в области высшего образования, в том числе по академическим обменам, базируется на межправительственных двусторонних соглашениях с Китаем,

Южной Кореей, Малайзией, Египтом, Оманом, Россией, Азербайджаном, Туркменистаном, Украиной и другими странами.

Согласно данным Института ЮНЕСКО по статистике[10], в 2017 году число граждан Узбекистана, выехавших на обучение за рубеж, составило 33 159 чел. В первой десятке стран приема студентов из Узбекистана – соседствующие страны: такие как Россия, Казахстан, Кыргызстан, а также Республика Корея, США, Малайзия, Латвия. Численность студентов из Узбекистана в вузах стран СНГ на тот момент достигла 26 438 чел., большая часть из них обучалась в России, Казахстане и Украине.

Активное сотрудничество и диалог в области образования ведутся между Казахстаном и Узбекистаном. В 2018 году в Казахстане прошел Год Узбекистана. На состоявшихся в Самарканде Днях образования Казахстана было объявлено о выделении гражданам Узбекистана 10 тыс. грантов на получение высшего образования в Казахстане. Граждане Узбекистана на льготных условиях могут получить высшее образование по техническим, экономическим, гуманитарным, медицинским, нефтехимическим и агропромышленным специальностям в 30 вузах Казахстана. Между странами расширяются взаимосвязи между ППС, ведутся работы по упрощению механизма признания дипломов.

В украинских вузах в 2017 году обучались свыше 2 тыс. студентов из Узбекистана, в основном в таких крупных городах, как Киев, Днепропетровск, Харьков, Запорожье, Полтава, Сумы, Винница и других. Около 150 различных стран ежегодно отправляют своих граждан на обучение в Украину. По числу студентов, приезжающих в эту страну, Узбекистан занимает шестое место после Азербайджана, Туркменистана, Индии, Нигерии и Марокко. Власти страны планируют проработать вопрос о предоставлении новых квот узбекским гражданам на обучение в вузах Украины.

Получение образования гражданами Узбекистана за рубежом по государственной линии осуществляется:

– по межправительственным договорам и планам культурного и научного сотрудни­чества;

– по договорам, заключенным Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан с образовательными структурами, учебными заведениями и общественными организациями зарубежных стран;

– за счет стипендий, выделенных отдельными образовательными учреждениями, неправительственными и благотворительными организациями зарубежных стран.

До недавнего времени Узбекистан был единственной страной СНГ, с которой у России отсутствовало соглашение о взаимном признании образования. Однако за последние десять лет численность обучающихся из Узбекистана в российских вузах увеличилась более чем в три раза. Столь существенные показатели входящей мобильности требовали, безусловно, нормативной правовой поддержки в части облегчения процедуры признания. Соглашение о взаимном признании образования и квалификаций, ученых степеней двух государств подписано в мае[11].

– В данный момент студенты, которые получают образование в филиалах российских вузов в Узбекистане, вынуждены проходить долгую процедуру признания дипломов.

Поэтому подписание соглашения – это очень важный шаг, определенный прорыв в отношениях. Уверен, что увеличится межвузовский обмен, количество обучающихся в наших филиалах в Узбекистане, узбекские университеты станут более активно участвовать в исследовательской повестке российских университетов. В рамках национального проекта «Наука» планируется привлечение зарубежных исследователей к научным разработкам в России, и соглашение даст этому процессу новый импульс, – подчеркнул первый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников.

В Узбекистане утвержден список вузов, дипломы которых официально признаются в стране без специальных экзаменов. При этом проверяется только действительность диплома. В список входят вузы, вошедшие в топ-500 одного из трех мировых рейтингов – Академического рейтинга университетов мира (англ. – Academic Ranking of World Universities), QS рейтинга университетов (англ. – QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира Таймс (англ. – TheTimes Higher Education World University Rankings).

В указанный список из числа российских университетов включены Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Граждане Республики Узбекистан обучаются в 582 вузах[12], расположенных в 139 российских городах. Свыше половины этого контингента сосредоточено в трех субъектах РФ: Москве, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан. Лидером по очной подготовке специалистов для Республики Узбекистан является Казанский (Приволжский) федеральный университет, по заочной – Московский технологический институт.

Свыше 9/10 граждан Узбекистана (93,7% – по очной форме и 96% – по заочной) обучаются в вузах России по программам высшего образования. Причем если почти все заочники учатся на контрактной основе, то на очных отделениях контрактников из Узбекистана – немногим более 60%. И доля выходцев из Узбекистана, обучающихся на бюджетных местах, постепенно растет: 36,4% – в 2015-2016 учебном году, 37,9% – в 2016-2017 учебном году. Наименьший показатель удельного веса контрактников из Узбекистана среди обучающихся по программам высшей квалификации – магистратуры и аспирантуры. При этом российская аспирантура, даже на бюджетной основе, мало привлекает граждан Узбекистана: доля получающих подготовку по программам аспирантуры среди всего контингента обучающихся из Узбекистана в российских вузах (0,9%) в три раза ниже, чем этот показатель среди зарубежных обучающихся российской высшей школы в целом (2,8%).

У граждан Узбекистана, поступающих учиться в вузы России очно, наиболее востребованы медицина и инженерно-технические специальности – особенно металлургия, машиностроение, геология и разведка полезных ископаемых, информатика и вычислительная техника, в то время как заочники предпочитают, прежде всего, экономику и управление.

За пределами РФ, на территории РУ, в 2016-2017 учебном году по российским программам и с участием российских преподавателей студенты обучались в трех успешно работающих филиалах российских вузов[13]: Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (с 1995 года), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 2006 года), Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (с 2007 года) с региональным отделением в г. Карши (с 2017 года). С 2018-2019 учебного года в г. Алмалык (Ташкентская область) начал работу филиал НИТУ «МИСиС»[14]: подготовка специалистов осуществляется по направлениям «Горное дело», «Металлургия», «Автоматизация и управление технологических процессов и производств». С 2020-2021 учебного года в Ташкенте откроется филиал ВГИКа[15]. Также в ближайшие годы планируется открыть филиалы НИЯУ МИФИ и Государственного университета русского языка им. А.С. Пушкина[16].

В 2018-2019 учебном году в рамках постановления Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», № 891 от 8 октября 2013 года на обучение граждан Узбекистана было выделено 203 квоты, в предыдущем – 161.

По данным портала Russia.Study, в 2018-2019 учебном году на 203 квоты было подано 6 405 заявок от граждан Узбекистана, из них на программы бакалавриата – 3 323, магистратуры – 416, аспирантуры – 58. Для сравнения, в 2017-2018 учебном году на 161 квоту было подано 8 158 заявок граждан Узбекистана, из них на программы бакалавриата – 4 382, магистратуры – 474, аспирантуры – 86. С учетом этих данных можно сделать вывод, что самыми востребованными являются программы бакалавриата. Среди наиболее популярных направлений подготовки «Экономика», «Юрис­пруденция», «Лечебное дело».

SWOT-анализ и определение конкурентных преимуществ

Сильные стороны. Россия и Узбекистан имеют глубокие экономические, политические и исторические связи. Динамично развиваются двусторонние связи как в экономике, так и в рамках взаимодействия в СНГ и ШОС.

– Узбекистан входит в число наших основных торговых партнёров. Торговый оборот вырос более чем на 20-25%, достиг 4,5 млрд. долларов. Это один из самых высоких показателей с государствами СНГ, – отметил Дмитрий Медведев на первом заседании Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана, состоявшемся в Ургенче в мае[17].

Между странами существует высокий уровень социальных и культурных связей.

За последние годы наблюдалась тенденция значительного увеличения числа узбекских абитуриентов в вузах России как по очной, так и заочной формам обучения.

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан существует безвизовый въезд.

Российской Федерацией выделяются квоты на обучение в российских вузах гражданам Республики Узбекистан: в 2018-2019 учебном году конкурс составил 32 заявки на место.

Русский язык широко распространен в стране, и большинство населения им владеет. Таким образом, граждане Узбекистана имеют возможность получить актуализированную и достаточно полную информацию о российской системе образования в целом и предложениях российских вузов с указанием уровней, направлений, кратким описанием компетенций для очного обучения на русском языке.

Ввиду отсутствия языковых барьеров российские вузы активно участвуют в работе ведущих образовательных площадок и выставок, проводимых в Узбекистане, а также организовывают различные олимпиады.

Среди причин спроса на российское образование, указываемых в ходе социологических опросов самими обучающимися из Узбекистана, высокое качество обучения, хорошие отзывы о российских вузах от тех, кто ранее в них учился, а также возможность последующей миграции в Россию.

В Узбекистане высокую долю составляет возрастная группа университетского возраста (до 24 лет), демографические факторы в стране стимулируют рынок высшего образования, непосредственно затрагивая набор, зачисление и исходящую мобильность.

Значителен интерес руководства Узбекистана к реализации с Россией программ исходящей академической мобильности для своих граждан. Российские вузы имеют, по сравнению с вузами Узбекистана, лучшие показатели в мировых образовательных рейтингах и в целом большой опыт работы по набору студентов из Узбекистана.

Слабые стороны. Высокая стоимость обучения в российских университетах, по сравнению со стоимостью обучения в узбекских вузах.

Российские вузы слабо развивают продвижение своих образовательных программ в социальных сетях на русском языке.

Российские вузы слабо развивают сотрудничество с национальными университетами Узбекистана.

Национальные вузы Узбекистана не участвуют в межгосударственных образовательных альянсах СНГ и ШОС и образовательных инициативах, таких как Сетевой университет СНГ и Университет Шанхайской организации сотрудничества.

Имеется недостаток осведомленности в российских вузах о системе образования Узбекистана, ее потребностях.

Относительно низки показатели российских вузов в мировых образовательных рейтингах.

Возможности. В Республике Узбекистан доступность высшего образования очень низкая, предложение не соответствует спросу. Увеличение масштаба инноваций в экономике страны в целом выдвигает требование притока высококвалифицированных выпускников вузов. Комбинация низкого охвата собственной системой высшего образования и растущего спроса на высококвалифицированных работников являет собой возможности привлечения потенциальных студентов в российские университеты.

За последние десять лет численность обучающихся из Узбекистана в российских вузах увеличилась более чем в три раза. Столь существенные показатели входящей мобильности требовали, безусловно, нормативной правовой поддержки в части облегчения процедуры признания. Соглашение о взаимном признании образования и квалификаций, ученых степеней двух государств подписано в мае.

Сотрудничество с Россией является ключевым для Узбекистана, играя важную роль не только в укреплении сложившихся хозяйственных связей, но и в решении – как Россией, так и Узбекистаном – важнейших задач экономического развития и безопасности. Одной из приоритетных сфер является торгово-экономическое сотрудничество между странами, которое базируется на межгосударственном Соглашении о торговых отношениях (1992). Российская Федерация – ключевой инвестиционный партнер Республики Узбекистан. За последние пять лет сумма российских инвестиций в узбекскую экономику превысила 6 млрд. долларов США.

Весомый пакет межправительственных и межведомственных документов, касающихся различных вопросов межгосударственного сотрудничества, был подписан в мае 2019 года[18]. Нормативную правовую базу укрепят более 300 соглашений. Соглашение о взаимном признании образования и квалификаций, ученых степеней между Узбекистаном и Россией снимет барьер экспорта российского образования и увеличит его доступность для узбекских граждан.

Между странами развиваются и поддерживаются политические контакты, регулярно проводятся встречи глав государств и правительств, осуществляется взаимодействие в рамках СНГ, ШОС. Поддерживаются межпарламентские связи на двусторонней основе, создана Группа дружбы с участием Госдумы РФ. Активно развиваются отношения по линии МИД РФ. С апреля 2017 года по настоящее время Республику Узбекистан посетили более 30 российских делегаций.

Ежегодно развиваются и укрепляются связи в нефтяном и газовом секторах, в Республике Узбекистан работают крупнейшие российские нефтегазовые компании – «Газпром» и «Лукойл». Между странами действует программа геологоразведочных работ в Устюртском регионе Узбекистана с участием ПАО «Газпром».

Действует межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, регулирующая вопросы торгово-экономического, инвестиционного взаимодействия в области топливно-энергетического комплекса.

Активно развиваются отношения в области межрегиональных связей, в основе которых лежит Соглашение о содействии межрегиональному сотрудничеству, заключенное в 2017 году. С хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан сотрудничают 70 регионов Российской Федерации. Лидирующие позиции в торговле с Узбекистаном занимают Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан, Татарстан, Воронежская, Иркутская, Ленинградская, Московская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области.

Между странами активно развивается сотрудничество в военной и военно-технической сферах на основе Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях, подписанного в 1999 году, межгосударственного Соглашения о совместном применении военно-воздушных сил России, войск противовоздушной обороны и военно-воздушных сил Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран.

Действует меморандум между Госкорпорацией «Росатом» и Академией наук Республики Узбекистан о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (2017).

Страны поддерживают отношения в культурно-гуманитарной сфере, в области науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма. Развивается сотрудничество в области высшего образования. Узбекистан занимает одно из первых мест среди государств, входящих в СНГ, по числу граждан, обучающихся в России.

До настоящего времени в Узбекистане сохраняется значительное число русскоязычных школ, уровень владения русским языком в стране высокий.

Повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах привлекает дополнительные контингенты иностранных студентов, в том числе из Узбекистана.

За счет партнерских вузов из числа национальных университетов расширяется информационное присутствие российских вузов в Узбекистане.

Потенциальная аудитория в Узбекистане прирастает за счёт активного продвижения российского образования через социальные сети.

Инициируются специальные двусторонние образовательные проекты между странами.

Стратегические риски.

К внутренним российским рискам можно отнести:

– ужесточение миграционной и визовой политики в России в отношении студентов из стран СНГ, в том числе из Узбекистана, в связи с террористическими угрозами;

– удорожание жизни в России, снижающее её экономическую привлекательность как места обучения для граждан Узбекистана.

К внутренним рискам в Узбекистане можно отнести:

– ухудшение экономической ситуации в Узбекистане и, как следствие, сокращение доходов населения страны;

– невостребованность российских дипломов, падение интереса к российскому образованию в Узбекистане;

– переориентация исходящей мобильности на другие страны СНГ – например, на Казахстан и Украину;

– высокий уровень конкуренции с вузами, расположенными в других странах СНГ, которые привлекают абитуриентов низкой стоимостью обучения и проживания.

Стратегически необходимые мероприятия

Обеспечение «дружелюбной» среды, повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах, привлекающее иностранных студентов.

Проведение на регулярной основе опросов узбекских студентов по их удовлетворенности условиями обучения и проживания в российских вузах.

Проведение региональных, городских и институциональных культурных мероприятий с участием студентов из Узбекистана.

Учитывая стремительный рост популярности социальных сетей в Узбекистане, российским вузам, стремящимся войти на образовательный рынок страны, следует обратить внимание на подобный путь распространения информации о своих программах и связях с узбекскими партнерами. Продвижение возможностей российских вузов в наиболее активных социальных сетях и медиа-пространстве Узбекистана на русском и узбекском языках в Facebook, YouTube, Pinterest, Twitter, Instagram, VKontakte. У каждой социальной сети своя аудитория и задача, однако все они направлены на вовлечение и участие. Обмен информацией в социальных сетях – эквивалент «сарафанного радио» в digital-пространстве и отличный способ для формирования своей стилистики и voice of brand.

Целесообразно также установить лояльные отношения с рейтинговыми изданиями/порталами Узбекистана.

Разработка регулярного новостного ньюслеттера для университетов-партнеров из Узбекистана. Идеи для контента: самые яркие открытия, исследования, разработки, научные задачи, научная деятельность в России, жизнь вуза.

Расширение сотрудничества с департаментами международных проектов партнерских организаций (посольство, ассоциации).

Организация гостевых/ознакомительных визитов для потенциальных абитуриентов, студентов и преподавателей в российские вузы.

Развитие сетевого взаимодействия с университетами Узбекистана, в том числе приглашение к участию в проектах Сетевого университета СНГ и Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Во избежание обозначенных выше рисков можно рекомендовать проведение ряда мер, которые используют сильные стороны российских вузов.

  •  Привлечение к приемной компании успешных узбекских выпускников российских (советских) вузов и узбекских студентов, чтобы продемонстрировать успех развития карьеры в результате получения российского образования. Например, указание на сайтах вузов фамилий выдающихся выпускников, а также на профилях вузов в Википедии на русском и узбекском языках.
  •  Организация и проведение различного рода мероприятий в Узбекистане для иностранных граждан, в том числе зональных предметных олимпиад, летних университетов, школ и лагерей для потенциальных абитуриентов всех уровней высшего образования.
  •  Использование возможности приема на основании среднего профессионального образования с последующим перезачетом освоенных специальных предметов (дисциплин) и установлением сокращенных сроков обучения по индивидуальному плану.
  •  Учет востребованности специальностей/направлений подготовки в Узбекистане.
  •  Привлечение российского бизнеса для поддержки и развития экспорта российского образования в Узбекистане.
  •  Инициирование проведения Года российского образования и Года русского языка в Узбекистане.
  •  Инициирование проведения форума узбекских выпускников российских (советских) вузов.
  •  Инициирование проведения регионального рейтинга вузов СНГ и ШОС.

Для минимизации и преодоления слабых сторон, во избежание угроз и для лучшего использования возможностей российским вузам требуется провести комплекс мероприятий.

Слабые стороны. Российские вузы мало развивают межвузовское сотрудничество с национальными университетами Узбекистана, в том числе по русскому языку.

Мероприятия:

  •  Расширение договорных отношений с узбекскими вузами с обязательным включением в договоры условий о признании.
  •  Проведение на регулярной основе форумов ректоров России и Узбекистана, научных конференций и семинаров с постоянным расширением числа участников с обеих сторон.
  •  Проведение семинаров с участием ведущих вузов России и Узбекистана по лучшим практикам взаимодействия вузов, международному сотрудничеству и академическим обменам между странами.
  •  Приглашение представителей вузов Узбекистана на международные и региональные образовательные мероприятия, проводимые в России.
  •  Приглашение выпускников из Узбекистана на международные форумы выпускников, проводимые в России.
  •  Проведение курсов повышения квалификации русистов Узбекистана очно с использованием дистанционных технологий.

Слабые стороны. Имеется недостаток осведомленности в российских вузах о системе образования Узбекистана, ее потребностях.

Мероприятия:

  •  Повышение квалификации сотрудников международных служб, проведение маркетинговых исследований образовательного рынка Республики Узбекистан на регулярной основе.
  •  Проведение семинаров и конференций с участием ведущих вузов России и Узбекистана по ознакомлению с образовательными системами обеих стран, российскими вузами, особенностями ведения образовательного процесса по востребованным направлениям подготовки.
  •  Приглашение с чтением лекций общественных и политических деятелей Узбекистана, представителей посольства РУ в РФ в российские вузы с последующим освещением в прессе Узбекистана.

Слабые стороны. Отсутствует системная работа c выпускниками российских (советских) вузов в Узбекистане, при этом количество их значительно.

Мероприятия:

  •  Инициирование создания вузовских ассоциаций выпускников в Узбекистане. Агрегация данных по выпускникам из Узбекистана, организация регулярных встреч (например, раз в полгода).
  •  Инициирование проведения форума выпускников российских (советских) вузов в Узбекистане.
  •  Привлечение к работе с выпускниками Всемирной ассоциации выпускников (https://www.alumnirussia.org).
  •  Налаживание связей с выпускниками российских (советских) вузов в Узбекистане, приглашение их на мероприятия российских вузов в Узбекистане, образовательные выставки.

Стратегические риски: ужесточение миграционной и визовой политики в России в отношении студентов из стран СНГ, в том числе, из Узбекистана в связи с террористическими угрозами; невостребованность российских дипломов, падение интереса к российскому образованию в Узбекистане; удорожание жизни в России, снижающее её экономическую привлекательность как места обучения для граждан Узбекистана.

Мероприятия:

  •  Ходатайство перед Минобрнауки РФ, МИД РФ об увеличении числа квот для обучения в российских вузах граждан Узбекистана.
  •  Усиление присутствия российских вузов в информационном пространстве Узбекистана – настройка профилей и упоминаемости. Обновление профилей российских вузов на сайтах партнеров из числа образовательных и научных организаций Узбекистана с обязательной (кликабельной) ссылкой на сайты российских вузов.

Кейс успешной практики рекрутинга студентов

Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Ташкенте (далее – филиал МГУ) был создан в 2006 году на основании постановления Президента РУ от 24 февраля 2006 года, № ПП-290. Основной задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с нормами, принятыми в МГУ им. М.В. Ломоносова, и общепризнанными международными требованиями к качест­ву высшего образования, целями и задачами Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан.

Международное сотрудничество Узбекистана с другими странами в области высшего образования, в том числе по академическим обменам, базируется на межправительственных двусторонних соглашениях с Китаем, Южной Кореей, Малайзией, Египтом, Оманом, Россией, Азербайджаном, Туркменистаном, Украиной и другими странами.

Целями деятельности филиала МГУ являются:

– подготовка специалистов всех квалификационных уровней и академических степеней, сочетающих глубокие профессиональные знания и способность решать задачи в своей области науки с высокой культурой и гражданской активностью на основе тесной взаимосвязи учебного процесса и научных исследований;

– интеграция академической и университетской наук путём использования научного и образовательного потенциала МГУ им. М.В. Ломоносова в подготовке кадров с высшим образованием;

– привлечение талантливой молодёжи к научным исследованиям, в том числе путём воспитания у обучающихся интереса к естественнонаучным дисциплинам, устойчивого позитивного отношения к познавательной деятельности и самообразованию;

– активное участие в мировом научном поиске с целью развития человеческой цивилизации и человеческого знания, подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации (в том числе через аспирантуру и докторантуру), повышение квалификации и переподготовка специалистов;

– распространение и пропаганда научных знаний, культурно-просветительская деятельность, содействие процессу взаимного обогащения культур народов мира;

– расширение взаимного сотрудничества с коллегами из Узбекистана, России и зарубежных стран с целью подготовки высококвалифицированных специалистов и осуществления научно-исследовательской деятельности.

– подготовка учебников, учебно-методических разработок и другой специальной литературы;

– переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по новым направлениям образования и специальностям.

Прием абитуриентов и аттестация выпускников филиала осуществляются в соответствии с требованиями, порядком и сроками, устанавливаемыми МГУ им. М.В. Ломоносова. Обучение в филиале осуществляется по учебным планам и программам, утвержденным МГУ им. М.В. Ломоносова. Выдаваемый выпускникам филиала МГУ диплом установленного образца об окончании МГУ им. М.В. Ломоносова признается в Республике Узбекистан документом о высшем образовании.

В настоящее время в Ташкентском филиале функционируют два факультета: прикладной математики и информатики, психологии. Всего обучаются 372 студента, из них 40% – за счет государственного гранта и 60% – на контрактной основе.

Занятия в филиале проводят преподаватели головного вуза, приезжающие вахтовым методом. В образовательный процесс по учебным планам соответствующих факультетов МГУ также активно вовлечены местные ученые-преподаватели, большинство которых – выпускники МГУ.

Работает информационно-ресурсный центр, имеющий свыше 8 684 тыс. учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы. В его структуру входят электронная библиотека, мультимедийная студия, видео-конференц-зал. Эффективно используются электронные учебники. В информационно-ресурсном центре имеются видеолекции, отснятые на занятиях профессоров МГУ, которые успешно используются студентами во внеучебное время.

В учебный процесс внедряются ИКТ с использованием прямой трансляции лекций ведущих специалистов МГУ, проводятся занятия с применением современных дистанционных технологий обучения, таких как видеоконференция.

В филиале МГУ работает клуб юных математиков и информатиков, основной задачей которого является приобщение к математике и информатике учащихся школ, колледжей и академических лицеев, повышение интереса и внимания к математическим задачам, проблемам и перспективам развития, информирование о научной жизни головного вуза и его филиала. В клубе имеются отделения для учащихся пятых-девятых классов школ и первых-третьих курсов профессиональных колледжей и академических лицеев. Занятия проводят преподаватели филиала МГУ, преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова, магистры, аспиранты, выпускники и студенты.

Также в филиале МГУ организована школа юного психолога для школьников седьмых-девятых классов, учащихся колледжей и лицеев. Основными целями работы являются: расширение мировоззрения – получение базовых знаний в области психологии; профориентация – помощь в профессиональном самоопределении, создание образа профессии психолога и психологии как науки; развитие навыков общения, а также самопознание при взаимодействии с другими «я»; развитие навыков работы со своими состояниями, умение правильно организовывать личное время. Занятия проводятся преподавателями, выпускниками и студентами старших курсов филиала.

Ближайшие перспективы

В целом перспективы набора граждан Узбекистана в российские вузы высоки ввиду распространенности русского языка и наличия значительного количества русскоязычных школ в стране, высокого спроса на качественное высшее образование, растущего спроса на высококвалифицированных работников.

В качестве целевых моделей экспорта в Узбекистане можно принять две модели: «внутреннюю интернационализацию» и «институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом».

Модель «внутренней интернационализации» предполагает привлечение узбекских студентов к получению высшего образования на всех уровнях (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ повышения квалификации) в очной, очно-заочной и заочной формах исключительно на территории Российской Федерации (в соответствии с закрепленным ВТО способом поставки услуг «Потребление услуги за рубежом»). Экономический эффект от реализации модели (доходы от экспорта) складывается из средств, привлеченных от узбекских студентов в качестве оплаты стоимости обучения, а также средств, «оставленных» в российской экономике в период обучения (расходы на проживание, питание, транспорт, мобильную связь и прочее)[19].

Модель «институционального присутствия российских образовательных организаций за рубежом» предполагает расширение институционального присутствия российских образовательных организаций в Узбекистане в различных формах: как открытие зарубежных филиалов, поддержка российских образовательных организаций за рубежом в качестве самостоятельных юридических лиц (славянские университеты, русские школы), открытие представительств и центров поддержки российского образования. Модель «институционального присутствия российских образовательных организаций за рубежом» может способствовать наращиванию экспортных доходов, в первую очередь за счет открытия филиалов (большая часть обучающихся в филиалах российских вузов является гражданами Узбекистана)[20].

В последние годы наблюдается увеличение популярности обучения в России среди граждан Узбекистана, о чем свидетельствует динамика численности узбекских студентов за последние десять лет, высокий конкурс на квоты Правительства РФ в 2017 и 2018 годах. Все это позволяет утверждать, что Россия останется «страной номер один» и лидером по приему граждан Узбекистана на обучение.

[1] Институт статистики ЮНЕСКО http://uis.unesco.org/en/country/uz.

[2]Портал государственной власти РУ https://www.gov.uz/en/pages/population.

[3]Сайт МИД России bit.ly/ao112KM1.

[4]Университет реализует образовательные программы высшего образования (как бакалавриат, так и магистратуру), а также программы подготовки кадров высшего образования (аспирантура/докторантура) в широком спектре областей знаний и сферах профессиональной подготовки.

[5]Академия реализует образовательные программы по двум ступеням высшего образования, а также программы подготовки кадров высшего образования (аспирантура/докторантура) в конкретных областях знаний и сферах обучения

[6]Институт предоставляет образовательные программы на уровне бакалавриата и магистратуры, и, как правило, программы подготовки кадров высшего образования (аспирантура/докторантура) в конкретной сфере профессиональной подготовки в пределах одной области знаний. Также в Узбекистане функционируют консерватория, высшая школа, филиалы национальных и иностранных образовательных организаций.

[7]Официальный сайт Министерства выс­шего и среднего специального образования Республики Узбекистан http://www.edu.uz.

[8]Официальный сайт Гаагской конференции по международному частному праву bit.ly/ao112KM2.

[9] Официальный сайт Государственного центра тестирования при Кабмине РУ bit.ly/ao112KM3.

[10] UNESCO Institute for Statistics. Outbound internationally mobile students by host region. [Электронный ресурс]. – Электрон. Режим доступа: bit.ly/ao112KM4.

[11]bit.ly/ao112KM5

[12]Экспорт российских образовательных услуг: Стат. сб. Вып. 8 / Минобрнауки РФ. – М.: ЦСПиМ, 2018.

[13]Все расположены в Ташкенте.

[14]bit.ly/ao112KM6

[15]Экспорт российских образовательных услуг: Стат. сб. Вып. 8 / Минобрнауки РФ. – М.: ЦСПиМ, 2018.

[16] bit.ly/ao112KM5

[17] http://government.ru/news/36842/

[18]http://government.ru/news/36842/

[19]Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация // «Аккредитация в образовании». – № 8 (100). – 2017. – С. 30-34.

[20]Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом // «Аккредитация в образовании». – № 2 (102). – 2018. – С. 14-16.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: содружество, ао-112, гульнара краснова, Узбекистан, высшее образование, РАНХиГС, международное сотрудничество

Похожие материалы:
Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
Развитие экспорта российского образования
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
Система образования в Бразилии
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Международная деятельность Новгородского государственного университета
Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#109Популяризация и продвижение русского языка в России и мире
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
#109Будущее рынка труда в России и мире
#110Ивановский колледж культуры развивает таланты
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ