Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы

Продолжаем публикацию серии статей о перспективах набора иностранных обучающихся в российские вузы. В предыдущем номере речь шла о казахстанских студентах, в этом – об азербайджанских, в следующем будет об узбекских.

Просмотров: 517

Материал опубликован в журнале №110 от 25.03.2019.

   КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна –главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

    МОЖАЕВА Полина Николаевна –младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ.

 Продолжаем публикацию серии статей о перспективах набора иностранных обучающихся в российские вузы. В предыдущем номере речь шла о казахстанских студентах, в этом – об азербайджанских, в следующем будет об узбекских.

 Характеристика образовательного рынка

Азербайджан реформировал национальную систему образования одним из первых среди бывших республик СССР: в 1999 году была принята десятилетняя программа. В 2005 году страна присоединилась к Болонскому процессу.

Средний показатель уровня грамотности молодежи Азербайджана в возрасте от 15 до 24 лет, по данным ЮНЕСКО за период с 1999 по 2016 годы, составляет 99,55% (при минимуме – 99,89% в 1999-м и максимуме – 100% в 2007-м).

В университетах Азербайджана учебный процесс ведется на трех языках: азербайджанском, русском и английском. Но это не означает, что обучение на английском или русском освобождает от изучения азербайджанского языка, являющегося обязательным. Исключением является UNEC – единственный университет в Азербайджане, дающий высшее образование на турецком языке.

 

В 2017 году в вузы Азербайджана поступили свыше 37 тыс. абитуриентов, что на 12% больше, чем в 2016-м. В период с 2013 по 2018 годы число абитуриентов в Азербайджане росло: в 2018 году – 40 806 человек.

В 2014 году валовый показатель охвата выс­шим образованием в Азербайджане достиг 23,2%.

Университетское образование разделено на следующие ступени: бакалавриат, магистратура и докторантура. Образовательные программы реализуются в одноступенчатых, двуступенчатых и трехступенчатых вузах. Срок обучения на отдельных ступенях устанавливается на основе учебного плана и утверждается Минобразования Азербайджана.

Университеты, академии, институты, колледжи и консерватории – вот пять основных типов государственных и частных вузов системы высшего образования Азербайджана. С 1993 года, после принятия закона об образовании (1992), вузы получили право самостоятельно выбирать подход к многоуровневому обучению специалистов, определять его содержание и составлять академические программы по дисциплинам. Некоторые вузы, начиная с 1997 года, начали предлагать обучение по программам магистратуры. Единст­венное ограничение накладывается требованиями соблюдения государственного образовательного стандарта страны, гарантирующего необходимый минимум знаний.

Общее количество вузов включает 26 университетов, 10 академий, 12 институтов. Крупнейшие вузы страны – это Бакинский государственный университет, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический университет русского языка и литературы им. М.В. Ахундова, Азербайджанский государственный университет иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Н. Нариманова, Консерватория им. У. Гаджибекова, Государственный сельскохозяйственный институт в Гяндже.

Согласно действующему законодательству, высшее образование в Азербайджанской Республике осуществляется на базе полного среднего образования в очной, заочной или вечерней формах. Очное (дневное) образование играет ведущую роль. По заочной, вечерней форме и экстерном можно получить только степень бакалавра.

Учебный год в вузах состоит из двух семестров. Первый начинается в сентябре и предполагает 17 недель. Второй включает 18 недель и начинается 9-10 февраля, после окончания зимних каникул. Общая длительность как зимних каникул, так и летних составляет 7-10 недель.

Аккредитация образовательных организаций началась в Азербайджане в 2004 году в связи с интеграцией страны в европейское образовательное пространство и необходимостью применения единых механизмов обеспечения качества.

Поступить в университет в Азербайджане можно только при наличии школьного аттестата о среднем образовании. После девятого или десятого класса можно продолжить обучение в техникуме или колледже, как и в других странах СНГ. В рамках государственного стандарта, образовательные организации, дающие высшее образование, могут сами выбирать образовательную программу.

В одноступенчатых вузах (институтах, консерваториях, высших колледжах) готовятся специалисты с высшим образованием по определенным профессиональным направлениям или конкретным специальностям, по завершении обучения студентам присваивается степень бакалавра. Обучение на этой ступени длится четыре года и заканчивается получением диплома.

Наиболее перспективные и хорошо зарекомендовавшие себя выпускники бакалавриата двуступенчатых вузов могут на конкурсной основе поступить в магистратуру. В конкурсах для поступления в магистратуру могут участвовать также выпускники одноступенчатых вузов. В магистратуре углубляется специализация, обращается особое внимание на формирование умений и навыков научных изысканий, а также изучение иностранных языков. Продолжительность обучения на второй ступени составляет от полутора до двух лет и также завершается получением соответствующего диплома.

В первой десятке стран приема студентов из Азербайджана в 2017 году находились в основном соседствующие страны: Турция, Украина, Грузия, Россия. А также такие европейские страны, как Великобритания, Германия, Чехия, Польша.

По ряду специальностей (например, лечебное дело, стоматология, фармацевтика) еще реализуются программы продолжительностью от пяти до шести лет, входившие в систему высшего образования до перехода на трехступенчатую структуру. По завершении обучения выдается диплом о квалификации специалиста."Калейдоскоп культур" в НИУ РАНХиГС (2016)

На трехступенчатую систему образования переходят некоторые университеты и академии, если это им позволяет кадровый потенциал и материально-техническая база. В таких вузах выпускники, продемонстрировавшие в магистратуре высокие академические и научные успехи, рекомендуются ученым советом к поступлению в докторантуру и после сдачи соответствующих экзаменов зачисляются в нее. После успешного завершения обучения, которое длится от двух до трех лет, они получают степень доктора.

За последние пять лет число граждан Азербайджана, получающих образование в российских вузах, сократилось на одну треть. Общее число обучавшихся очно и заочно в российских вузах на территории России в 2017-2018 учебном году составило 10,8 тыс. человек, из них очно – 4,4 тыс.и заочно – 6,4 тыс.

В университетах Азербайджана учебный процесс ведется на трех языках: азербайджанском, русском и английском. Но это не означает, что обучение на английском или русском освобождает от изучения азербайджанского языка, являющегося обязательным. Исключением является UNEC – единственный университет в Азербайджане, дающий высшее образование на турецком языке. Обучение ведется с 2018-2019 учебного года по Европейской кредитно-трансферной системе. Университет занимается подготовкой тюркоязычных экономических кадров. Ведущим является факультет экономики тюркского мира.

В вузах Азербайджана обучение возможно на платной и бесплатной основах. Стоимость в основном зависит от авторитетности учебного заведения, а также востребованности абитуриентами той или иной специальности и на платных специальностях в государственных вузах варьируется в среднем от 1 тыс. до 4 тыс. манат. До 6 тыс. манат доходит стоимость обучения в Университете ADA."Калейдоскоп культур" в НИУ РАНХиГС (2015)

Аккредитация образовательных организаций началась в Азербайджане в 2004 году в связи с интеграцией страны в европейское образовательное пространство и необходимостью применения единых механизмов обеспечения качества.

Несмотря на отсутствие специального законаили других правовых норм, поддерживающих русский язык в Азербайджане, русскоязычная наука и культура в этой стране полноценно развиваются. По оценочным данным МИД России, общее количество владеющих русским языком в республике составляет порядка 70% населения,то есть более 5,5 млн.

В 2016 году в стране разработаны новые правила аккредитации вузов, подготовленные совместно с зарубежными экспертами в соответствии с европейскими стандартами и инструкциями, согласно которым деятельность вузов должна анализироваться по ряду направлений. К ним отнесены миссия, задачи, стратегия, управление, кадровые ресурсы, образовательные программы, научно-исследовательская деятельность, образовательные ресурсы и поддержка студентов. Проект новых правил аккредитации размещен на сайте Минобразования АР.

Полномочным органом по вопросам аккредитации в стране является Министерство образования Азербайджанской Республики, аккредитацию проводит Управление аккредитации и нострификации. Согласно национальному законодательству в сфере образования, признание квалификаций зарубежных стран в области выс­шего образования означает в Азербайджане подтверждение действительности любого документа (диплома или другого свидетельства), выданного компетентными органами иностранных государств и подтверждающего успешное завершение программы высшего образования. При этом обладателям таких документов предоставляется право на те же академические и профессиональные права, что и обладателям документов, выданных вузами Азербайджанской Республики.

Перспективы экспорта российского высшего образования в Азербайджан зависят от развития экономических и инвестиционных связей между странами. Нужно активнее развивать связку «отраслевые соглашения (контракты)» – «участие вузов в кадровом обеспечении соглашений (контрактов)» – «привлечение иностранных студентов (слушателей дополнительного/второго образования) на обучение в российские вузы для целевого обучения».

Согласно данным Института ЮНЕСКО по статистике, в 2017 году число граждан Азербайджана, выехавших на обучение за рубеж, составило 41 762 человека. С 2011 по 2017 годы произошло удвоение численности граждан Азербайджанской Республики, обучающихся за рубежом.

В первой десятке стран приема студентов из Азербайджана в 2017 году находились в основном соседствующие страны: Турция, Украина, Грузия, Россия. А также такие европейские страны, как Великобритания, Германия, Чехия, Польша.

Граждане Азербайджанской Республики обучаются во всех странах СНГ. Но наибольшее их число на Украине: по данным Минобразования этой страны, в 2017-2018 учебном году в украинских вузах обучались более 9,3 тыс. студентов из Азербайджана. Несколько лет подряд азербайджанские студенты проявляют высокий интерес к получению высшего образования в этой стране, и по числу студентов Азербайджан входит в топ-3 иностранных студентов на Украине. Студенты из Азербайджана преимущественно обучаются в медицинских вузах. Относительно регионального распределения, азербайджанцы в основном концентрируются в восточной части Украины. Выбор такого места обучения обусловлен наличием значительной азербайджанской диаспоры в стране, относительно небольшими расходами на обучение и проживание, достаточно высоким уровнем подготовки по ряду специальностей (медицинские, естественно-технические специальности и туристический бизнес).

Грузинские университеты с каждым годом принимают все больше иностранных студентов. Азербайджан лидирует в списке стран, чьи граждане поступают в грузинские вузы: около 2,6 тыс. человек. Этому есть ряд причин: географическая близость, сравнительно недорогое обучение и проживание, а также признание диплома в мире. Стоимость обучения в вузах Грузии обходится примерно в диапазоне от 900 до 7,3 тыс. долларов США. Обучение проходит как на грузинском языке, так и на русском, английском, немецком и французском для иностранных граждан. Прибывающие на обучение студенты предпочитают изучать в грузинских вузах бизнес, социальные науки, медицину и юриспруденцию.

В настоящее время в Азербайджане активно развиваются программы двусторонней академической мобильности с зарубежными странами. Существуют следующие возможности получения образования за рубежом за счет:

– выделяемых гражданам АР стипендий на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования;

– стипендий организаций и других донорских структур, осуществляющих различные образовательные программы обмена;

– собственных средств.

В целом перспективы набора граждан Азербайджана в российские вузы высоки: ввиду распространенности русского языка, более высокими показателями российских вузов в международных образовательных рейтингах, чем у национальных университетов, и большим количеством двусторонних проектов между странами.

Кроме того, государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики SOCAR уделяет большое внимание подготовке кадров, в которых сама испытывает потребность. Так, в 2006 году SOCAR запустила программу обучения студентов за рубежом, и эти выпускники работают ныне в различных структурных подразделениях компании.

Протокол о сотрудничестве между Минобразования Азербайджанской Республики и Минобразования Российской Федерации был подписан 1 февраля 2002 года, а 23 сентября 2002 года в Москве – соглашение между правительствами РФ и АР о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

За последние пять лет число граждан Азербайджана, получающих образование в российских вузах, сократилось на одну треть. Общее число обучавшихся очно и заочно в российских вузах на территории России в 2017-2018 учебном году составило 10,8 тыс. человек, из них очно 4,4 тыс. и заочно – 6,4 тыс.[1]

Граждане Азербайджана обучаются в 527 вузах России, расположенных в 130 российских городах, – практически на всей территории страны. Половина всего контингента сосредоточена в двух субъектах РФ: Москве и Республике Дагестан. Лидерами по численности граждан РА являются Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия им. М.М. Джамбулатова, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Российский университет дружбы народов, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Дагестанский государственный педагогический университет.

Абсолютное большинство (92% – по очной форме и 97% – по заочной) обучается в вузах России по программам высшего образования. Почти все заочники и 86% обучающихся очно получают образование в российской высшей школе на контрактной основе. Менее всего контрактников из Азербайджана среди обучающихся по программам высшей квалификации – магистратуры и аспирантуры. При этом российская аспирантура, даже на бюджетной основе, мало привлекает граждан Азербайджана: их доля почти вдвое ниже, чем в составе учащихся российских вузов из других стран. В российской аспирантуре сравнительно немногочисленные представители Азербайджана изучают, прежде всего, право, а также экономику и гуманитарно-социальные науки. У азербайджанцев, поступающих учиться в вузы РФ очно, наиболее востребованы две группы специальностей – экономика и управление, медицинские, а у заочников – экономика и управление, а также право.

За пределами России, на территории Азербайджана, в 2016-2017 учебном году по российским программам на русском языке и с участием российских преподавателей в двух филиалах российских вузов – МГУ им. М.В. Ломоносова и Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова – обучались 712 граждан АР. Все – очно, по программам высшего образования.

В 2018-2019 учебном году в рамках постановления Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» на обучение граждан Азербайджана было выделено 205 квот, аналогичное количество в предыдущем году. По данным портала Russia.Study, в 2018-2019 учебном году на 205 квот было подано 872 заявки от граждан Азербайджана. Наи­более популярными являются программы бакалавриата и магистратуры. Наиболее востребованными направлениями подготовки для граждан Азербайджана являются экономика, юриспруденция, лечебное дело, менеджмент. Причем это наблюдается уже в течение двух лет.

Несмотря на отсутствие специального закона или других правовых норм, поддерживающих русский язык в Азербайджане, русскоязычная наука и культура в этой стране полноценно развиваются. По оценочным данным МИД России, общее количество владеющих русским языком в республике составляет порядка 70% населения, то есть более 5,5 млн. Издаются русскоязычные газеты и журналы, учебники, научная и художест­венная литература, транслируются телевизионные и радиопередачи на русском языке.

В Азербайджане действуют 314 государственных общеобразовательных школ с преподаванием на азербайджанском и, по ряду предметов, на русском языках. Также функционируют еще 15 государственных школ, образовательный процесс в которых ведется исключительно на русском языке, и 1 школа, где обучение идет на азербайджанском, русском и грузинском языках.

 

SWOT-анализ и определение конкурентных преимуществ

Сильные стороны. Россия и Азербайджан имеют глубокие исторические, экономические и политические связи. Развиваются как двусторонние – в экономике, так и в рамках участия стран в СНГ.

В настоящее время между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой активно развиваются взаимоотношения на всех уровнях. На регулярной основе проводятся встречи глав государств, осуществляется взаимодействие по линии министерств иностранных дел, развивается сотрудничество по линии минобороны. Значительное место в двусторонних отношениях занимает сотрудничество в военной и военно-технической отраслях. Осуществляет свою деятельность Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК). Активно развивается торгово-экономическое сотрудничество, в том числе и непосредственно между республикой и субъектами РФ (более 70). Российско-азербайджанские отношения в области культуры и образования осуществляются поступательно, гуманитарная сфера – одно из приоритетных направлений.

В Азербайджане действует представительство Россотрудничества. Российский информационно-культурный центр в г. Баку с 2009 года осуществляет свою деятельность. Она нацелена на развитие и укрепление культурных, образовательных, научно-технических и информационных отношений, знакомство граждан Азербайджана с историей и культурой народов России, её культурным, научным и экономическим потенциалом, установление контактов и сотрудничества с творческими, культурно-просветительскими организациями АР, изучение русского языка, формирование условий для взаимовыгодного российско-азербайджанского делового сотрудничества.

В Бакинском государственном университете действует Русский центр фонда «Русский мир».

Зарегистрировано общественное объединение «Азербайджанская ассоциация выпускников российских (советских) высших учебных заведений». Общее количество выпускников российских (советских) вузов в стране – более 20 тыс. Среди них президент И. Алиев, другие выдающиеся политические и общественные деятели, ректоры вузов.

Существует большая нормативная правовая база сотрудничества РФ и Азербайджана в области образования и признания документов – как в двустороннем формате, так и в рамках участия стран в СНГ. Также действует безвизовый въезд.

Гражданам Азербайджана выделяются квоты РФ на обучение в российских вузах. Поскольку русский язык имеет широкое распространение в стране и практически все население им владеет (оценочно – 70%), имеется возможность получать актуализированную и достаточно полную информацию о российской системе образования (в целом) и предложениях российских вузов (с указанием уровней, направлений, кратким описанием компетенций и прочего) для очного обучения на русском языке. Также российские вузы активно участвуют в работе ведущих образовательных площадкок и выставках в Азербайджане ввиду отсутствия языковых барьеров.

Значителен интерес руководства Азербайджана к реализации программ исходящей академической мобильности для своих граждан (особенно на уровне подготовки в магистратуре и аспирантуре) по приоритетным отраслям экономики: энергетике, добыче полезных ископаемых и другим.

Российские вузы имеют, по сравнению с вузами Азербайджана, лучшие показатели в мировых образовательных рейтингах.

В целом российские вузы имеют большой опыт работы по набору студентов из Азербайджана.

Слабые стороны. За последние годы наб­людалась тенденция значительного сокращения числа азербайджанских абитуриентов в вузах России, хотя численность обучающихся за рубежом граждан Азербайджана увеличилась в два раза. Также с 2016-2017 учебного года доминирует заочная форма обучения. Каковы причины?

  •  Высокая стоимость обучения в российских университетах, по сравнению со стоимостью обучения в университетах Азербайджана.
  •  Российские вузы неактивно продвигают свои образовательные программы в социальных сетях на русском языке.
  •  Российские вузы слабо развивают совместные образовательные программы с национальными университетами Азербайджана. Только в рамках Сетевого университета СНГ такие программы реализует Бакинский славянский университет.
  •  Имеется недостаток осведомленности в российских вузах о системе образования Азербайджана, ее потребностях.
  •  Одним из препятствий признания российских дипломов в Азербайджане является требование обязательного проставления апостиля на документы об образовании. Хотя Азербайджан, так же как и Россия, находится в числе стран-участниц, не требующих проставление апостиля, после подписания Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция, 22.01.1993).

Возможности. На рынке Азербайджана работают более 600 совместных компаний, в том числе около 200 со стопроцентным российским участием и свыше 400 – в формате совместного предприятия.

Азербайджан является основным торговым партнером России среди стран СНГ, не являющихся членами Евразийского экономического союза. По итогам 2017 года российско-азербайджанский товарооборот вырос на 34,4%, по сравнению с предыдущим годом, и составил 2 627,2 млн. долларов США.

Одной из приоритетных сфер сотрудничест­ва между странами является создание наиболее благоприятных условий в торговле, увеличение транзитно-транспортного потенциала совместных международных транспортных коридоров, создание совместных производств в перспективных отраслях экономики и экспорта двух государств, сотрудничество в гуманитарных областях, включая молодежную политику, образование, спорт и туризм. Между странами действует Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.

Экономические связи с Азербайджаном поддерживают более 70 субъектов Российской Федерации. В сентябре 2018 года состоялся IX Российско-Азербайджанский межрегиональный форум.

В последние годы в Азербайджане наблюдается значительное увеличение заинтересованности в получении высшего образования среди выпускников школ.

Число азербайджанских студентов, обучающихся за рубежом, выросло в последние десять лет в два раза, наблюдается спрос на зарубежное образование среди молодежи.

Расширение влияния азербайджанских выпускников российской (советской) системы образования на продвижение ее позитивного имиджа за рубежом и формирование будущих контингентов студентов из Азербайджана для обучения по российским образовательным программам.

До настоящего времени в Азербайджане сохраняется интерес к изучению русского языка. С 2016 года Минобразования Азербайджана констатирует серьёзный рост интереса к обучению на русском языке: если раньше охват обучающихся на русском языке составлял 6% общего числа учащихся, то теперь этот показатель составляет 14-15%. Обратной стороной этого процесса становится дефицит учителей русского языка.

По данным Internetworldstatistics, на декабрь 2017 года в Азербайджанской Республике было более 7 999 431 пользователя интернета, что составило 80,6% от общего числа населения страны.

Повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах привлекает дополнительные контингенты иностранных студентов, в том числе из Азербайджана.

Стратегические риски.

  •  К внутренним российским рискам можно отнести удорожание жизни, снижающее экономическую привлекательность России как места обучения для граждан Азербайджана.

Что можно отнести к внутренним азер­байджанским рискам?

  •  Невостребованность российских дипломов, падение интереса к российскому образованию в Азербайджане.
  •  Ухудшение экономической ситуации в Азербайджане в связи с затянувшейся экономической рецессией, девальвацией национальной валюты и сокращением доходов населения.
  •  Обострение конфликта в Нагорном Карабахе. Власти Азербайджана настаивают на решении Нагорно-Карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. С этой точкой зрения не соглашается Армения. Эксперты прогнозируют новое обострение конфликта и даже развязывание войны в регионе в ближайшее время.
  •  Переориентация исходящей мобильности азербайджанских студентов на страны Европы, Турцию и Украину.
  •  Эксперты говорят о значительном количестве иностранных документов об образовании сомнительного свойства. Среди них вузы, которые не имеют официального признания в стране относительно выдачи диплома, не значатся в официальных реестрах ответственных организаций. Отмечены факты, когда абитуриента, набравшего в Азербайджане недостаточное количество баллов (менее 150) при поступлении в национальный университет, за рубежом принимают в университет, порой даже не имеющий аккредитации. В связи с этим эксперты высказывают озабоченность проблемой большого наплыва фальшивых иностранных дипломов, полученных гражданами Азербайджана на «фабриках дипломов», наводнивших страну. По данным национальных СМИ, Минобразования АР несколько лет тому назад выявило 22 тыс. фальшивых дипломов.

 

Стратегически необходимые мероприятия

Повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах, привлекающее дополнительные контингенты иностранных студентов, в том числе из Азербайджана. Обеспечение «дружелюбной» среды для студентов Азербайджана.

Проведение на регулярной основе опросов азербайджанских студентов по их удовлетворенности условиями обучения и проживания в российском вузе.

Проведение региональных, городских и институциональных культурных мероприятий с участием студентов из Азербайджана.

Продвижение возможностей российских вузов в наиболее активных социальных сетях и медиапространстве Азербайджана на русском языке в YouTube, VKontakte, Pinterest, Facebook, Instagram. Учитывая стремительный рост популярности социальных сетей в стране, российским вузам, стремящимся войти на образовательный рынок Азербайджана, следует обратить внимание на распространение информации о своих программах и связях с азербайджанскими партнерами в соответствующих социальных сетях.

Развитие совместных образовательных программ и сетевого взаимодействия с университетами Азербайджана.

Перспективы экспорта российского высшего образования в Азербайджан зависят от развития экономических и инвестиционных связей между странами. Нужно активнее развивать связку «отраслевые соглашения (контракты)» – «участие вузов в кадровом обеспечении соглашений (контрактов)» – «привлечение иностранных студентов (слушателей дополнительного/второго образования) на обучение в российские вузы для целевого обучения».

Во избежание обозначенных выше рисков можно рекомендовать провести ряд мер, которые используют сильные стороны российских вузов.

– Привлечение к приемной компании успешных азербайджанских выпускников российских (советских) вузов и азербайджанских студентов, чтобы продемонстрировать успех развития карьеры в результате получения российского образования. Например, указание фамилий выдающихся выпускников на сайтах вузов, а также профилях вузов в Википедии на русском и азербайджанском языках.

– Организация и проведение различного рода мероприятий в Азербайджане, в том числе зональных предметных олимпиад, летних университетов, школ и лагерей для потенциальных абитуриентов всех уровней высшего образования из Азербайджана.

– Проведение повышения квалификации русистов Азербайджана очно и с использованием дистанционных технологий.

– Профориентационная работа с выпускниками национальных школ, оснащение классов русского языка в школах: плакаты, постеры, диски и бумажные учебные материалы.

– Привлечение российского бизнеса для поддержки и развития экспорта российского образования в Азербайджане.

– Инициирование проведения года российского образования в Азербайджане и года русского языка.

– Инициирование проведения форума азербайджанских выпускников российских (советских) вузов.

– Инициирование проведения Регионального рейтинга вузов СНГ.

– Создание вузовских ассоциаций азербайджанских выпускников.

Для минимизации и преодоления слабых сторон, во избежание угроз и для лучшего использования возможностей, российским вузам требуется провести комплекс мероприятий.

Слабые стороны: российские вузы в Азербайджане мало развивают совместные образовательные программы с национальными университетами, в том числе по русскому языку.

Мероприятия:

– проведение на регулярной основе форумов ректоров России и Азербайджана, научных конференций и семинаров с постоянным расширением числа участников;

– инициирование российскими вузами создания совместных программ с ведущими вузами Азербайджана, особенно по приоритетным направлениям социально-экономического развития Азербайджана;

– проведение семинаров с участием ведущих вузов России и Азербайджана по практикам реализации совместных образовательных программ в странах, востребованных образовательных программ, реализуемых совместно вузами обеих стран;

– приглашение представителей вузов Азербайджана на международные и региональные образовательные мероприятия, проводимые в России;

– приглашение выпускников из Азербайджана на международные форумы выпускников, проводимые в России.

Слабые стороны:имеется недостаток осведомленности в российских вузах о системе образования Азербайджана, ее потребностях.

Мероприятия:

– повышение квалификации сотрудников международных служб;

– проведение маркетинговых исследований образовательного рынка Азербайджана и мониторинг образовательного спроса на регулярной основе;

– проведение семинаров и конференций с участием ведущих вузов России и Азербайджана по знакомству с образовательными системами стран, российскими вузами, особенностями ведения образовательного процесса по востребованным направлениям подготовки.

Слабые стороны: за последние годы наблюдалась тенденция значительного сокращения числа азербайджанских абитуриентов в вузах России, хотя численность обучающихся за рубежом граждан Азербайджана увеличилась в два раза. С 2016-2017 учебного года доминирует заочная форма обучения.

Мероприятия:

  •  проведение виртуальных образовательных выставок, дней открытых дверей, туров по кампусу университета для привлечения студентов из Азербайджана, которые из-за дороговизны проезда и удаленности не могут физически посетить вуз в России;
  •  создание отдельного раздела на сайте вуза для абитуриентов из Азербайджана с указанием статистики обучающихся, выпускников, вузов-партнеров;
  •  создание онлайн-сервиса приема документов для абитуриентов из Азербайджана на сайте вуза.

Слабые стороны: высокая стоимость обучения в российских университетах, по сравнению со стоимостью обучения в университетах Азербайджана.

Мероприятия:

– ходатайство перед органами управления образованием и другими заинтересованными органами власти по увеличению числа квот на обучение в российских вузах граждан Азербайджана в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (8.10.2013, № 891 [3];

– включение образовательной составляющей и подготовки кадров в работу Межправительст­венной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Слабые стороны: российские вузы слабо развивают продвижение своих образовательных программ в социальных сетях на русском языке.

Мероприятия:

Задействовать каналы коммуникации с высокой вовлеченностью, а именно: при выборе СМИ для размещения рекламы учитывать ведущую роль в информационном пространстве социальных сетей Facebook, YouTube, Pinterest, Instagram, Twitter, VKontakte.Церемония "Выпускник SABAH" (Центр Гейдара Алиева, 2017, edu.gov.az)

 Кейс успешной практики рекрутинга студентов

В 2014-2015 учебном году был запущен проект Британского Совета и Минобразования Азербайджана с участием 5 вузов Азербайджана под названием SABAH. Целью является повышение качества преподавания в ВПО, создание новой и разнообразной среды в национальной системе высшего образования, обучение компетентных, способных и готовых студентов в соответствии с растущими потребностями национального рынка труда. В проекте принимают участие такие университеты, как Бакинский государственный университет, Азербайджанский государственный экономический университет, Азербайджанский государственный технический университет, Азербайджанский государственный архитектурно-строительный университет, Азербайджанская государственная нефтяная академия.

Студенты этих университетов, участвующих в проекте SABAH, получили доступ к урокам английского языка, организованным Британским Советом.

В результате более 700 студентов из участвующих университетов изучают английский язык на курсах, проводимых 17 опытными преподавателями Британского Совета.

По состоянию на 2018 год количество участвующих вузов увеличилось до 12, а количество специальностей – до 45 (по направлениям образование, гуманитарные, экономические, технические, природные, культура и искусство), число студентов – 2,3 тыс. В 2017-2018 учебном году 842 выпускника проекта SABAH завершили образование.

В рамках проекта SABAH студентам предоставляются дополнительные стипендии, в том числе трехдневное бесплатное проживание, питание, а также программы академической мобильности (международного обмена) и производственная практика.

Отбор участников в проект SABAH имеет три этапа конкурсного отбора:

– оценка академических результатов (претенденты не должны иметь академических задолженностей, средний показатель успеваемости (англ. – Grade Point Average, GPA) за I семестр на I курсе не ниже 61 балла;

– тестирование знания английского языка;

– собеседование, в рамках которого студенты оцениваются на основе критериев, установленных комиссиями, созданными в соответствующих специализированных группах.

На дополнительную стипендию может рассчитывать лишь небольшое количество студентов, имеющих хорошие академические результаты. По данным Минобразования Азербайджана, в 2017 году 219 человек из 722 выпускников проекта SABAH поступили в магистратуру, а 115 человек продолжили свое образование в вузах зарубежных стран.

В 2014 году по инициативе президентов Азербайджана и Франции создан Азер­байджано-Французский университет. Первый прием студентов состоялся в сентябре 2016 года по четырем техническим специальностям.

Цели инициативы по совместному университету:

– создать университет высокого уровня и международного статуса;

– развивать долгосрочное и взаимовыгодное научно-техническое сотрудничество высокого уровня – как для Франции, так и для Азербайджана;

– содействовать текущим реформам системы высшего образования в Азербайджане.

– создать высококвалифицированную франко- и англоязычную рабочую силу, которая поддержит социально-экономический рост Азер­байджана в тесном партнерстве с профессиональным и промышленным миром, в особенности в сферах науки и высоких технологий.

С французской стороны в проект входит консорциум под руководством Страсбургского университета. Координатором с азербайджанской стороны является Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности. Выпускникам Азербайджано-Французского университета планируется выдавать два диплома (Страсбургского университета и Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности) по следующим специальностям: бакалавр химической инженерии, бакалавр компьютерных наук, бакалавр геофизической инженерии, бакалавр нефтегазовой инженерии. Обучение проводится в соответствии с французской системой образования международным академическим составом, состоящим из высококвалифицированных французских и азербайджанских преподавателей. Обучение по программам бакалавриата длится четыре года: первый – подготовительный и последующие три – основные программы бакалавриата. В течение подготовительного года студенты обучаются основным техническим предметам, английскому и французскому языкам.

Численность студентов Азербайджано-Французского университета постоянно растет: 2011 год – 1565, 2012 год – 1630, 2013 год – 1664, 2014 год – 1655, 2015 год – 1996.

В настоящее время в Азербайджано-Французском университете функционируют следующие факультеты: нефтемеханический (274 студента, 2016), энергетический (232 студента, 2016), экономики и менеджмента (158 студентов, 2016), информационных технологий и управления (547 студентов, 2016), геологоразведочный (252 студента, 2016), химико-технологический (259 студентов, 2016), газонефтепромысловый (339 студентов, 2016).

 Ближайшие перспективы

В целом перспективы набора граждан Азербайджана в российские вузы высоки: ввиду распространенности русского языка, более высокими показателями российских вузов в международных образовательных рейтингах, чем у национальных университетов, и большим количеством двусторонних проектов между странами.

В качестве целевых моделей экспорта в Азербайджане можно принять две модели: «внутреннюю интернационализацию» и «институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом».

Модель «внутренней интернационализации» предполагает привлечение азербайджанских студентов для получения высшего образования на всех уровнях (бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) в очной, очно-заочной и заочной формах исключительно на территории Российской Федерации (в соответствии с закрепленным ВТО способом поставки услуг – «Потребление услуги за рубежом»). Экономический эффект от реализации модели (доходы от экспорта) складывается из средств, привлеченных от азербайджанских студентов в качестве оплаты стоимости обучения, а также средств, оставленных в российской экономике в период обучения (расходы на проживание, питание, транспорт, мобильную связь и прочее).[2]

Модель «институционального присутствия российских образовательных организаций за рубежом» предполагает расширение в различных формах: открытие зарубежных филиалов, представительств и центров поддержки российского образования, зарубежных центров русского языка, курсов русского языка как иностранного, поддержка российских образовательных организаций за рубежом как самостоятельных юридических лиц (славянские университеты, русские школы). Эта модель может способствовать наращиванию экспортных доходов, в первую очередь за счет открытия филиалов (большая часть обучающихся в филиалах российских вузов являются гражданами Азербайджана), и обеспечить выполнение основного показателя приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: «количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования».[3]

В последние годы произошло сокращение на треть контингента азербайджанских студентов в российских вузах, в то время как число обучающихся за рубежом граждан Азербайджана значительно выросло, что свидетельствует о переориентации исходящей мобильности в страны-конкуренты. В связи с этим необходимо приложить дополнительные усилия по продвижению российских программ в Азербайджане, чтобы остановить тенденцию сокращения численности обучающихся в российских вузах азербайджанских граждан и восстановить позиции России как страны лидера в этом направлении.

 [1]Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Минобрнауки РФ. – М.: ЦСПиМ, 2018.

[2]Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация // «Аккредитация в образовании». – № 8 (100). – 2017. – С. 30-34.

[3]Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: институциональное присутст­вие российских образовательных организаций за рубежом // «Аккредитация в образовании». – № 2 (102). – 2018. – С. 14-16.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Поколение учащихся за рубежом
Система образования в Бразилии
ДГТУ вошёл в состав Ассоциации российских и азербайджанских вузов
Итоги деятельности Сетевого университета СНГ
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ