Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии

Сюжет известной басни про телегу с багажом, которую каждый из персонажей тянул в свою сторону, повторяется снова и снова в реальной жизни. Например, в образовательной политике правительства Бразилии.

Просмотров: 382

Материал опубликован в журнале №110 от 25.03.2019.

 

Сюжет известной басни про телегу с багажом, которуюкаждый из персонажей тянул в свою сторону, повторяется снова и снова в реальной жизни. Например, в образовательной политике правительства Бразилии.

БАТУРИНА Людмила Ивановна – консультант по международному сотрудничеству Ассоциации частных бразильских вузов (ABMES), профессор

 Новый курс нового правительства

Бразилия – огромная страна с разными культурами, традициями и проблемами. И эта разница усугубляется кризисами и противоречивыми идеями о том, как их преодолеть. В таком широком и многообразном контексте разработка единой для всех государственной политики является непростой задачей. Любое решение затрагивает миллионы людей. Только в сфере высшего образования более 8,2 млн. студентов, что составляет почти все население такой страны, как Израиль.

За последние десятилетия образовательный ландшафт Бразилии претерпел серьезные изменения. В дополнение к росту новых курсов, количества учебных заведений (в основном част­ных) развивается дистанционное обучение.

Трудность доступа к высшему образованию противоречит острой нехватке выпускников на рынке труда, особенно в области здравоохранения и высоких технологий. Исследование ABMES показывает, что эти области максимально зависят от федеральной финансовой помощи, поскольку традиционно медицинские и технологические курсы имеют более высокую плату за обучение.

Последние данные федеральной статистики IBGE показывают, что люди с полным высшим образованием имеют средний доход примерно в 3 раза выше имеющих среднее образование. Несмотря на это только 17% молодежи в возрасте от 25 до 34 лет оканчивают вузы.

Национальный десятилетний план в области образования (PNE, 2014) определял в последние годы руководящий принцип государственной политики высшего образования в Бразилии – поощрение. Основное внимание уделялось увеличению количества студентов в возрасте от 18 до 24 лет, а также мест в государственных университетах. PNE был подписан в благоприятные годы, когда страна славилась большим бюджетом, выделяемым на развитие высшего образования. Недавние политические изменения и экономические кризисы привели к серьезным сокращениям финансирования, изменив и вектор отношения. После инаугурации президента Жаира Болсонару в январе 2019 года новый министр образования подчеркнул, что акцент отныне будет сделан на школьное образование, поскольку в высшем уже предпринято достаточно – как в государственном секторе, так и частном. Объявленный курс на сокращение социальных программ и социальных льгот заставил людей беспокоиться об образовании еще до того, как изменения были фактически были предприняты.

 Pro Uniand Fies – стратегии демократизации образования

Расширение доступа к высшему образованию продолжает оставаться серьезной проблемой в Бразилии. Продвижение интернационализации в вузах, увеличение количества вакансий и создание механизмов для включения маргинализированного населения – вот некоторые шаги, которые необходимо разработать для достижения цели PNE. На этом долгом пути государственная политика играет ключевую роль, хотя финансовая проблема по-прежнему является серьезным препятствием для молодых бразильцев в получении высшего образования.           Читальный зал Португальской королевской библиотеки в Рио-де-Жанейро

Недавнее исследование, проведенное Бразильской ассоциацией частных университетов (AssociaҫãoBrasileiradeMantedorasdeEnsinoSuperior, ABMES), показывает, что 40% жителей страны не могут позволить себе обучение без стипендии или студенческого кредита, 36% выбывших имеют финансовые причины, а высокая стоимость обучения является основной проблемой 60% студентов. Учитывая, что почти 88% вузов страны являются частными, необходимость поиска решений еще более очевидна.

Существующие федеральные программы – «Университет для всех» (ProUni) со стипендией для учащихся из малообеспеченных семей, низкопроцентные федеральные кредиты Fies – являются основными стратегиями для достижения целей PNE. В 2018 году из-за экономического кризиса обе программы были резко сокращены, что было подвергнуто жесткой критике со стороны образовательных учреждений и широкой общественности.

FIES – государственный студенческий фонд, предлагающий федеральные низкопроцентные студенческие кредиты, – подвергся серьезному сокращению в размере 2 млрд. реалов в дополнение к изменениям в правилах и ограничениях доступа. Это привело к снижению социального характера программы и превращению ее в экономическую и фискальную политику. Каждый год FIES объявляет кампанию на получение кредитов, где конкурс очень высок. Учитывается доход семьи и академические результаты в школе. В 2019 году из 210 тыс. заявок FIES удовлетворил 100 тыс. кредитов, но в реальности заключены только 500 контрактов.

Политическая ситуация в стране еще более усугубила ситуацию. FIES пообещал выделить средства к началу учебного года в феврале. Однако выборы президента и политические переговоры между различными партиями в правительстве, многочисленные увольнения в министерстве образования вызвали множество административных проблем. В результате документы не подготовили вовремя, деньги FIES не перевели в университеты, и через три месяца после начала учебного года студенты FIES еще не были официально зачислены. Активная позиция ассоциации ABMES мобилизовала национальную прессу всей страны, заинтересованную в определении позиции правительства в области высшего образования.

Наиболее вероятен такой путь сохранения федеральных вузов Бразилии, как открытие коммерческих мест – подобно опыту России.И вот тогда начнется настоящее соперничество между частным и публичным секторами. Но для старта коммерциализации публичных вузов нужно изменение конституции страны,а это дело нескорое. Впрочем, ситуация в Бразилии меняется столь быстро, что новости месячной давности уже кажутся устаревшими.

Чтобы смягчить возникшую ситуацию, некоторые частные учреждения создали свое собственное финансирование через партнерские отношения с финансовыми институтами. Однако это очень трудно организовать на более выгодных условиях, чем государственное финансирование, поскольку причиной являются более высокие процентные ставки, применяемые частными учреждениями. Например, требования банков к платежной гарантии, как правило, намного строже, чем принятые правительством, что значительно затрудняет доступ к финансированию для тех студентов, которые более всего нуждаются в этом.

Исследование ABMES под названием «Выборы 2018 года и образование» было сфокусировано на восприятии государственной политики, государственных и образовательных процессов в Бразилии. Опрос показал, что 93% респондентов считают, что именно правительство несет ответственность за доступ к высшему образованию. Общественная политика, подобная ProUni и Fies, признана гражданами основным инструментом демократизации образования в Бразилии.

 Необходимые инвестиции

Президент ABMES Селсо Нискиер, ректор Университета Unicarioca в Рио-де-Жанейро, рассказал о ряде проблем – таких как финансирование, сокращение вакансий и правонарушения в Fies, – с которыми столкнулась страна. В частности, он отметил, что изменения в Fies, внесенные во время правления бывшего президента Мишеля Темера, затруднили студентам доступ к государственной политике. Глава ассоциации представил расчет ABMES, согласно которому для достижения цели PNE требуются инвестиции в размере 64 млрд. реалов (1280 млрд. рублей).

– Правительство желает сэкономить 1 трлн. долларов за десять лет, а мы говорим о 6% экономики за пять лет, – заявил профессор Нискиер, отмечая, что необходим консенсус между университетами, госпрограммами и индустрией в области финансирования курсов, связанных с неизбежностью использования технологий.

 Госпрограммы и рынок труда

Трудность доступа к высшему образованию противоречит острой нехватке выпускников на рынке труда, особенно в области здравоохранения и высоких технологий. Исследование ABMES показывает, что эти области максимально зависят от федеральной финансовой помощи, поскольку традиционно медицинские и технологические курсы имеют более высокую плату за обучение.

Нехватка квалифицированных специалистов является, однако, реальностью практически во всех областях. Для справки: чтобы преподавать географию в средней школе в Бразилии не хватает около 17 тыс. учителей. Ежегодно выпускается только 62% от необходимого числа учителей португальского языка и 50% – учителей географии. Осознавая эту проблему, Национальный институт исследований в области образования (InstitutoNacionaldeEstudos e PesquisasEducacionaisAnísioTeixeira, INEP) рекомендует вузам выдавать дипломы с разрешением работать в школах специалистам-гуманитариям без изучения педагогики. Но это решение не спасает от реальных причин нежелания идти работать в школу, среди которых низкая зарплата, отсутст­вие дидактических материалов инеуважение со стороны учащихся.Стадион Маракана в Рио-де-Жанейро

Исследование Фонда Varkey Foundation в 35 странах показало, что в Бразилии самый низкий престиж профессии учителя. Только 9% граждан полагают, что ученики относятся с уважением к преподавателям в классе. Более того, 88% населения считают учителей людьми с «низким социальным статусом». А между тем профессия учителя обязывает студентов посвятить три-четыре года своей жизни для получения степени бакалавра. Подталкиваемый INEP, частный образовательный сектор готов предложить столько вакансий, сколько необходимо, но проблема не будет решена. Дело не в предложении, а в спросе.

Отсутствие квалифицированных учителей для работы в классе не является чем-то новым. Статистические данные указывали на проблему уже в течение нескольких лет. Как страна может развиваться без учителей, инженеров, врачей или ИТ-специалистов? Не может быть экономического и социального развития без решений в стратегических секторах – таких как высшее образование, обеспечивающее рынок квалифицированными кадрами.

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Но если уж так случилось, то дай вам Бог воспользоваться новыми безграничными возможностями!»

 Бюджет и искусственное дыхание

Ожидается, что трудное решение о замораживании почти 30 млрд. реалов (600 млрд. рублей) в бюджете страны уже в августе скажется параличом из-за нехватки ресурсов во многих областях. В некоторых из них уже ощущаются последствия: таких как наука и техника, стипендии, банковские сборы, демографическая перепись и даже обязательства правительства Бразилии перед международными организациями.Вид на Муниципальный театр и Национальный музей изобразительных искусств, Рио-де-Жанейро

Ситуация имеет тенденцию ухудшаться и начинает затрагивать более чувствительные области, потому что до сих пор экономическая зона не видит признаков улучшения или значительного сокращения расходов. Возможно, правительство Бразилии пойдет на какое-то разблокирование бюджета в качестве искусственного дыхания для выживания органов.

 «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»

С марта 2019 года информация от Минобразования Бразилии (MEC) начала напоминать новости с линии фронта. Жесткие споры в правительстве, которые тянутся с середины января, разразились громом над MEC, которому принадлежит один из крупнейших бюджетов федерального правительства.

Внутренний спор министерства идет между двумя группам, каждая из которых имеет свое четкое представление о том, как должны работать институты образования. Результатом спора явились увольнения более десятка высокопоставленных чиновников, принятие одних решений, их отмена на следующий день, извинения и новые решения. Суть спора состоит в том, какой правительственный проект должен бытьреализован. Конфликтующие стороны условно можно назвать «группой прагматиков» и «группой идеологов».

Прагматиками являются военные, в том числе генералы, первыми вовлечённые в избирательную кампанию нового президента Болсонару. Это та самая группа, которая через тридцать четыре года после отставки военного правительства реанимировала празднование военного переворота как дня Революции. Среди предложений прагматичного военного крыла – создание военных колледжей в столицах и модернизация управления в кабинетах.

Идеологи являются последователями правых группировок, появившихся в правительстве Бразилии, преимущественно, после победы нового президента. Основная цель этой группы состоит в исключении из МЕС любых остатков того, что они называют «культурным марксизмом» или «левыми мыслями». Идеологи выступают за такие проекты, как беспартийная школа, пересмотр вопросов итогового школьного теста (вариант ЕГЭ), исключение из образования гендерных вопросов и другие.

Пересмотр задач высшего образования сказывается, конечно, прежде всего на публичных (государственных) вузах. «Публичными» они называются еще и потому, что университеты открыты для широкой публики по отдельным дисциплинам, даже если человек не является официально студентом. Количество таких мест, конечно же, ограничено и требует наличие предыдущего высшего образования.Ботанический сад Рио-де-Жанейро, вид на гору Корковаду

По Конституции публичные университеты полностью находятся на финансировании у государства и не могут предоставлять коммерческие образовательные услуги. Все студенты обучаются бесплатно, магистры и аспиранты имеют доступ к системе грантов. Наряду с этим публичные университеты обладают академической свободой как в открытии новых курсов и дисциплин, так и в избрании ректоров и ряде других решений.

Как известно, идеологические изменения в правительстве обычно влекут за собой изменения в образовательной политике. Этот процесс наблюдается сейчас в Бразилии, и пока неясно, чем закончится. Например, произошел большой скандал, когда какой-то студент, воодушевленный новой идеологией, записал критикующего правительство профессора на видео. Президент Болсонару разместил клип в своем твиттере, а университет посетила проверка из MEC. К счастью для профессора всё обошлось, поскольку юристы заявили, что съёмка преподавателей в классе нарушает основные права педагогов и является неконституционной. А пресса уже переключилась на новость о сокращении бюджета трем университетам, которые способствуют проведению студенческих митингов в своих кампусах. Не успели пожалеть три «жертвы», как через неделю вышла новость о 30% сокращении неакадемического бюджета во всех публичных университетах страны. Еще не утихли разговоры о бюджете, как общественность начала обсуждать новость о том, что университеты теряют былую автономность, и что ректоры будут не избираться, как ранее, а назначаться министром образования и губернатором.

Еще один пример широкого обсуждения в прессе: президент Болсонару заявил в своем официальном твиттере, что изучение философии и социологии только приносит убытки налогоплательщику, и теперь МЕС намерен сократить госинвестиции в соответствующие факультеты, подчеркивая, что цель учебы «состоит в том, чтобы сосредоточиться на тех областях, которые приносят немедленный доход налогоплательщику: ветеринария, инженерия и медицина».

Тревожные новости поступают даже из таких благополучных вузов, как федеральный Университет Пернамбуко. Его руководители задолго начали возмущать общественное мнение по поводу сокращения бюджета. По словам вице-ректора по финансовой части, университет еще продержится полгода, но в следующем семестре при новом бюджете ему нечем будет платить за электричество, уборку и обслуживание зданий, а значит учебные занятия могут приостановиться.

Подобные заявления, конечно же, сразу подхватываются общественностью, принимая форму петиций и обращений к парламентариям, на что, собственно, они и были рассчитаны. Но даже при всей очевидности предпринимаемых шагов, ситуация с бюджетом довольно тревожная, хотя кризис «прочитывался» еще год назад. Тогда предугадывалось, что может создаться ситуация, когда публичные институты начнут учиться у частных вузов стратегии и методам выживания.

Сейчас большинство частных вузовне затронуто переменами в МЕС, за исключением проблем со студенческими займами у них уже давно разработаны механизмы выживания. Наиболее вероятен такой путь сохранения федеральных вузов Бразилии, как открытие коммерческих мест – подобно опыту России. И вот тогда начнется настоящее соперничество между частным и публичным секторами. Но для старта коммерциализации публичных вузов нужно изменение конституции страны, а это дело нескорое. Впрочем, ситуация в Бразилии меняется столь быстро, что новости месячной давности уже кажутся устаревшими.

К настоящему времени всем стало ясно, что наступила эпоха перемен, но пока неясна выверенная программа в образовании. Есть отдельные инициативы, спровоцированные экономическим кризисом, какие-то шаги часто крайне правого толка, но пока еще нет четко озвученной программы, принятой правительством и поддерживаемой общественностью.

Такова на сегодня ситуация с образованием в Бразилии. Однако, есть в этом и положительный момент: подобного рода кризисные ситуации обычно выводят на сцену новых лидеров, за которыми пойдет страна. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Но если уж так случилось, то дай вам Бог воспользоваться новыми безграничными возможностями!»

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
Ивановский колледж культуры развивает таланты
Как готовят учителей в Финляндии
Аккредитация программ инженерного образования в Канаде
Круглый стол представителей российских и бразильских вузов
Информационная открытость вузов: проблемы и решения
Система образования в Бразилии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ