Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Система образования в Бразилии

Бразилия – динамично развивающаяся страна, сделавшая большой рывок в сфере образования за последние двадцать лет. Высокие темпы экономического развития способствовали увеличению финансирования сферы образования, что привело к положительным изменениям.

Просмотров: 12865

Материал опубликован в журнале №109 от 25.02.2019.

Бразилия – динамично развивающаяся страна, сделавшая большой рывок в сфере образования за последние двадцать лет. Высокие темпы экономического развития способствовали увеличению финансирования сферы образования, что привело к положительным изменениям.

В конце ХХ века система образования в этой стране подверглась серьезному реформированию. Был принят прогрессивный закон, определяющий основы всей системы образования в Бразилии – Закон руководящих принципов и образований (1996), реализуются государственные программы, целью которых является увеличение грамотности населения, повышение научной мобильности. Большая часть государственных инвестиций направляется на развитие образования.

Полный цикл обучения в Бразилии включает следующие уровни: дошкольное, среднее (начальная и средняя школы), высшее и дополнительное образование. Наряду с государственными широко развита сеть частных образовательных организаций. Но качество обучения практически полностью зависит от финансовых возможностей родителей и местных органов власти.

Дошкольное образование не обязательно, однако достаточно популярно. До шести-семи лет можно посещать государственные (бесплатные) ясли и детские сады или частные, оплата за которые порой бывает очень высока.

Первые девять лет школьного образования являются обязательными и бесплатными, при этом открыты для частного предпринимательства. Поскольку существует проблема посещаемости занятий детьми, то контроль строг и лежит на родителях и администрации штатов или муниципалитетов страны. В настоящее время достаточно большое количество родителей, принадлежащих среднему классу, учат своих детей в частных школах. Это гарантирует получение более качественного образования.

В течение следующих трех лет в средней школе можно получить профессиональное образование, а можно просто готовиться к поступлению в вуз, не овладевая какой-либо профессией. Государство финансирует некоторые технические школы, считающиеся лучшими в Бразилии. Эти образовательные организации работают по программам SESI и SENAI, которые обеспечивают получение знаний рабочими в различных отраслях промышленности.

Образование, полученное в средней школе, иногда оказывается недостаточным, поэтому широко распространены частные уроки/курсы для абитуриентов (curinhos). Такие услуги предоставляют неофициальные учреждения. Некоторые из них дают достаточно хороший уровень знаний.

Система высшего образования в Бразилии находится под жестким контролем министерства образования, в каждом штате имеется хотя бы один университет. В стране насчитывается 2407 вузов, из них около 90% – частные. Традиционно считается, что государственные вузы сильнее за счет повышенного финансирования.

К крупнейшим вузам страны относятся:

  •  Университет Сан-Паулу (www.usp.br);
  •  Федеральный университет Рио-де-Жанейро (www.ufrj.br);
  •  Федеральный университет Минас-Жерайс (www.ufmg.br);
  •  Университет Кампинаса (www.unicamp.br);
  •  Университет Фейра-ди-Сантана (www.uefs.br);
  •  Федеральный университет Мату-Гросу (www.ufms.br). Библиотека Федерального университета Мату-Гросу

Обязательные единые экзамены по окончанию школы (ENEM) являются вступительными в университеты. При этом в некоторых вузах большую роль играют результаты индивидуального собеседования. Количество мест в государственных вузах ограничено, и выпускники частных школ, где качество образования выше, имеют больше шансов занять бесплатные места.

ENEM сдают в два воскресенья. В первое – экзамен длится 5,5 часов. Состоит из 90 тестовых заданий по португальскому, английскому языкам, истории, географии, социологии и философии. Кроме этого, нужно написать сочинение. Во второе воскресенье экзамен длится 4,5 часа. В этот день необходимо выполнить 90 тестовых заданий по точным и естественным наукам: математике, физике, химии, биологии. Как и ЕГЭ успешная сдача ENEM (не менее 700-800 баллов из 1 тыс.) позволяет бесплатно поступить в университет.

Многие вузы страны значительно моложе европейских, но уровень преподавания и качество обучения вполне конкурентоспособны. Популярностью у бразильских студентов пользуются юридические и медицинские специальности, компьютерные, инженерные профессии, маркетинг и журналистика. Большинство профессий подразумевает пятилетний период обучения. Технологическое образование можно завершить в течение двух лет.

Университеты Бразилии заинтересованы в талантливых студентах, поэтому при отсутст­вии возможности платить за обучение можно подать заявление на получение льгот. Практически в каждом вузе предусмотрены стипендии и гранты, доступные иностранным абитуриентам (студентам), а также социальные квоты для индейцев и студентов африканского происхождения с низким уровнем дохода, выпускников государственных школ.

Для поступающих в частные университеты организованы два основных студенческих фонда. Стипендия Pro Uni предполагает очень строгие условия для получения – низкий доход семьи, высокий балл за выпускные школьные экзамены, семестровый контроль над успеваемостью. При этом полученные средства не требуется возвращать. Фонд Fies – государст­венный беспроцентный кредит, который надо вернуть по окончании учебы.

Над сохранением и приумножением этих студенческих фондов и других возможностей финансирования обучающихся из семей более низкого социального уровня вместе с правительством работает ассоциация ABMES.[1]

Обычная стипендия выдается только на уровне магистра или докторанта (аспиранта) в случае отличной учебы и результативных научных исследований.

 Три категории вузов

  •  Университеты (Universidades) – образовательные организации с большим количест­вом специальностей, обучаясь на которых, студенты, помимо образования, должны заниматься научными исследованиями. Университеты должны иметь аспирантуру и не менее трети преподавательского состава со степенью PhD.
  •  Университетские центры (Centro Universitário) – образовательные организации с большим количеством специальностей, обучаясь на которых студентам не требуется, но настоятельно рекомендуется проводить научные исследования. У центров есть автономия на открытие новых курсов без получения разрешения профильного министерства.
  •  Другие виды образовательных организаций (Faculdades) с небольшим количеством специальностей и ограниченной автономией. Они должны получать одобрение от министерства образования при открытии новых курсов, выдаче сертификатов или присуждении степеней.

 Три вида дипломов о высшем образовании (graduação)

  •  Бакалавр (bacharelado, ВА) – обучение от трех до четырех лет. Позволяет получить профессиональные навыки и работать в качестве специалистов в определенной области. Например, юристом, экономистом, врачом, инженером.
  •  Лисенсиат (licenciatura) – обучение от трех до четырех лет. Позволяет работать учителем начальной или средней школы. Например, лицензированным преподавателем математики, языка, биологии.
  •  Техник (tecnologia, Cursostecnicosdecurtaduracao) – обучение от 2 до 3 лет. Этот диплом выдается после прохождения курсов, направленных на получение специализированных знаний в определенных областях. Например, в агробизнесе, управлении турбизнесом.

 Две степени (pós-graduação)

  •  «Latosensupostgraduate» представляет специализацию в определенной области и освоение ее занимает от одного до двух лет. Со степенью «latosensu» (программы MBA) нельзя поступить в докторантуру.
  •  «Strictosensupostgraduate» позволяет продолжить академическую карьеру. Это степени магистра (mestrado, МА) и доктора наук (doutorado, PhD) – дополнительное образование.Университет Сан-Паулу

Часто степень магистра служит дополнительной квалификацией для тех, кто хочет улучшить свои шансы на рынке труда. Обучение занимает от одного до двух лет. Только с этой степенью можно поступить в докторантуру, которая используется обычно для дальнейшей карьеры в науке. На доктора наук, как правило, учатся от трех до четырех лет.

В бразильской системе высшего образования нет единых образовательных стандартов. Все программы носят рекомендательный характер. После завершения обучения студенты подтверждают уровень квалификации, пройдя специальный экзамен в соответствующей отраслевой профессиональной ассоциации. Вместо традиционного диплома специалисту присуждают личный кадастровый номер.

Хорошим стимулом для абитуриентов является тот факт, что квалифицированных специалистов с высшим образованием в Бразилии до сих пор катастрофически не хватает. Поэтому спрос на них большой, соответственно и заработная плата вполне приличная.

 P.S. Редакция благодарит Людмилу БАТУРИНУ, консультанта по международному сотрудничеству Ассоциации частных бразильских вузов (ABMES), за предоставленные для публикации материалы.

 ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ:

1. https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/brazilija/

2. https://biznes-prost.ru/obzor-sistemy-obrazovaniya-brazilii.html

 [1] ABMES – ведущая национальная ассоциация частных вузов, включающая более 1,5 тыс. образовательных организаций. Представляет их в государственных органах и способствует развитию высшего образования в Бразилии. ABMES имеет собственную телевизионную станцию, выпускает журналы, организует вебинары и онлайн-курсы. Проводит мероприятия национального и международного уровней, в том числе направляя делегации в разные страны. Проводит конкурсы на участие в социальных и журналистских проектах в сфере образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ