Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа

РТСУ – крупный совместный образовательный проект Российской Федерации и Республики Таджикистан,реализуемый в Душанбе с 1996 года. Сегодня это один из самых престижных вузов на постсоветском пространстве. Здесь осуществляется подготовка по 16 направлениям бакалавриата и 11 направлениям магистратуры по 16 образовательным программам и одному направлению специалитета, 4 направлениям аспирантуры, а также по программам начального, среднего общего и дополнительного образования.

Просмотров: 493

Материал опубликован в журнале №108 от 24.12.2018.

САЛИХОВ Нурали Назарович – ректор Российско-Таджикского (Славянского) университета, доктор филологических наук, профессор.

Образовательная инфраструктура

В Российско-Таджикском (Славянском) университете создан целый ряд важных для образовательного пространства республики структурных подразделений. Так, например, в 2004 году была открыта кафедра ЮНЕСКО «Межкультурный диалог в современном мире».

С 2007 года при университете работает школа, осуществляющая обучение по российским ФГОС, и институт повышения квалификации. Более 1,1 тыс. учителей русского языка и литературы Республики Таджикистан уже прошли обучение по реализуемым здесь образовательным программам.

Подготовительное отделение РТСУ готовит выпускников местных русских школ к поступлению в вузы России и группы с русским языком обучения в учебных заведениях Таджикистана.

С 2014 года РТСУ реализует программу развития, инициированную Минобрнауки РФ. По представлению профильного министерства Национальный исследовательский Томский политехнический университет – один из ведущих вузов-участников программы повышения конкурентоспособности российских университетов – оказывает высококвалифицированную экспертную помощь РТСУ (Таджикистан) и КРСУ (Кыргызстан). Сейчас реализуется вторая фаза программы поддержки славянских университетов, рассчитанной на 2017-2019 годы. Благодаря этому в вузе появились центр русского языка и культуры, ресурсный центр по туризму, междисциплинарный центр региональных исследований Центральной Азии. В 2016 году начал работу технопарк РТСУ, использующий облачные технологии, на основе которых реализуется проект «Электронный ректорат».

Активную работу ведет центр геополитических исследований (ЦГИ) – творческое объединение ученых и специалистов в области таких гуманитарных наук, как геополитика, этнополитика, безопасность, история, политология, культурология. Здесь занимаются фундаментальными геополитическими исследованиями, разработкой рекомендаций и геостратегических прогнозов развития государств на евразийском пространстве, прогнозированием развития политических процессов, изучением проблем геополитики в государствах Евразии. При ЦГИ РТСУ также создана Лига молодых геополитиков.

Российско-Таджикский (Славянский) университет является научно-образовательным центром международного уровня, вносящим серьезный вклад в формирование единого евразийского образовательного пространства, сочетающего лучшие национальные традиции и мировые стандарты. Работа в этом направлении предполагает проведение в рамках общих для наших стран стандартов образования единых процедур сертификации качества образовательных услуг, аудита процессов подготовки и аттестации профессиональных кадров, проведения квалификационных экзаменов, развития образовательной инфраструктуры и академической мобильности.

 

В университете обучается 6835 студентов, из них 397 иностранных. Доля преподавателей, имеющих ученую степень, составляет 61,8%, среди них 39 докторов и 129 кандидатов наук.​

Академическая мобильность

Одним из важнейших направлений деятельности университета является сотрудничество с международными организациями, направленное на повышение качества образования через развитие межкультурного диалога.

Среди основных партнеров вуза Германская служба академических обменов, Всемирный банк развития, Фонд имени Роберта Боша, Программа развития ООН, Японское агентство международного сотрудничества, Институт Конфуция, Американская ассоциация юристов, Россотрудничество, Фонд «Русский мир». Совместно с ними реализуются магистерские программы, проводятся стажировки, конференции, круглые столы, семинары.

Сетевой университет СНГ, Университет ШОС, обучение в вузах России, Китая, Германии и Японии в рамках двусторонних договоров – академическая мобильность развивается разнообразно. В 2017-2018 учебном году прошли обучение в зарубежных вузах 102 студента. В свою очередь, 27 профессоров из университетов ближнего и дальнего зарубежья выступили с публичными лекциями в РТСУ.

Совместные образовательные программы – одно из основных средств достижения целей Российско-Таджикского (Славянского) университета, призванного стать катализатором интеграционных процессов в системе высшего образования сотрудничающих государств. Выпускники РТСУ успешно работают на государственной службе, в крупных отечественных и зарубежных компаниях, востребованы в международных организациях и банках. Это кадровый потенциал таджикской дипломатии, науки и образования, других отраслей национальной экономики.

Успешно реализуются российско-таджикские образовательные программы с участием Московскогогосударственного лингвистического университета, Московского государственного университета культуры и искусств, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российского университета дружбы народов. Развиваются прямые межвузовские контакты: РТСУ сотрудничает с МГИМО, МГПУ, НИУ ВШЭ, НИ ТПУ, СПбГЭУ, Алтайским госуниверситетом, Тартусским университетом (Эстония), Сианьским транспортным университетом (Китай), Цукубским университетом (Япония) и многими другими образовательными организациями.

 

Научная работа

Одним из самых важных аспектов деятельности профессорско-преподавательского состава университета является научно-исследовательская и научно-методическая работа. Разработаны 254 научные темы, из них 210 теоретических и 44 методических по 10 тематическим профилям НИОКР.

Особое внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров. Функционирует аспирантура по 4 направлениям и диссертационный совет, принимающий к защите докторские и кандидатские диссертации по специальностям «Журналистика» и «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание по филологическим наукам». Научные работы публикуются в «Вестнике университета», включенном в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК Минобрнауки РФ. Свидетельством результативности НИР служат успешные защиты. В 2018 году сотрудниками, аспирантами и соискателями РТСУ были защищены 1 докторская и 4 кандидатских диссертации.

В связи с широким внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий особое значение приобретает повышение квалификации и переподготовка ППС. Только в 2018 году 155 работников университета прошли различные виды ПК, поделились научным и педагогическим опытом во время стажировок и командировок в образовательных организациях ближнего и дальнего зарубежья.

Показателем уровня НИОКР является высокая публикационная активность и регулярное участие в различных научных мероприятиях ППС университета. Только за 2018 год опубликовано 615 научных статей, в том числе в журналах из перечня ВАК – 99, индексируемых в SCOPUS – 38, 12 тезисов, 16 монографий, 5 учебников, 53 учебных и 21 учебно-методическое пособие, 20 метод­рекомендаций, 3 словаря, 2 теста, 17 тематических сборников. Всего издано 764 работы. Опубликованы 4 номера журнала «Вестник университета».

 

Продвижение русского языка

В условиях независимости, когда интенсивнее стали развиваться политические, экономические и культурные связи Республики Таджикистан с другими странами ближнего и дальнего зарубежья, нельзя обойтись без хорошего знания иностранных языков. Таджикистан является одной из тех стран, где русский язык не подвергся гонению. Более того, в конституции закреплен его статус как языка межнационального общения, что не препятствует развитию государственного языка, наоборот – помогает его развитию, связывает таджикскую культуру с мировой.

В странах СНГ – как на государственном уровне, так и на уровне народной дипломатии – справедливо осознается, что альтернативы русскому языку как средству межнационального общения и делового сотрудничества нет. Конечно, параллельно идет интенсивное изучение английского, китайского, немецкого, японского и других языков, но особое внимание уделяется именно русскому. Важно также, что открываются центры изучения таджикского языка в вузах России. Например, такой центр успешно действует в МГЛУ.

Повышение информативно-коммуникативной роли русского языка, миграционное движение, стремление молодежи к повышению образовательного и культурного уровня вызывают всё возрастающую потребность в изучении этого языка. На протяжении многих веков русский язык является не только средством межнационального общения, но и дает возможность приобщения к достижениям мировой цивилизации. Следует также учитывать и то, что в современных условиях около миллиона граждан Таджикистана работают в России.

Президент Эмомали Рахмон и правительство республики придают задачам освоения русского языка и сохранению его позиций в образовательной сфере приоритетное значение. Роль русского языка в стране очень высока, и неслучайно во всех таджикских школах введено его обязательное изучение.

 

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
Система образования в Бразилии
Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма отметил юбилей
Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ