Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования

Заседания Национального аккредитационного совета традиционно проводятся дважды в год. В задачи входит принятие решений о соответствии образовательных программ вузов требованиям к качеству образования, установленным на основе международных образовательных и профессиональных стандартов. Очередное заседание Нацаккредсовета по рассмотрению результатов экспертизы образовательных программ российских и зарубежных вузов состоялось в Москве в январе на базе Международной промышленной академии.

Просмотров: 252

Материал опубликован в журнале №108 от 24.12.2018.

Заседания Национального аккредитационного совета традиционно проводятся дважды в год. В задачи входит принятие решений о соответствии образовательных программ вузов требованиям к качеству образования, установленным на основе международных образовательных и профессиональных стандартов. Очередное заседание Нацаккредсовета по рассмотрению результатов экспертизы образовательных программ российских и зарубежных вузов состоялось в Москве в январе на базе Международной промышленной академии.

 

НАЦАККРЕДСОВЕТ – коллегиальный орган, состоящий из 30 представителей научно-педагогического сообщества, в том числе зарубежного, объединений работодателей и студенчества. Заседания совета, как правило, проходят на базе ведущих образовательных организаций страны (НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет, РУДН, НИТУ «МИСиС», РАМ имени Гнесиных, МПА) и новостных агентств (МИА «Россия сегодня»). Кроме основных вопросов по аккредитации образовательных программ также обсуждаются тенденции развития независимой оценки качества образования, проекты нормативных документов, отчеты о проведенных проектах и процедурах.

Январское заседание совета было посвящено анализу содержания и качества процедур профессионально-общественной аккредитации (ПОА), проведенных Нацаккредцентром, и решениям, принятым Нацаккредсоветом в течение последних пяти лет.

За период с 2014 по 2018 годы аккредитован 121 кластер образовательных программ из 45 образовательных организаций, включающий 485 образовательных программ высшего образования, послевузовского профессионального образования, ДПО и СПО. Нацаккредсовет за это время принял 124 положительных и 2 отрицательных решения.

Высокий статус 618 экспертов, среди которых 207 зарубежных, позволяет качественно проводить процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, выявлять достижения студентов и научно-преподавательского состава, вносить предложения по улучшению деятельности.

Все российские эксперты, привлекаемые Нацаккредцентром к ПОА, имеют ученые степени. За пятилетнюю практику это 105 (70%) докторов и 45 (30%) кандидатов наук, в том числе 4 (3%) ректора, 37 (25%) проректоров, 20 (13%) деканов, 48 (32%) заведующих кафедрами, 16 (10%) начальников УМУ и 25 (17%) занимающих другие должности. Из них 19 (13%) российских экспертов являются представителями федеральных университетов, 78 (52%) – научно-исследовательских, 9 (6%) – представителями МГУ и СПбГУ, 44 (29%) – представителями других вузов, в том числе опорных.

Представители профессионального сообщества принимают активное участие в процедурах аккредитации. Из 134 работодателей 49 (36%) – представители реального сектора экономики, 18 (14%) – объединений работодателей и профессиональных сообществ, 68 (50%) – министерств и ведомств. Представители студенческого сообщества, включенные в организуемую Нацаккредцентром экспертную деятельность, привлекались из числа членов Всероссийского студенческого союза, а также студенческих и профсоюзных организаций вузов.

К настоящему времени Нацаккредцентр имеет 44 соглашения о сотрудничестве, из них 23 – с зарубежными аккредитационными агентствами, 1 – с международными общественными ассоциациями, 8 – с национальными и региональными профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей, 2 – с профильными министерствами и ведомствами, 7 – с независимыми образовательными и научными организациями, 1 – со СМИ и 2 – со студенческими объединениями.

Нацаккредцентр – единственное российское агентство, входящее в три реестра: перечень организацийМинобрнауки РФ, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, Европейский реестр гарантии качества образования (The European Quality Assurance Registerfor Higher Education, EQAR), Азиатско-Тихоокеанский реестр гарантии качества образования (Asia-Pacific Quality Register, APQR). Это позволяет проводить ПОА различных видов и, прежде всего, международные и совместные.

Совместная международная аккредитация образовательных программ – уникальное явление. Её целью является определение качества образовательного процесса и соответствия самым высоким международным стандартам. В программах развития российских и иностранных вузов совместная международная аккредитация занимает особое место, так как создает идеальную платформу для взаимного международного признания систем образования различных стран.

Совместные внешние экспертизы образовательных программ, проводящиеся Нацаккредцентром с европейскими и азиатскими аккредитационными агентствами, позволяют российским вузам получать сертификаты одновременно и от российского, и от зарубежного аккредитационных органов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ совместных внешних экспертиз, проведенных Нацаккредцентром вместе с Центром оценки качества высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEEC) и Фондом развития качества музыкального образования (MusiQuE, Бельгия) были вынесены на обсуждение Нацаккредсовета в январе.

Так, осенью 2018 года совместную международную аккредитацию успешно прошла образовательная программа «Журналистика и новые медиа» по направлению подготовки «Журналистика» Национального исследовательского Томского государственного университета. В том же году отдельные результаты программы были презентованы на Московском международном салоне образования, серии открытых круглых столов по вопросам лучших образовательных практик ТГУ. Кафедра новых медиа, фотожурналистики и медиа-дизайна, а также кафедра информационной журналистики являются базовыми, действующими в рамках соглашений между НИ ТГУ и агентствами РИА ТОМСК и ИТАР ТАСС. Преподаватели и некоторые студенты, обучающиеся по образовательной программе, являются членами Томского отделения Союза журналистов России и всемирного Общества новостного дизайна (Society for News Design). Ежегодно экспертная оценка образовательной программы осуществляется также международным советом НОЦ «Высшая школа журналистики».

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта постоянно участвует в процедурах внешней оценки гарантии качества образовательных программ, предусмотренных национальным законодательством с целью мониторинга эффективности деятельности. В конце ноября 2018 года Нацаккредцентром совместно с Центром оценки качества высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEEC) прошли экспертизу образовательные программы по направлениям подготовки «Физика» и «Филология». На основании анализа представленных документов, сведений и устных свидетельств экспертная комиссия пришла к выводу о том, что кластеры образовательных программ по направлениям подготовки «Физика» и «Филология» в полной мере соответствуют международным стандартам и критериям аккредитации.

Эксперты отметили ряд достижений БФУ им. И. Канта по реализации образовательных программ: обновление в соответствии с запросами региона, общероссийскими и мировыми трендами, а также современную материально-техническую базу для учебной и внеучебной деятельности, тесное сотрудничество со сферой труда региона, российскими и зарубежными организациями, профессиональными ассоциациями, образовательными организациями. Высоко оценена и студентоцентрированность обучения, наличие обратной связи с основными стейкхолдерами.

В начале декабря 2018 года проводилась совместная внешняя экспертиза в Китайском сельскохозяйственном университете (г. Пекин) – одном из старейших вузов Китая, основанном в 1905 году. Он одним из первых вошел в две национальные программы развития высшего образования КНР: «Проект 211» и «Проект 985», которые нацелены на продвижение ведущих китайских университетов на мировой уровень. Кроме того, вуз входит в топ-100 рейтинга университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS 2019) и топ-150 рейтинга университетов Азии (QS University Rankings: Asia 2019), а также занимает 35-е место в национальном рейтинге (TopChinese University Rankingby QS, 2019).

Совместная международная аккредитация образовательных программ «Защита растений» и «Садоводство» Китайского сельскохозяйственного университета осуществлялась также в рамках двустороннего сотрудничества Нацаккредцентра и Центра по оценке качества высшего образования Министерства образования КНР (HEEC). Это уже четвертая совместная экспертиза образовательных программ китайских вузов, проведенная при участии российской стороны. К совместной работе привлекались ведущие российские эксперты, представляющие Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева и Дальневосточный федеральный университет. На заседании Нацаккредсовета было объявлено о решении аккредитовать образовательные программы «Защита растений» и «Садоводство» Китайского сельскохозяйственного университета (КНР) сроком на шесть лет.

Московская консерватория им. П.И. Чайковского активно участвует в развитии музыкального образования в России и достойно представляет отечественную музыкальную школу в мире. В 2016 году в числе 17 российских университетов впервые вошла в топ-50 лучших университетов мира рейтинга QS World University Rankings, заняв в группе по исполнительским видам искусства 27-е место в мире. Консерватория является членом Европейской ассоциации консерваторий и высших музыкальных школ. Нацаккредсовет рассмотрел результаты совместной внешней экспертизы образовательных программ, проведенной вместе с Фондом развития качества музыкального образования MusiQuE (Бельгия) в начале декабря 2018 года, и принял решение аккредитовать представленные программы сроком на шесть лет.

В настоящее время вузы проявляют огромный интерес к прохождению процедуры международной внешней экспертизы кластеров образовательных программ на соответствие стандартам Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), что положительно влияет на статус образовательных организаций в целом и готовность зарубежных вузов к развитию партнёрства в частности.

207 ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ из 22 СТРАН

Австрия

Армения

Беларусь

Бельгия

Болгария

Великобритания

Германия

Греция

Испания

Казахстан

Китай

Латвия

Литва

Нидерланды

Польша

Румыния

Сербия

Словения

Тайвань

Финляндия

Чехия

Эстония

 

РЕШЕНИЯ о международной профессионально-общественной аккредитации кластеров образовательных программ были приняты на заседании Нацаккредсовета в отношении ряда программ, реализуемых в следующих вузах.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина является членом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Научно-методического объединения вузов «Российский тестовый консорциум». В 2018 году по итогам русскоязычной версии рейтинга Forbes Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина вошел в топ-100, заняв 71-е место среди вузов России.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет с 2012 года принимает участие во всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России». В 2018 году студенты факультета физической культуры участвовали в диагностическом интернет-тестировании, проводимом Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (НИИ МКО), и показали хорошие результаты.

Российская академия музыки им. Гнесиных отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, является участником консорциума приоритетного проекта Правительства РФ «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Диссертационный совет РАМ им. Гнесиных признан ВАК Минобрнауки РФ первым в рейтинге по специальности «Искусствоведение».

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – лидер конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России» (2015-2017) – прошел сертификацию в Торгово-промышленной палате РФ, в Европейской организации по качеству (ЕОК), вошел втоп-20 глобального рейтинга U-Multirank 2015-2016 годов по результатам опросов студентов в предметных областях «Биология», «Математика», «Химия».

Челябинский государственный университет является, по признанию Еврокомиссии по образованию, образцовой площадкой инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является еще одним из направлений независимой оценки качества образования в РФ.

Независимая объективная оценка качества подготовки выпускников по аккредитуемым образовательным программам проводится на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также на выявлении лучших практик и значительных достижений образовательной организации.

В прошлом году процедуру национальной ПОА успешно прошли образовательные программы, реализуемые в следующих трех вузах.

  • Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина сохраняет лидирующие позиции среди аграрных вузов страны по показателю цитируемости в библиографической базе данных научных публикаций российских учёных (РИНЦ), участвует в образовательных программах международного обмена. Студенты вуза принимают участие в отраслевом чемпионате профессионального мастерства в сфере сельского хозяйства по стандартам WorldSkills «AgroSkills».
  • Алтайский государственный университет, аккредитованные программы которого входят в число победителей всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» по направлению «Туризм». Ежегодно они актуализируются с учетом использования методических рекомендаций и подходов, принятых в инновационном центре «Сколково», с которым вуз имеет партнерские отношения.
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет, программа «Географические основы развития туризма» которого по направлению подготовки «География» соответствует требованиям ФГОС ВО и профессиональному стандарту 04.005 «Экскурсовод (гид)», требованиям федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011-2018 годов и ориентирована на запросы рынка труда в сфере туризма Сибири. Студенты занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах различных уровней, в чемпионатах WorldSkills по компетенциям «Туризм» и «Организация экскурсионных услуг».

 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ необходимо отметить, что профессионально-общественная аккредитация, проводимая Нацаккредцентром, свидетельствует о главном – качество образования включено в повестку дня вузов.

На основании решения Нацаккредсовета образовательные организации высшего образования получают соответствующее свидетельство. В соответствии с действующим законодательством сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Независимая оценка образовательных программ стала одним из ключевых направлений обеспечения качества образования, частью механизма конкуренции. Участвуя в ПОА, образовательные организации, реализующие одну и ту же программу, могут предоставить государству, общественности, работодателям дополнительные гарантии качества обучения.

 

С материалами к заседанию Национального аккредитационного совета, презентациями и решениями можно ознакомиться на сайте Нацаккредцентра bit.ly/ao108Z1

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Международная аккредитация должна стать обязательной
Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
Образовательные стандарты: проверка временем

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ