Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования

Заседания Национального аккредитационного совета традиционно проводятся дважды в год. В задачи входит принятие решений о соответствии образовательных программ вузов требованиям к качеству образования, установленным на основе международных образовательных и профессиональных стандартов. Очередное заседание Нацаккредсовета по рассмотрению результатов экспертизы образовательных программ российских и зарубежных вузов состоялось в Москве в январе на базе Международной промышленной академии.

Просмотров: 258

Материал опубликован в журнале №108 от 24.12.2018.

Заседания Национального аккредитационного совета традиционно проводятся дважды в год. В задачи входит принятие решений о соответствии образовательных программ вузов требованиям к качеству образования, установленным на основе международных образовательных и профессиональных стандартов. Очередное заседание Нацаккредсовета по рассмотрению результатов экспертизы образовательных программ российских и зарубежных вузов состоялось в Москве в январе на базе Международной промышленной академии.

 

НАЦАККРЕДСОВЕТ – коллегиальный орган, состоящий из 30 представителей научно-педагогического сообщества, в том числе зарубежного, объединений работодателей и студенчества. Заседания совета, как правило, проходят на базе ведущих образовательных организаций страны (НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет, РУДН, НИТУ «МИСиС», РАМ имени Гнесиных, МПА) и новостных агентств (МИА «Россия сегодня»). Кроме основных вопросов по аккредитации образовательных программ также обсуждаются тенденции развития независимой оценки качества образования, проекты нормативных документов, отчеты о проведенных проектах и процедурах.

Январское заседание совета было посвящено анализу содержания и качества процедур профессионально-общественной аккредитации (ПОА), проведенных Нацаккредцентром, и решениям, принятым Нацаккредсоветом в течение последних пяти лет.

За период с 2014 по 2018 годы аккредитован 121 кластер образовательных программ из 45 образовательных организаций, включающий 485 образовательных программ высшего образования, послевузовского профессионального образования, ДПО и СПО. Нацаккредсовет за это время принял 124 положительных и 2 отрицательных решения.

Высокий статус 618 экспертов, среди которых 207 зарубежных, позволяет качественно проводить процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, выявлять достижения студентов и научно-преподавательского состава, вносить предложения по улучшению деятельности.

Все российские эксперты, привлекаемые Нацаккредцентром к ПОА, имеют ученые степени. За пятилетнюю практику это 105 (70%) докторов и 45 (30%) кандидатов наук, в том числе 4 (3%) ректора, 37 (25%) проректоров, 20 (13%) деканов, 48 (32%) заведующих кафедрами, 16 (10%) начальников УМУ и 25 (17%) занимающих другие должности. Из них 19 (13%) российских экспертов являются представителями федеральных университетов, 78 (52%) – научно-исследовательских, 9 (6%) – представителями МГУ и СПбГУ, 44 (29%) – представителями других вузов, в том числе опорных.

Представители профессионального сообщества принимают активное участие в процедурах аккредитации. Из 134 работодателей 49 (36%) – представители реального сектора экономики, 18 (14%) – объединений работодателей и профессиональных сообществ, 68 (50%) – министерств и ведомств. Представители студенческого сообщества, включенные в организуемую Нацаккредцентром экспертную деятельность, привлекались из числа членов Всероссийского студенческого союза, а также студенческих и профсоюзных организаций вузов.

К настоящему времени Нацаккредцентр имеет 44 соглашения о сотрудничестве, из них 23 – с зарубежными аккредитационными агентствами, 1 – с международными общественными ассоциациями, 8 – с национальными и региональными профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей, 2 – с профильными министерствами и ведомствами, 7 – с независимыми образовательными и научными организациями, 1 – со СМИ и 2 – со студенческими объединениями.

Нацаккредцентр – единственное российское агентство, входящее в три реестра: перечень организацийМинобрнауки РФ, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, Европейский реестр гарантии качества образования (The European Quality Assurance Registerfor Higher Education, EQAR), Азиатско-Тихоокеанский реестр гарантии качества образования (Asia-Pacific Quality Register, APQR). Это позволяет проводить ПОА различных видов и, прежде всего, международные и совместные.

Совместная международная аккредитация образовательных программ – уникальное явление. Её целью является определение качества образовательного процесса и соответствия самым высоким международным стандартам. В программах развития российских и иностранных вузов совместная международная аккредитация занимает особое место, так как создает идеальную платформу для взаимного международного признания систем образования различных стран.

Совместные внешние экспертизы образовательных программ, проводящиеся Нацаккредцентром с европейскими и азиатскими аккредитационными агентствами, позволяют российским вузам получать сертификаты одновременно и от российского, и от зарубежного аккредитационных органов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ совместных внешних экспертиз, проведенных Нацаккредцентром вместе с Центром оценки качества высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEEC) и Фондом развития качества музыкального образования (MusiQuE, Бельгия) были вынесены на обсуждение Нацаккредсовета в январе.

Так, осенью 2018 года совместную международную аккредитацию успешно прошла образовательная программа «Журналистика и новые медиа» по направлению подготовки «Журналистика» Национального исследовательского Томского государственного университета. В том же году отдельные результаты программы были презентованы на Московском международном салоне образования, серии открытых круглых столов по вопросам лучших образовательных практик ТГУ. Кафедра новых медиа, фотожурналистики и медиа-дизайна, а также кафедра информационной журналистики являются базовыми, действующими в рамках соглашений между НИ ТГУ и агентствами РИА ТОМСК и ИТАР ТАСС. Преподаватели и некоторые студенты, обучающиеся по образовательной программе, являются членами Томского отделения Союза журналистов России и всемирного Общества новостного дизайна (Society for News Design). Ежегодно экспертная оценка образовательной программы осуществляется также международным советом НОЦ «Высшая школа журналистики».

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта постоянно участвует в процедурах внешней оценки гарантии качества образовательных программ, предусмотренных национальным законодательством с целью мониторинга эффективности деятельности. В конце ноября 2018 года Нацаккредцентром совместно с Центром оценки качества высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEEC) прошли экспертизу образовательные программы по направлениям подготовки «Физика» и «Филология». На основании анализа представленных документов, сведений и устных свидетельств экспертная комиссия пришла к выводу о том, что кластеры образовательных программ по направлениям подготовки «Физика» и «Филология» в полной мере соответствуют международным стандартам и критериям аккредитации.

Эксперты отметили ряд достижений БФУ им. И. Канта по реализации образовательных программ: обновление в соответствии с запросами региона, общероссийскими и мировыми трендами, а также современную материально-техническую базу для учебной и внеучебной деятельности, тесное сотрудничество со сферой труда региона, российскими и зарубежными организациями, профессиональными ассоциациями, образовательными организациями. Высоко оценена и студентоцентрированность обучения, наличие обратной связи с основными стейкхолдерами.

В начале декабря 2018 года проводилась совместная внешняя экспертиза в Китайском сельскохозяйственном университете (г. Пекин) – одном из старейших вузов Китая, основанном в 1905 году. Он одним из первых вошел в две национальные программы развития высшего образования КНР: «Проект 211» и «Проект 985», которые нацелены на продвижение ведущих китайских университетов на мировой уровень. Кроме того, вуз входит в топ-100 рейтинга университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS 2019) и топ-150 рейтинга университетов Азии (QS University Rankings: Asia 2019), а также занимает 35-е место в национальном рейтинге (TopChinese University Rankingby QS, 2019).

Совместная международная аккредитация образовательных программ «Защита растений» и «Садоводство» Китайского сельскохозяйственного университета осуществлялась также в рамках двустороннего сотрудничества Нацаккредцентра и Центра по оценке качества высшего образования Министерства образования КНР (HEEC). Это уже четвертая совместная экспертиза образовательных программ китайских вузов, проведенная при участии российской стороны. К совместной работе привлекались ведущие российские эксперты, представляющие Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева и Дальневосточный федеральный университет. На заседании Нацаккредсовета было объявлено о решении аккредитовать образовательные программы «Защита растений» и «Садоводство» Китайского сельскохозяйственного университета (КНР) сроком на шесть лет.

Московская консерватория им. П.И. Чайковского активно участвует в развитии музыкального образования в России и достойно представляет отечественную музыкальную школу в мире. В 2016 году в числе 17 российских университетов впервые вошла в топ-50 лучших университетов мира рейтинга QS World University Rankings, заняв в группе по исполнительским видам искусства 27-е место в мире. Консерватория является членом Европейской ассоциации консерваторий и высших музыкальных школ. Нацаккредсовет рассмотрел результаты совместной внешней экспертизы образовательных программ, проведенной вместе с Фондом развития качества музыкального образования MusiQuE (Бельгия) в начале декабря 2018 года, и принял решение аккредитовать представленные программы сроком на шесть лет.

В настоящее время вузы проявляют огромный интерес к прохождению процедуры международной внешней экспертизы кластеров образовательных программ на соответствие стандартам Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), что положительно влияет на статус образовательных организаций в целом и готовность зарубежных вузов к развитию партнёрства в частности.

207 ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ из 22 СТРАН

Австрия

Армения

Беларусь

Бельгия

Болгария

Великобритания

Германия

Греция

Испания

Казахстан

Китай

Латвия

Литва

Нидерланды

Польша

Румыния

Сербия

Словения

Тайвань

Финляндия

Чехия

Эстония

 

РЕШЕНИЯ о международной профессионально-общественной аккредитации кластеров образовательных программ были приняты на заседании Нацаккредсовета в отношении ряда программ, реализуемых в следующих вузах.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина является членом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Научно-методического объединения вузов «Российский тестовый консорциум». В 2018 году по итогам русскоязычной версии рейтинга Forbes Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина вошел в топ-100, заняв 71-е место среди вузов России.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет с 2012 года принимает участие во всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России». В 2018 году студенты факультета физической культуры участвовали в диагностическом интернет-тестировании, проводимом Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (НИИ МКО), и показали хорошие результаты.

Российская академия музыки им. Гнесиных отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, является участником консорциума приоритетного проекта Правительства РФ «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Диссертационный совет РАМ им. Гнесиных признан ВАК Минобрнауки РФ первым в рейтинге по специальности «Искусствоведение».

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – лидер конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России» (2015-2017) – прошел сертификацию в Торгово-промышленной палате РФ, в Европейской организации по качеству (ЕОК), вошел втоп-20 глобального рейтинга U-Multirank 2015-2016 годов по результатам опросов студентов в предметных областях «Биология», «Математика», «Химия».

Челябинский государственный университет является, по признанию Еврокомиссии по образованию, образцовой площадкой инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является еще одним из направлений независимой оценки качества образования в РФ.

Независимая объективная оценка качества подготовки выпускников по аккредитуемым образовательным программам проводится на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также на выявлении лучших практик и значительных достижений образовательной организации.

В прошлом году процедуру национальной ПОА успешно прошли образовательные программы, реализуемые в следующих трех вузах.

  • Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина сохраняет лидирующие позиции среди аграрных вузов страны по показателю цитируемости в библиографической базе данных научных публикаций российских учёных (РИНЦ), участвует в образовательных программах международного обмена. Студенты вуза принимают участие в отраслевом чемпионате профессионального мастерства в сфере сельского хозяйства по стандартам WorldSkills «AgroSkills».
  • Алтайский государственный университет, аккредитованные программы которого входят в число победителей всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» по направлению «Туризм». Ежегодно они актуализируются с учетом использования методических рекомендаций и подходов, принятых в инновационном центре «Сколково», с которым вуз имеет партнерские отношения.
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет, программа «Географические основы развития туризма» которого по направлению подготовки «География» соответствует требованиям ФГОС ВО и профессиональному стандарту 04.005 «Экскурсовод (гид)», требованиям федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011-2018 годов и ориентирована на запросы рынка труда в сфере туризма Сибири. Студенты занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах различных уровней, в чемпионатах WorldSkills по компетенциям «Туризм» и «Организация экскурсионных услуг».

 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ необходимо отметить, что профессионально-общественная аккредитация, проводимая Нацаккредцентром, свидетельствует о главном – качество образования включено в повестку дня вузов.

На основании решения Нацаккредсовета образовательные организации высшего образования получают соответствующее свидетельство. В соответствии с действующим законодательством сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Независимая оценка образовательных программ стала одним из ключевых направлений обеспечения качества образования, частью механизма конкуренции. Участвуя в ПОА, образовательные организации, реализующие одну и ту же программу, могут предоставить государству, общественности, работодателям дополнительные гарантии качества обучения.

 

С материалами к заседанию Национального аккредитационного совета, презентациями и решениями можно ознакомиться на сайте Нацаккредцентра bit.ly/ao108Z1

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Евроремонт российского образования
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
О чем еще говорят… европейцы
НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Форум членов ENQA
Оценка качества транснационального образования
Европейские рекомендации, российские решения
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Высокое признание профессионального сообщества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ