Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима

В июне на базе Московского государственного лингвистического университета под председательством академика РАО Виктора Болотова состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета.

Просмотров: 38

Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019.

Встреча экспертной комиссии ENQA с членами Национального аккредитационного совета.

В июне на базе Московского государственного лингвистического университета под председательством академика РАО Виктора Болотова состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета.

Нацаккредсовет является постоянно действующим коллегиальным органом Национального центра профессионально-общественной аккредитации. Миссия заключается в повышении качества образования, формировании его культуры в образовательных организациях, в целом имиджа российского образования в России и за рубежом посредством проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Всё это – в соответствии с европейскими стандартами гарантии качества образования, по европейским технологиям и с учетом российского законодательства, лучших традиций отечественной высшей школы.

Окно в Европу

Заседание началось с отчета о результатах внешней экспертизы Национального центра профессионально-общественной аккредитации на соответствие деятельности стандартам Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurancein Higher Education, ENQA). Нацаккредцентр успешно прошел её с участием международной комиссии, состоящей из ведущих экспертов в сфере гарантии качества, и подтвердил статус полноправного члена ENQA на следующие пять лет.

Владимир НАВОДНОВ, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации:

– Статус полноправного члена российского аккредитационного агентства в европейской организации – это механизм «мягкой силы», способствующий повышению конкурентоспособности, интернационализации и развитию экспортного потенциала российского высшего образования. Признание качества деятельности агентства – это, прежде всего, признание качества аккредитованных им образовательных программ и вузов на международном уровне.

«Экспертный совет ENQA пришел к выводу, что Нацаккредцентр соответствует стандартам и рекомендациям для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве и, таким образом, критериям полного членства. В целом совет высоко оценивает усилия Нацаккредцентра по продвижению европейских стандартов гарантии качества высшего образования в России», – отметил президент ассоциации Кристоф Гролимунд, комментируя решение Совета ENQA

в сопроводительном письме.

В экспертном заключении международная комиссия выделила особые достижения Нацаккредцентра:

  •  проведение процедур совместной аккредитации;
  •  регулярное привлечение зарубежных экспертов к участию в аккредитационных процедурах;
  •  использование современных информационных технологий в работе;
  •  существенную роль Национального аккредитационного совета, обеспечивающего последовательность принятия аккредитационных решений;
  •  компетентный и преданный своему делу коллектив;
  •  постоянное совершенствование деятельности и системы внутренней гарантии качества самого аккредитационного агентства.

Полноправное членство российского аккредагентства в деятельности европейской ассоциации гарантии качества способствует интеграции отечественной системы высшего образования в единое европейское образовательное пространство, предоставляет возможность вузам проходить признаваемую на международном уровне аккредитацию в российском агентстве, способствует их позиционированию в европейском и мировом образовательном пространстве.

ENQA основана в 2000 году по решению министров образования европейских стран для развития сотрудничества в области оценки качества образования. К настоящему времени в число полноправных членов организации входит 51 аккредитационное агентство из 29 стран.

Пятилетие ФИЭБ

Заместитель генерального директора НИИ мониторинга качества образования Владислав Пылин выступил на заседании Нацаккредсовета с докладом, посвященным пятилетию Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата. Рассмотрев вопросы реализации ФИЭБ как современного инновационного инструмента независимой оценки качества подготовки бакалавров, организационные, методические и технологические особенности проекта, он представил основные результаты участия студентов в интернет-экзамене (2015-2019) и обозначил направления совершенствования.

О масштабах ФИЭБ свидетельствует следующая статистика. За период проведения интернет-экзамена в нем приняли участие более 28 тыс. студентов из 245 образовательных организаций, в том числе свыше 7 тыс. в 2019 году. В апреле экзамен проводился на 87 базовых площадках в 53 регионах страны по 22 направлениям подготовки.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики»:

– Нет реальной картины о качестве высшего образования. Кто сегодня скажет, какого качества у нас балавриат? Бакалавр с Сахалина и бакалавр из Калининграда – это один и тот же бакалавр? А выпускник Финансового университета и Высшей школы экономики разного качества или нет? Нам необходим ФИЭБ как основа мониторинга качества образования, чтобы понять, как обстоят дела с подготовкой экономистов, педагогов и других специалистов.

Сейчас к ФИЭБ есть вопросы по репрезентативности выборки студентов, но в будущем он может стать основой риск-ориентированной модели оценки качества образования, в том числе и для государственной аккредитации. Если у вуза хорошие результаты большинства студентов по итоговому экзамену, то нечего туда идти с аккредитацией. Такой подход рекомендован президентом страны для всех контрольно-надзорных процедур. ФИЭБ интересен и с точки зрения индивидуальных достижений студентов – как элемент портфолио. И еще важно, что он дает доказательную базу для интерпретации результатов и принятия решений на самом высоком законодательном уровне.

Этот проект также можно считать инновационным с учетом принципов проведения экзамена:

  •  одновременно в вузах – базовых площадках с учетом часовых поясов;
  •  продолжительность – 3 часа;
  •  организация рассадки студентов по заданным случайной последовательностью номерам рабочих мест;
  •  уникальный вариант ПИМ для каждого студента в рамках сеанса тестирования на базовой площадке;
  •  организация web-трансляции.

Результаты реализации проекта ежегодно показывают его актуальность и востребованность, особенно по направлениям «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент». Именно эти направления подготовки вызывают большую озабоченность со стороны первых лиц государства. И такой инструмент, как ФИЭБ, позволяет дать независимую объективную оценку качества подготовки.

В ходе активного обсуждения доклада, вызвавшего живой интерес участников заседания Нацаккредсовета, в адрес оператора ФИЭБ – НИИ мониторинга качества образования – прозвучали ценные предложения. Подчеркивалась необходимость уделять больше внимания популяризации интернет-экзамена среди студентов и образовательных организаций, совершенствовать анализ результатов, расширять взаимодействие с представителями работодателей, которые проводят сертификационные экзамены по профилям подготовки.

В целом следует отметить, что ФИЭБ сегодня – это успешно функционирующий механизм оценки качества подготовки выпускников бакалавриата с отлаженной IT-технологией. Согласно требованиям ФГОС 3++ к внешней оценке качества подготовки обучающихся, а также недавно внесенному в закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273 дополнению, предусматривающему учет сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации, сервисы ФИЭБ могут стать реальной основой системы, реализующей эти функции.

Нелли РОЗИНА, советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ:

– В этом году от нашего университета в интернет-экзамене приняли участие 550 студентов. Результаты тестирования засчитываются при поступлении в магистратуру Финансового университета. Это стимулирует приток студентов, причем не только наших выпускников бакалавриата, но и других вузов.

Новый рейтинг вузов «Первая миссия»

Представление справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России» (2019) было одним из ключевых в повестке дня. Издание содержит полный перечень программ вузов-победителей, структурированных по направлениям подготовки, а также данные образовательных организаций, прошедших профессионально-общественную, в том числе и международную, аккредитацию.

Рассматривая основные результаты восьмого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», следует прежде отметить, что в этом году в перечень образовательных программ, признанных экспертным сообществом в числе лучших, вошли 3585 программ, что составляет 15,5% от всех реализующихся в вузах России.

Впервые по результатам проекта был представлен рейтинг «Первая миссия» и предметные рейтинги по восьми областям образования, основанные на трех группах показателей: экспертная оценка программы, достижения образовательной программы и студенческие достижения.

Для проведения сравнительного анализа и построения рейтинга разработаны специальные методы, основанные на теории голосования в малых группах. Инновационность представленного рейтинга состоит в том, что, во-первых, он строится по образовательным программам – большинство мировых формируется по вузам в целом или по областям знаний. Во-вторых, в качестве показателей выбираются такие, которые непосредственно свидетельствуют о качестве образования (достижения студентов и программы в целом). Если учесть, что основными пользователями рейтингов являются потенциальные студенты и будущие работодатели, их в большей степени интересуют не научные достижения преподавателей, а успехи студентов и выпускников. В-третьих, принцип определения «лучших программ» позволяет строить различные рейтинги: по областям образования, по вузам, по городам, по федеральным округам и прочим параметрам.

Также этот рейтинг охватывает все российские вузы и их филиалы, позволяя дать оценку развития отечественной системы высшего образования в целом. Как подчеркнул председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов: «Это еще один независимый рейтинг. Очень важная дополнительная информация, которой можно руководствоваться».

Полная версия агрегированного рейтинга «Первая миссия» размещена на портале www.best-edu.ru.

Аккредитация: международная и российская

На заседании рассмотрены материалы и приняты решения о совместной международной аккредитации кластера образовательных программ по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (44.04.01), «Психолого-педагогическое образование» (44.03.02, 44.04.02), дополнительные профессиональные программы «Педагогика и психология дошкольного образования», «Педагогическое образование: учитель начальных классов», реализуемые Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина.Экспертная комиссия ENQA во время визита в Национальный центр профессионально-общественной аккредитации.

Римма АХМЕТСАФИНА, заместитель руководителя департамента программной инженерии факультета компьютерных наук НИУ «Высшая школа экономики»:

– Нам очень понравился кампус Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, понравилось отношение к студентам. И, если говорить об IT-направлении, очень интересным показалось практико-интегрированное обучение. Это опыт, которым необходимо обмениваться с другими вузами.

Совместная международная аккредитация осуществлялась в рамках двустороннего сотрудничества Нацаккредцентра и Центра оценки качества высшего образования Минобразования КНР (HEEC) с привлечением ведущих специалистов из Шанхайского педагогического университета, Южно-китайского педагогического университета и Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. В составе международной российско-китайской комиссии находились и эксперты от профессионального и студенческого сообщества.

Также были приняты решения о международной профессионально-общественной аккредитации трех кластеров образовательных программ по направлениям подготовки «Экономика» (38.03.01), «Менеджмент» (38.03.02) и «Бизнес-информатика» (38.03.05), «Туризм» (43.03.02), «Информационные системы и технологии» (09.03.02) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Международная профессионально-общественная аккредитация как признание достижений российских вузов и высокого качества реализуемых ими программ повышает экспортный потенциал отечественной высшей школы. Решения о международной аккредитации образовательных программ Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса будут подтверждены не только соответствующими сертификатами, но и занесены в базу данных аккредитованных программ и вузов европейского реестра проекта DatabaseofExternalQualityAssuranceResults (DEQAR). Национальный центр профессионально-общественной аккредитации как полноправный член Европейского реестра гарантии качества (EuropeanQualityAssuranceRegisterfor Higher Education, EQAR) наделен правом размещать сведения об аккредитованных программах и вузах в этом реестре.

Основная цель проекта DEQAR – расширение доступа к отчетам о внешней экспертизе и результатам аккредитации вузов и программ, оцененных в соответствии с европейскими стандартами ESG аккредитующими организациями, зарегистрированными в EQAR. Ожидается, что к 2020 году дипломы выпускников, освоивших аккредитованные образовательные программы, будут автоматически признаваться на территории 48 стран-участниц Болонского процесса. Обладание верифицированным документом об образовании позволит выпускникам беспрепятственно продолжить обучение в магистратуре за рубежом. Вместе с тем, наряду с международными рейтингами, DEQAR для российских вузов становится новым эффективным инструментом привлечения иностранных обучающихся.

Национальную профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ успешно прошли кластер образовательных программ по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04, 38.04.04), «Управление персоналом» (38.03.03, 38.04.03), «Менеджмент» (38.03.02, 38.04.02) Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, филиала РАНХиГС при Президенте РФ; три кластера образовательных программ по направлениям подготовки «Технологические машины и оборудование» (15.03.02, 15.04.02), «Стандартизация и метрология» (27.03.01, 27.04.01), «Лесное дело» (35.03.01, 35.04.01), «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (35.03.02), «Лесное хозяйство» (35.06.02) Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина.

На заседании Нацаккредсовета также рассматривались вопросы о пролонгации аккредитации образовательных программ Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. На основе представленных материалов и отчетов о корректирующих действиях были приняты положительные решения.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurancein Higher Education, ENQA) основана в 2000 году по решению министров образования европейских стран для развития сотрудничества в области оценки качества образования. К настоящему времени в число полноправных членов организации входит 51 аккредитационное агентство из 29 стран.

 

За период проведения Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата в нем приняли участие более 28 тыс. студентов из 245 образовательных организаций, в том числе свыше 7 тыс. в 2019 году. В апреле экзамен проводился на 87 базовых площадках в 53 регионах страны по 22 направлениям подготовки.

 

Национальный центр профессионально-общественной аккредитации как полноправный член Европейского реестра гарантии качества (European Quality Assurance Registerfor Higher Education, EQAR) наделен правом размещать сведения об аккредитованных программах и вузах в этом реестре.

Эксперты Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании и руководство Нацаккредцентра.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: с места события, ао-112, нацаккредсовет, нацаккредцентр, ENQA, галина мотова, владимир наводнов

Похожие материалы:
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Международная аккредитация должна стать обязательной
О чем еще говорят… европейцы
Форум членов ENQA
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Гарантия качества высшего образования
Европейские рекомендации, российские решения
Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#105Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
#112Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
#111Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ