Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима

В июне на базе Московского государственного лингвистического университета под председательством академика РАО Виктора Болотова состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета.

Просмотров: 7339

Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019.

Встреча экспертной комиссии ENQA с членами Национального аккредитационного совета.

В июне на базе Московского государственного лингвистического университета под председательством академика РАО Виктора Болотова состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета.

Нацаккредсовет является постоянно действующим коллегиальным органом Национального центра профессионально-общественной аккредитации. Миссия заключается в повышении качества образования, формировании его культуры в образовательных организациях, в целом имиджа российского образования в России и за рубежом посредством проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Всё это – в соответствии с европейскими стандартами гарантии качества образования, по европейским технологиям и с учетом российского законодательства, лучших традиций отечественной высшей школы.

Окно в Европу

Заседание началось с отчета о результатах внешней экспертизы Национального центра профессионально-общественной аккредитации на соответствие деятельности стандартам Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurancein Higher Education, ENQA). Нацаккредцентр успешно прошел её с участием международной комиссии, состоящей из ведущих экспертов в сфере гарантии качества, и подтвердил статус полноправного члена ENQA на следующие пять лет.

Владимир НАВОДНОВ, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации:

– Статус полноправного члена российского аккредитационного агентства в европейской организации – это механизм «мягкой силы», способствующий повышению конкурентоспособности, интернационализации и развитию экспортного потенциала российского высшего образования. Признание качества деятельности агентства – это, прежде всего, признание качества аккредитованных им образовательных программ и вузов на международном уровне.

«Экспертный совет ENQA пришел к выводу, что Нацаккредцентр соответствует стандартам и рекомендациям для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве и, таким образом, критериям полного членства. В целом совет высоко оценивает усилия Нацаккредцентра по продвижению европейских стандартов гарантии качества высшего образования в России», – отметил президент ассоциации Кристоф Гролимунд, комментируя решение Совета ENQA

в сопроводительном письме.

В экспертном заключении международная комиссия выделила особые достижения Нацаккредцентра:

  •  проведение процедур совместной аккредитации;
  •  регулярное привлечение зарубежных экспертов к участию в аккредитационных процедурах;
  •  использование современных информационных технологий в работе;
  •  существенную роль Национального аккредитационного совета, обеспечивающего последовательность принятия аккредитационных решений;
  •  компетентный и преданный своему делу коллектив;
  •  постоянное совершенствование деятельности и системы внутренней гарантии качества самого аккредитационного агентства.

Полноправное членство российского аккредагентства в деятельности европейской ассоциации гарантии качества способствует интеграции отечественной системы высшего образования в единое европейское образовательное пространство, предоставляет возможность вузам проходить признаваемую на международном уровне аккредитацию в российском агентстве, способствует их позиционированию в европейском и мировом образовательном пространстве.

ENQA основана в 2000 году по решению министров образования европейских стран для развития сотрудничества в области оценки качества образования. К настоящему времени в число полноправных членов организации входит 51 аккредитационное агентство из 29 стран.

Пятилетие ФИЭБ

Заместитель генерального директора НИИ мониторинга качества образования Владислав Пылин выступил на заседании Нацаккредсовета с докладом, посвященным пятилетию Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата. Рассмотрев вопросы реализации ФИЭБ как современного инновационного инструмента независимой оценки качества подготовки бакалавров, организационные, методические и технологические особенности проекта, он представил основные результаты участия студентов в интернет-экзамене (2015-2019) и обозначил направления совершенствования.

О масштабах ФИЭБ свидетельствует следующая статистика. За период проведения интернет-экзамена в нем приняли участие более 28 тыс. студентов из 245 образовательных организаций, в том числе свыше 7 тыс. в 2019 году. В апреле экзамен проводился на 87 базовых площадках в 53 регионах страны по 22 направлениям подготовки.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики»:

– Нет реальной картины о качестве высшего образования. Кто сегодня скажет, какого качества у нас балавриат? Бакалавр с Сахалина и бакалавр из Калининграда – это один и тот же бакалавр? А выпускник Финансового университета и Высшей школы экономики разного качества или нет? Нам необходим ФИЭБ как основа мониторинга качества образования, чтобы понять, как обстоят дела с подготовкой экономистов, педагогов и других специалистов.

Сейчас к ФИЭБ есть вопросы по репрезентативности выборки студентов, но в будущем он может стать основой риск-ориентированной модели оценки качества образования, в том числе и для государственной аккредитации. Если у вуза хорошие результаты большинства студентов по итоговому экзамену, то нечего туда идти с аккредитацией. Такой подход рекомендован президентом страны для всех контрольно-надзорных процедур. ФИЭБ интересен и с точки зрения индивидуальных достижений студентов – как элемент портфолио. И еще важно, что он дает доказательную базу для интерпретации результатов и принятия решений на самом высоком законодательном уровне.

Этот проект также можно считать инновационным с учетом принципов проведения экзамена:

  •  одновременно в вузах – базовых площадках с учетом часовых поясов;
  •  продолжительность – 3 часа;
  •  организация рассадки студентов по заданным случайной последовательностью номерам рабочих мест;
  •  уникальный вариант ПИМ для каждого студента в рамках сеанса тестирования на базовой площадке;
  •  организация web-трансляции.

Результаты реализации проекта ежегодно показывают его актуальность и востребованность, особенно по направлениям «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент». Именно эти направления подготовки вызывают большую озабоченность со стороны первых лиц государства. И такой инструмент, как ФИЭБ, позволяет дать независимую объективную оценку качества подготовки.

В ходе активного обсуждения доклада, вызвавшего живой интерес участников заседания Нацаккредсовета, в адрес оператора ФИЭБ – НИИ мониторинга качества образования – прозвучали ценные предложения. Подчеркивалась необходимость уделять больше внимания популяризации интернет-экзамена среди студентов и образовательных организаций, совершенствовать анализ результатов, расширять взаимодействие с представителями работодателей, которые проводят сертификационные экзамены по профилям подготовки.

В целом следует отметить, что ФИЭБ сегодня – это успешно функционирующий механизм оценки качества подготовки выпускников бакалавриата с отлаженной IT-технологией. Согласно требованиям ФГОС 3++ к внешней оценке качества подготовки обучающихся, а также недавно внесенному в закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273 дополнению, предусматривающему учет сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации, сервисы ФИЭБ могут стать реальной основой системы, реализующей эти функции.

Нелли РОЗИНА, советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ:

– В этом году от нашего университета в интернет-экзамене приняли участие 550 студентов. Результаты тестирования засчитываются при поступлении в магистратуру Финансового университета. Это стимулирует приток студентов, причем не только наших выпускников бакалавриата, но и других вузов.

Новый рейтинг вузов «Первая миссия»

Представление справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России» (2019) было одним из ключевых в повестке дня. Издание содержит полный перечень программ вузов-победителей, структурированных по направлениям подготовки, а также данные образовательных организаций, прошедших профессионально-общественную, в том числе и международную, аккредитацию.

Рассматривая основные результаты восьмого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», следует прежде отметить, что в этом году в перечень образовательных программ, признанных экспертным сообществом в числе лучших, вошли 3585 программ, что составляет 15,5% от всех реализующихся в вузах России.

Впервые по результатам проекта был представлен рейтинг «Первая миссия» и предметные рейтинги по восьми областям образования, основанные на трех группах показателей: экспертная оценка программы, достижения образовательной программы и студенческие достижения.

Для проведения сравнительного анализа и построения рейтинга разработаны специальные методы, основанные на теории голосования в малых группах. Инновационность представленного рейтинга состоит в том, что, во-первых, он строится по образовательным программам – большинство мировых формируется по вузам в целом или по областям знаний. Во-вторых, в качестве показателей выбираются такие, которые непосредственно свидетельствуют о качестве образования (достижения студентов и программы в целом). Если учесть, что основными пользователями рейтингов являются потенциальные студенты и будущие работодатели, их в большей степени интересуют не научные достижения преподавателей, а успехи студентов и выпускников. В-третьих, принцип определения «лучших программ» позволяет строить различные рейтинги: по областям образования, по вузам, по городам, по федеральным округам и прочим параметрам.

Также этот рейтинг охватывает все российские вузы и их филиалы, позволяя дать оценку развития отечественной системы высшего образования в целом. Как подчеркнул председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов: «Это еще один независимый рейтинг. Очень важная дополнительная информация, которой можно руководствоваться».

Полная версия агрегированного рейтинга «Первая миссия» размещена на портале www.best-edu.ru.

Аккредитация: международная и российская

На заседании рассмотрены материалы и приняты решения о совместной международной аккредитации кластера образовательных программ по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (44.04.01), «Психолого-педагогическое образование» (44.03.02, 44.04.02), дополнительные профессиональные программы «Педагогика и психология дошкольного образования», «Педагогическое образование: учитель начальных классов», реализуемые Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина.Экспертная комиссия ENQA во время визита в Национальный центр профессионально-общественной аккредитации.

Римма АХМЕТСАФИНА, заместитель руководителя департамента программной инженерии факультета компьютерных наук НИУ «Высшая школа экономики»:

– Нам очень понравился кампус Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, понравилось отношение к студентам. И, если говорить об IT-направлении, очень интересным показалось практико-интегрированное обучение. Это опыт, которым необходимо обмениваться с другими вузами.

Совместная международная аккредитация осуществлялась в рамках двустороннего сотрудничества Нацаккредцентра и Центра оценки качества высшего образования Минобразования КНР (HEEC) с привлечением ведущих специалистов из Шанхайского педагогического университета, Южно-китайского педагогического университета и Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. В составе международной российско-китайской комиссии находились и эксперты от профессионального и студенческого сообщества.

Также были приняты решения о международной профессионально-общественной аккредитации трех кластеров образовательных программ по направлениям подготовки «Экономика» (38.03.01), «Менеджмент» (38.03.02) и «Бизнес-информатика» (38.03.05), «Туризм» (43.03.02), «Информационные системы и технологии» (09.03.02) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Международная профессионально-общественная аккредитация как признание достижений российских вузов и высокого качества реализуемых ими программ повышает экспортный потенциал отечественной высшей школы. Решения о международной аккредитации образовательных программ Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса будут подтверждены не только соответствующими сертификатами, но и занесены в базу данных аккредитованных программ и вузов европейского реестра проекта DatabaseofExternalQualityAssuranceResults (DEQAR). Национальный центр профессионально-общественной аккредитации как полноправный член Европейского реестра гарантии качества (EuropeanQualityAssuranceRegisterfor Higher Education, EQAR) наделен правом размещать сведения об аккредитованных программах и вузах в этом реестре.

Основная цель проекта DEQAR – расширение доступа к отчетам о внешней экспертизе и результатам аккредитации вузов и программ, оцененных в соответствии с европейскими стандартами ESG аккредитующими организациями, зарегистрированными в EQAR. Ожидается, что к 2020 году дипломы выпускников, освоивших аккредитованные образовательные программы, будут автоматически признаваться на территории 48 стран-участниц Болонского процесса. Обладание верифицированным документом об образовании позволит выпускникам беспрепятственно продолжить обучение в магистратуре за рубежом. Вместе с тем, наряду с международными рейтингами, DEQAR для российских вузов становится новым эффективным инструментом привлечения иностранных обучающихся.

Национальную профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ успешно прошли кластер образовательных программ по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04, 38.04.04), «Управление персоналом» (38.03.03, 38.04.03), «Менеджмент» (38.03.02, 38.04.02) Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, филиала РАНХиГС при Президенте РФ; три кластера образовательных программ по направлениям подготовки «Технологические машины и оборудование» (15.03.02, 15.04.02), «Стандартизация и метрология» (27.03.01, 27.04.01), «Лесное дело» (35.03.01, 35.04.01), «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (35.03.02), «Лесное хозяйство» (35.06.02) Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина.

На заседании Нацаккредсовета также рассматривались вопросы о пролонгации аккредитации образовательных программ Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. На основе представленных материалов и отчетов о корректирующих действиях были приняты положительные решения.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurancein Higher Education, ENQA) основана в 2000 году по решению министров образования европейских стран для развития сотрудничества в области оценки качества образования. К настоящему времени в число полноправных членов организации входит 51 аккредитационное агентство из 29 стран.

 

За период проведения Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата в нем приняли участие более 28 тыс. студентов из 245 образовательных организаций, в том числе свыше 7 тыс. в 2019 году. В апреле экзамен проводился на 87 базовых площадках в 53 регионах страны по 22 направлениям подготовки.

 

Национальный центр профессионально-общественной аккредитации как полноправный член Европейского реестра гарантии качества (European Quality Assurance Registerfor Higher Education, EQAR) наделен правом размещать сведения об аккредитованных программах и вузах в этом реестре.

Эксперты Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании и руководство Нацаккредцентра.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Международная аккредитация должна стать обязательной
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
О чем еще говорят… европейцы
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Гарантия качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ