НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнимаВ июне на базе Московского государственного лингвистического университета под председательством академика РАО Виктора Болотова состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета. Просмотров: 7339
Материал опубликован в журнале №112 от 24.06.2019.
Встреча экспертной комиссии ENQA с членами Национального аккредитационного совета. В июне на базе Московского государственного лингвистического университета под председательством академика РАО Виктора Болотова состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета. Нацаккредсовет является постоянно действующим коллегиальным органом Национального центра профессионально-общественной аккредитации. Миссия заключается в повышении качества образования, формировании его культуры в образовательных организациях, в целом имиджа российского образования в России и за рубежом посредством проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Всё это – в соответствии с европейскими стандартами гарантии качества образования, по европейским технологиям и с учетом российского законодательства, лучших традиций отечественной высшей школы. Окно в Европу Заседание началось с отчета о результатах внешней экспертизы Национального центра профессионально-общественной аккредитации на соответствие деятельности стандартам Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurancein Higher Education, ENQA). Нацаккредцентр успешно прошел её с участием международной комиссии, состоящей из ведущих экспертов в сфере гарантии качества, и подтвердил статус полноправного члена ENQA на следующие пять лет.
«Экспертный совет ENQA пришел к выводу, что Нацаккредцентр соответствует стандартам и рекомендациям для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве и, таким образом, критериям полного членства. В целом совет высоко оценивает усилия Нацаккредцентра по продвижению европейских стандартов гарантии качества высшего образования в России», – отметил президент ассоциации Кристоф Гролимунд, комментируя решение Совета ENQA в сопроводительном письме. В экспертном заключении международная комиссия выделила особые достижения Нацаккредцентра:
Полноправное членство российского аккредагентства в деятельности европейской ассоциации гарантии качества способствует интеграции отечественной системы высшего образования в единое европейское образовательное пространство, предоставляет возможность вузам проходить признаваемую на международном уровне аккредитацию в российском агентстве, способствует их позиционированию в европейском и мировом образовательном пространстве. ENQA основана в 2000 году по решению министров образования европейских стран для развития сотрудничества в области оценки качества образования. К настоящему времени в число полноправных членов организации входит 51 аккредитационное агентство из 29 стран. Пятилетие ФИЭБ Заместитель генерального директора НИИ мониторинга качества образования Владислав Пылин выступил на заседании Нацаккредсовета с докладом, посвященным пятилетию Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата. Рассмотрев вопросы реализации ФИЭБ как современного инновационного инструмента независимой оценки качества подготовки бакалавров, организационные, методические и технологические особенности проекта, он представил основные результаты участия студентов в интернет-экзамене (2015-2019) и обозначил направления совершенствования. О масштабах ФИЭБ свидетельствует следующая статистика. За период проведения интернет-экзамена в нем приняли участие более 28 тыс. студентов из 245 образовательных организаций, в том числе свыше 7 тыс. в 2019 году. В апреле экзамен проводился на 87 базовых площадках в 53 регионах страны по 22 направлениям подготовки.
Этот проект также можно считать инновационным с учетом принципов проведения экзамена:
Результаты реализации проекта ежегодно показывают его актуальность и востребованность, особенно по направлениям «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент». Именно эти направления подготовки вызывают большую озабоченность со стороны первых лиц государства. И такой инструмент, как ФИЭБ, позволяет дать независимую объективную оценку качества подготовки. В ходе активного обсуждения доклада, вызвавшего живой интерес участников заседания Нацаккредсовета, в адрес оператора ФИЭБ – НИИ мониторинга качества образования – прозвучали ценные предложения. Подчеркивалась необходимость уделять больше внимания популяризации интернет-экзамена среди студентов и образовательных организаций, совершенствовать анализ результатов, расширять взаимодействие с представителями работодателей, которые проводят сертификационные экзамены по профилям подготовки. В целом следует отметить, что ФИЭБ сегодня – это успешно функционирующий механизм оценки качества подготовки выпускников бакалавриата с отлаженной IT-технологией. Согласно требованиям ФГОС 3++ к внешней оценке качества подготовки обучающихся, а также недавно внесенному в закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273 дополнению, предусматривающему учет сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации, сервисы ФИЭБ могут стать реальной основой системы, реализующей эти функции.
Новый рейтинг вузов «Первая миссия» Представление справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России» (2019) было одним из ключевых в повестке дня. Издание содержит полный перечень программ вузов-победителей, структурированных по направлениям подготовки, а также данные образовательных организаций, прошедших профессионально-общественную, в том числе и международную, аккредитацию. Рассматривая основные результаты восьмого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», следует прежде отметить, что в этом году в перечень образовательных программ, признанных экспертным сообществом в числе лучших, вошли 3585 программ, что составляет 15,5% от всех реализующихся в вузах России. Впервые по результатам проекта был представлен рейтинг «Первая миссия» и предметные рейтинги по восьми областям образования, основанные на трех группах показателей: экспертная оценка программы, достижения образовательной программы и студенческие достижения. Для проведения сравнительного анализа и построения рейтинга разработаны специальные методы, основанные на теории голосования в малых группах. Инновационность представленного рейтинга состоит в том, что, во-первых, он строится по образовательным программам – большинство мировых формируется по вузам в целом или по областям знаний. Во-вторых, в качестве показателей выбираются такие, которые непосредственно свидетельствуют о качестве образования (достижения студентов и программы в целом). Если учесть, что основными пользователями рейтингов являются потенциальные студенты и будущие работодатели, их в большей степени интересуют не научные достижения преподавателей, а успехи студентов и выпускников. В-третьих, принцип определения «лучших программ» позволяет строить различные рейтинги: по областям образования, по вузам, по городам, по федеральным округам и прочим параметрам. Также этот рейтинг охватывает все российские вузы и их филиалы, позволяя дать оценку развития отечественной системы высшего образования в целом. Как подчеркнул председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов: «Это еще один независимый рейтинг. Очень важная дополнительная информация, которой можно руководствоваться». Полная версия агрегированного рейтинга «Первая миссия» размещена на портале www.best-edu.ru. Аккредитация: международная и российская На заседании рассмотрены материалы и приняты решения о совместной международной аккредитации кластера образовательных программ по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (44.04.01), «Психолого-педагогическое образование» (44.03.02, 44.04.02), дополнительные профессиональные программы «Педагогика и психология дошкольного образования», «Педагогическое образование: учитель начальных классов», реализуемые Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина.Экспертная комиссия ENQA во время визита в Национальный центр профессионально-общественной аккредитации.
Совместная международная аккредитация осуществлялась в рамках двустороннего сотрудничества Нацаккредцентра и Центра оценки качества высшего образования Минобразования КНР (HEEC) с привлечением ведущих специалистов из Шанхайского педагогического университета, Южно-китайского педагогического университета и Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. В составе международной российско-китайской комиссии находились и эксперты от профессионального и студенческого сообщества. Также были приняты решения о международной профессионально-общественной аккредитации трех кластеров образовательных программ по направлениям подготовки «Экономика» (38.03.01), «Менеджмент» (38.03.02) и «Бизнес-информатика» (38.03.05), «Туризм» (43.03.02), «Информационные системы и технологии» (09.03.02) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Международная профессионально-общественная аккредитация как признание достижений российских вузов и высокого качества реализуемых ими программ повышает экспортный потенциал отечественной высшей школы. Решения о международной аккредитации образовательных программ Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса будут подтверждены не только соответствующими сертификатами, но и занесены в базу данных аккредитованных программ и вузов европейского реестра проекта DatabaseofExternalQualityAssuranceResults (DEQAR). Национальный центр профессионально-общественной аккредитации как полноправный член Европейского реестра гарантии качества (EuropeanQualityAssuranceRegisterfor Higher Education, EQAR) наделен правом размещать сведения об аккредитованных программах и вузах в этом реестре. Основная цель проекта DEQAR – расширение доступа к отчетам о внешней экспертизе и результатам аккредитации вузов и программ, оцененных в соответствии с европейскими стандартами ESG аккредитующими организациями, зарегистрированными в EQAR. Ожидается, что к 2020 году дипломы выпускников, освоивших аккредитованные образовательные программы, будут автоматически признаваться на территории 48 стран-участниц Болонского процесса. Обладание верифицированным документом об образовании позволит выпускникам беспрепятственно продолжить обучение в магистратуре за рубежом. Вместе с тем, наряду с международными рейтингами, DEQAR для российских вузов становится новым эффективным инструментом привлечения иностранных обучающихся. Национальную профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ успешно прошли кластер образовательных программ по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04, 38.04.04), «Управление персоналом» (38.03.03, 38.04.03), «Менеджмент» (38.03.02, 38.04.02) Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, филиала РАНХиГС при Президенте РФ; три кластера образовательных программ по направлениям подготовки «Технологические машины и оборудование» (15.03.02, 15.04.02), «Стандартизация и метрология» (27.03.01, 27.04.01), «Лесное дело» (35.03.01, 35.04.01), «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (35.03.02), «Лесное хозяйство» (35.06.02) Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина. На заседании Нацаккредсовета также рассматривались вопросы о пролонгации аккредитации образовательных программ Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. На основе представленных материалов и отчетов о корректирующих действиях были приняты положительные решения.
Эксперты Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании и руководство Нацаккредцентра. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|