Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном ПарижеНа базе французского Агентства по оценке научно-исследовательских и высших учебных заведений состоялся II Форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании. Широкое представительство членов и партнеров ENQA в очередной раз подтвердило их высокий интерес к тому, что происходит на европейской арене гарантии качества. Просмотров: 6808
В Париже 23-24 апреля 2012 года состоялся II Форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) на базе французского Агентства по оценке научно-исследовательских и высших учебных заведений (AERES). Всего собралось более 70 делегатов от 48 агентств из 31 европейской страны. Такое широкое представительство организаций, членов и партнеров ENQA, в очередной раз подтвердило их активность и высокий интерес к тому, что происходит сегодня на европейской арене гарантии качества. Возможно, сыграло свою роль и то, что форум проходил непосредственно перед встречей европейских министров образования в Бухаресте (26-27, апрель, 2012, Румыния). Каково состояние дел и перспективы развития европейской гарантии качества, какие задачи перед ней ставятся, в чем главные проблемы и пути их преодоления? Официальная позиция ENQA по этим вопросам, несомненно, представляла большой интерес. Тематика форума включала следующие блоки вопросов, которым были посвящены пленарные и секционные заседания: влияние норм, процессов и процедур гарантии качества на высшее образование и научно-исследовательскую деятельность, независимость агентств и процедур внешней гарантии качества, перспективы развития Болонского процесса. Выбор таких вопросов для рассмотрения – далеко не случаен: в последние годы меняются приоритеты образовательной политики стран Европы, поставлены новые задачи по интеграции европейского образовательного пространства, трансформируются цели, методология и сама сфера гарантии качества. Единственное, чего не смогли обеспечить организаторы (и за что по ходу форума они неоднократно приносили извинения с истинно французским обаянием и юмором), – это весеннего парижского тепла: погода была не по-апрельски холодной, ветреной и дождливой. Однако мало кто из участ ников это заметил благодаря хорошему рабочему настроению и максимально комфортной атмосфере, располагающей к интересному и полезному общению. Такая уж у Парижа энергетика… Влияние гарантии качества на высшее образование Одной из современных глобальных тенденций в сфере гарантии качества является стремление оценить эффект, который оказывают ее процессы и процедуры на высшее образование. На сегодняшний день во многих странах уже предприняты или планируются инициативы по измерению влияния действующих систем внешней гарантии качества на состояние дел в высшем образовании, в частности, на нацио нальную политику в данной сфере, управление вузами, качество образовательного процесса, предупреждение рисков и т.д. О высоком интересе мирового и европейского QA-сообществ к данной проблеме свидетельствует ее активное обсуждение на прошедшем 17-18 апреля 2012 года в Мельбурне форуме Всемирной сети агентств гарантии качества высшего образования INQAAHE, а также тематика предстоящего VII Европейского форума гарантии качества: «В чем состоит позитивное влияние гарантии качества на высшее образование?» (22-24, ноябрь, 2012, Таллинн). Воздействие систем внешней гарантии качества на деятельность вузов было объектом активного обсуждения на двух предыдущих генеральных ассамблеях ENQA, в результате чего для детальной проработки вопроса в феврале-марте 2012 года была создана специальная рабочая группа под председательством Джозефа Грифолла, директора по вопросам гарантии качества Агентства гарантии качества Каталонской университетской системы – AQU (Испания). В рамках форума Д. Грифолл представил вниманию участников доклад на тему «Измерение влияния, совершенствование внешней гарантии качества», в котором проанализировал то, как различные стороны, вовлеченные в сферу высшего образования (академическое сообщество, эксперты, работодатели, студенты, составители рейтингов и др.), интерпретируют понятия «качество образования» и «влияние гарантии качества», а также факторы, обусловливающие это влияние: внешнюю и внутреннюю гарантию качества, Болонский процесс, рейтинги, процедуры финансирования, использование поощрений. Вопросам теоретико-методологического обоснования исследований в данном направлении было посвящено выступление Теодора Лейбера, научного консультанта Агентства по оценке Баден-Вюртенберг – EVALAG (Германия) на тему «Анализ влияния гарантии качества на институты высшего образования». Он рассмотрел мотивационные факторы анализа влияния, принципы теоретического обоснования, проектирования содержания и хода исследования, а также принципы и технологии сбора данных для такого анализа. Эффект процессов и процедур гарантии качества на высшее образование также осветила в своей презентации «Влияние гарантии качества во Франции: контекстуальный анализ» Патрисия Пол, руководитель Международного отдела Агентства по оценке научно-исследовательских и высших учебных заведений – AERES (Франция). По ее мнению, результаты измерения влияния процессов гарантии качества на высшее образования являются ожидаемыми в обществе и одновременно несколько пугающими для некоторых сторон. При этом спорным и обсуждаемым во Франции остается вопрос о методологии измерения такого влияния: должно ли это быть непрерывное оценивание на основе анализа обратной связи от различных заинтересованных сторон или формализованное количественное исследование? Или необходима комбинация подходов? AERES в данном направлении проводит следующую работу: ежегодный сбор информации от вузов, вузовских подразделений и научно-исследовательских учреждений (анкетирование, интервью с руководством вузов и лидерами студенческих объединений), регулярное консультирование экспертов, представителей науки, конференции с президентами университетов, руководителями регионов. Судя по предварительным результатам интегрированной оценки влияния процессов гарантии качества на высшее образование во Франции, П. Пол выделила три степени влияния. Высокая: сильное влияние на вероятность изменений в будущем (активное использование отчетов и рейтингов), на исследовательскую работу и стратегии вузов (влияние финансового фактора), на развитие образовательных стратегий, организацию обучения и информационных систем. Низкая: международная стратегия вузов, условия жизни и обучения студентов, коммуникация, валоризация (повышение ценности) научно-исследовательской деятельности. Главные риски:
Все выступающие по теме «Влияние гарантии качества на высшее образование» были едины во мнении: измерить влияние собственно процессов и процедур гарантии качества на реализацию образования вузами – чрезвычайно сложная задача, поскольку на качество образования одновременно оказывает влияние множество других внешних факторов, действующих по отдельности и во взаимодействии друг с другом. Важно четко определить области влияния: гарантия качества и европейское измерение ВО, гарантия качества и совершенствование национальных систем ВО, гарантия качества и совершенствование управления вузами, гарантия качества и качество образовательного процесса, гарантия качества и управление рисками, информационная политика гарантии качества и доверие общества и др. Следующий шаг – определить методологию, которая позволила бы наблюдать и измерять воздействие процедур и процессов внешней гарантии качества на высшее образование по конкретным аспектам: внедрение структуры квалификаций, международная репутация национальной системы высшего образования, участие студентов и работодателей в процедурах гарантии качества, изменения в зачислении студентов на обучение в вузы, повышение автономии вузов. При этом следует четко представлять, что есть внешняя гарантия качества в узком и широком понимании, каковы ее цели и задачи, а также влияние контекста на оказываемый ею эффект. Самое главное, о чем необходимо помнить, – это конечная цель данных инициатив: совершенствование качества образования в вузах Европы. Независимость агентств внешней гарантии качества Центральное место среди проблем, обсуждаемых на форуме ENQA-2012, заняла тема независимости агентств внешней гарантии качества как обязательного условия доверия к их деятельности и решениям. Анализу основных угроз и обеспечения независимости агентств путем гармонизации их отношений с правительствами и вузами были посвящены пленарные выступления и секционные заседания второго дня форума. Карл Диттрих, председатель Аккредитационной организации Нидерландов и Фландрии – NVAO, (Нидерланды) и член Руководящего комитета ENQA, сфокусировал внимание аудитории на шести факторах («элементах»), лимитирующих независимость агентств гарантии качества.
В заключение К. Диттрих подчеркнул важность учета национального и законодательного контекста в процедурах внешней оценки, ключевую роль компетентности и профессионализма работников сферы гарантии качества, а также первостепенную значимость сотрудничества, открытости и взаимного доверия к качеству образования в вузах наших стран. Доверие зиждется на независимости и прозрачности. Свое видение проблемы независимости представили также Дидье Уссен, президент Агентства по оценке научно-исследовательских и высших учебных заведений – AERES (Франция) и Антонела Тома, представлявшая Департамент высшего образования Министерства образования, науки, молодежи и спорта Румынии. Выступления спикеров были объединены темой «Как повысить независимость агентств гарантии качества: главные проблемы и как их преодолеть?». Аудитории было интересно сопоставить два подхода к обеспечению независимости деятельности: в случае Румынского национального агентства гарантии качества в высшем образовании ARACIS, учрежденного правительством, и в случае французского агентства AERES, обладающего наиболее независимым институциональным статусом в рамках национального законодательства. ARACIS работает в тесном взаимодействии с министерством образования, научных исследований, молодежи и спорта в разработке и продвижении политики и стратегий, направленных на повышение качества высшего образования в Румынии, особенно в контексте недавних преобразований (ранжирование образовательных программ и классификация университетов, преимущества в финансировании «мультикультурных» университетов, приведение учебных планов образовательных программ в соответствие с Национальной структурой квалификаций для повышения возможностей трудоустройства выпускников, новая процедура внешней экспертизы докторских школ, новый механизм государственного финансирования вузов, новая методология внешней экспертизы агентства ARACIS). Кроме того, агентство совместно с министерством проводят работу по повышению ответственности вузов за свою деятельность в области гарантии качества образования, повышению вовлеченности студентов и представителей профессиональных сообществ в процессы гарантии качества. По мнению А. Тома, агентство не может рассматриваться изолированно от многофакторной среды его деятельности, включающей в том числе министерство образования, под эгидой которого работает ARACIS. Независимость же агентства обеспечивается следующими условиями:
Президент французского агентства AERES Д. Уссен представил свое видение независимости, центральным фактором которой считает обеспечение подлинной независимости экспертов – беспристрастности их деятельности и объективности заключений посредством:
Д. Уссен считает, что именно независимость агентства гарантии качества является средством обеспечения независимости экспертов. Независимость же агентства должна подкрепляться законодательно, как в случае AERES: государство делегировало агентству миссию по организации процедур гарантии качества в сфере высшего образования и науки. По своему статусу агентство является «независимым полномочным органом» и контроль со стороны политического руководства страны отсутствует. Безусловно, независимость невозможно установить единовременно чьим-либо волевым решением. Для обеспечения независимости необходимо достичь и поддерживать равновесие во взаимодействии различных заинтересованных сторон, в частности, на основе взаимного широкого информирования. Нужно также совершенствовать внутренние процедуры гарантии качества самого агентства. Исключительно важна также социальная ответственность агентства: недопустимо использование своей независимости «как трамплина, для того чтобы выпрыгнуть за границы своих миссий». Аудитория активно обсуждала все обозначенные в докладах проблемы. Было отмечено, что независимость – понятие, по-разному воспринимающееся в различных национальных и культурных контекстах, и необходимо учитывать этот фактор. Способствовать повышению независимости может и интернационализация сферы гарантии качества, что особенно актуально в случае небольших стран и тех, которые только начинают развивать культуру общественной и профессиональной аккредитации. Была также подчеркнута значимость введения единых норм и правил оценки качества образования, чему в большой степени могут способствовать ENQA и Европейский аккредитационный консорциум. Участникам пленарного заседания был задан одновременно интересный и сложный вопрос: «Назовите три наиболее важных, на ваш взгляд, показателя независимости агентств гарантии качества». Не менее интересно было узнать ответы спикеров. Д. Уссен: «Независимость экспертов, официальный статус агентства (независимость от политической власти и частного сектора) и представление экспертных отчетов широкой общественности». К. Диттрих: «Независимость экспертов (при отсутствии единой универсальной модели обеспечения такой независимости), независимость в принятии решений и максимальная публичность, прозрачность, открытость». А. Тома: «Уважение к решениям агентства, независимость в отборе экспертов для участия в комиссиях и доверие, компетентность, ответственность». Болонский процесс после Бухареста: вызовы и ожидания под занавес форума перед его участниками выступил профессор Института образования Лондонского университета Питер Скотт с докладом «Болонский процесс после Бухареста: вызовы и ожидания», вызвавшим особый интерес аудитории накануне очередной министерской конференции. Профессор П. Скотт осветил основные этапы эволюции Болонского процесса, Болонские реформы в контексте финансово-экономического кризиса, ключевые вопросы Бухарестской конференции, а также перспективы развития Болонского процесса после министерской встречи. Интересен анализ Болонского процесса с точки зрения двух подходов: «Европа в экономическом кризисе» и «Европа в экзистенциальном кризисе». В рамках первого на передний план выдвигаются актуализация и укрепление потенциала Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, значимость повышения возможностей трудоустройства и профессиональной компетентности выпускников вузов, развитие университетов «мирового класса» (в первую очередь исследовательских), а также роль научных исследований, инноваций и связи с производством. Иными словами, высшее образование выступает как инструмент преодоления последствий экономического кризиса. В рамках второго подхода высшее образование играет роль хранилища и генератора европейских ценностей, так как именно в высшем образовании находят отражение основные европейские идеи (целостность и универсализм), угрозы (иммиграция, терроризм и др.), космополитизм/мультикультурализм, глобализация. В контексте обоих европейских кризисов – экономического и экзистенциального – Болонский процесс имеет такие последствия, как:
Каковы же дальнейшие перспективы развития Болонских реформ в Европе? По мнению авторитетного аналитика П. Скотта, управление Болонскими реформами перейдет в компетенцию Европейского Союза, который будет проводить политику расширения европейского пространства высшего образования, взаимосвязи и соотнесения европейского образования с системами высшего образования других регионов мира. Кроме того, профессор выделил такие тенденции, как расширение мобильности, выведение ее на новый уровень, не ограничивающийся молодежью и представителями элиты, дальнейшее упрочение связей между высшим образованием и научными исследованиями посредством докторских программ, деятельности молодых ученых и др., усиление политического диалога, в частности, по вопросам финансирования и управления сферой высшего образования, а также «брендирование» европейского образования. Ответы естьЛюбая конференция – это срез развития сектора, и ее главная цель – создать площадку для дискуссии, распространения опыта, установления и укрепления профессиональных контактов. Парижский форум-2012 полностью оправдал ожидания и с организационной, и с содержательной стороны. Разнообразие форматов и спектр запланированных к обсуждению вопросов позволили участникам за два дня рассмотреть общие направления развития сферы гарантии качества в отдельных европейских странах и Европе в целом, найти ответы на интересующие вопросы, обменяться практическим опытом. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|