Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире

Согласно докладу «Зарубежные филиалы – тенденции и развитие» (2016) Обсерватории по вопросам безграничного высшего образования (англ. – The Observatory on Borderless Higher Education, OBHE), Россия входит в пятерку стран-лидеров по количеству зарубежных филиалов.

Просмотров: 895

Материал опубликован в журнале №99 от 27.11.2017.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна

 ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

ПЫХТИНА Наталья Александровна 

старший преподаватель факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, кандидат педагогических наук.

В 2015-2016 учебном году количество действующих филиалов российских вузов за рубежом составило 44, из них 37 филиалов были открыты в странах СНГ. В филиалах обучались 45 642 человека. Согласно докладу «Зарубежные филиалы – тенденции и развитие» (2016) Обсерватории по вопросам безграничного высшего образования (англ. – The Observatory on Borderless Higher Education, OBHE) , Россия входит в пятерку стран-лидеров по количеству зарубежных филиалов.

Статистика экспансии

В целом количество зарубежных филиалов в мире составило в 2016 году 249 организаций. При этом с 2011 по 2015 годы создано 66 зарубежных филиалов. Таким образом, рост их в этот период составил 26 %. В зарубежных филиалах по всему миру обучается около 180 тыс. студентов, что составляет менее 4 % от всех иностранных студентов в мире . В некоторых странах – таких как ОАЭ – доля иностранных студентов, обучающихся в зарубежных филиалах, является значительной в общем количестве студентов национальных вузов. Но в большинстве стран зарубежные филиалы занимают лишь определенную незначительную нишу образовательного рынка.

Стоимость обучения в филиале Сямыньского университета в Малайзии выше в семь раз, чем в кампусе головного вуза в Китае. Вместе с тем студентам предлагается целый ряд академических стипендий и грантов.

В Китае насчитывается наибольшее количество зарубежных филиалов в мире – 32, чуть меньше в ОАЭ – 31. Рост числа филиалов зарубежных вузов в Китае в последние годы – с 13 в 2010 году до 32 в 2015 году – эксперты связывают с существенной государственной поддержкой иност­ранным организациям по вхождению в образовательное пространство Китая.

Замедление темпов роста количества зарубежных филиалов в ОАЭ, ранее лидировавших в этом плане, связано с насыщением рынка, изменением стратегий органов власти страны и нестабильностью на Ближнем Востоке в целом. Правительство ОАЭ создало финансовые стимулы для престижных вузов мира по открытию их филиалов в стране. Например, правительство эмирата Абу-Даби предложило Нью-Йоркскому университету 50 млн. долларов США в дополнение к расходам на строительство здания филиала, а после начала функционирования филиала продолжало его субсидировать, оплачивать, в том числе обучение здесь своих граждан. Аналогичным образом финансовые стимулы были предложены другими принимающими странами, такими как Сингапур и Катар.

Открытие зарубежных кампусов в кооперации с национальными вузами является наиболее устойчивой моделью функционирования филиалов, и этот подход, по всей видимости, будет в дальнейшем все больше распространяться.

В пятерку лидеров в 2015 году по количеству зарубежных филиалов также вошли Сингапур (12), Малайзия (12) и Катар (11). С 2011 года активно принимающими зарубежные филиалы стали следующие страны: Китай, Кипр, Египет, Финляндия, Гана, Индия, Мальта, Никарагуа, Руанда и ЮАР. По данным авторов доклада, в настоящее время ведется работа по открытию около 20 новых зарубежных филиалов, а основное их размещение планируется в развивающихся странах.

Количество стран, открывающих на своей территории зарубежные филиалы, за последние пять лет увеличилось на 10 % и достигло в общей сложности 76. К числу открывающих зарубежные кампусы присоединились вузы Бельгии, Эстонии, Японии, Кореи, Турции, Китая и Тайваня. Страны, заинтересованные в создании зарубежных филиалов на своей территории, предлагают зарубежным университетам привлекательные условия (земельные участки, здания, покрытие текущих расходов и другое) при условии соблюдения их требований, в том числе по образовательным программам. Так, в отдельных странах зарубежные филиалы могут работать только по определенным специальностям. Например, в Катаре Джорджтаунский и Техасский университеты и Университет штата Вирджиния по просьбе местных властей ведут обучение по международным отношениям, инженерным специальностям и искусствоведению .

Обеспечение качества образования в филиале за рубежом является одной из самых сложных проблем. В большинстве случаев местные органы управления образованием выступают регулирующими и регламентирующими эту сферу деятельности, но единых подходов до настоящего времени нет.

Американскими вузами в 2015 году открыто 78 зарубежных филиалов, то есть около трети от общего количества зарубежных филиалов. За ними следуют вузы Великобритании (39), Франции (28) и Австралии (15).

В 2016 году открыт первый зарубежный филиал китайского университета в Малайзии, филиал Сямыньского университета, по предложению Правительства Малайзии китайской стороне с целью укрепления двусторонних отношений. Филиал функционирует как некоммерческая образовательная организация. Все средства, полученные от обучения здесь, будут оставаться в Малайзии и инвестироваться в научные исследования и стипендии для студентов. Филиал в основном финансируется за счет кредита Китайского банка развития в размере примерно 315 млн. долларов США, которые пошли на строительство зданий и материально-техническое обеспечение. Кроме того, финансирование получено и от частных инвесторов. В 2016 году на обучение были приняты 200 малазийских граждан, ожидается, что к 2022 году их будет около 5 тыс. и в долгосрочной перспективе – до 10 тыс. Язык преподавания в филиале – английский, за исключением бакалаврских программ по китаеведению и традиционной китайской медицине. Стоимость обучения в филиале Сямыньского университета в Малайзии выше в семь раз, чем в кампусе головного вуза в Китае. Вместе с тем студентам предлагается целый ряд академических стипендий и грантов. По мнению Б.И. Хэ и А. Руби, «оценивать долгосрочную эффективность Сямыньского университета в Малайзии пока рано, но первый год его деятельности уже позволяет сделать некоторые выводы. Проект показывает, что филиал не всегда является мини-копией головного вуза. В данном случае было принято несколько существенных изменений, которые касаются языка преподавания, графика учебного процесса, правил поступления и стоимости обучения. Некоторые из этих решений могут ограничить приток студентов из Китая в целом и из головного вуза в частности. Однако в силу того, что эти изменения приняты с учетом местного контекста и образовательных практик, они могут положительно повлиять на востребованность СУМ в долгосрочной перспективе» .

«Новым игрокам будет сложно догнать тех, кто давно начал работать за рубежом. Глобальная сеть филиалов и отношения с властями и бизнесом обычно появляются не за одну ночь, а за десятилетия».

Страны Азии и Ближнего Востока являются привлекательными для открытия зарубежных кампусов с учетом растущего спроса на качественное высшее образование в этих регионах, но создание филиалов в странах этих регионов сопряжено со значительными финансовыми и репутационными рисками для образовательных организаций. Например, в Японии в 80-х годах прошлого века было создано около 30 зарубежных филиалов, но в настоящее время из них функционируют только 2. Подобная ситуация может произойти и в Китае – как прогнозируют эксперты, самой популярной стране для открытия филиалов в настоящее время. В связи с этими крайне важны маркетинговые исследования, на основании которых предполагается принимать решения об открытии филиалов. Открытие зарубежных кампусов в кооперации с национальными вузами является наиболее устойчивой моделью функционирования филиалов, и этот подход, по всей видимости, будет в дальнейшем все более распространяться.

Наибольшее соотношение зарубежных филиалов и национальных вузов зафиксировано в Австралии – 8,8 %, за ней следуют Великобритания – 8,6 % и Франция – 6,2 %. Соединенные Штаты Америки являются лидером по количеству зарубежных филиалов, но количество филиалов за рубежом относительно общего числа вузов в США незначительно, по сравнению с другими странами.

Обеспечение качества

К причинам создания филиалов за рубежом авторы доклада International BranchCampuses – TrendsandDevelopments относят интернационализацию образования, получение доходов, повышение узнаваемости брэнда вуза и развитие существующих связей между странами.

Большинство (54,6 %) зарубежных филиалов являются относительно небольшими и предлагают от одной до пяти образовательных программ высшего образования. Количество образовательных программ обычно не меняется даже в филиалах, работающих более десяти лет в стране, что, видимо, свидетельствует о том, что филиалами было найдено оптимальное количество программ, позволяющих их реализовывать на определенном уровне качества. По данным группы C-BERT Университета штата Нью-Йорк в Олбани, во всем мире насчитывается около 25 филиалов, где учится 2 тыс. и более студентов. Самые крупные филиалы, в которых обучается ежегодно более 6 тыс. человек, – филиал Университета Монаша в Малайзии, филиал Ливерпульского университета, созданный в сотрудничестве с Сианьским университетом Цзяо Тун в Китае, и вьетнамский филиал Мельбурнского королевского технологического института .

Обеспечение качества образования в филиале за рубежом является одной из самых сложных проблем. В большинстве случаев местные органы управления образованием выступают регулирующими и регламентирующими эту сферу деятельности, но единых подходов до настоящего времени нет. Например, в ОАЭ был создан Международный совет по контролю качества университетов, целью которого является оценка качества образования в филиалах, которое не должно уступать национальным университетам.

Только самые известные и престижные зарубежные вузы, имеющие филиалы в Азии, смогут успешно конкурировать в долгосрочной перспективе с другими филиалами и национальными университетами и менее подвержены рискам закрытия.

По мере роста количества зарубежных филиалов появляется все больше новых систем управления и регулирования их образовательной деятельности. В настоящее время в большинстве стран (ОАЭ, Сингапур, Катар, Малайзия) распространена иерархическая модель управления филиалами, при которой зарубежные вузы контролируются правительством принимающей стороны. Автономная модель управления характерна для США, Канады, Австралии, Великобритании. Модель, предполагающая партнерство с властями принимающей страны в обмен на финансовую поддержку, присутствует в ОАЭ (Нью-Йоркский университет в Абу-Даби), Южной Корее (Глобальный университет в Инчхоне), Китае (филиал Университета Дьюка в Куньшане) .

Законодательство страны по открытию зарубежных филиалов может стать решающим фактором в развитии филиальной сети. Так, в Индии, по оценкам экспертов, более 600 иностранных образовательных организаций реализуют совместные программы и дистанционное обучение. Вместе с тем, ни одна зарубежная образовательная организация в соответствии с законодательством Индии не получила разрешение на осуществление образовательной деятельности, которое выдается Министерством социального развития Индии и Комиссией по распределению университетских грантов. Кроме того, Всеиндийский совет по техническому образованию, осуществляющий надзорные функции в сфере технического высшего образования на всех уровнях, ввел собственные правила и порядок согласования работы с зарубежными образовательными организациями, включая открытие филиалов, реализацию совместных программ и дистанционного обучения. В 2016-2017 учебном году Всеиндийским советом было дано разрешение на реализацию 10 совместных программ (для сравнения, в 2013-2014 учебном году – 21). Они реализовывались 6 зарубежными вузами: британскими и американскими. В целом законодательные проблемы функционирования зарубежных филиалов в Индии связаны с противоречиями между федеральным законодательством и требованиями отдельных штатов, дублированием функций надзорных органов и непредсказуемой правоприменительной практикой в стране в отношении иностранных образовательных организаций .

Таким образом, можно говорить о том, что зарубежные образовательные организации имеют ограниченную автономию в ведении деятельности в своем филиале за рубежом. Ограничения могут быть как финансовыми (например, возможности по использованию прибыли от деятельности), так и организационными (требование по кооперации с национальными образовательными организациями).

Успех финансовой устойчивости зарубежного филиала зависит от целого ряда причин, в том числе стоимости обучения, привлекательности образовательных программ для студентов, конкурентных преимуществ по сравнению с другими филиалами и национальными вузами. Так, Университет Нового Южного Уэльса и Нью-Йоркская школа искусств Tisch закрыли свои филиалы в Сингапуре из-за финансовых проблем, связанных с низким набором студентов.

Недавнее исследование Европейской ассоциации университетов показало, что открытие зарубежных филиалов является наименьшим приоритетом среди 15 основных мероприятий интернационализации образования в университетах-членах ассоциации. Более половины (53 %) респондентов, представителей университетов, заявили, что в последние три года не стали свидетелями активной деятельности в филиалах за рубежом. Авторы доклада связывают это с тем, что зарубежные филиалы несут значительные репутационные и финансовые риски для университетов.

Спрос на обучение в зарубежных филиалах меняется в странах (например, в Китае, Южной Корее, Сингапуре) по мере того, как их национальные университеты входят в мировые рейтинги университетов. Но для студентов привлекательность зарубежных филиалов по-прежнему связана с получением диплома в зарубежном университете, имеющем высокие показатели в международных рейтингах, и необходимостью покидать дом и семью. В этой ситуации в дальнейшем только самые известные и престижные зарубежные вузы, имеющие филиалы в Азии, смогут успешно конкурировать в долгосрочной перспективе с другими филиалами и национальными университетами и менее подвержены рискам закрытия.

Вопросы качества обучения в филиалах остаются в центре внимания академической общественности. Британский совет выступил с призывом ввести общие стандарты, мониторинг и ранжирование образовательных организаций, осуществляющих обучение в филиалах за рубежом. Агентство по обеспечению качества Великобритании (англ. – The UK’s Quality Assurance Agency, QAA) призывает университеты сохранять стандарты качества в образовательной деятельности филиалов, поощрять научные исследования, обеспечивать более качественную подготовку кадров и поддержку студентов. Примером филиала, в котором поддерживаются высокие требования к научной работе, является филиал Нью-Йоркского университета в Абу-Даби, открытый в 2008 году. Доля публикаций, подготовленных его преподавателями в сотрудничестве с зарубежными учеными, составила в 2015 году около 80 %, что существенно выше, чем в головном университете, а по количеству публикаций филиал вошел в пятерку лидирующих вузов в ОАЭ .

Рост и диверсификация зарубежных филиалов вузов будут продолжаться в будущем во всем мире. Это связано с тем, что развивающиеся страны упрощают регулирование и создают стимулы для их открытия. Вместе с тем открытие филиалов требует от вузов отдельной стратегии и усилий, которые могут быть реализованы только более развитыми, финансово устойчивыми и престижными университетами. По мнению Р. Гаррета, если зарубежные филиалы «станут значимым индикатором эффективности и доступности университетов, то новым игрокам будет сложно догнать тех, кто давно начал работать за рубежом. Глобальная сеть филиалов и отношения с властями и бизнесом обычно появляются не за одну ночь, а за десятилетия» .

[1] R. Garrett, K. Kinser, J. Eю Lane, R. Merola. International Branch Campuses. – Trends and Developments. The OBHE. SUNY, Albany&PennsylvaniaStateUniversity. 2016.

[2]Там же.

[3]М. Клиффорд, К. Кинзер Сколько автономии у международных филиалов? // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США). 2016, № 87, с. 12-14.

[4]Б.И. Хэ, А. Руби. Филиал китайского вуза в Малайзии: пересмотр основ // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США). 2017, №88, с. 9.

[5] R. Garrett, K. Kinser, J. Eю Lane, R. Merola. International Branch Campuses – Trends and Developments. The OBHE. SUNY, Albany&PennsylvaniaStateUniversity. 2016.

[6]Р. Гаррет. Международные филиалы вузов: курьезное явление или важная тенденция? / «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США) 2017, № 90, с. 13.

[7]Р. Мерола. Чем может выделиться международный филиал вуза // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США). 2016, № 87, с. 16.

[8]Р. Гаррет. Трансграничное высшее образование в Индии: новый этап развития // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США). 2017, № 88, с. 9-11.

[9]Дж. Э. Лейн, Х. Поль. Каковы преимущества открытия филиалов иностранных вузов? Опыт Абу-Даби // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США). 2017, № 89, с. 20-22.

[10]Р. Гаррет. Международные филиалы вузов: курьезное явление или важная тенденция? // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США). 2017, № 90, с. 13.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ