В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образованияС учетом четырех возможных способов поставки услуг, принятых в рамках Всемирной торговой организации, разработаны пять ключевых моделей экспорта образования: внутренняя интернационализация, совместные образовательные программы, институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом, онлайн-обучение и сетевые университеты. В серии статей мы ознакомим читателей «АО» с каждой из представленных моделей. Модель первая «Внутренняя интернационализация». Просмотров: 1998
Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017. Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация
Целевая модель деятельности вузов по экспорту образования представляет собой определение канала/способа поставки образовательных услуг для достижения целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: количества иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях, объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования и других. Разработка и реализация предполагается на базе Центра компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций и оказанию методической поддержки. С учетом четырех возможных способов поставки услуг, принятых в рамках Всемирной торговой организации, разработаны пять ключевых моделей экспорта образования: внутренняя интернационализация, совместные образовательные программы, институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом, онлайн-обучение и сетевые университеты. В серии статей мы ознакомим читателей «АО» с каждой из представленных моделей. Описание и цели реализации Модель внутренней интернационализации предполагает привлечение иностранных студентов для получения высшего образования на всех уровнях (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) по очной, очно-заочной и заочной формам исключительно на территории Российской Федерации (в соответствии с закрепленным ВТО способом поставки услуг «Потребление услуги за рубежом»). Экономический эффект от реализации модели (доходы от экспорта) складывается из средств, привлеченных от студентов в качестве оплаты стоимости обучения, а также «оставленных» в российской экономике в период обучения (расходы на проживание, питание, транспорт, мобильную связь и другие). Реализация модели будет способствовать достижению основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: количества иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, и объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования.
Интернационализация в России Основной объем оказания платных образовательных услуг для граждан других государств приходится в России на высшие учебные заведения. Наибольшие доходы обеспечивает очная форма обучения. Основными импортерами российских образовательных услуг, по данным на 2015-2016 учебный год, выступали страны СНГ – 63% и Азии – 28%. Численность иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, устойчиво растет. Прирост её в 2015-2016 годах составил 14% по общему числу студентов и слушателей подготовительных отделений и 12% по численности студентов от уровня 2014-2015 годов. В последние два года рост обеспечивается исключительно за счет прироста студентов из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Украины). Наиболее крупным контингентом иностранных студентов очной формы обучения в 2015-2016 учебном году стали, как и в предыдущем году, представители Казахстана – 35,1 тыс., на втором месте КНР – 22,3 тыс., на третьем месте Туркмении – 14,0 тыс. Увеличилась доля иностранных граждан, обучавшихся за счет российского бюджета с 38,3% в 2014-2015-м до 40% в 2015-2016-м. Прирост численности иностранных студентов очной формы обучения достигнут преимущественно в вузах Минобрнауки РФ – на 12,8 тыс. и вузах Минздрава РФ. Увеличение контингента иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений и других категорий обучающихся обеспечили главным образом вузы, расположенные в республиканских, краевых и областных центрах, – в целом на 12,2 тыс., а также вузы двух мегаполисов, Москвы и Санкт-Петербурга, – на 3,3 тыс. Число российских вузов, в которых обучались по очной форме иностранные граждане, сократилось в 2015-2016 учебном году, по сравнению с предшествующим годом, в целом на 8,1% – 64 вуза, и прежде всего за счет негосударственных вузов – на 17,3% – 47 вузов, а также вузов Минобрнауки РФ – на 5,7% – 15 вузов. Это связано с процессом их объединения и создания более крупных учебных заведений, а также закрытием неэффективных вузов, отзывом лицензий на право ведения образовательной деятельности, лишением государственной аккредитации, запретом приема на обучение новых студентов.
Иностранные граждане, приезжающие в Россию для получения высшего образования, отдают предпочтение государственным вузам: в них в 2015-2016 учебном году насчитывалось 96,6% всего контингента иностранных обучающихся, в то время как в негосударственных вузах – 3,4% (в 2014-2015-м – 4,5%). Самыми востребованными у иностранных граждан специализациями в 2015-2016 учебном году стали инженерно-технические – их выбрали в целом 45 тыс., или 22,4%, а также медицинские – 37,3 тыс., или 18,6%, и экономика – 28,2 тыс., или 14,1%. Наиболее заметно, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось число изучавших медицинские (на 5,8 тыс.), инженерно-технические специальности (в целом на 5,2 тыс.), особенно металлургию, машиностроение и материалообработку – на 1,8 тыс., а также геологию, разведку и разработку полезных ископаемых – на 1,1 тыс., естественные и точные науки – на 2,3 тыс. В то же время несколько сократилось число изучавших экономику (на 0,8 тыс.) и социальные науки (на 0,5 тыс.). Для расширения контингента привлеченных иностранных студентов с целью получения образования на территории России отечественные вузы используют различные формы рекрутинга (традиционные и новые):
Состояние интернационализации в мире Финансовые показатели международного рынка образовательных услуг оцениваются примерно в 200 млрд. долларов США. В ближайшие годы (2017-2020) эксперты прогнозируют ежегодные темпы прироста рынка образовательных услуг на уровне 17%, что к 2020 году позволит увеличить размеры рынка до 252 млрд. долларов США. Более половины от общей численности иностранных граждан, получающих образование за рубежом, приходится на США, Великобританию, Австралию, Канаду, Францию, Германию, Японию. При этом в последние годы наметилась тенденция к постепенному сокращению доли этих государств в общемировом экспорте образовательных услуг на фоне роста доли Китая, Республики Корея, Малайзии и Сингапура. Около 30% иностранных студентов, получающих образование за рубежом, приходится на четыре страны: Китай, Республику Корея, Индию и Германию. Быстрыми темпами импорт образовательных услуг растет во Вьетнаме, Иране, Малайзии, Саудовской Аравии. К числу наиболее востребованных специальностей относятся бизнес и управление, инженерные науки, гуманитарные науки и искусство, социальные науки и право. Алгоритм реализации модели 1. Подход к реализации модели внутренней интернационализации: привлечение иностранных студентов на образовательные программы, реализуемые российскими вузами на русском языке. При реализации этой модели целевой аудиторией являются русскоговорящие иностранные студенты, прежде всего из стран ближнего зарубежья (СНГ), составляющих единое языковое пространство, обладающих традиционно положительным отношением к российскому образованию и узнаваемостью российских вузов в этих странах, а также стран третьего мира. 2. Подход к реализации модели внутренней интернационализации: привлечение иностранных студентов на образовательные программы, реализуемые российскими вузами на иностранных языках. Целевой аудиторией при реализации модели выступают, в первую очередь, студенты из зарубежных стран, не владеющие русским языком. Для реализации модели необходим ряд условий: высокий уровень языковой подготовки профессорско-преподавательского состава, относительно более высокий уровень квалификации административно-технического штата сотрудников (высокий уровень языковой подготовки, квалификация в области миграционного законодательства и прочее). Наиболее привлекательная целевая аудитория При выборе наиболее привлекательной целевой аудитории (страны происхождения иностранных студентов, привлекаемых в Россию) необходимо учитывать следующие факторы: 1. Традиционная, исторически сложившаяся привлекательность российского образования, выражающаяся в относительно более высокой доле иностранных студентов из страны происхождения и сравнительно высоких темпах ежегодного прироста. 2. Повышенный спрос на образовательные услуги по тем направлениям подготовки, в которых Россия характеризуется более высокой конкурентоспособностью и уровнем интернационализации. Среди стран дальнего зарубежья в региональном разрезе первое место занимают страны Азиатского региона, на которые в 2015-2016 учебном году приходилось 28% в общем контингенте иностранных студентов. Из них 13% приходится на Китай, 4,5% – на Индию (при этом, несмотря на сравнительно небольшую долю, темпы прироста студентов из Индии оказались наиболее высокими – 28%, по сравнению с уровнем 2014-2015 учебного года), 3% приходится на Вьетнам, однако динамика нисходящая, далее следуют Малайзия и Монголия, но там тоже динамика нисходящая. Среди западноевропейских стран в тройке лидеров – Италия, Франция и Германия, хотя в последние годы в отношениях с первыми двумя странами тренд нисходящий. Из стран Африки (кроме Северной) на первом месте по численности студентов, получающих образование в российских вузах, стоят Нигерия и Ангола. Среди стран Латинской Америки – Бразилия (с темпом прироста в 13% – опережающим, по сравнению со средним около 10%). В числе десяти наиболее привлекательных для России стран-поставщиков иностранных студентов можно выделить Китай, Индию, Республику Корея, Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Монголию, Бразилию, Анголу, Францию.
Потенциальные риски и возможности Среди потенциальных рисков можно обозначить:
Вместе с тем среди потенциальных возможностей:
Первая модель: внутренняя интернационализация. Вторая модель: совместные образовательные программы. Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом. Четвертая модель: онлайн-обучение. Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|