Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования

С учетом четырех возможных способов поставки услуг, принятых в рамках Всемирной торговой организации, разработаны пять ключевых моделей экспорта образования: внутренняя интернационализация, совместные образовательные программы, институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом, онлайн-обучение и сетевые университеты. В серии статей мы ознакомим читателей «АО» с каждой из представленных моделей. Модель первая «Внутренняя интернационализация».

Просмотров: 1998

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

БАЙКОВ Андрей Анатольевич, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат политических наук, доцент.

АРАПОВА Екатерина Яковлевна, начальник отдела экспертизы магистерских программ управления магистерской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат экономических наук.

Целевая модель деятельности вузов по экспорту образования представляет собой определение канала/способа поставки образовательных услуг для достижения целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: количества иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях, объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования и других. Разработка и реализация предполагается на базе Центра компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций и оказанию методической поддержки.

С учетом четырех возможных способов поставки услуг, принятых в рамках Всемирной торговой организации, разработаны пять ключевых моделей экспорта образования: внутренняя интернационализация, совместные образовательные программы, институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом, онлайн-обучение и сетевые университеты.

В серии статей мы ознакомим читателей «АО» с каждой из представленных моделей.

Описание и цели реализации

Модель внутренней интернационализации предполагает привлечение иностранных студентов для получения высшего образования на всех уровнях (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) по очной, очно-заочной и заочной формам исключительно на территории Российской Федерации (в соответст­вии с закрепленным ВТО способом поставки услуг «Потребление услуги за рубежом»).

Экономический эффект от реализации модели (доходы от экспорта) складывается из средств, привлеченных от студентов в качестве оплаты стоимости обучения, а также «оставленных» в российской экономике в период обучения (расходы на проживание, питание, транспорт, мобильную связь и другие).

Реализация модели будет способствовать достижению основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: количества иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, и объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования.

Около 30% иностранных студентов, получающих образование за рубежом, приходится на четыре страны: Китай, Республику Корея, Индию и Германию. Быстрыми темпами импорт образовательных услуг растет во Вьетнаме, Иране, Малайзии, Саудовской Аравии.

Интернационализация в России

Основной объем оказания платных образовательных услуг для граждан других государств приходится в России на высшие учебные заведения. Наибольшие доходы обеспечивает очная форма обучения.

Основными импортерами российских образовательных услуг, по данным на 2015-2016 учебный год, выступали страны СНГ – 63% и Азии – 28%.

Численность иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, устойчиво растет. Прирост её в 2015-2016 годах составил 14% по общему числу студентов и слушателей подготовительных отделений и 12% по численности студентов от уровня 2014-2015 годов.

В последние два года рост обеспечивается исключительно за счет прироста студентов из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Украины). Наиболее крупным контингентом иностранных студентов очной формы обучения в 2015-2016 учебном году стали, как и в предыдущем году, представители Казахстана – 35,1 тыс., на втором месте КНР – 22,3 тыс., на третьем месте Туркмении – 14,0 тыс.

Увеличилась доля иностранных граждан, обучавшихся за счет российского бюджета с 38,3% в 2014-2015-м до 40% в 2015-2016-м. Прирост численности иностранных студентов очной формы обучения достигнут преимущественно в вузах Минобрнауки РФ – на 12,8 тыс. и вузах Минздрава РФ.

Увеличение контингента иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений и других категорий обучающихся обеспечили главным образом вузы, расположенные в республиканских, краевых и областных центрах, – в целом на 12,2 тыс., а также вузы двух мегаполисов, Москвы и Санкт-Петербурга, – на 3,3 тыс.

Число российских вузов, в которых обучались по очной форме иностранные граждане, сократилось в 2015-2016 учебном году, по сравнению с предшествующим годом, в целом на 8,1% – 64 вуза, и прежде всего за счет негосударственных вузов – на 17,3% – 47 вузов, а также вузов Минобрнауки РФ – на 5,7% – 15 вузов. Это связано с процессом их объединения и создания более крупных учебных заведений, а также закрытием неэффективных вузов, отзывом лицензий на право ведения образовательной деятельности, лишением государственной аккредитации, запретом приема на обучение новых студентов.

Наиболее заметно, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось число изучавших медицинские (на 5,8 тыс.), инженерно-технические специальности (в целом на 5,2 тыс.), особенно металлургию, машиностроение и материалообработку – на 1,8 тыс., а также геологию, разведку и разработку полезных ископаемых – на 1,1 тыс., естественные и точные науки – на 2,3 тыс. В то же время несколько сократилось число изучавших экономику (на 0,8 тыс.) и социальные науки (на 0,5 тыс.).

Иностранные граждане, приезжающие в Россию для получения высшего образования, отдают предпочтение государственным вузам: в них в 2015-2016 учебном году насчитывалось 96,6% всего контингента иностранных обучающихся, в то время как в негосударственных вузах – 3,4% (в 2014-2015-м – 4,5%).

Самыми востребованными у иност­ранных граждан специализациями в 2015-2016 учебном году стали инженерно-технические – их выбрали в целом 45 тыс., или 22,4%, а также медицинские – 37,3 тыс., или 18,6%, и экономика – 28,2 тыс., или 14,1%.

Наиболее заметно, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось число изучавших медицинские (на 5,8 тыс.), инженерно-технические специальности (в целом на 5,2 тыс.), особенно металлургию, машиностроение и материалообработку – на 1,8 тыс., а также геологию, разведку и разработку полезных ископаемых – на 1,1 тыс., естественные и точные науки – на 2,3 тыс. В то же время несколько сократилось число изучавших экономику (на 0,8 тыс.) и социальные науки (на 0,5 тыс.).

Для расширения контингента привлеченных иностранных студентов с целью получения образования на территории России отечественные вузы используют различные формы рекрутинга (традиционные и новые):

  •  организацию и участие университетов во всевозможных олимпиадах, творческих конкурсах, мероприятиях по профориентации (очных и заочных), проводимых как под эгидой РФ, так и иностранных государств, партнерских организаций и вузов для привлечения наиболее талантливых и мотивированных студентов из-за рубежа;
  •  участие в образовательных выставках и ярмарках;
  •  организацию рекрутинговых мероприятий, в том числе летних инновационных лагерей для школьников, летних и зимних школ и прочих;
  •  использование инструментов онлайн-рекрутинга;
  •  расширение возможностей трудоустройства иностранных обучающихся;
  •  размещение информации об образовательных программах на сайтах вузов и национальном портале «Образование в России» (ru.education.mon.gov.ru), на коммерческих образовательных порталах, а также посредством взаимодействия с международными рекрутинговыми агентствами;
  •  распространение информации об образовательных программах, реализуемых российскими вузами, через систему российских посольств и представительств российских государст­венных структур за рубежом (русских школ, культурных центров, Россотрудничества и других);
  •  распространение информации об образовательных программах, реализуемых российскими вузами, посредством взаимодействия на уровне министерств образования и науки, включение российских вузов в списки университетов, рекомендуемых министерствами образования разных стран мира, в списки образовательных организаций, на которые распространяются национальные стипендиальные программы;
  •  распространение информации об образовательных программах, реализуемых российскими вузами, через ассоциации иностранных выпускников российских (советских) вузов;
  •  продвижение через поисковые системы, в социальных сетях и на бесплатных образовательных порталах (в сетевых масс-медиа Facebook, Twitter, G+ и Youtube как на русском, так и иностранных языках), сайтах вузов-партнеров, порталах международных образовательных консорциумов и профессиональных ассоциаций;
  •  активный маркетинг образовательных программ в СМИ и на ключевых релевантных информационных площадках, а также распространение информации об образовательных программах в СМИ, в том числе социальных.

    Финансовые показатели международного рынка образовательных услуг оцениваются примерно в 200 млрд. долларов США.

Состояние интернационализации в мире

Финансовые показатели международного рынка образовательных услуг оцениваются примерно в 200 млрд. долларов США. В ближайшие годы (2017-2020) эксперты прогнозируют ежегодные темпы прироста рынка образовательных услуг на уровне 17%, что к 2020 году позволит увеличить размеры рынка до 252 млрд. долларов США.

Более половины от общей численности иностранных граждан, получающих образование за рубежом, приходится на США, Великобританию, Австралию, Канаду, Францию, Германию, Японию. При этом в последние годы наметилась тенденция к постепенному сокращению доли этих государств в общемировом экспорте образовательных услуг на фоне роста доли Китая, Республики Корея, Малайзии и Сингапура.

Около 30% иностранных студентов, получающих образование за рубежом, приходится на четыре страны: Китай, Республику Корея, Индию и Германию. Быстрыми темпами импорт образовательных услуг растет во Вьетнаме, Иране, Малайзии, Саудовской Аравии. К числу наиболее востребованных специальностей относятся бизнес и управление, инженерные науки, гуманитарные науки и искусство, социальные науки и право.

Алгоритм реализации модели

1. Подход к реализации модели внутренней интернационализации: привлечение иностранных студентов на образовательные программы, реализуемые российскими вузами на русском языке.

При реализации этой модели целевой аудиторией являются русскоговорящие иностранные студенты, прежде всего из стран ближнего зарубежья (СНГ), составляющих единое языковое пространство, обладающих традиционно положительным отношением к российскому образованию и узнаваемостью российских вузов в этих странах, а также стран третьего мира.

2. Подход к реализации модели внутренней интернационализации: привлечение иностранных студентов на образовательные программы, реализуемые российскими вузами на иностранных языках.

Целевой аудиторией при реализации модели выступают, в первую очередь, студенты из зарубежных стран, не владеющие русским языком. Для реализации модели необходим ряд условий: высокий уровень языковой подготовки профессорско-преподавательского состава, относительно более высокий уровень квалификации административно-технического штата сотрудников (высокий уровень языковой подготовки, квалификация в области миграционного законодательст­ва и прочее).

Наиболее привлекательная целевая аудитория

При выборе наиболее привлекательной целевой аудитории (страны происхождения иностранных студентов, привлекаемых в Россию) необходимо учитывать следующие факторы:

1. Традиционная, исторически сложившаяся привлекательность российского образования, выражающаяся в относительно более высокой доле иностранных студентов из страны происхождения и сравнительно высоких темпах ежегодного прироста.

2. Повышенный спрос на образовательные услуги по тем направлениям подготовки, в которых Россия характеризуется более высокой конкуренто­способностью и уровнем интернационализации.

Среди стран дальнего зарубежья в региональном разрезе первое место занимают страны Азиатского региона, на которые в 2015-2016 учебном году приходилось 28% в общем контингенте иностранных студентов. Из них 13% приходится на Китай, 4,5% – на Индию (при этом, несмотря на сравнительно небольшую долю, темпы прироста студентов из Индии оказались наиболее высокими – 28%, по сравнению с уровнем 2014-2015 учебного года), 3% приходится на Вьетнам, однако динамика нисходящая, далее следуют Малайзия и Монголия, но там тоже динамика нисходящая.

Среди западноевропейских стран в тройке лидеров – Италия, Франция и Германия, хотя в последние годы в отношениях с первыми двумя странами тренд нисходящий.

Из стран Африки (кроме Северной) на первом месте по численности студентов, получающих образование в российских вузах, стоят Нигерия и Ангола. Среди стран Латинской Америки – Бразилия (с темпом прироста в 13% – опережающим, по сравнению со средним около 10%).

В числе десяти наиболее привлекательных для России стран-поставщиков иностранных студентов можно выделить Китай, Индию, Республику Корея, Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Монголию, Бразилию, Анголу, Францию.

В числе десяти наиболее привлекательных для России стран-поставщиков иностранных студентов можно выделить Китай, Индию, Республику Корея, Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Монголию, Бразилию, Анголу, Францию.

Потенциальные риски и возможности

Среди потенциальных рисков можно обозначить:

  •  ужесточение конкурентной борьбы ведущих стран мира за рынки образовательных услуг;
  •  дестабилизацию военно-политической и экономической ситуации в странах – базовых реципиентах российских образовательных услуг, девальвацию национальных валют в странах СНГ, Азии и Африки;
  •  ужесточение миграционной и визовой политики в России в отношении иностранных студентов в связи с террористическими угрозами;
  •  продление и эскалацию санкций в отношении России с негативными последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера образовательных услуг;
  •  снижение в ряде зарубежных стран численности населения, владеющего русским языком, а также уменьшение числа учебных заведений, в которых преподается русский язык;
  •  снижение численности выпускников школ в некоторых странах СНГ и большинстве стран Европы в связи с демографической ситуацией;
  •  удорожание жизни в России, снижающее её экономическую привлекательность как места обучения;
  •  недостаточный уровень языковой подготовки профессорско-преподавательского состава и административного персонала российских вузов;
  •  недостаточный уровень развития инфраструктуры российских вузов, необходимой для привлечения иностранных студентов;
  •  невысокая толерантность российского населения к иностранным студентам из отдельных стран;
  •  увеличивающееся число иностранных студентов потенциально может привести к появлению национальных диаспор, росту недоверия со стороны коренного населения, дестабилизации социальной стороны.

Вместе с тем среди потенциальных возможностей:

  •  активная деятельность России по формированию и организации региональных интеграционных процессов с зарубежными странами, в том числе ШОС, ЕАЭС, БРИКС;
  •  активизация участия России в Болонском процессе, представляющем площадку для развития диалога с государствами ЕС и Восточной Европы по вопросам гармонизации и развития партнерских связей в области образования, а также активизация позиции России в ЮНЕСКО, АТЕМ, АСЕАН, АСЕМ и других организациях;
  •  постепенное снижение доли сырьевой составляющей в экономике России и рост доли «экономики знаний», что представляет особый интерес для иностранных как инвесторов, так и потенциальных обучающихся;
  •  значительный интерес иностранных государств к реализации программ академической мобильности для своих граждан (например, Дании, Японии) с целью получения ими международного опыта;
  •  рост численности выпускников школ в отдельных странах СНГ;
  •  деэскалация напряженности в отношениях России с зарубежными странами, формирование с ними привилегированных партнерств и развитие союзнических отношений, способствующих либерализации визового и миграционного режимов в отношении иностранных студентов;
  •  нестабильное состояние экономики в мире и иные кризисные явления, вызывающие, как правило, отток за пределы страны перспективной молодежи, в том числе из целевых аудиторий, обладающий достаточным потребительским потенциалом;
  •  расширение влияния иностранных выпускников российской системы образования на продвижение ее позитивного имиджа за рубежом и формирование будущих контингентов студентов для обучения по российским образовательным программам;
  •  повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах, привлекающее дополнительные контингенты иностранных студентов;
  •  повышение качества образования вследствие конкурентной борьбы вузов за иностранных студентов, внедрение в учебный процесс программ или учебных модулей на иностранном языке, развитие системы производственной и проектно-ориентированной практики для иностранных студентов, стажеров и аспирантов.

Первая модель: внутренняя интернационализация.

Вторая модель: совместные образовательные программы.

Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом.

Четвертая модель: онлайн-обучение.

Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дайджест № 115 «Аккредитация в образовании»
Экспорт образования в России и мире
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Модель экспорта образования: совместные образовательные программы
Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ