Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модель экспорта образования: онлайн-обучение

В серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель четвертая: «Онлайн-обучение».

Просмотров: 663

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

БАЙКОВ Андрей Анатольевич, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат политических наук, доцент.

АРАПОВА Екатерина Яковлевна, начальник отдела экспертизы магистерских программ управления магистерской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат экономических наук.

Описание модели и цели её реализации

Электронное обучение, онлайн-образование (англ. – e-learning) – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий. Авторами доклада «E-learningin European Higher Education Institutions» выделены следующие целевые группы, заинтересованные в электронном обучении: студенты кампуса или филиалов университета, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; аспиранты, в том числе иностранные; иностранные студенты, для которых онлайн-обучение является альтернативой обучению в кампусе; работающие студенты; слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации и безработные для получения квалификации; взрослые, обучающиеся в качестве досуга.[1]

​По данным исследования британского банка HSBC «The Value of Education Higher and higher», в рамках которого в 2017 году был опрошен 8 481 родитель из 15 стран мира, более двух третей (69%) из них согласны с тем, что новые информационные и образовательные технологии обеспечивают лучший доступ к хорошему образованию. При этом доля их выше в Индии (85%), Индонезии (83%) и Малайзии (82%).

Наиболее часто упоминаемыми тематическими направлениями в онлайн-обучении являются бизнес и управление, педагогика, математика, информатика, инженерные и технические науки[2]. В учебном процессе вузами используются такие виды открытых образовательных ресурсов, как электронные учебные материалы, в том числе цифровые учебники, учебные программы и справочные материалы, онлайн-хранилища для учебных материалов, инструменты и системы управления для разработки контента и управления курсами, а также общеуниверситетские и факультетские студенческие порталы.

Растущая популярность онлайн-образования объясняется целым рядом причин. Среди них ужесточение миграционной политики в ряде стран, более низкая стоимость обучения, возможность сочетать учебу с работой, рост доверия к дипломам, полученным онлайн.

Реализация модели будет способствовать достижению основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Это «количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями», «количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования» и «объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».

Онлайн-обучение: российская и мировая практика

Реализация электронного образования регламентируется законодательно[3]. По данным Росстата, доля образовательных организаций, реализующих профильные программы с использованием дистанционных технологий, в общем числе образовательных организаций России в 2015 году достигла 78,2%. До 2025 года планируется увеличить количество обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн. и разработать не менее 4 тыс. онлайн-курсов. Эти показатели – по количеству обучающихся и количеству онлайн-курсов – утверждены в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

​До 2025 года планируется увеличить количество обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн. и разработать не менее 4 тыс. онлайн-курсов. Эти показатели – по количеству обучающихся и количеству онлайн-курсов – утверждены в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Драйверами развития электронного образования являются ведущие российские вузы. Первыми курсами, размещенными на открытых онлайн-платформах – как зарубежных, так и отечественных, – стали курсы российских вузов, занимающих топовые позиции в национальных образовательных рейтингах. Количество курсов, размещенных ими на открытых платформах онлайн-обучения, составляет абсолютное большинство. Вузы из первой десятки активно переходят на онлайн-обучение по основным образовательным программам, расширяя перечень таких программ, а также численность обучающихся по этим программам. В целом ведущими вузами разрабатывается в среднем 20 онлайн-курсов в год. Российские образовательные организации используют несколько платформ открытого образования, разработанных и российскими, и зарубежными IT-компаниями. Например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова размещает свои онлайн-курсы на платформах Coursera и UNIWEB, МГИМО – на Coursera и UNIWEB, Томский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого – на Coursera, Лекториуме и Национальной платформе открытого образования, НИУ ВШЭ – на Coursera и Национальной платформе открытого образования.

По данным исследования британского банка HSBC «The Value of Education Higher and higher», в рамках которого в 2017 году был опрошен 8 481 родитель из 15 стран мира, более двух третей (69%) из них согласны с тем, что новые информационные и образовательные технологии обеспечивают лучший доступ к хорошему образованию. При этом доля их выше в Индии (85%), Индонезии (83%) и Малайзии (82%).

​Растущая популярность онлайн-образования объясняется целым рядом причин. Среди них ужесточение миграционной политики в ряде стран, более низкая стоимость обучения, возможность сочетать учебу с работой, рост доверия к дипломам, полученным онлайн.

Для увеличения доступности образования все больше университетов во всем мире использует информационные образовательные технологии и предлагает онлайн-программы обучения. Большинство опрошенных родителей (73%) знали об этих онлайн-программах, а 60% планируют рассматривать для обучения своих детей полностью онлайн-программы, либо образовательные программы, которые включают отдельные онлайн-курсы/модули. Родители из стран Азии чаще рассматривают онлайн-программы для обучения своих детей, особенно в Индии (82%), Индонезии (80%) и Китае (76%), а 50% родителей в Китае рассматривают для обучения детей полностью онлайн-программы.[4]

Потенциальные риски и возможности

РИСКИ

  •  Неравномерность развития элект­ронного образования в российских вузах.
  •  Отказ России от присоединения к Руководящим принципам «Обеспечение качества в трансграничном высшем образовании» ЮНЕСКО (2005).
  •  Высокий уровень конкуренции на международном рынке электронного образования и опережающий опыт вузов стран дальнего зарубежья.
  •  Приоритет на разработку будет отдаваться онлайн-курсам, на которых обучается наибольшее число студентов.
  •  Репутационные риски. Отсутствие системы оценки качества онлайн-обучения и механизмов защиты обучающихся от некачественного контента.
  •  Отсутствие четких механизмов поступления на программы высшего образования, реализуемые в дистанционном формате.

ВОЗМОЖНОСТИ

  •  В последние годы растет русскоговорящая аудитория интернета, что положительно сказывается на интересе к российским электронным образовательным ресурсам. По данным Internet World Stats, публикующей статистику использования тех или иных языков в интернете, численность русскоязычных пользователей с 2000 по 2016 годы выросла на 3,2% и составила 103 147 691 человек в 2016 году, или 2,9% от всех пользователей интернета в мире. В целом русский язык занял восьмое место в мире, опередив французский и немецкий.[5]
  •  По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в ближайшие несколько десятилетий превысит возможности образовательных организаций, а именно: численность обучающихся высших учебных заведений увеличится до более чем 262 млн. к 2025 году. В среднем ежегодный рост, предполагается, составит 1,4%.[6] Однозначно, что удовлетворение увеличивающегося спроса на высшее образование без внедрения новых образовательных технологий, в том числе онлайн-обучения, невозможно.
  •  Развитию онлайн-обучения в России уделяется большое внимание. В 2016 году Правительством РФ запущен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». С 2017 по 2020 годы из бюджетных и внебюджетных источников на его реализацию планируется выделение финансирования – 3 200 млн. рублей. Гранты будут выделяться на реализацию следующих мероприятий приоритетного проекта: а) формирование системы оценки качества онлайн-курсов, разработку требований к навыкам в области онлайн-обучения и предложений по нормативно-правовому обеспечению развития онлайн-обучения; б) разработку программного обеспечения, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна»; в) создание системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения.

 

Первая модель: внутренняя интернационализация.

Вторая модель: совместные образовательные программы.

Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом.

Четвертая модель: онлайн-обучение.

Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.

 

[1] M. Gaebel, V. Kupriyanova, R. Morais, E. Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association. 2014. С. 27-28.

[2]Там же.

[3]Подробно нормативное правовое обеспечение электронного образования будет рассмотрено далее.

[4] The Value of Education Higher and higher. HSBC. 2017. Электронныйдоступ: file:///C:/Users/User/Downloads/170628-the-value-of-education-higher-and-higher-global-report.pdf (Датаобращения: 26.07.2017).

[5]Internet World Stats [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/stats7.htm, свободный. – Загл. с экрана. –  (Дата обращения: 15.09. 2017).

[6] British Council: The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020: 2012. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/the_shape_of_things_to_come_-_higher_education_global_trends_and_emerging_opportunities_to_2020.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 31.08.2017).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
Модель экспорта образования: совместные образовательные программы
Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ