Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов

В серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель пятая: «Сетевое взаимодействие вузов».

Просмотров: 37

Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

БАЙКОВ Андрей Анатольевич, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат политических наук, доцент.

АРАПОВА Екатерина Яковлевна, начальник отдела экспертизы магистерских программ управления магистерской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат экономических наук.

Описание моделии цели её реализации

С принятием в 2012 году нового закона об образовании сетевое взаимодействие российских вузов получило большое распространение.[1]

В настоящее время с участием российских вузов функционируют следующие сетевые университеты: Университет Шанхайской организации сотрудничества, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет, Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС.

Основные направления сетевого взаимодействия в рамках вузовских консорциумов – это, прежде всего, развитие академической входящей и исходящей мобильности студентов. Перспективные направления этого взаимодействия: реализация программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и другие) на территории Российской Федерации, довузовская подготовка, а также организация и проведение обучения рус­скому языку как иностранному на базе вузов-партнеров.

Источниками финансирования сетевого взаимодействия могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства. Благодаря тому, что сетевое взаимодействие охватывает национальные вузы разных стран, в рамках рекрутинговых кампаний это дает вузам дополнительную возможность набора студентов из вузов-партнеров. Кроме того, как правило, деятельность образовательных организаций в рамках сетевых партнерств поддерживается ректоратом, на нее выделяются организационные и финансовые ресурсы.

Финансово-экономические факторы оказывают серьезное влияние на развитие сетевого взаимодействия. В настоящее время отсутствуют механизмы финансирования сетевых университетов с участием российских вузов.

Крайне активно ряд вузов использует участие в консорциуме сетевых университетов в приемной кампании. Например, проводят дни открытых дверей в кампусах университетов-партнеров, организуют летние школы для студентов университетов-партнеров, а также ознакомительные поездки и краткосрочные академические обмены. Все эти мероприятия повышают международную узнаваемость вуза и могут стать одним из инструментов рекрутинга.

Большое преимущество набора студентов в рамках сетевых университетов также заключается в том, что для студентов создается целый ряд преференций, предоставляются гранты, условия поступления на обучение оговариваются и принимаются всеми вузами-участниками сети. Минусы зак­лючаются в том, что не все образовательные программы вуза реализуются в рамках сетевого взаимодействия. Кроме того, могут быть ограничения по числу участвующих в этих образовательных программах студентов.

Реализация модели будет способствовать достижению основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: таких как количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, и объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования.

За рубежом лидерами по числу сетевых университетов являются Франция – Франко-Немецкий университет (год создания – 1999), Франко-Итальянский университет (1998), Научно-технологический университет в Ханое (2010) и Германия – Германо-Иорданский университет (2004), Вьетнамско-Германский университет (2008), Турецко-Германский университет (2014).

Страновой опыт

В настоящее время с участием российских вузов функционируют следующие сетевые университеты: Университет Шанхайской организации сотрудничества, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет, Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС. Все они были созданы в разное время и находятся на разных этапах становления и развития.

Если проанализировать состав российских вузов-участников сетевых консорциумов, можно увидеть, что в основном это одни и те же ведущие университеты страны. Например, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Российский университет дружбы народов являются участниками Сетевого университета СНГ, Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета БРИКС. В целом же большая часть российских вузов слабо развивает сетевое взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами. Вместе с тем участие в сетевом проекте может стать важным инструментом рекрутинга иностранных студентов.

Большой потенциал кроется в развитии двустороннего сетевого взаимодействия, когда в создании сетевого университета участвуют два вуза из двух стран. Такое сотрудничество имеет целый ряд преимуществ: согласование образовательных программ, условий для поступления и прочего происходит гораздо быстрее из-за небольшого числа вузов-участников; меньше ограничений, которые вводятся на сетевое взаимодействие между вузами-участниками. Такая практика не получила массового распространения в России, где в основном функционируют большие многосторонние консорциумы вузов, объединенные в совместный сетевой университет.

Создание консорциумов вузов часто происходит на межгосударственном уровне: решение принимается руководством двух или нескольких государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств. Или на институциональном уровне, когда решение принимается руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государств местонахождения участников, их уставов и локальных норм, применяемых в процессе образовательной, административной и иной деятельности, путем подписания соглашений о консорциуме. Вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица и с созданием его.

За рубежом лидерами по числу сетевых университетов являются Франция – Франко-Немецкий университет (год создания – 1999), Франко-Итальянский университет (1998), Научно-технологический университет в Ханое (2010) и Германия – Германо-Иорданский университет (2004), Вьетнамско-Германский университет (2008), Турецко-Германский университет (2014).

Перспективные направления сетевого взаимодействия: реализация программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и другие) на территории Российской Федерации, довузовская подготовка, а также организация и проведение обучения русскому языку как иностранному на базе вузов-партнеров.

В Германии можно говорить о наличии государственной образовательной политики по открытию и поддержке совместных университетов, созданных за рубежом при участии немецких и региональных университетов. В большинстве случаев эти совместные университеты созданы благодаря политическим инициативам «сверху вниз» – как следствие деклараций о намерениях двух глав государств или министров в соответствии с приоритетами внешней и культурной политики, стратегии развития стран [2].

Потенциальные риски и возможности

РИСКИ

  •  Финансово-экономические факторы оказывают серьезное влияние на развитие сетевого взаимодействия. В настоящее время отсутствуют механизмы финансирования сетевых университетов с участием российских вузов. Обучение иностранных студентов в отдельных случаях может идти за счет квот Правительства РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891 и приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 28 июля 2014 года, № 844.
  •  Несбалансированность спроса на образовательные программы в вузах-партнерах.
  •  Позднее (по срокам) выделение квот на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
  •  Репутационные риски. Вхождение в состав консорциумов вузов, занимающих более низкие позиции в международных рейтингах образовательных организаций, может расширить численность привлеченных иностранных студентов, но негативно отразиться на репутации российского вуза.

ВОЗМОЖНОСТИ

  •  Для российских вузов создание и развитие международных и региональных стратегических партнерств позволит увеличить потоки академической мобильности (исходящей и входящей), стимулировать участие в международных совместных научных и образовательных проектах.
  •  Использование новых образовательных технологий в учебном процессе.
  •  Расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими вузами.
  •  Повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров.
  •  Расширение возможностей международного сотрудничества.
  •  Дополнительная рекламная акция по набору студентов.
  •  Объединение материально-технических (аудитории, библиотеки, технические средства обучения, общежития и прочее) и человеческих ресурсов образовательных организаций-участников сетевого взаимодействия (преподаватели, учебно-вспомогательный и административный персонал).

 

Первая модель: внутренняя интернационализация.

Вторая модель: совместные образовательные программы.

Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом.

Четвертая модель: онлайн-обучение.

Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.

 

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273.

[2]  A. Clausen, B. Schindler-Kovats, N. Stalf. Transnational Education ‘made in Germany’ A policy perspective on challenges, best practices and success stories // Journal of the European higher education area. – № 1 (4) 2011. – P. 1-20.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-104, екатерина арапова, андрей байков, гульнара краснова, высшее образование, академическая мобильность, закон об образовании

Похожие материалы:
Модель экспорта образования: совместные образовательные программы
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Академическая мобильность индийских студентов
Интернационализация японских университетов
Арктические перспективы Университета Аммосова
Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
Волгатех – университет инновационного развития
Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#95Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
#100В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани