Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Модель экспорта образования: совместные образовательные программы

В серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель вторая «Совместные образовательные программы».

Просмотров: 137

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

БАЙКОВ Андрей Анатольевич, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат политических наук, доцент.

АРАПОВА Екатерина Яковлевна, начальник отдела экспертизы магистерских программ управления магистерской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат экономических наук.

Описание модели

Совместные образовательные программы (англ. – joint educational programs) – это основные образовательные программы высшего образования, которые реализуются двумя и более образовательными организациями (российскими и зарубежными), предполагают совместное участие в проектировании и реализации учебного плана. По результатам их успешного освоения обучающийся получает два (или более) документа об образовании.

Особенность модели заключается в том, что она может быть реализована на базе существующих образовательных программ на русском языке. Соответственно, подходит и для столичных российских вузов, и региональных, находящихся на начальной стадии реализации стратегии интернационализации образовательной деятельности. 

Рассмотрим виды совместных образовательных программ.

1. Программы включенного обучения. Реализуются на всех уровнях подготовки (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) на основе совместно разработанного вузами-партнерами учебного плана. Предполагают неравноценные периоды обучения в вузах-партнерах, а также документы об образовании, полученные по итогам освоения образовательной программы: например, студенты могут получить диплом российского вуза и сертификат повышения квалификации/прохождения курсов со стороны вуза-партнера.

2. Программы двух дипломов (англ. – doubledegreeprograms). Это основные образовательные программы высшего образования, которые реализуются на всех уровнях подготовки (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) двумя и более (в формате консорциума) образовательными организациями (российскими и зарубежными). По результатам их успешного освоения обучающийся получает два диплома о высшем образовании. Направления подготовки, по которым присваиваются квалификации, могут совпадать или различаться в зависимости от структуры программы и положений двустороннего (или многостороннего) договора.

Студенты программ двух дипломов могут быть зачислены в две и более образовательных организации (одновременно или последовательно, в том числе в порядке перевода). Образовательный процесс при этом ведется по интегрированному учебному плану, разработанному этими организациями.

Создание программ двух дипломов, как правило, является наивысшей стадией развития межвузовского сотрудничества. Подписанию соглашения об учреждении программы двух дипломов может предшествовать длительный процесс взаимодействия на различных уровнях:

а) подписание соглашения о сотрудничестве;

б) имплементация программ академической мобильности/подписание соглашения об обмене студентами и/или профессорско-преподавательским составом;

в) реализация образовательных модулей с участием вузов-партнеров;

г) организация программ включенного обучения/подписание соглашения о реализации совместной образовательной программы.

В краткосрочной перспективе, при прочих равных условиях, темп прироста численности обучающихся из стран СНГ на совместных образовательных программах может оказаться выше темпа прироста общей численности обучающихся из этих стран на российских программах.

Цели и формы реализации

Реализация модели будет способст­вовать достижению таких целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», как «Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования» и «Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».

Программы двух дипломов реализуются в различных форматах. Выбор формата программы двух дипломов зависит от страны вуза-партнера, стоимости обучения в вузе-партнере, ожидаемого контингента обучающихся.

Формы реализации программ двух дипломов можно классифицировать по нескольким критериям.

I. По направлениям финансовых потоков:

1) студенты программы двух дипломов осуществляют оплату обучения за весь срок обучения в принимающем вузе;

2) студенты программы двух дипломов осуществляют оплату обучения непосредственно в том вузе, где проходят обучение.

II. По формату обучения:

1) группы студентов, зачисленных как со стороны российского вуза, так и со стороны вуза-партнера, обучаются совместно в соответствии с утвержденным графиком реализации программы;

2) «перекрестный формат», предполагающий, что студенты, зачисленные со стороны вуза-парт­нера и зачисленные со стороны российского вуза, учатся в вузе зачисления и вузе-парт­нере в разные периоды и не пересекаются (например, в формате магистерской подготовки в течение первого года учатся в вузе зачисления, второго – в вузе-партнере).

В целом московские вузы лидируют по числу совместных образовательных программ, затем следуют вузы Санкт-Петербурга, которые активно развивают совместные программы с финскими вузами, и вузы Сибири, развивающие сотрудничество с китайскими университетами и вузами Казахстана, Таджикистана, Киргизии. 

Как правило, среди студентов, зачисленных на программу двух дипломов со стороны российского вуза, преобладают россияне. В этом случае выбор схемы оплаты напрямую зависит от стоимости обучения в вузе-партнере. При относительно более низкой стоимости обучения в вузе-партнере (гибкой финансовой политике, наличии стипендиальных программ и скидок), по сравнению со стоимостью обучения в российском вузе, предпочтительной может оказаться оплата в принимающем вузе. Такой подход позволит увеличить приток иностранных студентов из вуза-партнера и общие экспортные доходы стран (несмотря на отсутствие дохода от этих студентов непосредственно российскому вузу, осуществляющему обучение).

При относительно более высокой стоимости обучения в вузе-партнере более привлекательной может оказаться форма оплаты в стране обучения в конкретный период.

В процессе разработки программы двух дипломов стороны могут договориться об установлении одинаковой стоимости оплаты в обоих вузах или предусмотреть индивидуальную стоимость для программы двух дипломов, отличную от стоимости аналогичных программ, реализуемых на базе вузов-партнеров.

Совместные программы в России

Российскими вузами, входящими в Проект «5-100», реализовывалось в 2017 году 367 совместных образовательных программ высшего образования, ведущих к получению двух дипломов. Для сравнения, в 2016 году – 428 программ и в 2015 году – 379 программ. Одновременно численность студентов, обучающихся по совмест­ным программам в российских вузах, выросла: в 2015 году обучались 4564 человека, в 2016 году – 6006, в 2017 году – 6802. Тем не менее, несмотря на сохранение положительной динамики, темп прироста численности иностранных студентов снижается: в 2016 году он составил 13% против 32% в 2015 году.

Исходя из данных ежегодного мониторинга, наибольшее число совместных образовательных программ реализуется РУДН: в 2015 году – 119, в 2016 году – 131, в 2017 году – 96. Наибольшее количество студентов обучается на совместных программах, в том числе программах двух дипломов, в НИУ ВШЭ: в 2015 году – 749 человек, в 2016 году – 3760, в 2017 году – 4194.

В целом московские вузы лидируют по числу совместных образовательных программ, затем следуют вузы Санкт-Петербурга, которые активно развивают совместные программы с финскими вузами, и вузы Сибири, развивающие сотрудничество с китайскими университетами и вузами Казахстана, Таджикистана, Киргизии.

Российские вузы, успешно реализующие большое количество совмест­ных программ со значительной численностью обучающихся, имеют ряд локальных нормативных актов, регламентирующих все этапы создания и реализации совмест­ных программ. Среди этих документов «Порядок организации образовательного процесса по сетевым образовательным программам в вузе», «Положение об организации сетевых образовательных программ», «Положение об академической мобильности студентов», «Положение о зачете результатов освоения студентами дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ, освоенных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность», «Порядок признания иност­ранных квалификаций в вузе», «Положение о получении образования на иностранном языке», «Положение об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы», «Типовой договор на обучение по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме».

Также вузы-лидеры регулярно проводят повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и осуществляют мониторинг состояния сетевого взаимодействия.

Два подхода к реализации модели

Подход к реализации модели с вузами стран СНГ. Модель экспорта образования посредством реализации совместных программ может оказаться наиболее эффективной в краткосрочной перспективе. Географическая близость и экономическое сотрудничество со странами-соседями могут стать решающими факторами мотивации иностранных студентов пройти обучение в российском вузе. В краткосрочной перспективе, при прочих равных условиях, темп прироста численности обучающихся из стран СНГ на совместных образовательных программах может оказаться выше темпа прироста общей численности обучающихся из этих стран на российских программах. В основе реализации модели должна лежать гибкая ценовая политика.

Подход к реализации модели с вузами стран дальнего зарубежья. К числу наиболее перспективных партнеров России в области создания совместных образовательных программ, в том числе программ двух дипломов, относятся вузы Китая и ряда европейских стран: в первую очередь, Франции, Германии и Италии.

Совместные образовательные программы китайских и российских вузов реализуются, в основном, по следующим направлениям подготовки: экономика, юриспруденция, педагогика, литература, история, технические специальности, медицина, управление, искусство и неоконфуцианство. Высокий потенциал увеличения числа совместных программ имеется по техническим специальностям. Привлекательными для Китая являются не только столичные, но и региональные вузы: для справки, более половины вузов, реализующих совместные программы с Китаем, находятся на Дальнем Востоке.

К числу наиболее перспективных партнеров России в области создания совместных образовательных программ, в том числе программ двух дипломов, относятся вузы Китая и ряда европейских стран: в первую очередь, Франции, Германии и Италии.

Подавляющее число совместных программ с европейскими вузами реализуется в области экономики и менеджмента. Совместные программы с французскими вузами – помимо направлений экономики и менеджмента – реализуются в сфере инженерии и инженерного дела, а также иностранных языков и культуры на французском языке. Программы с вузами Германии реализуются преимущественно в области компьютерных наук, гражданского строительства, электротехники и педагогики.

На мировом рынке наиболее привлекательными партнерами для открытия совместных образовательных программ являются вузы Китая и (далее по убыванию) США, Франции, Индии и Германии, возглавляющие национальные рейтинги в своих странах.

Практика открытия совместных образовательных программ с целью увеличения иностранных студентов в вузе используется целым рядом зарубежных вузов. По данным исследования «Joint and Double Degree Programs in the Global Context: Reportonan International Survey» большая часть совместных программ реализуется зарубежными вузами на уровне магистратуры с вузами Китая и Франции.

Потенциальные риски и барьеры

  •  Качество языковой подготовки профессорско-преподавательского состава и административно-технического персонала (при создании образовательных программ совместно с вузами стран дальнего зарубежья, нацеленных на аудиторию, не говорящую на русском языке).
  •  Проблемы гармонизации национальных законодательств. В некоторых странах законодательно закреплена возможность создания совместных образовательных программ исключительно с иностранными вузами, прошедшими международную аккредитацию. В отдельных государствах совместные программы утверждаются органом управления образованием. В России подобная процедура отсутствует.
  •  Различия в нормативных сроках обучения на различных формах обучения (например, в Великобритании большинство магистерских программ является одногодичными). В таком случае в рамках программы двух дипломов студенты пройдут полный курс подготовки в вузе-партнере и смогут получить диплом иностранного вуза независимо от успешности прохождения ими российского компонента совместной программы. Способом хеджирования рисков в отношении подобных программ может стать установление такого графика реализации учебного процесса, когда первый год студенты обучаются в России, а второй – в зарубежном вузе-партнере.
  •  Сложности аккредитации совместных образовательных программ в странах реализации, связанные с различиями в образовательных стандартах и требованиях, институциональной основе реализации образовательных программ, процедуре прохождения аккредитации, а также недостаточная правовая основа двусторонних соглашений по признанию документов об образовании, низкая эффективность многосторонних инструментов (несмотря на ряд заключенных региональных конвенций в рамках ЮНЕСКО о признании квалификаций в области высшего образования).
  •  Несбалансированность спроса на образовательные программы в зависимости от вузов-партнеров, сложности в определении целевой аудитории программ и, соответственно, наиболее эффективных механизмов продвижения.
  •  Репутационные риски. Создание совместных программ с вузами, занимающими более низкие позиции в международных рейтингах образовательных организаций, может расширить численность привлеченных иностранных студентов, но негативно отразиться на репутации российского вуза, тем самым ограничивая возможности создания аналогичных программ с вузами с более высокой академической репутацией.
  •  Недостаточная правовая основа двустороннего признания документов об образовании.

Открывающиеся возможности

Реализация модели может способствовать увеличению количества студентов из европейских стран, которые не готовы приезжать на полные сроки обучения. В отношении Франции и Германии модель создания совместных образовательных программ может оказаться эффективнее, по сравнению с моделью внутренней интернационализации (рекрутинга студентов) на полные сроки обучения, и обеспечить более высокие темпы прироста иностранных обучающихся.

При реализации модели целевая аудитория потенциальных иностранных студентов из стран СНГ резко возрастает. Поскольку она охватывает не только лиц, первоначально нацеленных на получение образования в России, но и тех, кто рассматривал для себя возможность получения образования в национальных вузах.

Особенность модели заключается в том, что она может быть реализована на базе существующих образовательных программ на русском языке. Соответственно, подходит и для столичных российских вузов, и региональных, находящихся на начальной стадии реализации стратегии интернационализации образовательной деятельности, характеризующейся низкой долей иностранных студентов в составе обучающихся, а также низкой долей доходов, привлеченных от иностранных студентов, в объеме общих доходов.

 

Первая модель: внутренняя интернационализация.

Вторая модель: совместные образовательные программы.

Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом.

Четвертая модель: онлайн-обучение.

Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: интернационализация образования, екатерина арапова, андрей байков, гульнара краснова, экспорт образования, ао-101

Похожие материалы:
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
Поколение учащихся за рубежом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Из журнала
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
#105Профориентационная работа Ямальского многопрофильного колледжа
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани