Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом

В серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель третья: «Институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом».

Просмотров: 1242

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

БАЙКОВ Андрей Анатольевич, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат политических наук, доцент.

АРАПОВА Екатерина Яковлевна, начальник отдела экспертизы магистерских программ управления магистерской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат экономических наук.

Описание моделии цели её реализации

Модель предполагает расширение институционального присутствия российских образовательных организаций за рубежом в различных формах:

  •  открытие зарубежных филиалов;
  •  поддержка российских образовательных организаций за рубежом как самостоятельных юридических лиц (славянские университеты, русские школы);
  •  открытие представительств и центров поддержки российского образования, зарубежных центров русского языка, курсов русского языка как иностранного.

Совершенно очевидно, что процедура лицензирования не учитывает особенности учреждения и функционирования филиалов российских вузов за рубежом, а законодательная база в основном учитывает только действия вуза по учреждению филиалов на территории России. 

Открытие на территории иностранных государств филиалов и представительств российских вузов реализуется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, № 273. В соответствии с п. 10 ст. 27: «Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответ ствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации».

Лицензирование зарубежных филиалов российских вузов осуществляется на общих основаниях в соответствии с постановлением Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» от 28 октября 2013 года, № 966 (в редакции от 27.11.2014 года, № 1246) и приказом Рособрнадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» от 12.03.2015 года, № 279.

Наиболее перспективной формой реализации модели «Институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом» является создание филиалов российских вузов на территории стран СНГ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ за № 966, вуз должен предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности – в соответствии с п. 2 ст. 40 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Получить такой документ в иностранном государстве не всегда возможно в связи с другим порядком осуществления санитарно-эпидемиологического контроля и установленных национальным законодательст­вом санитарных норм. Совершенно очевидно, что процедура лицензирования не учитывает особенности учреждения и функционирования филиалов российских вузов за рубежом, а законодательная база в основном учитывает только действия вуза по учреждению филиалов на территории России.

Создание институционального присутствия российских вузов за рубежом может способствовать наращиванию экспортных доходов – в первую очередь за счет открытия филиалов (большая часть обучающихся в филиалах российских вузов является гражданами страны размещения филиала) – и обеспечит выполнение такого основного показателя приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», как «Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования».

Зарубежные филиалы: российская и мировая практика

По данным за 2014-2015 учебный год, общая численность иностранных граждан, обучавшихся на базе филиалов российских вузов, представительств и совместных университетов на территории иностранных государств, составила 46 993 чел., из них 44 440 (более 94%) обучались на территории стран СНГ. Число иностранных студентов, проходивших обучение в Китае, составило 885 чел., в Европе (исключая страны Балтии) обучались 639, из них более половины (360) приходилось на Швейцарию: главным образом за счет учебной программы по юриспруденции юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуемой на базе частного швейцарского вуза – Международного центра МГУ (г. Женева).

В соответствии с определением, данным экспертами наблюдательного центра «Высшее образование без границ» (англ. – TheObservatoryonBorderlessHigherEducation, OBHE), зарубежным филиалом вуза является его подразделение, отвечающее следующим критериям:

– управляется напрямую этим вузом или совместно с иностранной организацией, но на равных условиях и действует от лица этого вуза;

– выпускники филиала, обучавшиеся только в своей стране, получают точно такой же диплом, как и выпускники головного вуза.

Количество зарубежных филиалов вузов растет во всем мире. По данным обсерватории «Высшее образование без границ», в период с 2006 по 2009 годы число зарубежных филиалов в различных странах увеличилось на 43% и дошло до 162. Согласно данным немецкой компании CHE Consult, на территории ЕС в настоящее время действуют 253 образовательные программы, которые открыты на условиях франшизы, валидированы или реализуются на базе зарубежных филиалов[1].

Создание филиалов на территории стран дальнего зарубежья – в большей степени имиджевый проект, нежели коммерческий. Окупаемость может быть достигнута исключительно в долгосрочной перспективе, в то же время сохраняется риск не выйти на необходимый уровень рентабельности.

В подавляющем большинстве случаев филиалы за рубежом открывают вузы США, Великобритании, Франции и Австралии[2]. Основные тенденции:

  •  иностранные кампусы становятся частью региональных кластеров и инновационных стратегий экономики знаний (примерами могут служить «Деревня знаний» – Дубай, ОАЭ, «Образованный город» – Катар, Малайзия;
  •  изменилась модель финансирования зарубежных кампусов (в настоящее время растет число иностранных кампусов, финансируемых местными партнерами – правительствами или промышленными компаниями, которые предоставляют помещения и даже субсидируют открытие филиалов);
  •  растет число филиалов, открываемых вузами стран, не входящих в ОЭСР[3].
Участники 5-го традиционного бала Алматинского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (март, 2018).

Потенциальные риски и возможности

РИСКИ

  •  Российская нормативная правовая база в отношении филиалов за рубежом устарела и не соответствует современным тенденциям трансграничного образования: реально действующих нормативных правовых актов и регламентов в части механизмов учреждения и функционирования структурных подразделений российских вузов за рубежом на сегодняшний день в РФ не существует.
  •  Отсутствие условий и опыта у российских вузов в открытии филиалов за рубежом.
  •  Репутационные риски для вуза, связанные с обеспечением качества обучения в филиале.

ВОЗМОЖНОСТИ

  •  При переводе студентов филиала в основной вуз после двух-трех лет обучения (по такой схеме, например, работают филиалы в Казахстане в соответствии с национальным законодательством) российские вузы могут увеличить численность студентов, обучающихся в России, и способствовать выполнению основного показателя «Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».
  •  Наиболее перспективной формой реализации модели «Институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом» является создание филиалов российских вузов на территории стран СНГ[4].
  •  Модель создания филиалов на территории стран дальнего зарубежья может быть реализована вузами, имеющими собственный сильный бренд на мировом рынке образовательных услуг, устойчивые позиции в системе международных рейтингов, выходы на привлечение дополнительного финансирования из государственного бюджета и частных источников. Создание филиалов на территории стран дальнего зарубежья – в большей степени имиджевый проект, нежели коммерческий. Окупаемость может быть достигнута исключительно в долгосрочной перспективе, в то же время сохраняется риск не выйти на необходимый уровень рентабельности.
Студенты Улан-баторского филиала Российского экономичского университета им. Г.В.Плеханова на экскурсии в национальном парке Монголии (октябрь, 2018).

[1] Бишоф Лукас. Преодоление границ высшего образования в Европейском союзе: франшиза, зарубежные филиалы и валидация международных программ // «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2014. – № 74 – С. 24-25.

[2] ЧжанЛи, Кинзер Кевин, Ши Юньюй. Мировая экономика и открытие вузами филиалов за рубежом // «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2014. – № 77. – С. 34.

[3] Там же.

[4] Правовую основу создания филиалов на пространстве СНГ в настоящее время составляют:

– Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанное 23 мая 2000 года (государства-участники соглашения: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан);

– Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, подписанное 28 сентября 2001 года республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия и Таджикистан (вступило в силу в 2002 году для названных государств, за исключением Казахстана);

– Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений РФ на территории Украины и филиалов высших учебных заведений на территории РФ, подписанное 3 марта 2003 года.

 

Первая модель: внутренняя интернационализация.

Вторая модель: совместные образовательные программы.

Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом.

Четвертая модель: онлайн-обучение.

Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Китайские студенты за рубежом
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Поколение учащихся за рубежом
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Модель экспорта образования: совместные образовательные программы

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ