Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»

Гость новой рубрики «АО» – ректор РосНОУ, председатель совета АНВУЗ России В.А.Зернов о том, почему образование не должно быть услугой.

03.10.2018
Просмотров: 1

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

Сегодня гость новой рубрики «АО» – ректор Российского нового университета, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, доктор технических наук, профессор Владимир Алексеевич ЗЕРНОВ.

Почему образование не должно быть услугой

Для людей нашего поколения образование – это служение. Как услугу его невозможно воспринимать – образование было бесплатным для народа. В Советском Союзе людям и в голову не приходило, что студент может платить, за него это делало государство. В своё время идею создания СССР поддержали массы, прежде всего потому, что правительство активно боролось с неграмотностью, а многие люди, родившиеся до революции, не умели не только писать, но даже читать.

«Если же рассматривать образование с точки зрения наличия диплома – это, разумеется, услуга, имеющая свою цену. И не так уж важно, где ты её получил: очно в аудиториях, за домашним компьютером или обучаясь дистанционно». 

В 1986-1987 годах при первой попытке модернизации отечественной системы образования я находился в составе рабочей группы, перед которой была поставлена задача расчёта стоимости обучения. Выяснилось, что стоимость подготовки специалистов различных профилей может отличаться более чем на порядок. Например, если стоимость обучения по культурным или педагогическим направлениям не превышала 2-2,5 тыс. рублей в год на одного студента, то в средних технических вузах она переваливала за 10 тыс. А если речь шла о подготовке одного выпускника физтеха, МИФИ или физфака МГУ, сумма составляла уже порядка 50 тыс. в год. Однако каждый такой выпускник оказывался востребован и находил свою нишу, работал на благо страны и был конкурентоспособен за рубежом.

С образованием, которое давали в СССР на естественнонаучных направлениях, выпускник не пропадал нигде. Когда я был студентом МФТИ, во втором отделе этого вуза работал ветеран военной контрразведки СМЕРШ Леонид Стефанович Попов, рассказавший удивительную историю. Во время Великой Отечественной войны в одном из районов боевых действий работало пять зенитных батарей, и одна из них сбила самолётов вдвое больше, чем четыре других, взятые вместе. Составы этих четырёх бригад едва не отправились под трибунал, но вовремя выяснилось, что эффективность пятой связана с тем, что она была составлена из студентов мехмата, у которых не только были баллистические таблицы под рукой, но и тригонометрия и логарифмы в головах, чтобы правильно и быстро ими пользоваться. А если ты логарифмов в глаза никогда не видел, пока будешь водить пальцем по таблице, цель, разумеется, уже улетит.

«Преподаватели, для которых образование является служением, дают студентам такую нагрузку, от которой впору волком выть. Но только благодаря ей человек впоследствии становится конкурентоспособным и востребованным специалистом».

Советская экономика требовала большого количества высококвалифицированных научных кадров. Особенно во время Великой Отечественной войны, когда за короткое время наши учёные смогли создать оружие, не только соперничающее, но и превосходящее вооружение гитлеровской Германии. В артиллерии, танкостроении, авиации – на всех ключевых направлениях были созданы технологии, много лет после войны остававшиеся передовыми во всем мире.

После войны советскую науку мотивировало начало космической эры и сложнейшая техническая гонка, которую необходимо было выиграть. И снова отечественные умы поражали и восхищали всё человечество.

Тот высочайший уровень, которого достигли советская наука и техника, постоянно поддерживался и подпитывался соответствующим уровнем образования. Без знаний, умения их накапливать и передавать все эти достижения были бы для нас недос­тупны.

Преподаватели, для которых образование является служением, дают студентам такую нагрузку, от которой впору волком выть. Но только благодаря ей человек впоследствии становится конкурентоспособным и востребованным специалистом. Как отмечал академик Олег Михайлович Белоцерковский, на протяжении четверти века возглавлявший МФТИ, лучший способ воспитания – лопату в руки: бери побольше, кидай подальше. Он понимал это так: если во всех вузах было 25-30 часов аудиторной нагрузки в неделю, то на физтехе – 50 часов. Разумеется, не все выдерживали такой график, и относиться к такой учёбе как к услуге – чистой воды безумие. По сути, речь идёт о добровольном рабстве во имя науки, и для человека, который способен на такое самоотречение, образование – всегда служение. Даже если студент учится на контрактной основе и оплачивает своё образование самостоятельно.

«Сергей Петрович Капица говорил: чем сильнее наполнен наш желудок, тем более голодным становится наш мозг. Я убеждён: для студента, перешагивающего порог университета, образование изначально является средством удовлетворения собственного любопытства, источником пищи для ума».

Если же рассматривать образование с точки зрения наличия диплома – это, разумеется, услуга, имеющая свою цену. И не так уж важно, где ты её получил: очно в аудиториях, за домашним компьютером или обучаясь дистанционно. Вряд ли можно от потребителя такой услуги ожидать существенного вклада в развитие критических технологий. Такой подход к получению знаний не может дать человеку базу для серьёзных научных побед.

Сергей Петрович Капица говорил: чем сильнее наполнен наш желудок, тем более голодным становится наш мозг. Я убеждён: для студента, перешагивающего порог университета, образование изначально является средством удовлетворения собственного любопытства, источником пищи для ума. И задача высшей школы – не только удовлетворять это любопытство, но и постоянно подкидывать жаждущему уму новые задачки, разжигать интерес к познанию мира.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

  1. Образование – услуга и/или служение?
  2. Финансирование – условие и/или возможность?
  3. ФГОС3++ – эволюция и/или «дурная бесконечность»?
  4. Оптимизация – «обоюдоострый меч» и/или «пищевая цепь»?

Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу sindeeva@akvobr.ru.

В теме письма просьба указывать рубрику «Выбор за вами»

 

К СВЕДЕНИЮ

Выступая 21 сентября на парламентских слушаниях, посвященных законодательным инициативам «по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры», вице-спикер Госдумы РФ Петр ТОЛСТОЙ заявил о необходимости исключить культуру, образование и науку из сферы услуг:

– Нельзя выводить государственные бюджетные учреждения культуры в рынок, как нам сейчас предлагает правительство. Лично я считаю, что вообще гуманитарный сектор необходимо вывести из сферы услуг и социального заказа, потому что речь идет не только о культуре, но и о науке и образовании. Это вопрос того, хочет ли страна создавать новое.

Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуально, ао-97, высшее образование, владимир зернов, РосНОУ

Похожие материалы:
Баварско-российская конференция по экономическим наукам
Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Каковы перспективы негосударственных вузов?
Развитие негосударственного образования – государственная задача
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Негосударственное образование в России. Ситуация изменилась
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Меморандум о сотрудничестве между университетом Самарканда и ВолГУ подписан на Российско-Узбекском форуме
Завершилась работа III Международного Российско-Узбекского молодежного форума в Волгограде. На...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
СамГУПС участвует в разработке проекта ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога»
В Самарском государственном университете путей сообщения состоялся «День компании «РЖД» в...
Из журнала
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
#96Новости образования «АО-96»
#98Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
Информационная лента
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси
14:15Конференция «Современные тренды развития стран и регионов-2018» пройдет в ТИУ
13:43В БФУ им. И. Канта пройдет научно-практическая конференция по правовым основам цифровой экономики
10:59Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
11:43Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани