Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года был представлен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Представляем его основные ориентиры.

Просмотров: 593

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Экспорт образования: паспортные данные

О необходимости разработки стратегического плана развития экс­порта российского образования было заявлено на коллегии Минобрнауки РФ еще в 2008 году. Наконец, такой документ1 подготовлен: его официальное представление состоялось 30 мая 2017 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Особенность документа – четкое определение задач, целей, показателей, сроков. Кроме того, ежегодно в ноябре, начиная с 2018 года, будет происходить промежуточное подведение итогов реализации мероприятий проекта и, если необходимо, корректировка хода работы. Обращает на себя внимание еще одна деталь: значительно изменились базовые целевые параметры итогового майского документа по сравнению с его первоначальным вариантом. Так, если еще зимой 2016-2017 речь шла о планируемом росте количества иностранных студентов в 2025 году до 437 тыс. и увеличении дохода России от экспорта образования – до 198 млрд. рублей, то в доработанном и представленном паспорте стратегии эти цифры серьезно увеличены.

​Статус: приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»

Для «АО» тема экспорта образования и международной кооперации отечественной высшей школы всегда была одним из редакционных приоритетов. Поэтому, ознакомившись с паспортом нового (и столь долгожданного) проекта, мы решили представить нашим читателям его сводный краткий календарь с четко обозначенными ориентирами.

​Период реализации:май, 2017 – ноябрь, 2025 

2017

• Определены опорные университеты, работа которых будет направлена на внедрение целевой модели деятельности российского вуза по экспорту образования (июль).

• Составлен сводный план участия в ведущих конгрессно-выставочных мероприятиях (июль).

• Разработана и утверждена «дорожная карта» по совершенствованию российской нормативно-правовой базы (август).

• Создан Консорциум опорных университетов-экспортеров (август).

• Создан Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций, утвержден план его работы, включая формат региональной сети представительств (сентябрь).

• Определены и включены в сводный план мероприятия по продвижению российского образования на международном рынке, в том числе в сети интернет (октябрь).

• Разработан и внесен в паспорт проекта «Индекс экспортной активности российского вуза», утверждены критерии и механизм оценки результатов реализации программ экспорта университетов, участвующих в приоритетном проекте (октябрь).

• Определены и включены в сводный план мероприятия по сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне (октябрь).

• Определены и включены в сводный план мероприятия по созданию мер поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах, в том числе продвижение программ дополнительного образования для рус­скоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста (октябрь).

• Определены и включены в сводный план мероприятия по оптимизации условий пребывания иностранных студентов на территории Российской Федерации (октябрь).

• Разработаны и утверждены целевые модели деятельности российских вузов по экспорту образования (ноябрь).

• Разработан механизм взаимодействия, в том числе с участием государственных корпораций, на рынке профессионального и корпоративного образования (ноябрь).

• Разработана методика учета вост­ребованности иностранными школьниками летних российских программ дополнительного образования (ноябрь).

​Цель: увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке

2018

• Проведен первый этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка, в том числе разработаны маркетинговые рекомендации российским образовательным организациям по продвижению образовательных программ на международном образовательном рынке (февраль).

• Разработана и утверждена основанная на целевой модели экспорта Стратегия деятельности Консорциума опорных университетов-экспортеров (март).

• Оптимизирована существующая информационная система Russia.study, обеспечивающая привлечение иностранных студентов в Российскую Федерацию (развитие языковой платформы с 3 до 10 языков, расширение информационного блока, включение сервисов по выбору и контакту с вузами, оплате обучения и сопровождения) (март).

• Осуществлен первый этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования (апрель).

• Разработан скоординированный механизм представления информации о российском образовании в ведущих российских и зарубежных СМИ (апрель).

• Запущены учебные смены в ВДЦ «Орленок», «Смена», «Океан», МДЦ «Артек» для зарубежных школьников (май).

• Осуществлен вывод на международное образовательное пространство первых десяти образовательных программ в дистанционном формате на иностранных языках (сентябрь).

• Разработана и запущена программа «Послы российского образования» (октябрь).

• Разработаны и направлены в образовательные организации рекомендации по продвижению летних российских программ дополнительного образования среди иностранных школьников (по перечню) (октябрь).

• Разработана и запущена программа «Благоприятная среда для иностранных учащихся», включающая электронную, ориентационную, презентационную составляющие, туристический страноведческий компонент (октябрь).

• Разработан и введен в действие стандарт «Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации» (ноябрь).

• Разработан комплекс мер по систематизации признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе (ноябрь).

• Разработан и включен в сводный план механизм привлечения наиболее талантливых иностранных граждан для обучения в российских образовательных организациях (ноябрь).

​Финансирование: всего из федерального бюджета на реализацию проекта за весь период планируется затратить 4 млрд. 972,1 млн. рублей (прогнозные цифры). Пик финансирования – свыше 894 млн. рублей – придется на 2021 год 

2019

• Разработана и запущена программа «Образовательные туристические маршруты России» (февраль).

• Оптимизированы условия для проведения международных летних программ дополнительного образования на базе российских вузов (март).

• Осуществлен второй этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования (апрель).

• Разработана нормативно-правовая база для реализации программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и другие) на территории Российской Федерации (апрель).

• Разработаны рекомендации по обеспечению международного признания российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации (май).

• Создана региональная сеть представительств Центра компетенций (сентябрь).

​Возможности, конкурентные позиции: привлекательность для иностранных граждан российского образования; наличие у вузов долгосрочных стратегий по привлечению иностранных студентов

2020

• Осуществлен третий этап внесения поправок в национальное законодательство в части оптимизации условий экспорта российского образования (апрель).

• Оптимизирован механизм функционирования единой системы сертификации по русскому языку (сентябрь).

• Обеспечена сертификация и аккредитация профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне (октябрь).

2021

• Выполнен выход на рынок международных стандартизированных экзаменов школьного, университетского и профессионального типа, а также налажено взаимодействие с ведущими международными операторами по продвижению стандартизированного экзамена на знание русского языка (июнь).

• Разработан и запущен механизм оказания поддержки оказавшихся в других странах российских школьников, а также продвижения программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста (июнь).

​Риски: различия в национальных образовательных стандартах; неразвитость и фрагментарность нормативной базы; недостаток координации в работе профильных структур, отвечающих за развитие экспорта российского образования; высокая степень конкуренции с западными и китайскими образовательными продуктами; недостаточно развитая инфраструктура образовательных организаций для приема увеличивающегося числа иностранных студентов

2022

• Проведен второй этап маркетинговых исследований международного образовательного рынка (февраль).

• Усовершенствованы российская нормативно-правовая база, регулирующая вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории Российской Федерации (ноябрь).

2023-2024

• Осуществлена ежегодная корректировка программы реализации проекта в соответствии с результатами мониторинга (ноябрь).

2025

• Усовершенствованы условия пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации (июнь).

• Завершение проекта и утверждение итогового отчета (ноябрь).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Новости рубрики «Новая школа России»
Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Выпускники СГУГиТ востребованы на всех континентах
Многостороннее соглашение о сотрудничестве подписали 24 вуза
Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ