Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Процессы оптимизации российской высшей школы

По сравнению с 2014 годом сеть вузов и филиалов в РФ сократилась более чем на тысячу. Своим мнением о процессах оптимизации делится с читателями ректор Забайкальского государственного университета С.А.Иванов.

Просмотров: 153

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

ИВАНОВ Сергей Анатольевич 

ректор Забайкальского государственного университета, доктор технических наук, профессор

Слитно? Раздельно!

В последние пять лет высшая школа страны понесла существенные потери. Несколько сотен вузов и филиалов – как государственных, так и негосударственных – исчезли с карты вузов. Причем точных, по крайней мере совпадающих данных мы не имеем.

Рособрнадзор представляет в наличии 982 вуза и 916 филиалов (http://kartavuzov.ru). По сведениям Росстата на начало 2016-2017 учебного года общее число образовательных организаций высшего образования – 896, а также 1134 филиала вузов. Минобрнауки РФ сообщает, что в мониторинге эффективности, проведенном в 2016 году, приняли участие 830 вузов и 932 фи-лиала (кроме того, 35 расположенных за пределами РФ). В 2017 году уже, соответственно, – 769 вузов и 692 филиала, а также 30 расположенных за границей.

В любом случае, по сравнению с 2014 годом, сеть вузов и филиалов в РФ сократилась более чем на тысячу. И через механизмы лицензирования, государственной аккредитации, плановых и внеплановых проверок контроля качества и надзора сокращение количества образовательных организаций продолжается.

Так, в 2016 году из реестра были исключены лицензии 314 вузов и филиалов. Примерно по 20 % из представленных к госаккредитации образовательных программ, реализуемых в вузах, принято отрицательное решение. В 2017 году 159 вузов и филиалов подлежат внеплановой проверке Рособрнадзора. А затем ведомство регулярно сообщает о запретах приема, приоста-новлении/прекращении лицензии, приостановлении/лишении действия государственной аккредитации в образовательных организациях.

Как жить и выжить в этих обстоятельствах? Редакция журнала «Аккредитация в образова-нии» пригласила читателей принять участие в заочном круглом столе «Слитно? Раздельно!» и ответить на несколько вопросов.

Благодарим ректора Забайкальского государственного университета, доктора технических наук, профессора Сергея Анатольевича ИВАНОВА, первым вступившего в дискуссию, и представляем полученные ответы на вопросы круглого стола.

– Коснулись ли вашего вуза процессы оптимизации российской выс­шей школы? Если да, то довольны ли вы результатом? Если нет, то хотели бы вы объединиться/разъединиться с какой-либо другой образовательной/научной организацией?

– Процесс оптимизации российской высшей школы нас, безусловно, коснулся. В 2017 году исполняется пять лет со дня присоединения педагогического университета к ЗабГУ. В результате этого объединения Забайкальский государственный университет входит в тройку лидеров по количеству студентов среди классических университетов Сибирского федерального округа.

Оценить результат объединения пока достаточно сложно. Существовать в прежних условиях двум относительно небольшим университетам было непросто, а значит процесс объединения стал естественным, и могу сказать, что он прошёл успешно. Серьезных проблем – например, недопонимания внутри коллектива – у нас не было. Университет работает как единая структура, поддер-живая традиции, которые формировались долгие годы в двух вузах. Но для дальнейшего развития вновь сформировавшегося учебного заведения, необходимо достаточное федеральное финансирование, которое, к сожалению, по всей системе высшего образования на протяжении последних трёх лет сокращается.

Сегодня крупным региональным университетам – таким, например, как наш, – приходится с трудом выживать. Финансирование, которое мы получаем, направлено на основную статью расходов – заработную плату сотрудников, преподавателей и на налоги. Мы перестали развивать ма-териально-техническую базу, проводить серьёзный и качественный ремонт помещений. Если ситуация в ближайшее время не начнёт меняться, то перспективы развития у региональных универ-ситетов достаточно пессимистичные. Что касается вопроса объединения ЗабГУ с другим вузом региона, могу сказать, что, с точки зрения развития Забайкальского края, было бы умест­но объединиться с Забайкальским аграрным институтом. В регионе есть большая необходимость в подготовке кадров для развития сельского хозяйства. Но повторюсь, это возможно только при условии достаточного федерального финансирования.

– О целевых ориентирах оптимизации сети образовательных организаций (в частности, о со-кращении до 40 % вузов и до 80 % филиалов) сейчас говорить перестали. Но не говорить – не значит не делать. Как вы считаете: процесс продолжается, приостановлен или прекращен?

– По-прежнему, одним из основных целевых ориентиров для Забайкальского государственного университета остаётся возможность стать опорным вузом региональной экономики.

Сегодня практически во всех организациях, органах власти, учреждениях Забайкальского края работают наши выпускники. Большинство специальностей (87 %), востребованных в нашем крае, представлено в Забайкальском государственном университете. По сути, мы являемся опорным вузом региональной экономики, но официально это звание пока получить не смогли. Второй этап конкурса прошли только учебные заведения в европейской части России. Университеты, расположенные в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, не смогли стать опорными вузами для своих регионов. Эта ситуация вызывает множество вопросов. Считаю, если министерство декларирует создание сети опорных вузов региональной экономики, то сеть должна быть сетью: она должна закрывать всю территорию страны равномерно.

​«Если министерство декларирует создание сети опорных вузов региональной экономики, то сеть должна быть сетью: она должна закрывать всю территорию страны равномерно».

О сокращении вузов и филиалов. Сегодня есть правильное требование, которое предъявляют и Минобрнауки РФ, и Рособрнадзор. Это прохождение вуза через систему аккредитации и мониторинга. Требования здесь предъявляются достаточно жесткие, и я думаю, что это правильно. Но для выполнения любому вузу нужны ресурсы, которые год от года, к сожалению, сокращаются. При этом мы не можем принимать студентов на коммерческую основу обучения с оплатой ниже нормативной стоимости, которую закладывает министерство образования. В такой ситуации вуз теряет возможность конкурировать с другими учебными заведениями и привлекать своими силами абитуриентов, которые только делают свой выбор.

Также стоит отметить, что требования системы мониторинга не учитывают особенности региона, в котором находится вуз. Социально-экономические условия в Забайкалье, на Чукотке, Сахалине или в Москве и Калининграде кардинально отличаются. Предъявляемые требования долж-ны быть, в первую очередь, ориентированы на развитие вуза, а значит подходить с едиными мер-ками к этому вопросу категорически не верно.

Та же ситуация и с системой мониторинга эффективности вузов России. Семь показателей, по которым проводится проверка, не учитывают особенности нашей большой страны и регионов. Например, ЗабГУ не выполняет показатели по среднему баллу ЕГЭ. Почему это происходит? Потому что дети, которые имеют высокий балл, уезжают в более развитые регионы. Если родители мо-гут себе позволить обучение в другом регионе, они используют эту возможность. Здесь вина не университета, а той социально-экономической ситуации, которая существует в крае. В конечном итоге некоторые вузы не справляются с таким объёмом требований, и развиваться им становится всё сложнее.

Модератор круглого стола Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуально, ао-96, высшее образование, забайкальский государственный университет, Рособрнадзор, екатерина синдеева

Похожие материалы:
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Сертификация квалификаций: начало большого пути
Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (108) 2018

Новый номер – новые тренды! Наши читатели привыкли видеть в каждом номере «АО» подборку новостей от редакции журнала – теперь их будет больше! Начиная с этого выпуска, вы сможете знакомиться с актуальными новостями российского образования и науки по выбору Сообщества преподавателей вузов и ссузов «КафедрУМ», а также международными новостями, которые публикуются на портале hedclub.com.

Партнеры
Популярные статьи
Конференция «Магистратура++»: образование будущего запрограммируют в Университете ИТМО
С 25 по 27 апреля Университет ИТМО совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина...
В СФУ пройдёт форум «Енисейская Сибирь в истории России»
23–26 октября 2019 года в Сибирском федеральном университете пройдёт сибирский исторический форум...
В ЛПИ СФУ состоится конференция по инновациям в образовательном пространстве
29–30 апреля 2019 года состоится заочная X Международная научно-практическая конференция...
Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
О рейтингах журнал «Аккредитация в образовании» писал неоднократно. Это относительно новый...
Подготовка кадров в области культуры и искусства
Московский Губернский колледж искусств отмечает семидесятилетний юбилей. Это одна из ведущих...
Из журнала
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
#96Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
#100Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2017
#107Подготовка кадров в области культуры и искусства
Информационная лента
08:51Сотрудничество между Башкирским госуниверситетом и Набережночелнинским госпедуниверситетом
08:49Экспертиза качества зерна — лучшие практики
08:42Новые контакты с КНР в сфере юриспруденции
08:38Робототехники АГУ глубоко погрузились в подводную тему
08:37Реализация грантового проекта «На что похожи облака?» прошла в стенах двух профессиональных образовательных организаций