Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Развитие системы оценки качества образования

Рособрнадзор представил новую модель контрольно-надзорной деятельности. На каких принципах она базируется? В чем заключаются новые подходы к оценке качества образования и его контролю? Как решаются и будут решаться проблемы контрольно-надзорной деятельности в стране?

24.04.2015
Просмотров: 46

Обоюдоострый меч оптимизации

В середине апреля в рамках Всероссийского совещания с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Рособрнадзор представил новую модель контрольно-надзорной деятельности. На каких принципах она базируется? В чем заключаются новые подходы к оценке качества образования и его контролю? Как решаются и будут решаться проблемы контрольно-надзорной деятельности в стране?

Обо всем этом и многом другом шла речь на совещании, в котором приняли участие руководители и представители 84 субъектов РФ, директора региональных центров оценки качества образования, победители и призеры конкурса Рособрнадзора на лучший проект по оценке качества образования.

Стратегические направления

В выступлении руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцова о развитии контрольно-надзорной деятельности и системы оценки качества образования на среднесрочную перспективу были четко обозначены четыре стратегических направления развития.

  1. Повышение доступности и снижение административных барьеров.
  2. Создание информационного поля, в которое будут аккумулированы действующие и вновь создаваемые информационные ресурсы.
  3. Содействие обеспечению качества реализации функций через совершенствование деятельности подведомственных организаций и расширение их полномочий.
  4. Внедрение постоянно действующей системы комплексного анализа: элементы – анализ первичных данных для организации планирования, создание структур оперативного реагирования (ситуационных центров), накопление данных по годам для отслеживания динамики процессов, анализ итоговых результатов для формирования перспективных направлений совершенствования и другие.

Движение в заданных направлениях предполагает развитие механизмов контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь таких, как лицензирование и государственная аккредитация. Можно усомниться: не искажается ли таким образом предназначение аккредитации, по сути своей основанной на доверии? Или всё нормально – доверяй, но проверяй? Теоретически – и то, и это, а практически, на наш взгляд, главное – чтобы исполнитель не стремился расшибить лоб.

В числе предметов федерального государственного надзора в сфере образования в качестве приоритетных выделены доступность дошкольного образования и образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение учебниками, бесплатные группы продленного дня, аттестация педагогических кадров, информационная открытость. Федеральный государственный контроль качества образования сосредоточен на содержании образовательных программ и качестве подготовки обучающихся.

Мероприятия по развитию оценочных процедур будут включать оценку работы педагогов на соответствие профессиональному стандарту, мониторинг уровня освоения образовательных программ студентами-первокурсниками и студентами-бакалаврами. Составлен трехлетний график проведения исследований качества образования и установлена их периодичность.

Предполагается, что всё это будет способствовать повышению качества образования. Возможно. Однако возможно и другое. Мониторинг как непрерывный сбор статистических данных может вызвать (и уже вызывает!) стойкое отвращение. Конечно, прием лекарства – часто неприятная процедура. Но не должно же быть так, чтобы диагнозы были разные, а средство – одно?

График проведения исследований качества образования
2015
• Экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания – апрель 2015 г.
• Национальное исследование граждановедческого образования (8 класс) – апрель 2015 г.
• НИКО – русский язык (4 класс) – апрель 2015 г.
• НИКО – информатика; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – октябрь 2015 г.
• Международные исследования качества образования PISA, TIMSS – апрель-май 2015 г.
• Всероссийские проверочные работы – апробация.
2016
• Международные исследования качества образования PIRLS, ICCS.
• Всероссийские проверочные работы.
• Всероссийские мониторинговые исследования дошкольного образования.
• ГИА-9 – введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (без учета результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат).
2017
• Всероссийские проверочные работы – начальная и основная школа.
• ГИА-9 – введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (с учетом результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат), установление шкал на федеральном уровне.

Тактические действия

Контрольно-надзорные функции Рособрнадзора оказывают существенное влияние как на образовательные системы регионов, так и на вузы. Каждая из этих ключевых функций определяется рядом взаимосвязанных элементов. Детально остановился на этом в своем выступлении на совещании начальник Управления надзора и контроля над деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Е.Е. Семченко.

Новые подходы к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования в отношении органов государственной власти в сфере образования субъектов РФ базируются на следующих основных принципах:

  • межведомственной ответственности при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора;
  • превентивности государственного и муниципального контроля и надзора;
  • дополнительности государственного и муниципального контроля и надзора;
  • пропорциональности государственного и муниципального контроля и надзора;
  • стимулировании добросовестности;
  • продуктивности использования материальных, финансовых и иных ресурсов;
  • открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.

Представленная участникам совещания новая модель контрольно-надзорной деятельности реализуется в два этапа.

Первый этап – интерпретационный. Производится анализ массивов информации, составляется рейтинг эффективности по разным направлениям деятельности, определяется зона риска, принимается решение о проведении проверки и её направлениях.

Второй этап – практический. На этом этапе происходит привлечение к процедуре внешних экспертов, прошедших специальную подготовку, и проводится собственно проверка. Далее организуется публичное обсуждение результатов проверки и разрабатывается план совместных действий по устранению нарушений. Важно, чтобы при этом опыт субъектов, имеющих высокий рейтинг эффективности, передавался субъектам, входящим в «зону высокого риска». Анализ эффективности устранения нарушений и формулировка предложений по корректировке планов и задач проверок замыкают логическую цепочку.

Организационная схема, обеспечивающая реализацию новой модели контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора, опирается на «трех китов»: ФЦТ, ФИПИ и ИМЦА. Федеральный центр тестирования отвечает за технологическое обеспечение и подготовку информационных материалов по государственной итоговой аттестации. Федеральный институт педагогических измерений обеспечивает методическое сопровождение контроля качества образования. Всё остальное возложено на Информационно-методический центр анализа: анализ данных ГИА, оценки качества образования, переданных полномочий; методическое обеспечение контроля и оценки качества образования; организационно-технологическое сопровождение ОКО и ККО; организация работы с информационными системами; организация повышения квалификации специалистов и руководителей.

В обсуждении новой модели контрольно-надзорной деятельности приняли участие сотрудники Генпрокуратуры, Минобрнауки и Госдумы РФ. Активно выступали представители Астраханской, Московской, Самарской и Томской областей, Хабаровского края, руководители ИМЦА и ФИПИ. С презентациями к выступлениям можно ознакомиться на сайте Информационно-методического центра анализа.

Теперь оптимизация коснется не только образовательных организаций, но и самой контрольно-надзорной деятельности. Причем касание это будет глубоким, на уровне общих принципов исполнения контрольно-надзорных функций. В свете проекта федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации» эта очень важная и достаточно сложная тема актуальна не только для системы образования и даже не столько (разработчик законопроекта – Минэкономразвития РФ, соисполнители – Минфин РФ и Минюст РФ). Основной целью является переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и сокращение частоты проверок других субъектов при условии их добросовестности.

Как это будет происходить? Надеемся, целесообразно. Главное – чтобы обоюдоострый меч оптимизации, одно лезвие которого – «решение», а другое – «ответственность», находился в умелых руках.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, с места события, качество образования, Рособрнадзор

Похожие материалы:
Оценка качества транснационального образования
Синхронизация стандартов
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Качество образования зависит не от статуса вуза
Фронт работы экспертных советов
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
Медицинское образование: ключевое слово – качество
Высокое признание профессионального сообщества
Системы гарантии качества "новой Европы"
Диалог Европа – Азия: такие ли мы разные?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#88Инженерная школа XXI века
#89Международное сотрудничество Российской академии музыки
#90Как повысить качество инженерного образования
#92Особенности организации системы ДПО в вузе
#93Рейтинги: гонка лидеров
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники