Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Разработка новых аккредитационных показателей

Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 9 декабря. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказывает о разработке новых аккредитационных показателей.

Просмотров: 4201

Показатель показателю рознь

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов повестки дня заседания Аккредитационной коллегии 9 декабря 2008 года руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала о том, как происходит разработка новых аккредитационных показателей

В Положении об аккредитации, которое вышло в июле 2008 года, указано, что эти показатели должны быть утверждены Министерством образования и науки – в отличие от действующих сегодня и утвержденных Рособрнадзором. Чтобы привести прежние показатели в соответствие с требованиями нового Положения, подготовлен приказ для их утверждения Минобрнауки. Кроме того, согласно новому Положению, филиалы также аккредитуются по показателям головного вуза. Параллельно ведется работа по обсуждению тех изменений, которые будут внесены в Перечень основных аккредитационных показателей и критериальных значений показателей. Многие из этих направлений уже получили развитие. Например, аккредитация образовательных программ как основа для аккредитационных процедур. В рамках этой работы была проведена конференция, посвященная связям между общественно-профессиональной и государственной системами аккредитации.

Глава Рособрнадзора Л.Н. Глебова рассказала, что эти вопросы обсуждались и на состоявшемся накануне заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, а также о встрече в Перми с представителями вузовской общественности, которые высказали свои взгляды по поводу аккредитационных показателей.

По мнению руководителя Рособрнадзора, члены Аккредитационной коллегии могли бы более активно участвовать в обсуждении направлений этой работы, что позволит, в итоге, составить масштабную полноценную картину.

Подобные обсуждения уже состоялись с представителями педагогического, медицинского и транспортного образования. Свою четкую позицию по этому вопросу имеет Министерство обороны РФ. Дискуссия происходит и в негосударственном секторе образования. По словам Л.Н. Глебовой, обсуждение новых аккредитационных показателей должно завершиться в апреле-мае 2009 года, а действовать они начнут с нового учебного года.

Далее началось рассмотрение вопроса о государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования с установлением государственного статуса на основании результатов экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений государственным образовательным стандартам, а также показателей их деятельности, необходимых для определения вида.

Например, в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова на сегодняшний день не выполняются критериальные значения по трем показателям: числу аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения; проценту аспирантов, защитивших диссертацию не позднее, чем через год после окончания аспирантуры; среднегодовому числу защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за пять лет. Отмечено и недостаточное освоение студентами программного материала по учебным дисциплинам ряда специальностей. Число укрупненных групп специальностей соответствует статусу университета, но, учитывая предыдущие замечания, было предложено провести контрольные мероприятия через три года по показателям деятельности и по качеству подготовки.

Как отметила Л.Н. Глебова, контрольные мероприятия имеют большое значение. В то же время она обратила внимание членов коллегии на то, что при обсуждении не стоит отводить главную роль количественным показателям:

– Если бы при оценке образовательного учреждения использовалось обыкновенное математическое сложение, нам не стоило бы и собираться, – отметила Любовь Николаевна. – Давайте не возвращаться к математике. Показатель показателю рознь.

Отдельной группой были рассмотрены высшие учебные заведения Министерства обороны РФ. Представитель МО РФ сообщил членам коллегии о тех этапных изменениях, которые предполагается провести в сфере военного образования. Они связаны с коренными изменениями, которые произошли в Вооруженных Силах: сокращением их численности и, вследствие этого, сокращением ежегодного заказа на подготовку офицерских кадров. В то же время пропорционального сокращения количества военно-учебных заведений при этом не произошло.

Сегодня в системе Министерства обороны 64 военных вуза, в том числе 15 академий, 4 университета, 45 высших военных училищ и военных институтов. Однако они нуждаются в дальнейшей оптимизации. Министерство обороны подготовило предложения по формированию перспективной сети военно-учебных заведений. Процесс рассчитан на период до 2013 года. К этому времени военное ведомство будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе 3 военных учебнонаучных центра, 6 академий и 1 университет.

Большое внимание членов коллегии привлекло сообщение заместителя начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора А. А. Киринюка о результатах проверки соблюдения законодательства РФ в области образования, условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензиями, содержания и качества подготовки обучающихся в высших учебных заведениях, филиалах и представительствах вузов, расположенных на территории Воронежской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

По Воронежской области было проверено 22 вуза и филиала вузов, а также 33 представительства вузов. Общая картина такова: по лицензированию – в 4 образовательных учреждениях условия соответствуют лицензионным требованиям, в одном – незначительные нарушения, в 2 – серьезные нарушения лицензионных нормативов. Это Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко и Воронежский филиал Московской открытой социальной академии. Было решено направить ректорам вузов предписания на выполнение лицензионных требований.

Что касается проверки содержания подготовки и качества, то в 8 образовательных учреждениях были выявлены незначительные нарушения (ниже критериального значения одна или две дисциплины по проверяемым специальностям), а в 4 – обнаружены серьезные нарушения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Ректорам этих вузов направлены предписания.

Из проверяемых представительств в 19 нарушений не отмечено, в 1 – незначительные нарушения, в 10 – из-за обнаруженных нарушений направлены предписания ректорам вузов и письма учредителям о необходимости ликвидации представительств. Не дожидаясь проверки, 3 представительства вузов заявили о самостоятельной ликвидации.

В Ханты-Мансийском автономном округе ситуация следующая. Здесь было проверено 39 вузов и филиалов вузов, 25 представительств вузов. Лицензионные условия полностью соблюдают 4 учреждения, в 4 обнаружены незначительные нарушения, в 2 – серьезные нарушения. Руководителям направлены предписания на выполнение лицензионных требований. О ликвидации во время проверки заявили 4 филиала.

По содержанию и качеству подготовки было проверено 27 учебных заведений, и только в одном нарушений не выявлено. В 3 учебных заведениях выявлены незначительные нарушения, в 10 – содержание и качество подготовки не соответствовали установленным требованиям: ниже критериального значения 3 и более дисциплин по проверяемым специальностям. Ректорам вузов направлены предписания на качество подготовки по имеющим замечания специальностям. Кстати, А.А. Киринюк напомнил о том, как на одной из коллегий обсуждалось одно из этих 10 учебных заведений – филиал Российского государственного социального университета в г. Советском. Тогда при прохождении процедуры государственной аккредитации этому образовательному учреждению было указано на низкое качество подготовки, и у ряда членов коллегии возникли сомнения в целесообразности аккредитации филиала. И вот филиал вновь, что называется, «засветился».

Проверка обнаружила многочисленные нарушения в работе представительств вузов. Лишь 3 из 25 работают в соответствии с законодательством. В 7 представительствах нарушения серьезные, поэтому решено направить ректорам вузов предписания, а учредителям – письма о необходимости ликвидации указанных представительств. 9 представительств, не дожидаясь проверки, заявили о самостоятельной ликвидации.

Рособрнадзор будет отслеживать состояние исполнения направленных предписаний, отметила Л.Н. Глебова.

На заседании, состоявшемся 9 декабря 2008 года, коллегия вернулась к рассмотрению вопроса о государственной аккредитации АНО ВПО «Московский областной гуманитарный институт». Он был снят с рассмотрения на заседании Аккредитационной коллегии в октябре 2008 года до проведения дополнительной проверки достоверности информации по показателям государственной аккредитации, представленной образовательным учреждением. Проверка подтвердила достоверность данных и показала, что государственные образовательные стандарты в вузе соблюдаются. Таким образом, учебное заведение может быть аккредитовано по статусу «институт».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аккредитация, любовь глебова, Рособрнадзор, с места события, ао-28

Похожие материалы:
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Внеочередное заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Развитие системы оценки качества образования
ЕГЭ: от эксперимента – к штатному режиму
Аккредитационные процедуры совершенствуются
Развитие форм оценки качества образования
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#101Луховицкий авиационный техникум развивает социальное партнерство
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
#96Исследовательское образование
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»