Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании

В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.

Просмотров: 35

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

ФРАЛЬЦОВА Тамара Анатольевна

ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, кандидат педагогических наук, доцент

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович

проректор по международной деятельности Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, доктор технических наук, профессор.

В центре ответственности

В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. По этой причине молодежь в ряде случаев трудится не по специальности или пополняет ряды безработных. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.

Сведение баланса

Отсутствие отлаженного взаимодействия систем образования и рынка труда является, вероятно, одним из самых слабых мест российской высшей школы [1]. Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов. Так, например, отсутствуют достоверные данные о потребностях в специалистах с высшим образованием отдельных предприятий и отраслей в целом [1]. Нет и полноценных сведений о структуре выпуска вузами специалистов разных направлений и специальностей в региональном разрезе. Для решения проблемы в 2016 году Минобрнауки РФ, Пенсионный фонд РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об обмене информацией по результатам мониторинга и анализа трудоустройства выпускников вузов [12].

Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов.

Соглашение предусматривает механизм обмена специализированной информацией между внутриведомственными базами данных. В частности, ПФР будет предоставлять профильному министерству информацию о трудоустройстве выпускников вузов в разрезе каждой образовательной организации и с учетом географии мест работы выпускников по субъектам РФ [12]. В связи с этим одним из показателей, весомым при распределении контрольных цифр приема (КЦП), являются данные мониторинга трудоустройства выпускников.

В 2016 году специалистами Минобрнауки РФ были обработаны персональные данные 1,172 млн. выпускников вузов [10]. Самыми вост­ребованными (80-90 % трудоустройства) направлениями подготовки оказались [10] энергетика и ядерные технологии, сестринское дело, фармацевтика, электрическая и тепловая энергетика, химические технологии. Таким образом, на российском рынке труда сегодня особым спросом пользуются инженеры, технологи, медики и педагоги. Что касается выпускников самых многочисленных по числу обучающихся направлений подготовки – юриспруденции и экономики, то сразу после окончания вуза трудоустраиваются только 40 % юристов, а экономистов – лишь 20 %.

При распределении КЦП Минобрнауки РФ планирует продолжить практику первоочередного обеспечения кадрами направлений (специальностей), соответствующих приоритетным задачам модернизации и технологического развития отечественной экономики [11]. В качественную основу этого подхода положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники [11], а также критические технологии [7], базирующиеся на таких критериях [6], как вклад в ускорение ВВП РФ и совершенствование его структуры, повышение конкурентоспособности российской экономики и обеспечение национальной безопасности. Количественно такой подход, как и в прошлые годы, будет осуществляться, прежде всего, за счет уменьшения плана приема по программам, не являющимся профильными для соответствующих вузов [2].

Обобщающими структурами, обеспечивающими выработку и принятие решения по количественным параметрам приема студентов в вузы, могут стать соответствующие центры ответственности.

Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.

Правила распределения

Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.

При распределении КЦП в работе центров учитывается ряд показателей. В первую очередь – общая численность населения РФ в возрасте от 17 до 30 лет (см. рис. 1), которую необходимо привести в соответствие с цифрами доступности высшего образования (57 мест на 100 выпускников школ). В результате реализации такого подхода общее количество бюджетных мест на первый курс во все вузы РФ на 2017-2018 учебный год должно составить 597,6 тыс.

Также необходимо принимать во внимание приоритеты развития отдельных регионов и отраслей экономики РФ, выражающиеся в численной потребности тех или иных кадров. Напомним, что с 2013 года набор студентов в российские вузы впервые стал проводиться в рамках новой образовательной концепции – предварительного заказа необходимого региону количества бюджетных мест в вузы по конкретным направлениям подготовки [8]. Кроме того, был сформирован федеральный фонд вакантных бюджетных мест в вузы, из которого образовательные организации сверх заявки региона также могли получить бюджетные места.

В 2014 году объемы КЦП федеральной и региональной частей конкурса формировались следующим образом [13]: для направлений подготовки по программам бакалавриата и специальностей – 70 % на региональную часть конкурса и 30 % на федеральную; для направлений магистратуры – 30 и 70 % соответственно. По ряду направлений подготовки и специальностей установлены особые соотношения региональной и федеральной частей конкурса [13]. Так, с учетом линейной специфики деятельности отраслевых работодателей весь объем КЦП по большинству направлений подготовки и специальностей транспортной сферы определяется только на федеральном уровне. В сфере педагогики и здравоохранения доля региональной части увеличена до 80 % в силу большого объема целевой подготовки в интересах субъектов РФ.

В результате рассмотренных процессов произошли существенные структурные изменения в контрольных цифрах приема студентов по различным направлениям, скорее даже образовательным областям обучения (см. табл. 1).

Предлагаемая система формирования объемов и структуры КЦП, учитывающая предложения центров ответственности на основе анализа рынка, отраслевой и региональной потребности, положительно оценивается большинством заинтересованных организаций, подготавливающих и потребляющих специализированные кадры. Это означает, что необходимый баланс между спросом и предложением на рынке труда может быть достигнут в обозримом будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абанкина И.В., Бинингтон Л., Вахштайн В.С., Вознесенская Е.Д., Горбунова Е.М., Железов Б.В., Озерова О.К. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации // oecdcentre.hse.ru/data/2010/03/01/1232768513/3.pdf
  2. Воробьев А.Е. Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза // «Аккредитация в образовании», № 1 (85), 2016. – C. 31-33.
  3. Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Целесообразность опережающего развития сырьевых университетов СНГ // «Горные науки и технологии», № 3, 2016. – С. 61-73.
  4. Лисов В.И., Воробьев А.Е. Современные механизмы, пути и возможности совершенствования образовательной деятельности в РГГРУ-МГРИ // «Альма-матер. Вестник высшей школы», № 1, 2016. – С. 6-12.
  5. Каверн И.В. Порядок конкурса на распределение контрольных цифр приема в 2013 году // «Советник в сфере образования», № 2, 2013. – С.  30-34.
  6. Кольцов А.В., Октябрьский А.М., Хабарова Т.В. Критические технологии и приоритетные направления развития науки и техники в рамках реализации ФЦП развития научно-технологического комплекса Российской Федерации // «Инноватика и экспертиза», выпуск 3(18), 2016. – С. 31-54
  7. Критические технологии Российской Федерации // Утверждены Президентом РФ 30.02.2002, № Пр-578 и 21.05.2006 № Пр-842.
  8. Лобасова М.С., Патрин Г.С. Проблемы планирования вузами КЦП (контрольных цифр приёма) в свете нового закона об образовании // «Вестник Восточно-Сибирской открытой академии», № 9, 2013.
  9. Мирский А.С. Контрольные цифры приёма в вузы останутся на уровне 2011 года // «Совет ректоров», № 1, 2012. – С. 2-5.
  10. Некоторые итоги мониторинга по трудоустройству выпускников вузов // academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/829072-nekotorye-itogi-monitoringa-po-trudoustrojstvu-vypusknikov-vuzov.
  11. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации // Утверждены Президентом РФ 30.03.2002, № Пр-577 и 21.05.2006 № Пр-843.
  12. ПФР, Минобрнауки РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об информационном взаимодействии // pfrf.ru/branches/baikonur/news/~2015/04/08/88103.
  13. Справка «О планировании объема контрольных цифр приема граждан на 2014 год» //bit.ly/ao94FV62-64.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-94, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, Рособрнадзор

Похожие материалы:
Коротко об аккредитации коротких программ
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
В какие вузы стремятся поступить
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Процессы оптимизации российской высшей школы
СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Новые параметры проекта «5-100»
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»
Принять участие в конкурсе в этом году смогут предприятия (юридические лица) и студенты высших и...
Из журнала
#106Новый виток развития колледжа
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»