Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании

В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.

Просмотров: 15

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

ФРАЛЬЦОВА Тамара Анатольевна

ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, кандидат педагогических наук, доцент

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович

проректор по международной деятельности Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, доктор технических наук, профессор.

В центре ответственности

В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. По этой причине молодежь в ряде случаев трудится не по специальности или пополняет ряды безработных. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.

Сведение баланса

Отсутствие отлаженного взаимодействия систем образования и рынка труда является, вероятно, одним из самых слабых мест российской высшей школы [1]. Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов. Так, например, отсутствуют достоверные данные о потребностях в специалистах с высшим образованием отдельных предприятий и отраслей в целом [1]. Нет и полноценных сведений о структуре выпуска вузами специалистов разных направлений и специальностей в региональном разрезе. Для решения проблемы в 2016 году Минобрнауки РФ, Пенсионный фонд РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об обмене информацией по результатам мониторинга и анализа трудоустройства выпускников вузов [12].

Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов.

Соглашение предусматривает механизм обмена специализированной информацией между внутриведомственными базами данных. В частности, ПФР будет предоставлять профильному министерству информацию о трудоустройстве выпускников вузов в разрезе каждой образовательной организации и с учетом географии мест работы выпускников по субъектам РФ [12]. В связи с этим одним из показателей, весомым при распределении контрольных цифр приема (КЦП), являются данные мониторинга трудоустройства выпускников.

В 2016 году специалистами Минобрнауки РФ были обработаны персональные данные 1,172 млн. выпускников вузов [10]. Самыми вост­ребованными (80-90 % трудоустройства) направлениями подготовки оказались [10] энергетика и ядерные технологии, сестринское дело, фармацевтика, электрическая и тепловая энергетика, химические технологии. Таким образом, на российском рынке труда сегодня особым спросом пользуются инженеры, технологи, медики и педагоги. Что касается выпускников самых многочисленных по числу обучающихся направлений подготовки – юриспруденции и экономики, то сразу после окончания вуза трудоустраиваются только 40 % юристов, а экономистов – лишь 20 %.

При распределении КЦП Минобрнауки РФ планирует продолжить практику первоочередного обеспечения кадрами направлений (специальностей), соответствующих приоритетным задачам модернизации и технологического развития отечественной экономики [11]. В качественную основу этого подхода положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники [11], а также критические технологии [7], базирующиеся на таких критериях [6], как вклад в ускорение ВВП РФ и совершенствование его структуры, повышение конкурентоспособности российской экономики и обеспечение национальной безопасности. Количественно такой подход, как и в прошлые годы, будет осуществляться, прежде всего, за счет уменьшения плана приема по программам, не являющимся профильными для соответствующих вузов [2].

Обобщающими структурами, обеспечивающими выработку и принятие решения по количественным параметрам приема студентов в вузы, могут стать соответствующие центры ответственности.

Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.

Правила распределения

Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.

При распределении КЦП в работе центров учитывается ряд показателей. В первую очередь – общая численность населения РФ в возрасте от 17 до 30 лет (см. рис. 1), которую необходимо привести в соответствие с цифрами доступности высшего образования (57 мест на 100 выпускников школ). В результате реализации такого подхода общее количество бюджетных мест на первый курс во все вузы РФ на 2017-2018 учебный год должно составить 597,6 тыс.

Также необходимо принимать во внимание приоритеты развития отдельных регионов и отраслей экономики РФ, выражающиеся в численной потребности тех или иных кадров. Напомним, что с 2013 года набор студентов в российские вузы впервые стал проводиться в рамках новой образовательной концепции – предварительного заказа необходимого региону количества бюджетных мест в вузы по конкретным направлениям подготовки [8]. Кроме того, был сформирован федеральный фонд вакантных бюджетных мест в вузы, из которого образовательные организации сверх заявки региона также могли получить бюджетные места.

В 2014 году объемы КЦП федеральной и региональной частей конкурса формировались следующим образом [13]: для направлений подготовки по программам бакалавриата и специальностей – 70 % на региональную часть конкурса и 30 % на федеральную; для направлений магистратуры – 30 и 70 % соответственно. По ряду направлений подготовки и специальностей установлены особые соотношения региональной и федеральной частей конкурса [13]. Так, с учетом линейной специфики деятельности отраслевых работодателей весь объем КЦП по большинству направлений подготовки и специальностей транспортной сферы определяется только на федеральном уровне. В сфере педагогики и здравоохранения доля региональной части увеличена до 80 % в силу большого объема целевой подготовки в интересах субъектов РФ.

В результате рассмотренных процессов произошли существенные структурные изменения в контрольных цифрах приема студентов по различным направлениям, скорее даже образовательным областям обучения (см. табл. 1).

Предлагаемая система формирования объемов и структуры КЦП, учитывающая предложения центров ответственности на основе анализа рынка, отраслевой и региональной потребности, положительно оценивается большинством заинтересованных организаций, подготавливающих и потребляющих специализированные кадры. Это означает, что необходимый баланс между спросом и предложением на рынке труда может быть достигнут в обозримом будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абанкина И.В., Бинингтон Л., Вахштайн В.С., Вознесенская Е.Д., Горбунова Е.М., Железов Б.В., Озерова О.К. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации // oecdcentre.hse.ru/data/2010/03/01/1232768513/3.pdf
  2. Воробьев А.Е. Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза // «Аккредитация в образовании», № 1 (85), 2016. – C. 31-33.
  3. Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Целесообразность опережающего развития сырьевых университетов СНГ // «Горные науки и технологии», № 3, 2016. – С. 61-73.
  4. Лисов В.И., Воробьев А.Е. Современные механизмы, пути и возможности совершенствования образовательной деятельности в РГГРУ-МГРИ // «Альма-матер. Вестник высшей школы», № 1, 2016. – С. 6-12.
  5. Каверн И.В. Порядок конкурса на распределение контрольных цифр приема в 2013 году // «Советник в сфере образования», № 2, 2013. – С.  30-34.
  6. Кольцов А.В., Октябрьский А.М., Хабарова Т.В. Критические технологии и приоритетные направления развития науки и техники в рамках реализации ФЦП развития научно-технологического комплекса Российской Федерации // «Инноватика и экспертиза», выпуск 3(18), 2016. – С. 31-54
  7. Критические технологии Российской Федерации // Утверждены Президентом РФ 30.02.2002, № Пр-578 и 21.05.2006 № Пр-842.
  8. Лобасова М.С., Патрин Г.С. Проблемы планирования вузами КЦП (контрольных цифр приёма) в свете нового закона об образовании // «Вестник Восточно-Сибирской открытой академии», № 9, 2013.
  9. Мирский А.С. Контрольные цифры приёма в вузы останутся на уровне 2011 года // «Совет ректоров», № 1, 2012. – С. 2-5.
  10. Некоторые итоги мониторинга по трудоустройству выпускников вузов // academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/829072-nekotorye-itogi-monitoringa-po-trudoustrojstvu-vypusknikov-vuzov.
  11. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации // Утверждены Президентом РФ 30.03.2002, № Пр-577 и 21.05.2006 № Пр-843.
  12. ПФР, Минобрнауки РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об информационном взаимодействии // pfrf.ru/branches/baikonur/news/~2015/04/08/88103.
  13. Справка «О планировании объема контрольных цифр приема граждан на 2014 год» //bit.ly/ao94FV62-64.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-94, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, Рособрнадзор

Похожие материалы:
Процессы оптимизации российской высшей школы
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
В какие вузы стремятся поступить
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
Новые параметры проекта «5-100»
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Коротко об аккредитации коротких программ
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Из журнала
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#95Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
#94Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#95Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве