Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования

Изменения касаются как содержания (в частности, возвращения в школьную программу предмета «Астрономия»), так и управления школьным образованием (общеобразовательные организации ожидает переподчинение с муниципального на региональный уровень).

Просмотров: 16

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

Общее выходит на высший уровень

Канун нового учебного года оказался обильным на министерские инициативы в сфере общего образования. Причем анонсированные изменения касаются как содержания (в частности, возвращения в школьную программу предмета «Астрономия»), так и управления школьным образованием (общеобразовательные организации ожидает переподчинение с муниципального на региональный уровень).

На первый взгляд, объявленные преобразования касаются только системы общего образования. Однако очевидно, что они будут иметь резонанс и для высшей школы, а их успех в определенной степени зависит и от участия вузовского сообщества. О сути этой взаимосвязи, а также о подробностях самих министерских инициатив рассказывает аккредитованный эксперт Рособрнадзора, кандидат педагогических наук Лариса ЛЬВОВА.

Астрономия станет обязательной

Министерством образования и науки РФ введен в действие приказ от 29 июня 2017 года, № 613 «О внесении изменений в федеральный государст­венный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года, № 413». Согласно ему в стандарт среднего общего образования внесено важное изменение.

Главным новшеством в содержании среднего общего образования является включение учебного предмета «Астрономия». Существенные изменения в ФГОС СОО внесены в раздел 9.6, предметная область «Естественные науки»: учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология» базового и углубленного уровней освоения теперь дополнены учебным предметом «Астрономия» на базовом уровне освоения.

Приказом № 613 дополнены требования к предметным результатам освоения базового курса астрономии, которые должны отражать сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной, а также понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Новый предмет направлен на овладение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой. Изучение астрономии в 10-11 классах сформирует у учащихся представления о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Итак, осенью 2017 года в школу вернулась астрономия <…> Для вузов это символический сигнал о необходимости срочной разработки и внедрения программ повышения квалификации учителей по предмету «Астрономия», программ профессиональной переподготовки, а также подготовки к аккредитации новых образовательных программ высшего образования.

Предмет «Астрономия», в настоящее время включенный в обязательную часть содержания среднего общего образования, ранее был предусмотрен ФГОС СОО в соответствии с п. 18.3 как дополнительный учебный предмет, курс по выбору обучающихся, в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную дея­тельность.

Включение астрономии в обязательную часть обязывает школы к соблюдению требований к учебному плану, в соответствии с чем количество часов учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы среднего общего образования на одного обучающегося не изменяется, оставаясь в рамках требований ФГОС: не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Следовательно, каждая школа обязана внести изменения в свою основную образовательную программу, включив астрономию в учебный план, исходя из действующего объема часов, перераспределив количество часов по предметам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, согласовать и утвердить программу в порядке, установленном локальными нормативными актами школы, и приступить к реализации в текущем учебном году.

Нужно ли школе ждать распорядительных документов от учредителя или дополнительных указаний и методических рекомендаций о включении астрономии? В соответствии с п. 6, ч. 3, ст. 28 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273 к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Также общеобразовательные организации руководствуются приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года, № 1015, в соответст­вии с п. 9 которого «общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями». Таким образом, разработка и утверждение образовательной программы, а также внесение в нее изменений и дополнений в соответствии с изменениями в ФГОС – обязанность и ответственность образовательной организации. При этом, включая астрономию в общеобразовательную программу 10-11 классов, школа должна разработать полный комплект документов, который в соответствии с п. 10 приказа № 1015 включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с ФГОС СОО учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом. В том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». При этом астрономия, включенная в обязательную часть на базовом уровне, по решению школы может быть также дополнительно включена в учебный план профиля (естественнонаучного или углубленного изучения дисциплин данной предметной области).

Обязательными требованиями ФГОС СОО являются требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Важнейшими из них, наряду с материально-техническими условиями (оснащенными кабинетом и (или) кабинетами для учебной и проектной деятельности), являются требования к обеспечению учебными пособиями: не менее одного учебника на каждого обучающегося в соответствии с федеральным перечнем учебников.

Следует отметить, что приказом Мин­обрнауки РФ от 20 июня 2017 года, № 581 в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включен учебник по астрономии для 10-11 классов (автор – Чаругин В.М., издательство «Просвещение»).

Существенным требованием ФГОС СОО выступает требование к кадровым условиям (п. 22). В связи с появлением нового обязательного предмета школа обязана обеспечить реализацию программы квалифицированными кадрами, а значит – соответствие уровня квалификации учителей и непрерывность их профессионального развития при реализации учебного предмета «Астрономия». В связи с этим учителя, имеющие выс­шее педагогическое образование по специальности, соответствующей предметной области естественнонаучных дисциплин, для преподавания астрономии должны пройти повышение квалификации в части освоения требований ФГОС, содержания и методики преподавания астрономии в условиях непрерывного профессионального развития.

В рамках этих институциональных трансформаций региональные вузы имеют большие шансы стать градообразующими университетскими центрами повышения качества школьного образования.

Итак, осенью 2017 года в школу вернулась астрономия. Для общеобразовательных организаций это означает кропотливую работу по внедрению нового предмета. Но для вузов это символический сигнал о необходимости срочной разработки и внедрения программ повышения квалификации учителей по предмету «Астрономия», программ профессиональной переподготовки, а также подготовки к аккредитации новых образовательных программ высшего образования, направленных на подготовку квалифицированных кадров сферы общего образования для реализации предметной области естественных наук. Возвращение астрономии в школу – один из приоритетных шагов усиления интереса школьников к науке, научным основам познания. Вслед за этим шагом, вероятно, будут и другие: профильные и олимпиадные проекты в вузах, активное вовлечение школьников и студентов в научные исследования, и есть надежда на научные прорывы вузовской науки.

К единому образовательному пространству

В соответствии со ст. 9 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. К муниципальным полномочиям законодательно также отнесены обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Действующая законодательнаяправовая норма осенью 2017 года была подвержена инициативе публичного обсуждения с необходимостью последующих действий по внесению изменений в федеральное законодательство. Инициатором выступила министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева.

Губернаторы и главы республик, вице-губернаторы и министры образования из 33 регионов России 29 сентября 2017 года стали участниками семинара «О совершенствовании управления школьным образованием», проведенного в Минобрнауки РФ. Представители региональной власти поддержали инициативу министерства и выразили намерение стать пилотными регионами в апробации новых моделей управления образованием.

Во время встречи министр образования О.Ю. Васильева выразила официальную государственную позицию о необходимости усиления государст­венного контроля над содержанием и качеством образования. В частности, подчеркнула:

– У нас школа оказалась абсолютно оторвана от всего: и в плане контроля – кто, чему и как учит, и в плане того, как и где преподаются и изучаются образовательные программы, что в итоге проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, но их реализацию не контролируют. Не может быть содержания образования без контроля.

Усиление государственного конт­роля над образованием в соответст­вии с федеральным законодательством основано на принципе государственной образовательной политики единст­ва образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций разных народов в условиях многонационального государства. Действующая в настоящее время система государственного и муниципального подчинения школ имеет множество несогласованностей и противоречий в части управления образованием, ослабляет функции государственного контроля, не обеспечивает равных условий получения качественного образования на всем пространстве России.

Единая федеральная образовательная политика направлена на консолидацию усилий всех ветвей власти и создание единого образовательного пространства. По мнению министра О.Ю. Васильевой, внедрение новых моделей управления обеспечит более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования.

В рамках пилотного проекта в период до конца октября 2017 года конкурсной комиссией Минобрнауки РФ на основе поданных от регионов заявок будут сформированы модели и группы пилотных проектов. Они получат федеральную финансовую поддержку на внедрение новых моделей управления образованием. Трансформация институтов управления образованием направлена на внедрение механизмов единого образовательного пространства, реализацию условий для внедрения сетевых форм обучения, развитие государственно-общественного управления отраслью. Организационно-управленческие механизмы сопряжены с финансово-экономическими, что позволит упорядочить процедуры финансирования, обеспечить их прозрачность на всех этапах трансфертов, минимизировать финансовые риски в процессе изменения уровней учредительства. В соответствии с планами и прогнозами преобразование институтов управления в общем образовании обеспечит качественный рост управленческих кадров и в целом формирование новых проектных команд, которые пройдут обучение и будут включены в управленческий процесс. Реализация проекта началась осенью 2017 года и в дальнейшем будет сопровождаться ежемесячным мониторингом динамики результатов.

Проект, направленный на изменение механизмов и повышение эффективности управления образованием 44 тыс. муниципальных школ в России, в ближайшей перспективе потребует обновления кадров, ресурсной и информационной базы, активного участия профессионального сообщества и родительской общественности в процессах государственно-общественного управления образованием. В рамках этих институциональных трансформаций региональные вузы имеют большие шансы стать градообразующими университетскими центрами повышения качества школьного образования. На региональном уровне вузы должны стать территориальными партнерами проектов. Качество муниципального школьного образования должно стать предметом заботы вузов. В этом долгосрочные программы обеспечения качества подготовки абитуриентов и, как следствие, потенциал повышения качества образования в высших учебных заведениях.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: школьные дневники, ао-97, высшее образование, Рособрнадзор, общеобразовательная школа, ФГОС

Похожие материалы:
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Опыт дуального обучения и перспективы его развития
Год учителя. Итоги
Родительский комитет Краснодара
Современная школа развития
Новые параметры проекта «5-100»
Женская гимназия XXI века
О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
Образование: через призму двух парадигм

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
IV форум по развитию НСК в России проходит в Москве
Четвертый Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» проводится под эгидой...
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
В Центре технологической поддержки образования, действующего в лаборатории цифрового производства...
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Статья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году...
Подведены итоги Всероссийской конференции «От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения»
Особое внимание участники конференции уделили вопросам изменения системы образования с учетом...
Студент ВИТИ НИЯУ МИФИ стал победителем выставки проектов на кубке Клуба робототехники
Робототехника на сегодняшний день является самым перспективным из инновационных направлений....
Из журнала
#96Эксперты делятся своим взглядом на принципиально важные вопросы в сфере образования
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#96Советы студентов предпринимателям и педагогам
#100Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2017
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Информационная лента
12:48Молодые станкостроители соберутся в Стерлитамаке на чемпионате WorldSkills
11:29В СФУ пройдёт meet-up «Начало. Научно-технологические заделы молодых учёных Сибири»
11:24Актуальные вопросы аккредитации в образовании
11:22Опыт НИЯУ МИФИ на международной конференции «Третья миссия университета»
11:19В КФУ проходит курс повышения квалификации в области нехирургических способов лечения рака