Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации

Интернационализация поставила перед образовательными организациями страны важную задачу – модернизировать деятельность подразделений по работе с иностранными студентами. С февраля 2018 года Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации специалистов. Представители издательства побывали на одной из сессий первого модуля программы «Развитие экспорта российского образования».

Просмотров: 250

Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.

Движение на новом уровне: Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГСф при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
 

Интернационализация поставила перед образовательными организациями страны важную задачу – модернизировать деятельность подразделений по работе с иностранными студентами. С февраля 2018 года Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации специалистов. Представители издательства побывали на одной из сессий первого модуля программы «Развитие экспорта российского образования».

ЗАДАЧА по увеличению доли несырьевого экспорта страны за счет повышения привлекательности российского образования на международном рынке поставлена Правительством РФ в конце мая 2017 года. Согласно целевым параметрам приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»[1] к 2025 году количество обучающихся по очной форме в организациях ВО и СПО РФ должно составить 710 тыс., а объем полученных от экспорта внебюджетных средств – более 373 млрд. рублей. Цифры серьезные, процесс трудоемкий и комплексный, времени на его реализацию отведено немного. Между тем на текущем этапе развития российская система образования не готова к реализации экспорта в полную силу.

​Из выступления министра образования и науки РФ Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ на Российском инвестиционном форуме (февраль, 2018):

– Руководство Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ, приступая к реализации возложенной на него задачи, совершенно справедливо акцентировало внимание на разработке моделей инструментального взаимодействия с иностранными партнерами.

Среди препятствий эксперты отмечают отсутствие консолидации специалистов международных отделов образовательных организаций. Сотрудники «размазаны» по структурам университетов, не позиционируют себя в качестве командных игроков, их действия не скоординированы. Аналогичная ситуация наблюдается и на уровне различных ведомств: действия этих структур не согласованы между собой, что приводит к возникновению дополнительных барьеров.

Необходимо решить множество задач: создать дружелюбную для иностранных студентов среду, усовершенствовать функционал международных служб вузов, особенно в части рекрутинга. Так как проект инновационный и во многом прорывной, за короткий срок необходимо сформировать новые компетенции кадров. Например, наращивать предпринимательский потенциал – учить специалистов создавать и продвигать продукт на международном образовательном рынке.

​​Вера СКОРОБОГАТОВА, директор Главного государственного экспертного центра оценки образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

– В рамках реализации приоритетного проекта по развитию экспорта образования РФ можно отметить такие проблемы, как, например, недопонимание важности международной деятельности руководителями образовательных организаций, недостаточную координацию различных служб университета в части международной деятельности, наличие административных барьеров. В этой ситуации всем участникам процесса важно нащупать баланс и действовать сообща. Необходимы синергетический эффект и политическая воля, сбалансированность нормативно-правовой базы и действий различных органов.

 

С сентября 2017 года Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ осуществляет научное обоснование, аналитическое, организационно-техническое и информационное обеспечение развития экспорта и интернационализации российского образования. Одно из направлений деятельности – обучение по программам ДПО.

Первыми участниками программы повышения квалификации «Развитие экспорта российского образования», стартовавшей в начале февраля 2018 года, стали более 40 представителей вузов из 25 регионов РФ. При обучении на базе Северо-Западного института управления (филиал РАНХиГС) была реализована технология погружения – слушатели находились на рабочих площадках практически круглосуточно. Положительная реакция профессиональной общественности, в том числе на уровне Минобрнауки РФ, вдохновила организаторов на продолжение «эксперимента»: по первому модулю «Целевые модели экспорта образования и их реализация в приоритетных странах по набору иностранных студентов» обучение прошли 5 групп – почти 200 человек из 20 регионов России.

СЕССИЯ для слушателей пятой «волны» состоялась в конце марта. Руководители и сотрудники международных служб столичных и региональных вузов, а также организаций СПО прослушали лекции ведущих экспертов в сфере образования и приняли участие в проектной работе.

Как осуществлять дистанционный прием? Взаимодействовать с международными службами вузов стран-потенциальных поставщиков иностранных студентов? Какова статистика по реализации экспорта? Как проводить приемную кампанию? Эти и многие другие интересовавшие аудиторию вопросы были освещены в теоретическом блоке: выступлениях главного научного сотрудника центра Гульнары Красновой, профессора кафедры проектного управления в сфере образования РАНХиГС Игоря Башкатова, директора Главэкспертцентра Веры Скоробогатовой, начальника Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества Марка Калинина.

Гульнара КРАСНОВА, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

– Сотрудники международных служб – одна из самых динамично развивающихся категорий специалистов. В силу того, что эти люди находятся на передовой, уровень их профессиональной подготовки должен быть очень высоким. В неменьшей степени важны личностные качества: нужно быть неравнодушным человеком, готовым помогать людям, энтузиастом своего дела. Так как слушатели курсов повышения квалификации обладают необходимыми компетенциями, можно утверждать, что перспективы проекта по развитию экспорта российского образования определенно хорошие.

Тематика лекций отразила широкий круг актуальных вопросов: внедрение целевых моделей экспорта[2], маркетинговые исследования приоритетных стран приема, инструменты продвижения образовательных услуг российских вузов на зарубежных рынках, ряд других.

Обобщением уже имеющихся и новых знаний, а также профессионального опыта слушателей стала проектная работа. За 10 академических часов группы, объединенные профилем вузов (например, техническим) или по территориальному признаку (сотрудники подразделений одной образовательной организации), должны были разработать прототип проекта, который, в перспективе, мог бы оказаться прикладным для конкретного вуза.

Практический модуль программы курсов оказался самым сложным как для слушателей пятого, так и предыдущих наборов, поскольку в большинстве своем международники никогда ранее не сталкивались с проектным управлением. Здесь им пришлось выступить в непривычной для себя роли менеджеров-стратегов, существующих в пространстве возможностей, а не ограничений внутреннего и внешнего планов.

Игорь БАШКАТОВ, доктор технических наук, профессор кафедры проектного управления в сфере образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

– Сотрудникам международных служб следует быть готовыми к большим изменениям, понимать, что если есть инициатива снизу, то и административный ресурс заработает. Конечно, на всё повлиять невозможно, но всегда по силам найти механизмы решения доступных вопросов, особенно при наличии соответствующих знаний и амбиций.

Объясняя нюансы технологии подготовки проектной работы, модератор одной из рабочих групп – профессор кафедры проектного управления в сфере образования РАНХиГС Игорь Башкатов – акцентировал внимание на том, что для решения многих профессиональных задач необходимо подняться над административной рутиной на уровень фундаментальных понятий. Другим словами, главным должен стать вопрос «почему?».

Для иллюстрации: студенту из Сирии грозит отчисление, так как уровень его языковой подготовки не позволяет обучаться далее. Вероятнее всего, он уедет домой неудовлетворенным, поскольку не получил услугу. Чтобы разобраться с ситуацией, необходимо понять, почему так произошло. Например, рассмотреть в качестве причины дискоординацию деятельности структур, осуществляющих импорт образования и действовать, исходя из этой предпосылки.

В процессе командной работы, организованной в формате круглого стола, слушатели неоднократно выходили из зоны комфорта. В частности, довольно непросто пришлось на этапе выявления реальных проблем (противоречий): вместо них обсуждались важные, но рутинные рабочие вопросы (документооборот, языковой барьер, адаптация, коммуникация между отделами), что отнюдь не способствовало достижению поставленной перед группой цели. Сложно было абстрагироваться от эмоций, четко сформулировать предложения по проекту, найти точки пересечения интересов.

​Согласно целевым параметрам приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» к 2025 году количество обучающихся по очной форме в организациях ВО и СПО РФ должно составить 710 тыс., а объем полученных от экспорта внебюджетных средств – более 373 млрд. рублей.

РЕЗУЛЬТАТЫ работы группы представили на защите проектов, направленных на развитие и совершенствование деятельности международных структур образовательных организаций: «Оптимизация управления международной деятельностью вуза в условиях увеличения численности обучающихся», «Учебный инкубатор как элемент социальной адаптации иностранных студентов», «Формирование лояльной среды в приоритетных странах по проекту экспорта российского образования», «Развитие билингвального обучения как один из важнейших инструментов привлечения иностранных студентов».

Комиссия отметила в целом высокий уровень представленных проектов, при этом были сделаны и замечания: неточность употребления терминологии и формулировок, недостаточное знание сотрудниками международных служб возможностей системы, в которой они работают, отсутствие бизнес-расчетов, недостаточная продуманность организационного механизма реализации.

По отзывам слушателей, курсы повышения квалификации оказались весьма полезными, так как позволили систематизировать знания, рассмотреть новые возможности оптимизации и расширения диапазона профессиональной деятельности, провести «работу над ошибками», обменяться опытом с коллегами.

Занятия второго модуля программы «Рекрутинг иностранных студентов» состоялись в начале апреля. До конца года планируется обучить слушателей заключительного, третьего модуля, который будет посвящен преимущественно вопросам нормативно-правового обеспечения экспорта российского образования.

Эксперты констатируют: движение на новом уровне уже началось. Для сохранения положительной динамики очень важно не останавливаться на достигнутом – пусть с оглядкой на внешние факторы и форс-мажоры, но двигаться вперед, наращивая потенциал для достижения поставленной цели.

Людмила СУЛЬДИНА.

 [1]Подробнее в ст. «Экспорт образования: паспортные данные» // «Аккредитация в образовании». – 2017. – № 3 (95). – С. 16-19.

[2]Подробнее в цикле статей Г.А. Красновой, А.А. Байкова, Е.Я. Араповой о моделях экспорта образования («Аккредитация в образовании»: № 8 (100), с. 36-40; № 1 (101), с. 40-43; № 2 (102), с. 14-16; № 3 (103), с.17-19 (продолжение следует).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Поколение учащихся за рубежом
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
Формирование механизма международного сотрудничества в системе СПО
РАНХиГС и Университет Ниццы создадут совместную образовательную программу
Китайские студенты за рубежом
«Россотрудничество»: продвижение российского образования за рубежом
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Модель экспорта образования: онлайн-обучение

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ