Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузовВ серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель пятая: «Сетевое взаимодействие вузов». Просмотров: 1225
Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.
Описание моделии цели её реализации С принятием в 2012 году нового закона об образовании сетевое взаимодействие российских вузов получило большое распространение.[1]
Основные направления сетевого взаимодействия в рамках вузовских консорциумов – это, прежде всего, развитие академической входящей и исходящей мобильности студентов. Перспективные направления этого взаимодействия: реализация программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и другие) на территории Российской Федерации, довузовская подготовка, а также организация и проведение обучения русскому языку как иностранному на базе вузов-партнеров. Источниками финансирования сетевого взаимодействия могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства. Благодаря тому, что сетевое взаимодействие охватывает национальные вузы разных стран, в рамках рекрутинговых кампаний это дает вузам дополнительную возможность набора студентов из вузов-партнеров. Кроме того, как правило, деятельность образовательных организаций в рамках сетевых партнерств поддерживается ректоратом, на нее выделяются организационные и финансовые ресурсы.
Крайне активно ряд вузов использует участие в консорциуме сетевых университетов в приемной кампании. Например, проводят дни открытых дверей в кампусах университетов-партнеров, организуют летние школы для студентов университетов-партнеров, а также ознакомительные поездки и краткосрочные академические обмены. Все эти мероприятия повышают международную узнаваемость вуза и могут стать одним из инструментов рекрутинга. Большое преимущество набора студентов в рамках сетевых университетов также заключается в том, что для студентов создается целый ряд преференций, предоставляются гранты, условия поступления на обучение оговариваются и принимаются всеми вузами-участниками сети. Минусы заключаются в том, что не все образовательные программы вуза реализуются в рамках сетевого взаимодействия. Кроме того, могут быть ограничения по числу участвующих в этих образовательных программах студентов. Реализация модели будет способствовать достижению основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: таких как количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, и объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования.
Страновой опыт В настоящее время с участием российских вузов функционируют следующие сетевые университеты: Университет Шанхайской организации сотрудничества, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет, Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС. Все они были созданы в разное время и находятся на разных этапах становления и развития. Если проанализировать состав российских вузов-участников сетевых консорциумов, можно увидеть, что в основном это одни и те же ведущие университеты страны. Например, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Российский университет дружбы народов являются участниками Сетевого университета СНГ, Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета БРИКС. В целом же большая часть российских вузов слабо развивает сетевое взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами. Вместе с тем участие в сетевом проекте может стать важным инструментом рекрутинга иностранных студентов. Большой потенциал кроется в развитии двустороннего сетевого взаимодействия, когда в создании сетевого университета участвуют два вуза из двух стран. Такое сотрудничество имеет целый ряд преимуществ: согласование образовательных программ, условий для поступления и прочего происходит гораздо быстрее из-за небольшого числа вузов-участников; меньше ограничений, которые вводятся на сетевое взаимодействие между вузами-участниками. Такая практика не получила массового распространения в России, где в основном функционируют большие многосторонние консорциумы вузов, объединенные в совместный сетевой университет. Создание консорциумов вузов часто происходит на межгосударственном уровне: решение принимается руководством двух или нескольких государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств. Или на институциональном уровне, когда решение принимается руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государств местонахождения участников, их уставов и локальных норм, применяемых в процессе образовательной, административной и иной деятельности, путем подписания соглашений о консорциуме. Вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица и с созданием его. За рубежом лидерами по числу сетевых университетов являются Франция – Франко-Немецкий университет (год создания – 1999), Франко-Итальянский университет (1998), Научно-технологический университет в Ханое (2010) и Германия – Германо-Иорданский университет (2004), Вьетнамско-Германский университет (2008), Турецко-Германский университет (2014).
В Германии можно говорить о наличии государственной образовательной политики по открытию и поддержке совместных университетов, созданных за рубежом при участии немецких и региональных университетов. В большинстве случаев эти совместные университеты созданы благодаря политическим инициативам «сверху вниз» – как следствие деклараций о намерениях двух глав государств или министров в соответствии с приоритетами внешней и культурной политики, стратегии развития стран [2]. Потенциальные риски и возможности РИСКИ
ВОЗМОЖНОСТИ
Первая модель: внутренняя интернационализация. Вторая модель: совместные образовательные программы. Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом. Четвертая модель: онлайн-обучение. Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов.
[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273. [2] A. Clausen, B. Schindler-Kovats, N. Stalf. Transnational Education ‘made in Germany’ A policy perspective on challenges, best practices and success stories // Journal of the European higher education area. – № 1 (4) 2011. – P. 1-20. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|