Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Академическая мобильность ангольских студентов

Общее количество ангольцев, получивших высшее образование в СССР и РФ, превышает 10 тыс. человек. Численность ангольских студентов в России на протяжении последних четырех лет постепенно возрастает.

Просмотров: 457

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Подготовка граждан Анголы в российских (советских) вузах началась в период освободительной борьбы страны с португальскими колонизаторами. По данным Студенческого отдела (SAE)1, общее количество ангольцев, получивших высшее образование в СССР и РФ, превышает 10 тыс. человек2. Численность ангольских студентов в России на протяжении последних четырех лет постепенно возрастает.

Статистические данные

Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, число граждан Анголы, выехавших на обучение за рубеж в 2013 году, составило 6 946 человек [1]. Основными принимающими странами являлись Бразилия и Португалия, а также ЮАР, США, Демократическая Республика Конго и Куба [2].

По данным ведомственной статистики Минобрнауки РФ [3], число студентов из Анголы, обучавшихся в 2013-2014 учебном году в российских вузах, составило 781 человек (см. табл. 1). Таким образом, около 11 процентов граждан Анголы, выехавших на обучение за рубеж в 2013 году, выбрали Россию.

Таблица 1. Число граждан Анголы, обучавшихся в вузах России по очной форме с 2009-2010 по 2013-2014 учебные годы, чел.

Число граждан Анголы, обучавшихся в вузах России

Стипендиальное обеспечение

По стипендиям для обучения за рубежом крупнейшей организацией для ангольских граждан является Национальный институт стипендий при Министерстве высшего образования, науки и технологии Республики Ангола. Через студенческие отделы при посольствах Республики Ангола за рубежом он несет полную ответственность за студентов, отправленных в зарубежные страны на обучение, и обеспечивает их финансирование (обучение, питание, проживание и медицинское страхование).

Объемы финансирования: от 5 500 до 7 тыс. долларов США в год для студентов бакалавриата и магистратуры и от 15 тыс. до 45 тыс. долларов США в год для аспирантов. Более высокие расходы предусмотрены для обучающихся в медицинских и творческих вузах.

Чтобы стать стипендиатом Национального института стипендий, заинтересованное лицо должно обратиться напрямую в эту организацию. Одним из основных критериев при отборе, как правило, является подготовка кадров для определенных отраслей, в которых нуждается Ангола. Кроме того, на Национальный институт стипендий возлагается функция осуществления учета и распределения стипендий, предоставляемых другими странами Анголе для подготовки кадров.

Заинтересованные лица могут претендовать на одно из этих мест при условии, что они отвечают требованиям со стороны страны-донора. Необходимо иметь хорошее состояние здоровья, достаточный уровень знаний (наличие соответствующих оценок по основным предметам, необходимых для поступления на выбранную специальность), знание иностранных языков и возраст до 25 лет.

Для получения магистерской степени стипендии для граждан Анголы предоставляются также в рамках программы The Esso Angolan Scholars Program. Кандидаты должны иметь гражданство Анголы, владеть английским языком и иметь степень бакалавра геологии, геохимии, геофизики. Избранные получают полную стипендию для обучения в вузах США и Великобритании, включающую оплату расходов на обучение, проживание, медицин­скую страховку, на покупку учебных материалов и текущие расходы.

Системное взаимодействие

Масштабы обучения ангольцев в СССР и России настолько велики, что в Анголе нет ни одной организации, ни одного министерства и ведомства, в которых бы не работали подготовленные в СССР, России и странах СНГ специалисты. Многие из них занимают высокие посты в государственной иерархии Анголы [4].

Россия регулярно выделяет гражданам Анголы квоты на обучение в вузах в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891. Число квот утверждается ежегодно и колеблется до 120 в год. В 2014-2015 учебном году по всем уровням обра­зования было выделено 62 квоты, а в 2015-2016 учебном году почти в два раза больше – 120. На условиях самофинансирования в 2013-2014 учебном году по очной форме в российских вузах обучались 508 ангольцев, таким образом, доля обучавшихся по контракту составила 65 процентов.

В настоящее время наиболее востребованными для студентов из Анголы являются подготовка в бакалавриате и магистратуре по экономике, юриспруденции, инженерно-техни­ческим специальностям, информационным технологиям, специальностям нефтегазового и аэрокосмического профилей, электроэнергетике, а также педагогическим профессиям [4].

С целью отбора наиболее талантливых выпуск­ников ангольских школ, жела­ющих обучаться по техническим направлениям подготовки в российских университетах, в стране проводится цикл мероприятий в рамках олимпиады «Время учиться в России!». В этом году в качестве критерия отбора большинства ангольских кандидатов использовался механизм тестирования по математике. Помимо Анголы, весной 2016 года мероприятия олимпиады состоялись в 14 странах, в том числе в четырех странах Африки: Намибии, Замбии, Эфиопии и Кении3.

Признание квалификаций

Ангола не является членом международных конвенций о признании квалификаций высшего образования, в том числе и Региональной конвенции ЮНЕСКО для стран Африки (Арушская конвенция о признании, 1981) [4]. Уполномоченным органом, осуществляющим признание иностранных квалификаций в академических и профессиональных целях, является Национальный институт оценки и аккредитации высшего образования, который находится в ведении Министерства выс­шего образования, науки и технологии Республики Ангола.

Вузы Анголы также имеют право осуществлять процедуру признания иностранных квалификаций при приеме студентов на обучение и специалистов на работу в соответствии со статьей 15 закона «Об улучшении качества услуг, предоставляемых институтами высшего образования», утвержденного декретом № 90/09 Совета министров Республики Ангола 15 декабря 2009 года.

Процедура признания иностранных квалификаций основана на общепринятых международных нормах. Национальный институт оценки и аккредитации высшего образования осуществляет оценку и признание иностранных квалификаций на платной основе.

Признание российских дипломов о высшем образовании происходит в соответствии с протоколом между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года, правопреемницей которого является Российская Федерация.

В настоящее время положения этого соглашения в значительной мере устарели и утратили свою актуальность. В нем не указаны такие российские квалификации высшего образования, как бакалавр и магистр, а из состава квалификаций высшего образования Анголы указаны только дипломы Университета им. Агостиньо Нето, который был единственным в стране в то время4. Очевидно, назрела необходимость подготовки и подписания нового двустороннего соглашения, в котором должны быть отражены современные реалии развития образования.

Ключевые факторы

Российским вузам, планирующим начать набор ангольских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

  • установление партнерских взаимоотношений с Национальным институтом стипендий Республики Ангола;
  • привлечение к приемной компании ангольских выпускников российских (советских) вузов;
  • участие в ежегодной международной образовательной выставке «Educa Angola», организуемой Министерством высшего образования, науки и технологии Республики Ангола, основными посетителями которой являются школьники и студенты, родители и представители средств массовой информации.

Для увеличения числа ангольских студентов в российских вузах в целом желательно:

  • Минобрнауки РФ увеличить число квот на обучение в российских вузах гражданам Анголы в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891;
  • Минобрнауки РФ инициировать обновление двустороннего протокола между правительст­вами СССР и Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года с учетом изменений в российском законодательстве об образовании;
  • с целью популяризации русского языка и русской культуры создать русский центр фонда «Русский мир» в Анголе.

Источники

  1. UNESCO Institute for Statistics. Outbound internationally mobile students by host region. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 25.01.2016)].
  2. UNESCO Institute for Statistics. Global Flow of Tertiary-level Students.
  3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 5 / Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований, 2015, с. 44.
  4. Рынок образовательных услуг. Ангола. М., РУДН, 2012.

СНОСКИ

  1. Студенческий отдел – структура, созданная Национальным институтом стипендий при Министерстве высшего образования, науки и технологии Республики Ангола для работы в странах, где число стипендиатов равно или превышает 300 человек.
  2. Подробнее: http://bit.ly/ao90kr2
  3. Подробнее: http://bit.ly/ao90kr3
  4. После обретения Анголой независимости Университет Луанды, созданный еще в колониальный период, был преобразован в Университет им. Агостиньо Нето. Первоначально он имел кампус только в Луанде, затем стали открываться факультеты и филиалы в других крупных городах страны.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Развитие академической мобильности французских студентов
Поколение учащихся за рубежом
Проект «5-100»: перезагрузка
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Китайские студенты за рубежом
Интернационализация японских университетов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Академическая мобильность индийских студентов
В России и мире развивается интернационализация высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ