Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Академическая мобильность индийских студентов

Наряду с Китаем и Южной Кореей Индия является одной из ведущих азиатских стран по числу студентов, обучающихся за рубежом. В 2014 году это государство впервые обогнало Китай по темпам роста количества выехавших на обучение за рубеж, хотя по общей их численности значительно уступало.

Просмотров: 695

Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Наряду с Китаем и Южной Кореей Индия является одной из ведущих азиатских стран по числу студентов, обучающихся за рубежом. В 2014 году это государство впервые обогнало Китай по темпам роста количества выехавших на обучение за рубеж, хотя по общей их численности значительно уступало1. Вместе с тем количество индийских студентов, желающих получить зарубежное высшее образование, с каждым годом растет. «Поскольку доступ к качественному высшему образованию в Индии крайне ограничен, молодые люди все чаще едут учиться в США, Великобританию, Австралию или другие, более дешевые и более близкие страны» [1].

Проблемы и перспективы

По мнению экспертов, «предполагается, что к 2030 году в Индии будет 400 млн. молодых людей студенческого возраста. В этой связи мировое сообщество рассматривает эту страну как важного партнера в вопросе развития образования» [2]. Страны-экспортеры образования и отдельные вузы вырабатывают стратегии привлечения студентов из Индии. С точки зрения специалистов, «наибольших успехов в привлечении иностранных студентов сумеют добиться те вузы, которые смогут занять более выгодное положение на рынке высшего образования за счет разработки рекрутинговых стратегий, включающих в себя, в том числе, стипендии и программы поддержки для молодых талантов в сфере естественных, технических, инженерных и математических наук» [1]. Кроме того, в краткосрочной перспективе они называют наиболее эффективными методами привлечения индийских студентов «участие в индийских образовательных ярмарках и развитие представительств вузов в социальных сетях» [1].

По данным исследования «Обзор высшего образования Индии 2014-2015 гг.» («All India Surveyon Higher Education 2014-2015 гг.»), опубликованного Министерством человеческих ресурсов и развития Индии, валовой коэффициент охвата (англ. – gross enrolment ratio, GER) в системе высшего образования поднялся до 23,6 процента2. Число вузов также значительно увеличилось. В стране функционируют десятки тысяч колледжей и несколько сотен университетов, из них 267 частных. Около 80 процентов студентов обучается по программам бакалавриата, в докторантуре – около 0,34 процента от общего числа обучающихся.

Однако проблема доступности высшего образования всё ещё сохраняется.

Существует и проблема качества обучения. Только в небольшой доле индийских вузов преподавание соответствует международным стандартам. Эксперты отмечают: «Одна из проблем заключается в том, что в престижных индийских вузах – например, входящих в группы национальных технологических институтов и институтов менеджмента, – огромный конкурс, и они просто не могут удовлетворить существующий в стране спрос на образование. А так как четкой системы контроля качества не существует, вузы второго эшелона могут значительно различаться по уровню» [1].

Для решения проблем охвата высшим образованием, его доступности и качества Правительством Индии была запущена программа «Rashtriya Uchchatar Shiksha Abhiyan», в рамках которой планируется создание новых институтов, расширение имеющихся, обновление инфраструктуры и создание государственных советов по высшему образованию. Двенадцатый пятилетний план развития образования ставит задачу привлечения ещё 10 млн. студентов, а также в качестве приоритетов определяет диверсификацию услуг по предоставлению высшего образования (от институтов профессионального обучения до исследовательских университетов), усовершенствование качества и реформирование управления вузов для увеличения автономности и ответственности институтов [3].

В течение десятилетий индийская система образования страдает от хронического недофинансирования. В стране наблюдается дефицит преподавательских кадров. Соотношение преподавателей и студентов в вузах Индии составляет 1 к 24. Правительства индийских штатов покрывают 80 процентов затрат на государственное образование, причем три четверти тратится на начальное и среднее образование – их основную сферу ответственности. Стоимость обучения в вузах напрямую зависит от репутации: в самых престижных она достигает 15 тыс. долларов США в год, в менее престижных – от 3 до 6 тыс. на программах бакалавриата и до 9 тыс. на программах магистратуры.

Спрос и предложение

Предпочтения индийских студентов за последние несколько лет серьезно изменились. Австралия после нескольких лет снижения числа индийских студентов сделала рывок по увеличению их числа. Серьезными темпами растет число индийских студентов в Канаде, Новая Зеландия стремится обогнать Великобританию. Возможно, произойдет увеличение числа индийских студентов во Франции в связи со смягчением для них визового режима. США по-прежнему лидируют: после нескольких лет снижения численности индийских студентов в 2014 году произошел их существенный рост.

Эксперты считают, что, выбирая «страну и университет, абитуриенты из Индии и их родители ориентируются в первую очередь на международные рейтинги и сложившиеся представления о качестве обучения в том или ином вузе» [1]. В связи с этим акцент в приемной кампании необходимо делать «на высокие академические стандарты, а не на всякие «изыски» вроде спортивных площадок, столовых и общежитий, наличие которых только увеличивает стоимость обучения, но мало связано с качеством образования и перспективами трудоустройства» [1].

Большая часть индийских студентов оплачивает обучение за рубежом самостоятельно, в стране фактически отсутствует государственная финансовая поддержка обучения за рубежом.

Министерство человеческих ресурсов и развития Индии предоставляет частично административную поддержку, но не финансовую, на получение стипендий для индийских граждан со стороны международных организаций и иностранных правительств, в частности, стипендии Содружества наций (англ. – Commonwealth Scholarships, штаб-квартира – г. Лондон), которая предоставляется студентам и ученым только из стран Содружества. Ежегодно выделяется более 900 таких стипендий. Причем финансирование тех из них, которые предназначены для граждан развивающихся стран Содружества, осуществляется Министерством международного развития Великобритании, распределением занимается специальное ведомство – Комиссия по стипендиям Содружества наций.

​Обучение русскому языку и литературе началось в Индии ещё в 1946 году, когда по инициативе первого индийского премьер-министра Джавахарлала Неру в Делийском университете была создана кафедра русского языка. Спустя некоторое время преподавание русского языка распространилось по всей стране. В настоящее время преподавание русского языка ведется в четырех индийских школах – городов Карад (штат Махараштра), Шринагар (штат Джамму и Кашмир), Коимбатур и Ченнаи (штат Тамилнад), а также в четырех индийских вузах – Делийском университете, Университете им. Индиры Ганди, Кашмирском университете, Университете английского и иностранных языков.

Хотя в Индии в общей сложности более 20 млн. студентов, там существует лишь одна правительственная программа поддержки мобильности для получения степени магистра или PhD за рубежом [4]. Это стипендиальная программа «National Overseas Scholarship for Scheduled Castesand Tribes». Она функционирует в течение десяти лет и управляется Министерством социальной справедливости и расширения прав и возможностей (англ. – Ministry of Social Justice and Empowerment). Министерство информирует о программе через традиционные СМИ и интернет. Правом на стипендию обладают кандидаты из низших каст и племен Индии, которые традиционно были ущемлены в доступе к образованию [5]. Для оценки досье кандидатов создан специальный Комитет по отбору.

Стипендии предоставляются кандидатам в возрасте до 35 лет, имеющим в общей сложности личный или семейный ежемесячный доход менее 25 тыс. рупий (примерно 401 доллар США). От одной семьи может быть только один кандидат. Он должен иметь 60 процентов положительных оценок по предыдущему образованию. Предпочтение отдается тем, кто имеет опыт работы, и тем, чьи работодатели гарантировали рабочие места после завершения обучения.

Финансовая поддержка оказывается в течение трех лет студентам магистратуры и четырех лет – докторантам. Стипендия покрывает расходы на обучение, проживание, транспортные расходы до места расположения принимающего учебного заведения, оплату визы, текущие ежедневные расходы.

После прибытия в страну обучения стипендиаты должны встать на учет в дипломатическом представительстве Индии, после возвращения должны немедленно проинформировать власти, что завершили обучение, и не выезжать из страны в течение минимум пяти лет.

В последние годы штаты Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Джаркханд, Мадхья-Прадеш и Тамилнад, Гоа ввели собственные стипендиальные программы.

Ключевые факторы

По данным ведомственной статистики Минобрнауки РФ [6], в 2013-2014 учебном году число студентов из Индии составляло 4 671 человек. В целом примерно такая численность сохраняется на протяжении последних четырех лет. Россия регулярно выделяет гражданам Индии квоты на обучение в вузах3. Число квот утверждается ежегодно и колеблется до 50 в год. В 2014-2015 учебном году по всем уровням образования индийским гражданам было выделено 42 квоты, а в 2015-2016 – всего 25. На условиях самофинансирования в 2013-2014 учебном году по очной форме обучения в российских вузах обучались 4 618 индийцев. Таким образом, доля обучавшихся по контракту составила 98,9 процента.

​Последовательно проводится работа по обеспечению академической мобильности путем создания условий для признания российского и иностранного образования с целью обеспечения доступа к образованию и профессиональной деятельности за рубежом, а также признание в России образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

В 2015 году подписано Российско-Французское соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. Завершена работа по подготовке текста аналогичного соглашения с Кипром. Подготовлены проекты соглашений о признании образования, квалификаций и ученых степеней с Испанией, Польшей, Южной Кореей, Данией, Индией и другими странами.

Из доклада Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (30, май, 2016).

Большая часть граждан Индии обучается в медицинских вузах России. Значительна концентрация индийцев в тех вузах, где ведется преподавание на английском языке. Тем не менее есть студенты, уже владеющие русским языком и поэтому выбравшие обучение в нашей стране. Обучение русскому языку и литературе началось в Индии ещё в 1946 году, когда по инициативе первого индийского премьер-министра Джавахарлала Неру в Делийском университете была создана кафедра русского языка. Спустя некоторое время преподавание русского языка распространилось по всей стране. В настоящее время преподавание русского языка ведется в четырех индийских школах – городов Карад (штат Махараштра), Шринагар (штат Джамму и Кашмир), Коимбатур и Ченнаи (штат Тамилнад), а также в четырех индийских вузах – Делийском университете, Университете им. Индиры Ганди, Кашмирском университете, Университете английского и иностранных языков [5].

Для российских вузов, планирующих начать набор индийских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

  • введение преподавания на английском языке;
  • создание магистерских программ по инженерным направлениям подготовки и распространение о них информации в сети интернет;
  • развитие бренда университета в Индии с акцентом на репутацию вуза и место в мировых рейтингах;
  • установление партнерских взаимоотношений с индийскими вузами с целью проведения приемных кампаний по набору в магистратуру среди выпускников бакалавриата индийских вузов;
  • установление российскими вузами отношений с профильными ассоциациями Индии с целью обеспечения максимальной доступности (прозрачности) критериев и процедур обеспечения качества, а также результатов образования;
  • участие в ежегодных выставках-ярмарках, организуемых российскими центрами науки и культуры в Индии;
  • активизация сотрудничества с Ассоциацией индийских выпускников российских (советских) вузов;
  • активизация сотрудничества с индийскими школами с преподаванием русского языка.

На государственном уровне для увеличения числа индийских студентов в российских вузах целесообразно:

  • увеличить число квот на обучение в российских вузах гражданам Индии в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», № 891 от 8.10.2013 года;
  • обновить двусторонний Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Индии об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней, дипломов, выдаваемых университетами, другими учебными заведениями, научными организациями Союза Советских Социалистических Республик и Республики Индии от 24.11.1987 года с учетом произошедших изменений в российском законодательстве об образовании.
  1. В 2014 году за рубежом обучались 300 тыс. индийских студентов, и 650 тыс. – китайских.
  2. Валовой коэффициент охвата в системе высшего образования Индии был рассчитан на возрастную группу от 18 до 23 лет.
  3. •…См. постановление Правительства РФ "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 8.10.2013г., №891.

ИСТОЧНИКИ

  1. Тетер У., Мартин Д. Индия: тенденции в сфере студенческой мобильности // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня «International Higher Education (Бостонский колледж, США)». 2014, № 74, с. 27.
  2. Харе Мона. Идеологические изменения в интернационализации высшего образования в Индии // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня «International Higher Education (Бостонский колледж, США)». 2015, № 78, c. 19.
  3. BRICS Building Education for the Future Priorities for National Development and International Cooperation. the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. France. 2014.
  4. Альтбах Ф. Дж., Энгберг Д. Международная студенческая мобильность: грядущие перемены // «Международное высшее образование». Русскоязычная версия информационного бюллетеня «International Higher Education (Бостонский колледж, США)». 2014, № 77, с. 19.
  5. The rationale for sponsoring students to undertake international study: an assessment of national student mobility scholarship programmes. British Council, DAAD, Boston College CIHE, GO Group. 2014, р. 31-34. Электронный доступ: http://bit.ly/AO88Kr4 (Дата обращения: 22.04.2016).
  6. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 5 / Минобр­науки РФ. – М.: Центр социологических исследований, 2015.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Образовательная политика: перемена мест слагаемых
Академическая мобильность ангольских студентов
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
В России и мире развивается интернационализация высшего образования
Развитие академической мобильности французских студентов
Поколение учащихся за рубежом
Стратегия международного образования: опыт Великобритании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ