Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежомВ серии статей мы знакомим читателей «АО» с пятью ключевыми моделями экспорта образования, разработанными в России. Модель третья: «Институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом». Просмотров: 1301
Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.
Описание моделии цели её реализации Модель предполагает расширение институционального присутствия российских образовательных организаций за рубежом в различных формах:
Открытие на территории иностранных государств филиалов и представительств российских вузов реализуется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, № 273. В соответствии с п. 10 ст. 27: «Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответ ствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации». Лицензирование зарубежных филиалов российских вузов осуществляется на общих основаниях в соответствии с постановлением Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» от 28 октября 2013 года, № 966 (в редакции от 27.11.2014 года, № 1246) и приказом Рособрнадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» от 12.03.2015 года, № 279.
В соответствии с постановлением Правительства РФ за № 966, вуз должен предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности – в соответствии с п. 2 ст. 40 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Получить такой документ в иностранном государстве не всегда возможно в связи с другим порядком осуществления санитарно-эпидемиологического контроля и установленных национальным законодательством санитарных норм. Совершенно очевидно, что процедура лицензирования не учитывает особенности учреждения и функционирования филиалов российских вузов за рубежом, а законодательная база в основном учитывает только действия вуза по учреждению филиалов на территории России. Создание институционального присутствия российских вузов за рубежом может способствовать наращиванию экспортных доходов – в первую очередь за счет открытия филиалов (большая часть обучающихся в филиалах российских вузов является гражданами страны размещения филиала) – и обеспечит выполнение такого основного показателя приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», как «Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования». Зарубежные филиалы: российская и мировая практика По данным за 2014-2015 учебный год, общая численность иностранных граждан, обучавшихся на базе филиалов российских вузов, представительств и совместных университетов на территории иностранных государств, составила 46 993 чел., из них 44 440 (более 94%) обучались на территории стран СНГ. Число иностранных студентов, проходивших обучение в Китае, составило 885 чел., в Европе (исключая страны Балтии) обучались 639, из них более половины (360) приходилось на Швейцарию: главным образом за счет учебной программы по юриспруденции юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуемой на базе частного швейцарского вуза – Международного центра МГУ (г. Женева). В соответствии с определением, данным экспертами наблюдательного центра «Высшее образование без границ» (англ. – TheObservatoryonBorderlessHigherEducation, OBHE), зарубежным филиалом вуза является его подразделение, отвечающее следующим критериям: – управляется напрямую этим вузом или совместно с иностранной организацией, но на равных условиях и действует от лица этого вуза; – выпускники филиала, обучавшиеся только в своей стране, получают точно такой же диплом, как и выпускники головного вуза. Количество зарубежных филиалов вузов растет во всем мире. По данным обсерватории «Высшее образование без границ», в период с 2006 по 2009 годы число зарубежных филиалов в различных странах увеличилось на 43% и дошло до 162. Согласно данным немецкой компании CHE Consult, на территории ЕС в настоящее время действуют 253 образовательные программы, которые открыты на условиях франшизы, валидированы или реализуются на базе зарубежных филиалов[1].
В подавляющем большинстве случаев филиалы за рубежом открывают вузы США, Великобритании, Франции и Австралии[2]. Основные тенденции:
Потенциальные риски и возможности РИСКИ
ВОЗМОЖНОСТИ
[1] Бишоф Лукас. Преодоление границ высшего образования в Европейском союзе: франшиза, зарубежные филиалы и валидация международных программ // «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2014. – № 74 – С. 24-25. [2] ЧжанЛи, Кинзер Кевин, Ши Юньюй. Мировая экономика и открытие вузами филиалов за рубежом // «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International HigherEducation (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2014. – № 77. – С. 34. [3] Там же. [4] Правовую основу создания филиалов на пространстве СНГ в настоящее время составляют: – Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанное 23 мая 2000 года (государства-участники соглашения: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан); – Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, подписанное 28 сентября 2001 года республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия и Таджикистан (вступило в силу в 2002 году для названных государств, за исключением Казахстана); – Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений РФ на территории Украины и филиалов высших учебных заведений на территории РФ, подписанное 3 марта 2003 года.
Первая модель: внутренняя интернационализация. Вторая модель: совместные образовательные программы. Третья модель: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом. Четвертая модель: онлайн-обучение. Пятая модель: сетевое взаимодействие вузов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|