Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»

Гость новой рубрики «АО» – ректор РосНОУ, председатель совета АНВУЗ России В.А.Зернов о том, почему образование не должно быть услугой.

Просмотров: 253

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

Argumentum internum (продолжение)

Сегодня гость новой рубрики «АО» – ректор Российского нового университета, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, доктор технических наук, профессор Владимир Алексеевич ЗЕРНОВ.

Почему образование не должно быть услугой

Для людей нашего поколения образование – это служение. Как услугу его невозможно воспринимать – образование было бесплатным для народа. В Советском Союзе людям и в голову не приходило, что студент может платить, за него это делало государство. В своё время идею создания СССР поддержали массы, прежде всего потому, что правительство активно боролось с неграмотностью, а многие люди, родившиеся до революции, не умели не только писать, но даже читать.

«Если же рассматривать образование с точки зрения наличия диплома – это, разумеется, услуга, имеющая свою цену. И не так уж важно, где ты её получил: очно в аудиториях, за домашним компьютером или обучаясь дистанционно». 

В 1986-1987 годах при первой попытке модернизации отечественной системы образования я находился в составе рабочей группы, перед которой была поставлена задача расчёта стоимости обучения. Выяснилось, что стоимость подготовки специалистов различных профилей может отличаться более чем на порядок. Например, если стоимость обучения по культурным или педагогическим направлениям не превышала 2-2,5 тыс. рублей в год на одного студента, то в средних технических вузах она переваливала за 10 тыс. А если речь шла о подготовке одного выпускника физтеха, МИФИ или физфака МГУ, сумма составляла уже порядка 50 тыс. в год. Однако каждый такой выпускник оказывался востребован и находил свою нишу, работал на благо страны и был конкурентоспособен за рубежом.

С образованием, которое давали в СССР на естественнонаучных направлениях, выпускник не пропадал нигде. Когда я был студентом МФТИ, во втором отделе этого вуза работал ветеран военной контрразведки СМЕРШ Леонид Стефанович Попов, рассказавший удивительную историю. Во время Великой Отечественной войны в одном из районов боевых действий работало пять зенитных батарей, и одна из них сбила самолётов вдвое больше, чем четыре других, взятые вместе. Составы этих четырёх бригад едва не отправились под трибунал, но вовремя выяснилось, что эффективность пятой связана с тем, что она была составлена из студентов мехмата, у которых не только были баллистические таблицы под рукой, но и тригонометрия и логарифмы в головах, чтобы правильно и быстро ими пользоваться. А если ты логарифмов в глаза никогда не видел, пока будешь водить пальцем по таблице, цель, разумеется, уже улетит.

«Преподаватели, для которых образование является служением, дают студентам такую нагрузку, от которой впору волком выть. Но только благодаря ей человек впоследствии становится конкурентоспособным и востребованным специалистом».

Советская экономика требовала большого количества высококвалифицированных научных кадров. Особенно во время Великой Отечественной войны, когда за короткое время наши учёные смогли создать оружие, не только соперничающее, но и превосходящее вооружение гитлеровской Германии. В артиллерии, танкостроении, авиации – на всех ключевых направлениях были созданы технологии, много лет после войны остававшиеся передовыми во всем мире.

После войны советскую науку мотивировало начало космической эры и сложнейшая техническая гонка, которую необходимо было выиграть. И снова отечественные умы поражали и восхищали всё человечество.

Тот высочайший уровень, которого достигли советская наука и техника, постоянно поддерживался и подпитывался соответствующим уровнем образования. Без знаний, умения их накапливать и передавать все эти достижения были бы для нас недос­тупны.

Преподаватели, для которых образование является служением, дают студентам такую нагрузку, от которой впору волком выть. Но только благодаря ей человек впоследствии становится конкурентоспособным и востребованным специалистом. Как отмечал академик Олег Михайлович Белоцерковский, на протяжении четверти века возглавлявший МФТИ, лучший способ воспитания – лопату в руки: бери побольше, кидай подальше. Он понимал это так: если во всех вузах было 25-30 часов аудиторной нагрузки в неделю, то на физтехе – 50 часов. Разумеется, не все выдерживали такой график, и относиться к такой учёбе как к услуге – чистой воды безумие. По сути, речь идёт о добровольном рабстве во имя науки, и для человека, который способен на такое самоотречение, образование – всегда служение. Даже если студент учится на контрактной основе и оплачивает своё образование самостоятельно.

«Сергей Петрович Капица говорил: чем сильнее наполнен наш желудок, тем более голодным становится наш мозг. Я убеждён: для студента, перешагивающего порог университета, образование изначально является средством удовлетворения собственного любопытства, источником пищи для ума».

Если же рассматривать образование с точки зрения наличия диплома – это, разумеется, услуга, имеющая свою цену. И не так уж важно, где ты её получил: очно в аудиториях, за домашним компьютером или обучаясь дистанционно. Вряд ли можно от потребителя такой услуги ожидать существенного вклада в развитие критических технологий. Такой подход к получению знаний не может дать человеку базу для серьёзных научных побед.

Сергей Петрович Капица говорил: чем сильнее наполнен наш желудок, тем более голодным становится наш мозг. Я убеждён: для студента, перешагивающего порог университета, образование изначально является средством удовлетворения собственного любопытства, источником пищи для ума. И задача высшей школы – не только удовлетворять это любопытство, но и постоянно подкидывать жаждущему уму новые задачки, разжигать интерес к познанию мира.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

  1. Образование – услуга и/или служение?
  2. Финансирование – условие и/или возможность?
  3. ФГОС3++ – эволюция и/или «дурная бесконечность»?
  4. Оптимизация – «обоюдоострый меч» и/или «пищевая цепь»?

Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу sindeeva@akvobr.ru.

В теме письма просьба указывать рубрику «Выбор за вами»

 

К СВЕДЕНИЮ

Выступая 21 сентября на парламентских слушаниях, посвященных законодательным инициативам «по введению государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в сфере культуры», вице-спикер Госдумы РФ Петр ТОЛСТОЙ заявил о необходимости исключить культуру, образование и науку из сферы услуг:

– Нельзя выводить государственные бюджетные учреждения культуры в рынок, как нам сейчас предлагает правительство. Лично я считаю, что вообще гуманитарный сектор необходимо вывести из сферы услуг и социального заказа, потому что речь идет не только о культуре, но и о науке и образовании. Это вопрос того, хочет ли страна создавать новое.

Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Баварско-российская конференция по экономическим наукам
Негосударственные вузы: плохие, хорошие и… перспективные
Новые параметры проекта «5-100»
ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ