Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образованияРектор Глазовского ГПИ им. В.Г.Короленко Я.А.Чиговская-Назарова делится своим взглядом на решение проблем педагогического образования. Просмотров: 179
Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017. Один вуз – тысяча возможностей Своим взглядом на решение проблем педагогического образования поделилась с читателями «АО» ректор Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, кандидат филологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики Янина ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА. – Янина Александровна, какие проблемы педагогического образования и пути их решения представляются вам наиболее острыми? – Одна из самых актуальных проблем – кадровый кризис, проявляющийся в большой численности преподавателей пенсионного возраста. Главным риском при практически одновременном выходе на пенсию стажистов является потеря значительного объема педагогического опыта. Кроме того, процессы глобализации и индивидуализации образования обусловливают быстрое устаревание знаний и умений. Сейчас, когда происходят существенные изменения в квалификационных требованиях к учителю, задачи обеспечения и повышения качества преподавания выступают в роли стратегических. Если раньше направления образовательных маршрутов задавали институты повышения квалификации, то сегодня педагоги всё больше осознают необходимость личного выбора, и мы помогаем его сделать. ГГПИ является активным участником персонифицированной системы повышения квалификации учителей в Удмуртской Республике. На базе института реализуется более 100 программ повышения квалификации и более 20 – профессиональной переподготовки. Только за прошлый год прошли обучение более 2 тыс. человек. Преподаватели ГГПИ также непрерывно повышают свою квалификацию в ведущих вузах России. Заострим внимание на важной составляющей системы ДПО – наличии высококвалифицированных кадров, обладающих педагогическим мастерством. К процессу повышения квалификации учителей необходимо привлекать не только педагогов высшей школы. Реализацией программ ДПО успешно занимаются ведущие преподаватели и мастера производственного обучения организаций СПО, методисты и педагоги дополнительного образования. – Учитель сегодня – это и предметник, и воспитатель, который должен уметь работать с любыми детьми. Как будущие педагоги готовятся к столь сложной миссии? – Ближе всего к ребенку в воспитательной системе школы стоит классный руководитель. Именно поэтому важным в подготовке будущего педагога является специальный образовательный модуль «Классный руководитель», изучение которого дает понимание основных видов этой деятельности. С учетом современных требований модуль знакомит обучающихся с системой работы по противодействию терроризму (в том числе, информационному) и экстремизму в молодежной среде. В образовательную программу будущих педагогов введен также модуль «Основы образовательного менеджмента», который готовит студентов к осуществлению финансово-экономической, здоровьесберегающей, проектно-исследовательской, административно-хозяйственной деятельности в качестве руководителя образовательной организации.
Как в рамках учебных модулей, так и во внеучебной работе через Центр студенческих инициатив, происходит освоение проектной деятельности. На базе общеобразовательных школ республики открыты инновационные площадки, на которых студенты вместе со школьниками реализуют социальные, образовательные и IT-проекты. В следующем учебном году будет осуществляться набор на новую образовательную программу «История и организатор проектного обучения». Идет подготовка студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Повышение квалификации по организации обучения в условиях инклюзивного образования прошли 97 % наших преподавателей. В образовательные программы активно вводятся дисциплины или модули, обучающие работе с девиантными и одаренными детьми, с учащимися, имеющими нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Студенты учатся строить индивидуальные образовательные траектории для таких детей, осваивая их на практике. Внеучебный модуль «Школа тьюторов» позволяет приобрести дополнительные компетенции по сопровождению индивидуального развития учащихся и коммуницированию с учителями-предметниками. В образовательных программах сохраняется этнокультурный компонент, что продиктовано не только требованиями ФГОС, но и глубоким пониманием того, что этнокультурное образование обеспечивает усвоение растущим человеком системы духовных, культурных ценностей, приобщение к национальным культурам, традициям, обеспечивает социализацию и социально-психологическую адаптацию личности. В институте реализуются образовательные программы «Дошкольное образование и удмуртский язык», «Английский язык и удмуртский язык», что связано с увеличением интереса детей и взрослых к изучению языка, культуры, традиций удмуртского народа. Большое внимание уделяется воспитательной работе. Многомодульная система «Один вуз – тысяча возможностей» сопровождает студентов от адаптации к образовательному процессу до успешного трудоустройства. Со следующего года начинается набор на образовательную программу «Физическая культура и организация воспитательной работы». Осваиваются новые направления, продиктованные вызовом времени: техническое творчество, игровые формы обучения, электронное наставничество, интернет-серфинг, лайфстайл-тренер, модератор группового обсуждения, педагогический коучинг и другие. – Ваш институт принимает участие в реализации программы модернизации педагогического образования? – Да, конечно. Уже на протяжении трех лет ГГПИ выступает соисполнителем ряда проектов по модернизации педагогического образования вместе с НИУ ВШЭ, МГПУ, Мининским университетом, Елабужским институтом (филиалом) Казанского (Приволжского) федерального университета. Опыт участия в проектах оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Так, например, мы готовы поделиться опытом реализации целевой модели приема. В прошлом году набор целевиков составил более 50 %, а трудоустройство более 80 %. Это является, прежде всего, результатом анализа потребности региона в педагогических кадрах, продуманной системы профориентации и трудоустройства, а также структуры приема с учетом мнения работодателей. Апробация новых вузовских моделей внедрения деятельностно-компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров дополняет практикоориентированность наших образовательных программ и подтверждает их валидность. Членство ГГПИ в Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Евразийской ассоциации педагогических университетов, Международной ассоциации финно-угорских университетов позволяет активно обмениваться опытом, получать экспертную оценку качества подготовки специалистов профсообществом, повышать академическую мобильность. Мы открыты для экспериментов и успешно в них участвуем. В частности, в экспериментах Рособрнадзора по объективной оценке знаний студентов (видеотрансляция проведения экзамена с последующим анализом процедуры независимым экспертом), а также по апробации модели применения механизмов оценки знаний при прохождении процедуры государственной аккредитации. В этом году 30 студентов попробуют себя в качестве общественных наблюдателей за процедурами проведения ОГЭ и ЕГЭ. Сотрудничество с образовательными организациями дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей реализуется в совместной работе кафедр с городскими методобъединениями, управлениями образования г. Глазова и Глазовского района, городского общественного совета, базовых кафедр. Основным содержанием сетевого взаимодействия остается непрерывная педагогическая практика, начиная с первого курса. Пройдя школу вожатых, студенты второго курса допускаются к летней педагогической практике в лагерях отдыха, где отрабатываются практические, проективные, организаторские, коммуникативные, аналитические умения и знания. С целью объединения ресурсов по совершенствованию психолого-педагогической и методической подготовки будущих учителей созданы кафедры «Методических инноваций» и «Инклюзивного образования» на базе коррекционной и средней общеобразовательных школ г. Глазова. По соглашению с работодателями реализуется дуальное обучение, которое дает возможность студентам предвыпускного и выпускного курсов совмещать обучение в институте и работу в образовательной организации. Как показала практика, при этом достигается высокая мотивация к обучению и быстрая адаптация к производственным отношениям. Эффективный способ формирования мотивации к педагогической работе – конкурсы профессиональной направленности. В 2016 году институт выступил организатором Всероссийского студенческого форума «Качество образования: теория и практика оценки», а также Всероссийского конкурса «Открытый урок», в котором приняли участие 7 вузов (Арзамас, Екатеринбург, Казань, Чебоксары, Ульяновск, Череповец, Пермь) и 7 ссузов Удмуртской Республики. В 2016-2017 учебном году студенты ГГПИ стали абсолютными победителями в 25 всероссийских, международных предметных олимпиадах, конкурсах профмастерства. Самое недавнее достижение – получение студентами профиля «Дошкольное образование» восьми грантов по итогам Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского на реализацию разработанных ими образовательных проектов. В 2018 году наш институт вновь примет на своей площадке Всероссийский конкурс «Учитель нового поколения», став в 2017 году его победителем в г. Сургут. – Как вы оцениваете эффективность решения – в России в целом и вашем регионе в частности – задачи повышения социального статуса и престижа профессии педагога? – Формирование положительного имиджа профессии педагога – одна из основных задач нашего монопрофильного педагогического вуза. К сожалению, в современном российском обществе профессия учителя утратила прежний статус, и необходимость его повышения не вызывает сомнения. Соглашаясь с мнением министра О.Ю. Васильевой, что особое внимание Минобрнауки РФ уделяет совершенствованию профессионального мастерства педагогов, считаем, что основой социального статуса и престижности профессии педагога является его профессионализм. Конечно, требуется государственное участие, и в Удмуртии действует программа материальной поддержки молодых педагогов. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Мы активно работаем над формированием у будущих молодых педагогов таких важных слагаемых имиджа современного учителя, как коммуникабельность и рефлексивность, быстрая адаптация к новым условиям, внешняя привлекательность и умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, потребность в постоянном совершенствовании. Опосредованной оценкой результатов работы профессорско-преподавательского состава института и повышения престижа профессии учителя в нашем регионе является повышение в течение трех последних лет среднего балла ЕГЭ поступивших на первый курс, высокий процент трудоустройства выпускников по специальности и успешное участие молодых специалистов – выпускников института в различных конкурсах педагогического мастерства. Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|