Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования

Ректор Глазовского ГПИ им. В.Г.Короленко Я.А.Чиговская-Назарова делится своим взглядом на решение проблем педагогического образования.

Просмотров: 179

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Один вуз – тысяча возможностей

Своим взглядом на решение проблем педагогического образования поделилась с читателями «АО» ректор Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, кандидат филологических наук, доцент, почетный работник выс­шего профессионального образования РФ, заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики Янина ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА.

– Янина Александровна, какие проблемы педагогического образования и пути их решения представляются вам наиболее острыми?

– Одна из самых актуальных проблем – кадровый кризис, проявляющийся в большой численности преподавателей пенсионного возраста. Главным риском при практически одновременном выходе на пенсию стажистов является потеря значительного объема педагогического опыта. Кроме того, процессы глобализации и индивидуализации образования обусловливают быстрое устаревание знаний и умений. Сейчас, когда происходят существенные изменения в квалификационных требованиях к учителю, задачи обеспечения и повышения качества преподавания выступают в роли стратегических.

Если раньше направления образовательных маршрутов задавали институты повышения квалификации, то сегодня педагоги всё больше осознают необходимость личного выбора, и мы помогаем его сделать. ГГПИ является активным участником персонифицированной системы повышения квалификации учителей в Удмуртской Республике. На базе института реализуется более 100 программ повышения квалификации и более 20 – профессиональной переподготовки. Только за прошлый год прошли обучение более 2 тыс. человек. Преподаватели ГГПИ также непрерывно повышают свою квалификацию в ведущих вузах России.

Заострим внимание на важной составляющей системы ДПО – наличии высококвалифицированных кадров, обладающих педагогическим мастерством. К процессу повышения квалификации учителей необходимо привлекать не только педагогов высшей школы. Реализацией программ ДПО успешно занимаются ведущие преподаватели и мастера производственного обучения организаций СПО, методисты и педагоги дополнительного образования.

– Учитель сегодня – это и предметник, и воспитатель, который должен уметь работать с любыми детьми. Как будущие педагоги готовятся к столь сложной миссии?

– Ближе всего к ребенку в воспитательной системе школы стоит классный руководитель. Именно поэтому важным в подготовке будущего педагога является специальный образовательный модуль «Классный руководитель», изучение которого дает понимание основных видов этой деятельности. С учетом современных требований модуль знакомит обучающихся с системой работы по противодействию терроризму (в том числе, информационному) и экстремизму в молодежной среде.

В образовательную программу будущих педагогов введен также модуль «Основы образовательного менеджмента», который готовит студентов к осуществлению финансово-экономической, здоровьесберегающей, проектно-исследовательской, административно-хозяйственной деятельности в качестве руководителя образовательной организации.

​На базе института реализуетсяболее 100 программ повышения квалификации и более 20 – профессиональной переподготовки.

Как в рамках учебных модулей, так и во внеучебной работе через Центр студенческих инициатив, происходит освоение проектной деятельности. На базе общеобразовательных школ республики открыты инновационные площадки, на которых студенты вместе со школьниками реализуют социальные, образовательные и IT-проекты. В следующем учебном году будет осуществляться набор на новую образовательную программу «История и организатор проектного обучения».

Идет подготовка студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Повышение квалификации по организации обучения в условиях инклюзивного образования прошли 97 % наших преподавателей. В образовательные программы активно вводятся дисциплины или модули, обучающие работе с девиантными и одаренными детьми, с учащимися, имеющими нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Студенты учатся строить индивидуальные образовательные траектории для таких детей, осваивая их на практике. Внеучебный модуль «Школа тьюторов» позволяет приобрести дополнительные компетенции по сопровождению индивидуального развития учащихся и коммуницированию с учителями-предметниками.

В образовательных программах сохраняется этнокультурный компонент, что продиктовано не только требованиями ФГОС, но и глубоким пониманием того, что этнокультурное образование обеспечивает усвоение растущим человеком системы духовных, культурных ценностей, приобщение к национальным культурам, традициям, обеспечивает социализацию и социально-психологическую адаптацию личности. В институте реализуются образовательные программы «Дошкольное образование и удмуртский язык», «Английский язык и удмуртский язык», что связано с увеличением интереса детей и взрослых к изучению языка, культуры, традиций удмуртского народа.

Большое внимание уделяется воспитательной работе. Многомодульная система «Один вуз – тысяча возможностей» сопровождает студентов от адаптации к образовательному процессу до успешного трудоустройства. Со следующего года начинается набор на образовательную программу «Физическая культура и организация воспитательной работы».

Осваиваются новые направления, продиктованные вызовом времени: техническое творчество, игровые формы обучения, электронное наставничество, интернет-серфинг, лайфстайл-тренер, модератор группового обсуждения, педагогический коучинг и другие.

– Ваш институт принимает участие в реализации программы модернизации педагогического образования?

– Да, конечно. Уже на протяжении трех лет ГГПИ выступает соисполнителем ряда проектов по модернизации педагогического образования вместе с НИУ ВШЭ, МГПУ, Мининским университетом, Елабужским институтом (филиалом) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Опыт участия в проектах оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Так, например, мы готовы поделиться опытом реализации целевой модели приема. В прошлом году набор целевиков составил более 50 %, а трудоустройство более 80 %. Это является, прежде всего, результатом анализа потребности региона в педагогических кадрах, продуманной системы профориентации и трудоустройства, а также структуры приема с учетом мнения работодателей. Апробация новых вузовских моделей внедрения деятельностно-компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров дополняет практикоориентированность наших образовательных программ и подтверждает их валидность.

Членство ГГПИ в Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Евразийской ассоциации педагогических университетов, Международной ассоциации финно-угорских университетов позволяет активно обмениваться опытом, получать экспертную оценку качества подготовки специалистов профсообществом, повышать академическую мобильность.

Мы открыты для экспериментов и успешно в них участ­вуем. В частности, в экспериментах Рособрнадзора по объективной оценке знаний студентов (видеотрансляция проведения экзамена с последующим анализом процедуры независимым экспертом), а также по апробации модели применения механизмов оценки знаний при прохождении процедуры государственной аккредитации. В этом году 30 студентов попробуют себя в качестве общественных наблюдателей за процедурами проведения ОГЭ и ЕГЭ.

Сотрудничество с образовательными организациями дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей реализуется в совместной работе кафедр с городскими методобъединениями, управлениями образования г. Глазова и Глазовского района, городского общественного совета, базовых кафедр.

Основным содержанием сетевого взаимодействия остается непрерывная педагогическая практика, начиная с первого курса. Пройдя школу вожатых, студенты второго курса допускаются к летней педагогической практике в лагерях отдыха, где отрабатываются практические, проективные, организаторские, коммуникативные, аналитические умения и знания.

С целью объединения ресурсов по совершенствованию психолого-педагогической и методической подготовки будущих учителей созданы кафедры «Методических инноваций» и «Инклюзивного образования» на базе коррекционной и средней общеобразовательных школ г. Глазова.

По соглашению с работодателями реализуется дуальное обучение, которое дает возможность студентам предвыпуск­ного и выпускного курсов совмещать обучение в институте и работу в образовательной организации. Как показала практика, при этом достигается высокая мотивация к обучению и быстрая адаптация к производственным отношениям.

Эффективный способ формирования мотивации к педагогической работе – конкурсы профессиональной направленности. В 2016 году институт выступил организатором Всероссийского студенческого форума «Качество образования: теория и практика оценки», а также Всероссийского конкурса «Открытый урок», в котором приняли участие 7 вузов (Арзамас, Екатеринбург, Казань, Чебоксары, Ульяновск, Череповец, Пермь) и 7 ссузов Удмуртской Республики. В 2016-2017 учебном году студенты ГГПИ стали абсолютными победителями в 25 всероссийских, международных предметных олимпиадах, конкурсах профмастерства. Самое недавнее достижение – получение студентами профиля «Дошкольное образование» восьми грантов по итогам Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского на реализацию разработанных ими образовательных проектов. В 2018 году наш институт вновь примет на своей площадке Всероссийский конкурс «Учитель нового поколения», став в 2017 году его победителем в г. Сургут.

– Как вы оцениваете эффективность решения – в России в целом и вашем регионе в частности – задачи повышения социального статуса и престижа профессии педагога?

– Формирование положительного имиджа профессии педагога – одна из основных задач нашего монопрофильного педагогического вуза. К сожалению, в современном российском обществе профессия учителя утратила прежний статус, и необходимость его повышения не вызывает сомнения. Сог­лашаясь с мнением министра О.Ю. Васильевой, что особое внимание Минобрнауки РФ уделяет совершенствованию профессионального мастерства педагогов, считаем, что основой социального статуса и престижности профессии педагога является его профессионализм. Конечно, требуется государст­венное участие, и в Удмуртии действует программа материальной поддержки молодых педагогов.

Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Мы активно работаем над формированием у будущих молодых педагогов таких важных слагаемых имиджа современного учителя, как коммуникабельность и рефлексивность, быстрая адаптация к новым условиям, внешняя привлекательность и умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, потребность в постоянном совершенствовании.

Опосредованной оценкой результатов работы профессорско-преподавательского состава института и повышения престижа профессии учителя в нашем регионе является повышение в течение трех последних лет среднего балла ЕГЭ поступивших на первый курс, высокий процент трудоустройства выпускников по специальности и успешное участие молодых специалистов – выпускников института в различных конкурсах педагогического мастерства.

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
Стратегия качества в педагогическом образовании Мордовии
Паспортные данные приоритетного проекта по экспорту образования
Глазов – педагогическая столица Удмуртии
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Процессы оптимизации российской высшей школы
Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ