Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Глазов – педагогическая столица Удмуртии

Современные подходы и сохранение традиций — без сомнения, одна из главных черт Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко. Вероятно, именно она генерирует особую атмосферу — ту, что формирует неповторимое лицо и доброе имя учебного заведения. На вопросы нашего корреспондента отвечает руководитель вуза, Янина ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА.

Просмотров: 92
ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА Янина Александровна – исполняющая обязанности ректора Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, руководитель регионального отделения общероссийской Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидат филологических наук, доцент.

Этот почетный неформальный статус Глазов, город на севере Удмуртской Республики, получил благодаря педагогическому институту — базовому вузу подготовки учительских кадров для всего региона. Современные подходы и сохранение традиций — без сомнения, одна из главных черт этого вуза. Вероятно, именно она генерирует особую атмосферу — ту, что формирует неповторимое лицо и доброе имя учебного заведения.

На вопросы нашего корреспондента отвечает руководитель Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, кандидат филологических наук, доцент Янина ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА.

– Янина Александровна, в стране началась масштабная программа модернизации педагогического образования. Каков ближайший план действий ГГПИ в контексте этой программы?

– Институт, оставаясь верным традициям, сохранил свою монопрофильность – нашей главной задачей была и остается подготовка учительского корпуса. В составе вуза 4 факультета: информатики, физики и математики; историко-лингвистический; со-циальных коммуникаций и филологии; факультет педагогического и художественного образования, а также колледж информационных и социальных коммуникаций. Все факультеты имеют свои инновационные научно-образовательные центры, ставшие прекрасными дополнительными площадками для профессиональной реализации преподавателей. Это важно, ведь средний возраст нашего научно-педагогического коллектива – сорок три года, при этом более 80 процентов ППС института имеют ученые степени и звания. Что касается программы модернизации, то одним из ее направлений является усиление практикоориентированности подготовки специалистов и формирование системы дуального обучения. В этом контексте ГГПИ и действует. С 2014 года институт является экспериментальной площадкой Минобрнауки РФ по прикладному бакалавриату, в связи с чем более 60 процентов образовательных программ ориентированы сегодня на прикладной бакалавриат.

Другой особенностью образовательной деятельности вуза является подготовка учителей, готовых вести воспитательную работу с учениками. Восемь лет назад институт лицензировал программу специализации «Классный руководитель». При переходе на новые федеральные стандарты эта традиция сохранена – подготовка классного руководителя является составной частью всех образовательных программ по направлению «Педагогическое образование».

– Одной из серьезных кадровых проблем российских школ был так называемый «двойной отрицательный набор» – сначала в педвузы шли не самые успешные выпускники школ, а далее в школы возвращались не самые успешные выпускники педвузов. По вашей оценке, эту тенденцию все­таки удается переломить?

– На мой взгляд, всегда были те, кто выбирает педагогический вуз по призванию. И всегда были «случайные». Нельзя утверждать, что выпускники сегодняшнего дня слабы в методическом плане, не имеют глубоких знаний по избранному предмету. Доказатель­ство – наши выпускники-победители престижных всероссийских конкурсов на владение учительской профессией последних трех лет: «Учитель нового поколения» (г. Тверь), «На пути к профессии» (г. Саратов). А насколько бывают восхищены школьники, когда приходят на педагогическую практику наши студенты! Я как преподаватель могу со всей ответственностью сказать, что их знания, творчество, умение преподать материал достойны высокой оценки. И именно такие отзывы о наших выпускниках мы слышим на всех уровнях – от коллег-учителей до руководителей региона. Так что в школу приходят подготовленные специалисты, мотивированные на работу учителем. А «случайные», так или иначе, находят себя в другой деятельности.

– Удмуртия с ее сложившейся структурой экономики традиционно славилась своими инженерными кадрами. И теперь руководством региона вновь ставится задача – вернуть молодому поколению интерес к физике и математике, техническому творчеству. У института есть свои подходы и ноу­хау для ее решения?

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. Год основания – 1939. Количество студентов – более 2 тыс. С 2014 года институт является экспериментальной площадкой Минобрнауки РФ по прикладному бакалавриату.

– На протяжении многих лет преподаватели институтской кафедры физики и дидактики физики работают со школьниками, выполняя с ними исследовательские работы в учебной области. Здесь дети учатся основам экспериментальной работы, изготавливают физические приборы и установки, осваивают технологии использования компьютера в физических исследованиях. Вот уже восемь лет кафедрой проводится Глазовский олимпийский турнир по физике, единственный в России, в котором, помимо защиты проектов, проводится олимпиада по решению исследовательских задач. Ежегодно в этих состязаниях участвует до 150 учащихся 7-11 классов школ республики.

В центре математического образования ГГПИ на протяжении последних трех лет работает математическая мастерская, в которой школьники 5-6 классов в игровой форме изучают вопросы, далеко выходящие за рамки школьной математики. Центр ежегодно организует математические олимпиады: такие как «Математическая карусель» (5 кл.), «Эврика» (6 кл.), «Северное сияние» (9-11 кл.).

В образовательном центре «Информ» ученики 5-11 классов изучают прикладное программирование, позволяющее существенно расширить горизонты школьной информатики.

В нашем институте не так давно открылся и центр робототехники, который достаточно быстро стал одним из ведущих в республике по разработке и внедрению образовательных развивающих технологий с использованием роботов. Кстати, особенностью работы наших образовательных физико-математических центров является то, что многие мероприятия организуются с выездом в сельские школы для обеспечения большей доступности школьников к участию.

Важно отметить, что к работе со школьниками в образовательных центрах ГГПИ наши ученые-педагоги привлекают студентов – будущих учителей физики, математики и информатики. Осваивая технологии популяризации физико-математических наук в институте, наши выпускники в дальнейшем внедряют их в практику работы. Со многими из них мы поддерживаем тесную связь. И вот такая преемственность – от ученого через учителя к ученику – и есть наше главное ноу­хау в решении задачи развития интереса молодого поколения к физике, математике и техническому творчеству.

– Одновременно ГГПИ развивает направление «гуманная педагогика». Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– Рассуждая о гуманной педагогике, мы акцентируем внимание на духовно-нравственном воспитании. И в этом вопросе, в первую очередь, исходим из требований современных ФГОС. Их методологической основой выступает Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, обозначающая и раскрывающая десять базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Стараемся научить студентов, будущих педагогов, классных руководителей формировать эти ценности, создавать соответствующие условия, продумывать содержание урочной и внеурочной деятельности.

Кроме того, для учителя, выбравшего гуманную педагогику, все начинается не с применения усовершенствованных методик и программ, а с погружения в классическое педагогическое наследие. Выполняя исследовательские работы в этом направлении, работая в архивах республики, наши студенты пытаются переосмыслить и осознать идеи В.А. Сухомлинского, который в период Великой Отечественной войны являлся директором одной из удмуртских школ.

– Еще одна особенность региона – треть общеобразовательных школ являются малокомплектными.

– Для малокомплектных школ характерно недостаточное количество педагогов­-предметников, владение методиками обучения в совмещенных классах, недостаточное применение инновационных технологий. Институт в решении этих проблем работает комплексно. Реализуется двухпрофильный бакалавриат, по окончании которого выпускник имеет возможность преподавать несколько дисциплин. Инвариантными для всех профилей подготовки в вузе являются модули «Классный руководитель» и «Основы образовательного менеджмента», ориентированные на овладение необходимыми трудовыми действиями в областях психолого-­педагогического сопровождения, проектной деятельности, информационной, правовой культуры и здоровьесбережения. В цикле психолого­-педагогических дисциплин и предметных методик осваиваются инновационные технологии обучения и воспитания, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Дополнительные знания и умения формируются в школах и студиях вузовского центра досуга и творчества. Такой деятельностно-компетентностный подход в подготовке будущего педагога делает нашего выпускника не просто конкурентоспособным, но и готовым личностно и профессионально адаптироваться к любым социальным условиям.

– У вас выпускается уникальная книжная серия «Творческие биографии выпускников ГГПИ». Причем это не просто биографические очерки, но и анализ составляющих профессионального успеха педагога. В одном из очерков, посвященных выпускнику ГГПИ Ахтаму Чугалаеву, директору Ижевской школы № 97 – одной из лучших в республике, читаем: «Секретное оружие таких школ – грамотный менеджмент и наличие педагогической концепции». Действительно, компетенции современного образовательного менеджмента сегодня чрезвычайно востребованы и важны. В этой связи вопрос: есть ли у вуза планы по открытию этого направления подготовки?

– В вузе уже апробируются модели подготовки кадров по программе менеджмента. В этом году состоялся первый выпуск магистров по ООП «Управление воспитательной работой в системе образования» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.А. Мирошниченко). Инновационно­-управленческий компонент программы состоит в подготовке выпускников к работе в качестве руководителя образовательной организации или заместителя руководителя по инновационной деятельности. Этот компонент реализуется через изучение таких дисциплин, как инновационные процессы в образовании, маркетинг образовательных услуг, проблемы экономического развития и менеджмент образовательной организации.

В ближайших планах вуза открытие новой практикоориентированной магистерской программы «Менеджмент в системе образования» с целью формирования квалифицированных аналитиков и экспертов, способных в условиях модернизации и диверсификации образования анализировать и формировать образовательную политику как в школе, так и регионе в целом, а также внедрять в практику элементы новых управленческих механизмов и подходов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: удмуртская республика, педагогическое образование, ГГПИ им. В.Г. Короленко, личный опыт, ао-81, янина чиговская-назарова

Похожие материалы:
ИжГСХА. Кадры для АПК
«Инновационный пояс» классического университета
Формирование компетенций студентов педагогического колледжа
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
Создать «финское чудо» в российских условиях
Альма-матер машиностроительного кластера
Чёткие ориентиры развития
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа
Педагогические кадры для Башкортостана
Престиж педагогической профессии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#101Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#106Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ