Глазов – педагогическая столица УдмуртииСовременные подходы и сохранение традиций — без сомнения, одна из главных черт Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко. Вероятно, именно она генерирует особую атмосферу — ту, что формирует неповторимое лицо и доброе имя учебного заведения. На вопросы нашего корреспондента отвечает руководитель вуза, Янина ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА. Просмотров: 151
Этот почетный неформальный статус Глазов, город на севере Удмуртской Республики, получил благодаря педагогическому институту — базовому вузу подготовки учительских кадров для всего региона. Современные подходы и сохранение традиций — без сомнения, одна из главных черт этого вуза. Вероятно, именно она генерирует особую атмосферу — ту, что формирует неповторимое лицо и доброе имя учебного заведения. На вопросы нашего корреспондента отвечает руководитель Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, кандидат филологических наук, доцент Янина ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА. – Янина Александровна, в стране началась масштабная программа модернизации педагогического образования. Каков ближайший план действий ГГПИ в контексте этой программы? – Институт, оставаясь верным традициям, сохранил свою монопрофильность – нашей главной задачей была и остается подготовка учительского корпуса. В составе вуза 4 факультета: информатики, физики и математики; историко-лингвистический; со-циальных коммуникаций и филологии; факультет педагогического и художественного образования, а также колледж информационных и социальных коммуникаций. Все факультеты имеют свои инновационные научно-образовательные центры, ставшие прекрасными дополнительными площадками для профессиональной реализации преподавателей. Это важно, ведь средний возраст нашего научно-педагогического коллектива – сорок три года, при этом более 80 процентов ППС института имеют ученые степени и звания. Что касается программы модернизации, то одним из ее направлений является усиление практикоориентированности подготовки специалистов и формирование системы дуального обучения. В этом контексте ГГПИ и действует. С 2014 года институт является экспериментальной площадкой Минобрнауки РФ по прикладному бакалавриату, в связи с чем более 60 процентов образовательных программ ориентированы сегодня на прикладной бакалавриат. Другой особенностью образовательной деятельности вуза является подготовка учителей, готовых вести воспитательную работу с учениками. Восемь лет назад институт лицензировал программу специализации «Классный руководитель». При переходе на новые федеральные стандарты эта традиция сохранена – подготовка классного руководителя является составной частью всех образовательных программ по направлению «Педагогическое образование». – Одной из серьезных кадровых проблем российских школ был так называемый «двойной отрицательный набор» – сначала в педвузы шли не самые успешные выпускники школ, а далее в школы возвращались не самые успешные выпускники педвузов. По вашей оценке, эту тенденцию всетаки удается переломить? – На мой взгляд, всегда были те, кто выбирает педагогический вуз по призванию. И всегда были «случайные». Нельзя утверждать, что выпускники сегодняшнего дня слабы в методическом плане, не имеют глубоких знаний по избранному предмету. Доказательство – наши выпускники-победители престижных всероссийских конкурсов на владение учительской профессией последних трех лет: «Учитель нового поколения» (г. Тверь), «На пути к профессии» (г. Саратов). А насколько бывают восхищены школьники, когда приходят на педагогическую практику наши студенты! Я как преподаватель могу со всей ответственностью сказать, что их знания, творчество, умение преподать материал достойны высокой оценки. И именно такие отзывы о наших выпускниках мы слышим на всех уровнях – от коллег-учителей до руководителей региона. Так что в школу приходят подготовленные специалисты, мотивированные на работу учителем. А «случайные», так или иначе, находят себя в другой деятельности. – Удмуртия с ее сложившейся структурой экономики традиционно славилась своими инженерными кадрами. И теперь руководством региона вновь ставится задача – вернуть молодому поколению интерес к физике и математике, техническому творчеству. У института есть свои подходы и ноухау для ее решения?
– На протяжении многих лет преподаватели институтской кафедры физики и дидактики физики работают со школьниками, выполняя с ними исследовательские работы в учебной области. Здесь дети учатся основам экспериментальной работы, изготавливают физические приборы и установки, осваивают технологии использования компьютера в физических исследованиях. Вот уже восемь лет кафедрой проводится Глазовский олимпийский турнир по физике, единственный в России, в котором, помимо защиты проектов, проводится олимпиада по решению исследовательских задач. Ежегодно в этих состязаниях участвует до 150 учащихся 7-11 классов школ республики. В центре математического образования ГГПИ на протяжении последних трех лет работает математическая мастерская, в которой школьники 5-6 классов в игровой форме изучают вопросы, далеко выходящие за рамки школьной математики. Центр ежегодно организует математические олимпиады: такие как «Математическая карусель» (5 кл.), «Эврика» (6 кл.), «Северное сияние» (9-11 кл.). В образовательном центре «Информ» ученики 5-11 классов изучают прикладное программирование, позволяющее существенно расширить горизонты школьной информатики. В нашем институте не так давно открылся и центр робототехники, который достаточно быстро стал одним из ведущих в республике по разработке и внедрению образовательных развивающих технологий с использованием роботов. Кстати, особенностью работы наших образовательных физико-математических центров является то, что многие мероприятия организуются с выездом в сельские школы для обеспечения большей доступности школьников к участию. Важно отметить, что к работе со школьниками в образовательных центрах ГГПИ наши ученые-педагоги привлекают студентов – будущих учителей физики, математики и информатики. Осваивая технологии популяризации физико-математических наук в институте, наши выпускники в дальнейшем внедряют их в практику работы. Со многими из них мы поддерживаем тесную связь. И вот такая преемственность – от ученого через учителя к ученику – и есть наше главное ноухау в решении задачи развития интереса молодого поколения к физике, математике и техническому творчеству. – Одновременно ГГПИ развивает направление «гуманная педагогика». Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. – Рассуждая о гуманной педагогике, мы акцентируем внимание на духовно-нравственном воспитании. И в этом вопросе, в первую очередь, исходим из требований современных ФГОС. Их методологической основой выступает Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, обозначающая и раскрывающая десять базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Стараемся научить студентов, будущих педагогов, классных руководителей формировать эти ценности, создавать соответствующие условия, продумывать содержание урочной и внеурочной деятельности. Кроме того, для учителя, выбравшего гуманную педагогику, все начинается не с применения усовершенствованных методик и программ, а с погружения в классическое педагогическое наследие. Выполняя исследовательские работы в этом направлении, работая в архивах республики, наши студенты пытаются переосмыслить и осознать идеи В.А. Сухомлинского, который в период Великой Отечественной войны являлся директором одной из удмуртских школ. – Еще одна особенность региона – треть общеобразовательных школ являются малокомплектными. – Для малокомплектных школ характерно недостаточное количество педагогов-предметников, владение методиками обучения в совмещенных классах, недостаточное применение инновационных технологий. Институт в решении этих проблем работает комплексно. Реализуется двухпрофильный бакалавриат, по окончании которого выпускник имеет возможность преподавать несколько дисциплин. Инвариантными для всех профилей подготовки в вузе являются модули «Классный руководитель» и «Основы образовательного менеджмента», ориентированные на овладение необходимыми трудовыми действиями в областях психолого-педагогического сопровождения, проектной деятельности, информационной, правовой культуры и здоровьесбережения. В цикле психолого-педагогических дисциплин и предметных методик осваиваются инновационные технологии обучения и воспитания, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Дополнительные знания и умения формируются в школах и студиях вузовского центра досуга и творчества. Такой деятельностно-компетентностный подход в подготовке будущего педагога делает нашего выпускника не просто конкурентоспособным, но и готовым личностно и профессионально адаптироваться к любым социальным условиям. – У вас выпускается уникальная книжная серия «Творческие биографии выпускников ГГПИ». Причем это не просто биографические очерки, но и анализ составляющих профессионального успеха педагога. В одном из очерков, посвященных выпускнику ГГПИ Ахтаму Чугалаеву, директору Ижевской школы № 97 – одной из лучших в республике, читаем: «Секретное оружие таких школ – грамотный менеджмент и наличие педагогической концепции». Действительно, компетенции современного образовательного менеджмента сегодня чрезвычайно востребованы и важны. В этой связи вопрос: есть ли у вуза планы по открытию этого направления подготовки? – В вузе уже апробируются модели подготовки кадров по программе менеджмента. В этом году состоялся первый выпуск магистров по ООП «Управление воспитательной работой в системе образования» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.А. Мирошниченко). Инновационно-управленческий компонент программы состоит в подготовке выпускников к работе в качестве руководителя образовательной организации или заместителя руководителя по инновационной деятельности. Этот компонент реализуется через изучение таких дисциплин, как инновационные процессы в образовании, маркетинг образовательных услуг, проблемы экономического развития и менеджмент образовательной организации. В ближайших планах вуза открытие новой практикоориентированной магистерской программы «Менеджмент в системе образования» с целью формирования квалифицированных аналитиков и экспертов, способных в условиях модернизации и диверсификации образования анализировать и формировать образовательную политику как в школе, так и регионе в целом, а также внедрять в практику элементы новых управленческих механизмов и подходов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|