От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой РоссииЭдуард Днепров, Евгений Ткаченко, Владимир Кинелёв, Александр Тихонов, Владимир Филиппов, Андрей Фурсенко, Дмитрий Ливанов, Ольга Васильева – каждый оставил свой след в истории новой России. Просмотров: 215
Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017. Министры образования новой России Подводя итоги года прошедшего, пристально всматриваясь в настоящее и думая о будущем, проходим знаковые рубежи. Столетие Февральской революции наводит на размышления о роли личности в истории и альтернативных вариантах развития событий. В системе образования – свои революции и свои вожди. Рожденные в СССР * Кроме того, был председателем Государственного комитета РФ по высшему образованию (1993-1996). Яркая палитра – Любое движение предполагает этапность. И любая реформа обречена на провал, если она превышает степень прочности реформируемого материала, чрезмерно упреждает «зону ближайшего развития» общественного сознания или рассчитана на повсемест ное и одномоментное действие – по типу поворотов «всё вдруг». Подобные повороты чреваты печальным исходом (они дают наибольшее число кораблекрушений). Этот момент имеет не только политический, но и глубокий этический смысл. Сбалансированность целей и возможностей образовательной, как и всякой другой реформы, – непременнейшее условие и гарантия ее успешного проведения. Иначе коромысло реформ может либо треснуть, либо соскользнуть с плеча реформатора. Э.Д. Днепров. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Т. 1. http://bit.ly/AO94Me1 Предыдущая должность: руководитель ВНИК «Базовая школа». Впоследствии: советник Президента РФ по вопросам образования, академик Российской академии образования, директор Федерального института планирования образования, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». С именем Э.Д. Днепрова связан «инновационный взрыв» (Е.А. Ямбург) начала 90-х, де-юре нашедший отображение в законе «Об образовании» (1992). «Закон Днепрова» признан экспертами ЮНЕСКО одним из самых прогрессивных и демократических законодательных актов конца XX века. Добился одобрения Устава неправительственных образовательных учреждений. Запретил в школе военную подготовку, политическую пропаганду, партийные организации и религиозные занятия. При нем в 1991 году бюджет российского образования увеличился в 2,5 раза. Академия педагогических наук была преобразована в Российскую академию образования. – Ранним утром 19 августа 1991 года, когда произошла злополучная попытка переворота, Днепров еще до известного обращения Бориса Ельцина к народу дал четкую команду по своему ведомству подчиняться только Президенту России и не исполнять никаких распоряжений ГКЧП. В эти драматические августовские дни министерство образования превратилось в своеобразный штаб сопротивления. Министр создал шесть подпольных типографий, две радиостанции, подключил линии электронной почты для передачи информации по России и в зарубежные страны, организовал тиражирование свыше ста тысяч листовок и обращений к солдатам, гражданам России, учительству, мировой педагогической общественности. Сотрудники министерства и его ведущего института (НИИ школ) ездили с этими листовками по воинским частям, расклеивали их в метро, на улицах Москвы, развозили в различные регионы страны, стояли на баррикадах у Белого дома. После прекращения в ночь на 21 августа передач радиостанции «Эхо Москвы» Днепров лично продолжал передавать информацию о событиях по созданным им в министерстве каналам радиосвязи. Фрагмент статьи Бэна Эклофа «По следам событий. Первый опыт хроники реформы Э.Д. Днепрова». http://bit.ly/AO94Me11 – У нас слишком разная страна, и поэтому тотальные решения представляют большую опасность. Из интервью «Евгений Ткаченко: образование должно сохранить свою социальную функцию». http://bit.ly/AO94Me2 Предыдущая должность: ректор Свердлов ского инженернопедагогического института. Впоследствии: член президиума РАО, член экспертного совета ВАК РФ, профессор-консультант Института развития профобразования РФ и НИИ развития профобразования г. Москвы, научный консультант-координатор по взаимодействию с научным сообществом Института стратегии развития образования РАО. В годы руководства ведомством Е.В. Ткаченко в стране был введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений. Частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ. Впервые в России заключил двусторонние договоры о сотрудничестве в области образования с 10 ведущими европейскими странами. Инициатор и разработчик базисного учебного плана, сохранившего единое образовательное пространство российской школы. Разработал 25 новых технологий получения материалов с заданными свойствами для новой техники. В 1995 году Госкомвузом России создан Научно-информационный центр государственной аккредитации (директор В.Г. Наводнов) – организация, положившая начало современной инфраструктуре оценки качества ВПО, СПО и ДПО страны. – Я-то знаю профтеховцев! Процентов семьдесят-восемьдесят из них никогда не купят проездной билет, они перепрыгнут через барьер, они пролезут под него, но платить ни за что не будут. Потому что они лучше на эти деньги что-то себе купят: или поесть, или девочке шоколадку. И самое страшное другое, вы только вдумайтесь, сейчас девять-десять месяцев в году он каждый день ездит на учёбу, но он не будет покупать билеты, значит каждый день он привыкает нарушать наше законодательство, значит мы сами формируем незаконопослушных граждан. Так что не они в этом виноваты, а те, кто голодному не дал кусок хлеба. Из интервью «Евгений Ткаченко: образование должно сохранить свою социальную функцию». http://bit.ly/AO94Me2 – Будущее у страны такое, какое настоящее у ее детей. Из интервью «Владимир Кинелев: Российская система образования обладает уникальным потенциалом». Предыдущая должность: заместитель Председателя Правительства РФ (с сохранением поста Председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию). Впоследствии: директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, научный руководитель Российского нового университета по информационным технологиям и дистанционному образованию, заведующий кафедрой ЮНЕСКО РосНОУ. При В.Г. Кинелёве в высшей школе России была введена многоуровневая система подготовки специалистов, разработаны государственные образовательные стандарты, принята новая классификация высших учебных заведений, создана единая система общего и профессионального образования. Руководил работой Совета по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования, Правительственной комиссией по выдаче разрешений на использование наименований «Россия», «Российская Федерация», Комиссией по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи, Организационным комитетом по подготовке и проведению мероприятий в связи с 600-летием основания Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В 1997 году состоялось первое заседание Аккредитационной коллегии Минобразования России, на котором были рассмотрены дела первых 27 вузов. – Будущее российского образования неразрывно связано с будущим нашей страны. «Какое будущее у России?» и «Есть ли будущее у России?»... Этими вопросами на протяжении веков задавались многие русские и зарубежные мыслители. Мне ближе всего ответ, который дал В.О. Ключевский: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжело его унижение, но пробьет час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую прямую историческую дорогу». Сегодня эти будущие великие люди входят в школьные классы и студенческие аудитории. Из интервью «Владимир Кинелев: Российская система образования обладает уникальным потенциалом». http://bit.ly/AO94Me3 – Мы руководствуемся перспективным видением, предлагая раз вивать инженерную под готовку не так, как это делает большинство вузов. Мало кто знает, что в Массачусетском технологическом институте, который знаменит во всем мире подготовкой инженеров, социально-экономический блок составляет около 30-40 %. Для нас это может показаться необычным, поскольку в России структура высшей школы исторически складывалась по-другому. Но в этом есть своя логика, потому что международные корпорации требуют, чтобы и технологии, и научно-инженерные решения, и экономика работали вместе. Из интервью А.Н. Тихонова «Я никогда не уходил из МИЭМ». http://bit.ly/AO94Me4 Предыдущая должность: первый заместитель министра общего и профессионального образования России (где бы ни работал, продолжал преподавать в МИЭМ, а в 1986 году возглавил вуз, став самым молодым ректором в СССР). Впоследствии: академик РАО, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», заведующий кафедрой «Материаловедение электронной техники» МИЭМ. После того как в 2012 году институт вошел в структуру Высшей школы экономики, назначен научным руководителем – директором МИЭМ НИУ ВШЭ. С именем А.Н. Тихонова связаны первые попытки воплощения в жизнь идей организационно-экономической реформы системы образования, которые в 1997 году были разработаны Высшей школой экономики. Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования. Занимался космическим и радиационным материаловедением, информатизацией отечественного образования. – В СССР инженерное образование было конкурентоспособным по мировым меркам, потому что инженерные вузы вели научные исследования. В МИЭМ на 1 рубль бюджетных затрат было 4-5 рублей от хоздоговоров – заказов промышленности. Группа вузов, работавшая на военно-промышленный комплекс, в том числе МИЭМ, получала очень большие заказы. Сейчас эта тема тоже становится актуальной – нет речи о милитаризации, но современная армия, оснащенная современной техникой, в стране должна быть. Из интервью А.Н. Тихонова «Я никогда не уходил из МИЭМ». http://bit.ly/AO94Me4 – Человек, как правило, не может сразу шагнуть на вершину успеха: каждый должен пройти череду ступенек, начиная с общественной работы – старостой группы или старостой спортивного кружка, и потом, занимаясь общественной работой уже на уровне курса или факультета... Во время учебы должен начинаться старт, а не на производстве. И у меня без этого опыта – без роста в школьной пионерской и комсомольской организациях – не было бы ничего. Из интервью В.М. Филиппова «Сопротивление на излом». Журнал «ИМЕНА в образовании», 2015, № 3, стр.12-19. Предыдущая должность: ректор Российского университета дружбы народов. Впоследствии: ректор Российского университета дружбы народов, заведующий кафедрой сравнительной образовательной политики РУДН – кафедры ЮНЕСКО, член президиума РАО, помощник премьер-министра РФ (в области образования и культуры), председатель ВАК при Минобрнауки РФ, президент Управляющего комитета программы ЮНЕСКО «Образование для всех», полномочный представитель РФ в Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. По инициативе и под руководством В.М. Филиппова была начата активная модернизация российского образования. Среди основных её положений введение ЕГЭ, разработка новых стандартов общего среднего образования, начало целевого приема в вузы, разработка нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования, внедрение государственных именных финансовых обязательств и многое другое. В 2000 году в Кремле после двенадцатилетнего перерыва при содействии В.В. Путина был проведён всероссийский съезд работников образования с участием 5 тыс. делегатов. Определены проблемы российского образования, намечены основные пути его обновления. На съезде также была одобрена Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года, утверждённая затем Правительством РФ. В том же году Россия ратифицировала Лиссабонскую конвенцию Совета Европы / ЮНЕСКО о признании документов в сфере высшего образования, а в 2003 году присоединилась к Болонской декларации. – Если бы появилась возможность «разбить горячий камень», взялись бы за кувалду? – К своей жизни любой человек должен относиться очень критично, только тогда возникнет потенциал для развития. Я не прочь кое-что изменить в своем прошлом, но не оттого, что стыжусь или не доволен какими-то прожитыми годами. Хотелось бы сделать это, исходя из прин ципа: пусть будет лучше – и не только для себя, но и для людей. Чтобы стать для кого-то ребром жесткости попрочней – для семьи, для друзей, для коллег… И для тех, кто сегодня лишь только-только открывает мир, ещё не задумываясь о «горячем камне». Из интервью В.М. Филиппова «Сопротивление на излом». Журнал «ИМЕНА в образовании», 2015, № 3, стр. 12-19. – Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность. Из выступления А.А. Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки РФ по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников (2009). http://bit.ly/AO94Me6 Предыдущая должность: исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий РФ. Впоследствии: помощник Президента РФ, курирующий вопросы научных фондов и грантов для ученых, председатель попечительского совета Российского научного фонда. Министр А.А. Фурсенко был основным сторонником двустороннего Меморандума о взаимопонимании, подписанного в мае 2006 года и предусматривающего усиление кооперации и обменов между США и Россией в области образования. В результате осенью следующего года министерства США и России совместно финансировали первую в истории программу партнерства университетов. Продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по вхождению РФ в Болонский процесс. В 2005 году вышел в свет первый номер журнала «Аккредитация в образовании» (директор Е.В. Шигапова) – информационно-аналитического издания, освещающего лучшие практики отечественного и зарубежного образования. – Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других. Из выступления А.А. Фурсенко на Международном форуме «Селигер – 2007». http://bit.ly/AO94Me12 – В средние века, когда люди перешли от каботажного, прибрежного мореплавания к океаническому и больше не могли ориентироваться по очертанию берегов, возникла потребность в навигации. И что сделали люди? По существу, они набросили рыболовную сеть на глобус, расчертив его на меридианы и параллели. Таким образом возникла система координат, в которой стали возможны ориентация и поиск пути. Вот и мы с вами живем в безбрежном океане информации. И для любого человека возможность правильной ориентации в нем крайне значима. Особенно она, конечно, важна для детей и тех, кто работает в системе образования. Доступность информации, открытость системы – это не просто веление времени. Это запрос, который каждый человек предъявляет сегодня к системе образования. Из выступления Д.В. Ливанова на форуме по информационному взаимодействию Минобрнауки РФ (2015). Подробнее в репортаже «Универсальное лекало для информационного взаимодействия». http://bit.ly/AO94Me8 Предыдущая должность: ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Впоследствии: специальный представитель Президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной. Министр Д.В. Ливанов инициировал проведение реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за активное развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, оптимизацию их работы и сокращение доли бюджетных мест, модернизацию дошкольного образования, введение электронных версий учебников, повышение зарплаты работникам образования и прочее. – Я учился в 91-й московской школе при РАО, у меня были пятерки по всем предметам, кроме НВП. Так что медаль мне не дали. Из интервью Д.В. Ливанова «Физика твердого тела». http://bit.ly/AO94Me13 – Я считаю, что «Урок доброты» не должен быть уроком в определенное время, в определенный день. Доброта должна быть ежесекундно. Вот это самое главное – доброта. Доброта к детям, доброта друг к другу <…>. С 1 сентября вводятся ФГОС для детей с ОВЗ и инвалидностью. Эти стандарты требуют очень серьезного материально-технического обеспечения, создания в школах специальных условий и высококвалифицированных кадров. Из выступления О.Ю. Васильевой на встрече в рамках проекта Общественной палаты РФ «Час с министром» (2016). Подробнее в статье «От перемены мест слагаемых сумма изменяется». Журнал «Аккредитация в образовании», 2016, № 5 (89), стр. 9-11. Предыдущая должность: заместитель руководителя управления по общественным проектам Администрации Президента РФ. Впоследствии: первая в истории России женщина – министр образования (см. список на стр. 16). Министр О.Ю. Васильева выступила против толкования «образования» как оказываемой «услуги», считая более уместным и по сути определяющим понятие «служение». Приостановила процессы «слияния и поглощения» в высшей школе. Является сторонником возвращения в школу трудового воспитания, уроков астрономии, увеличения часов на преподавание «Основ религиозных культур и светской этики». Продолжение следует… – А вы откройте на гаджете одного из моих любимых поэтов – Беранже, великого поэта Франции, хотя он всю жизнь был привратником в Сорбонне, – покосилась министр на лежащий на столе смартфон. – У него есть потрясающее стихотворение под названием «Моим друзьям, которые стали министрами» (cм. на стр. 16). Пьер-Жан Беранже, 1831 Моим друзьям, которые стали министрами Нет, нет, друзья! Мне почестей не надо, Вся роскошь дня вот здесь, в моем окошке. Когда меня охватит вдохновенье, О, кормщики на вахте государства! Вас повезут на пышном катафалке, Здесь, во дворце, я предан недоверью, Перевод Вс. Рождественского. Из первого развернутого интервью О.Ю. Васильевой в новой должности. http://bit.ly/AO94Me14 Обзор на основе информации из открытых источников (минобрнауки.рф, аккредитация.рф, ru.wikipedia.org, tass.ru, ioe.hse.ru, www.rosnou.ru, www.rudn.ru и др.) подготовила Екатерина СИНДЕЕВА. История в первых лицах (со дня основания ведомства до наших дней) 1. Граф П.В. Завадовский (1802 – 1810). Источник (исправленный и дополненный): http://bit.ly/AO94MeList 1. Кроме того, историческая справедливость требует указать министров союзного ведомства: министр просвещения СССР М.А. Прокофьев (1966 – 1984), ранее бывший министром просвещения РСФСР (1966); министр просвещения СССР С.Г. Щербаков (1984 – 1988); министр высшего и среднего специального образования СССР Г.А. Ягодин (1985 – 1988), затем ставший председателем Государственного комитета СССР по народному образованию – Комитета СССР по образованию (1988 – 1991). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|