Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образовательная политика: перемена мест слагаемых

С чего начинается осень? Для многих – с августовских педсоветов. На одном из них, в Марий Эл, мы с директором издательства «Аккредитация в образовании» Екатериной Шигаповой побывали лично, за другими с интересом наблюдали в СМИ.

Просмотров: 211

Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016.

СИНДЕЕВА Екатерина Павловна СИНДЕЕВА Екатерина Павловна – руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании», кандидат педагогических наук.

С чего начинается осень? Для многих – с августовских педсоветов. На одном из них, в Марий Эл, мы с директором издательства «Аккредитация в образовании» Екатериной Шигаповой побывали лично, за другими с интересом наблюдали в СМИ.

На образовательном форуме «Стратегические ориентиры развития системы образования в Республике Марий Эл», состоявшемся 12 августа в рамках научно-практической конференции работников образования региона, выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. А через неделю на Всероссийском педагогическом собрании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев представил нового главу министер­ства – Ольгу Васильеву.

Значимым событием этой осени стали также выборы депутатов Госдумы РФ седьмого созыва. Приступивший к работе профильный комитет – теперь Комитет по образованию и науке – вновь возглавил Вячеслав Никонов. Накануне выборов он провел в Йошкар-Оле несколько встреч, в том числе и с членами рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной самоидентичности», с экспертами и активистами ОНФ.

Мы не могли обойти вниманием эти информационные поводы, но обо всём по порядку.

Дмитрий Ливанов

Знал ли Дмитрий Ливанов 12 августа о предстоящем через неделю? Скорее всего, да. Кадровые перестановки такого уровня не могут не обсуждаться заранее. Конечно, не публично. Возможно, без конкретной даты.

Тем не менее рабочий график министра был, как обычно, плотный. В рамках однодневного визита в Марий Эл глава Минобрнауки РФ выступил на пленарном заседании республиканского образовательного форума, а также посетил строящееся здание нового общежития Марийского государственного университета, Центр радиолокационных систем и комплексов Поволжского государственного технологического университета на Марийском машиностроительном заводе, Центр информационных технологий и оценки качества образования Республики Марий Эл, Национальную президентскую школу-интернат и новое здание средней школы № 5 с углубленным изучением отдельных предметов в г. Волжске.

– Нам важно участие регионов в обсуждении вопросов содержания образования, деятельность региональных УМО, чтобы на федеральном уровне мы могли учитывать согласованную позицию региональных экспертных сообществ, – подчеркнул Дмитрий Ливанов, докладывая о выполнении ряда поручений, данных министерству по итогам заседания Госсовета по вопросам развития общего образования в декабре 2015 года.

Так, например, по результатам длительного общественного обсуждения был сделан вывод, что отсутствие перспективы сдерживает профессиональный рост учителя и исключает возможность педагогической карьеры. Для учителей-предметников могут быть введены такие должности, как «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель», «учитель-наставник», «учитель-эксперт». Аналог – высшее образование, где есть ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты и профессора.

При формировании дифференцированной системы учительских должностей в зависимости от уровня сложности выполняемых функций для каждой должности необходим минимально допустимый уровень образования. Для учителей начальных классов это, например, бакалавриат, для старших учителей – магистратура и высшая категория. Планируется начать формирование и альтернативной системы аттестации – на основе единых контрольно-измерительных материалов, с помощью которых можно будет оценить знание предмета, умение использовать методики преподавания, учитывать психофизиологические особенности развития детей и другое. Должны также учитываться и мнения выпускников, но не ранее чем через четыре года после окончания школы. Модели оценки уровня владения компетенциями в соотнесении с системой должностей апробируются в пилотных регионах.

– В этом контексте срок вступления в силу профстандарта педагога мы предлагаем отложить до 2018-го или 2019 года (аплодисменты в зале), обновить его, а за оставшееся время сформировать и ввести национальную систему учительского роста, о которой говорил Владимир Путин.

По окончании форума министр ответил на вопросы представителей СМИ, в том числе и на вопрос «АО».

Аккредитация в образовании Вопрос:

– Дмитрий Викторович, наше издание активно занимается реализацией определенных министерством принципов информационного взаимодействия в сфере образования и науки. В связи с этим вопрос: как вы считаете, достаточна ли информационная открытость образовательных организаций страны или над этим ещё надо много работать?
Ливанов Дмитрий Викторович Ответ:

– Знаете, информационная открытость – это такая тема, где (особенно в образовании) достаточно никогда не бывает. Всегда нужно работать над повышением открытости. Мы считаем сейчас принципиально важным, чтобы каждая образовательная организация, от детского сада до вуза, обеспечивала полную информацию о своей деятельности, основных показателях своей работы в сети интернет. Тем самым делая эту информацию открытой для родителей и педагогов – для всех, кому она интересна. Важно, чтобы создавались общественные советы. У нас очень активно работающие общественные советы при Минобрнауки РФ, при Рособрнадзоре. Необходимо, чтобы при региональных органах управления образованием тоже создавались авторитетные общественные советы, но не для галочки, не для проформы. Чтобы это были действительно органы коммуникации между образовательным профессиональным сообществом, с одной стороны, и общественностью, прежде всего родительской, – с другой. Работу над повышением информационной открытости мы ведем ежедневно.

Ольга Васильева

Час с министром – это много или мало? Для начала вполне достаточно. Вторая встреча в рамках проекта Общественной палаты «Час с министром», состоявшаяся 24 августа, была посвящена вопросам образования1.

– Мы вам партнеры и готовы давать обратную связь. На все вопросы ответить не сможем, но все в дальнейшем отработаем. Министерства открыты к общению с институтами гражданского общества, с гражданами. Это первое. И второе: очень важно, чтобы этот формат тиражировался в регионах. Крайне важно, чтобы большая часть вопросов снималась на местах, чтобы взаимодействие между гражданами и органами исполнительной власти было более эффективное, – отметил секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, открывая онлайн встречу с новым министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой.

​Новый человек – новые надежды. Новая структура – новые задачи. Хотя программное обеспечение – всё те же «дорожные карты». И аппарат – «железо» так сказать – функционирует всё так же. Изменится ли что-то при смене пользователя? Куда приведут его действия? Как решать поставленные задачи? По законам арифметики от перемены мест слагаемых сумма не меняется. По законам политики – возможны варианты.

Среди десятков прозвучавших вопросов, касающихся различных аспектов качества российского образования, остановимся на одном. На наш взгляд, безусловно, прио­ритетном. Задала его председатель комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая.

Диана Гурцкая Вопрос:

– Ольга Юрьевна, мы с вами хорошо знакомы по работе в комиссии при президенте по делам инвалидов <…> и очень рады вашему назначению. Недавно утвержден комплексный план, где среди прочего министерству поручена разработка методических рекомендаций по проведению «Уроков доброты», которые инициировала Общественная палата. Предлагаем обсудить их на нашей площадке и представить результаты в день десятилетия Конвенции ООН о правах инвалидов. Это будет 13 декабря 2016 года. Пожалуйста, расскажите более подробно, каковы планы министерства в области коррекционного и инклюзивного образования?
Васильева Ольга Юрьевна Ответ:

– Да, «Урок доброты» пройдет по всей стране. Но хочу сделать одно маленькое уточнение. Я считаю, что «Урок доброты» не должен быть уроком в определенное время, определенный день. Доброта должна быть ежесекундно. Вот это самое главное – доброта. Доброта к детям, доброта друг к другу <…>. С 1 сентября вводятся ФГОС для детей с ОВЗ и инвалидностью. Эти стандарты требуют очень серьезного материально-технического обеспечения, создания в школах специальных условий, высококвалифицированных кадров. С удовольствием говорю о том, что ровно через год будет проведен конгресс дефектологов, которого не было очень давно. Уверена, что <…> мы вновь услышим о выдающихся успехах нашей школы дефектологии.

Политика министерства направлена на вариативность образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Параллельно с инклюзивным образованием мы сохраним, подчеркиваю это, сохраним и будем развивать сеть специальных школ и классов. Я хочу, чтобы меня услышали на местах. С этого года в реализацию программы «Доступная среда» включены коррекционные школы, детские сады и организации дополнительного образования.

Вячеслав Никонов

Интересно ли вам почитать про майские указы и другие поручения президента? Сомневаюсь. Это как в армии – требуется исполнять. А вот встретиться с личностью такого масштаба, как Вячеслав Никонов, – очень интересно.

Конечно, в основном речь шла именно об исполнении указов и поручений Президента РФ, о деятельности профильного комитета Госдумы РФ и задачах, стоящих перед Общероссийским народным фронтом.

Несмотря на сложные времена на каждом уровне образования нам есть чем гордиться.

– Дошкольное образование, поставленное на систематическую основу, встречается вообще далеко не в каждой стране. Блестящие результаты показывает начальная школа. Так, в рейтингах PIRLS мы стабильно лидируем наряду с Финляндией, Гонконгом и Сингапуром. На развитие школы направлен самый крупный нацпроект, – отметил Вячеслав Никонов. – Резко возросло количество идущих в СПО. Что касается вузов, их количества и конфигурации... Ещё три года назад у нас было в четыре раза больше вузов, чем в РСФСР. В 90-е годы наплодилось огромное количество якобы вузов, которые давали якобы образование. На самом деле они собирали деньги и выписывали дипломы. В 2014 году мы приняли закон, который облегчил процедуру лишения лицензии и государственной аккредитации таких вузов. В этом году около 600 вузов и филиалов их потеряют. Это правильная сторона истории. Неправильная сторона – то, что происходило в связи с реструктуризацией вузов.

К концу трехчасовой встречи в голове (думаю, не только моей) рефреном звучало: «Враг будет разбит. Победа будет за нами!». А через неделю состоялись выборы, в результате которых 343 депутата составили парламентское большинство. Но это уже совсем другая история.

Ярко выступив 11 сентября на встрече в региональном отделении ОНФ, председатель профильного комитета Госдумы РФ обстоятельно ответил на разнообразные вопросы, в том числе и на несколько наших. Здесь приведем пока один, вызвавший наибольший эмоциональный отклик. Поскольку Вячеслав Никонов не только потомственный политик и известный историк, но и интересный писатель, мы не могли не спросить о творческих планах.

Аккредитация в образовании Вопрос:

– Вячеслав Алексеевич, у вас есть «Код политики», «Код цивилизации». Не планируете ли написать «Код образования»?
Никонов Вячеслав Алексеевич Ответ:

– Знаете (смеётся), у меня на самом деле много всегда разных задумок с книгами. Но последнее время я немножко в другом направлении двигаюсь2. Недавно между делом учебник по истории для старшеклассников написал. Перед этим – «Современный мир и его истоки». Толстая такая книга, на основании которой написан «Код цивилизации» – маленькая выжимка из большого университетского учебника. Сейчас, вот только что на международной выставке-ярмарке3, представил две новые книги. Это биографический двухтомник «Молотов. Наше дело правое» и четырехтомник «Понять Россию», который вышел как пособие для учителей с методическим комплексом. Сейчас я, знаете, решил, какую книжку написать? Правда, это пока секрет, но вам скажу <…>.

По понятным причинам пересказывать не будем, а с удовольствием прочитаем.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Запись трансляции размещена на официальном сайте Общественной палаты.
  2. Подробнее о новых книгах Вячеслава Никонова на сайте.
  3. 7 сентября на 29-й Московской международной книжной выставке-ярмарке.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стипендии в России проиндексируют на 4 процента
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
Ольга Васильева: «Опыт Чувашии нужно взять на вооружение другим регионам»
Академическая мобильность индийских студентов
Трудовые будни WorldSkills Russia
Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
Ольга Васильева возглавила Министерство образования и науки РФ
Опорные университеты: от объединения к развитию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ