Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опорные университеты: от объединения к развитию

Крупное всероссийское совещание по реализации проекта создания и развития опорных университетов состоялось 8-9 ноября в Тюмени. По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером мероприятия

Просмотров: 377

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

Крупное всероссийское совещание по реализации проекта создания и развития опорных университетов состоялось 8-9 ноября в Тюмени.

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером мероприятия. Интеллектуальную элиту высшей школы страны гостеприимно встретил Тюменский индустриальный университет – представитель когорты опорных вузов.

Круглые столы

В рамках программы совещания состоялось несколько тематических круглых столов, на одном из них директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев представил приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». С целью обеспечения устойчивой глобальной конкуренто­способности в 2018 году в ТОП-100 мировых рейтингов войдут не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов. Планируется также, что в субъектах Российской Федерации в 2018 году будет создано не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

Помимо профильного министерства и собственно университетов, ключевыми участниками проекта станут федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомст­венные вузы, Минпромторг РФ, а также государственные корпорации, компании с госучастием и бизнес-сообщество.

– Очень много было разговоров и споров на тему, что же такое «инновационный университет». В итоге эксперты сошлись на пяти ключевых характеристиках, – поделился спикер.

В кратком изложении они следующие:

  • объекты инновационной инфраструктуры (технопарк, инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор и т.п.);
  • базовые кафедры и сетевые программы с институтами РАН и научными организациями;
  • не менее 20 процентов студентов обучается в магистратуре и аспирантуре;
  • не менее 50 процентов выпускников трудо­устроены в региональной экономике (не планируется применять для Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей);
  • доля слушателей по программам ДПО – не менее 35 процентов от числа студентов.

Следует отметить, что проект по созданию и развитию опорных вузов стал своеобразной предтечей формирования основной рамки проекта инновационных вузов.

До июля 2017 года должны быть разработаны типовые модели инновационных университетов, но претендующим на этот статус уже сейчас нелишне задуматься о своей миссии и роли в повестке регионального развития.

Минобрнауки РФ

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева и заместитель министра Людмила Огородова в президиуме пленарного заседания всероссийского совещания по реализации проекта создания и развития опорных университетов.

Специальное совещание

Помимо мероприятий, заявленных в программе, были и другие – формальные и неформальные встречи. Об одной из них нельзя не упомянуть. Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева и её заместитель Людмила Огородова лично принимали отчеты о первых результатах новых проектов всех одиннадцати опорных университетов.

Формат часовой встречи был довольно жесткий: краткое выступление представителя вуза, несколько вопросов руководства, ответы по существу, передача слова следующему.

Пространные рассуждения не принимались.

– Кто? Где? Сколько? Выход? Цель? Если это здорово, мы возьмем для всей страны, – подчерк­нула министр.

О чём, собственно, шла речь? Обзорно мы представили эту информацию далее в номере (см. «Первые результаты новых проектов»). Как отметили эксперты, менее чем за год началась совсем другая коммуникация. И что ещё очень важно – на опорные вузы по-иному взглянули и региональные власти, и инвестиционные партнеры.

Минобрнауки РФ

В президиуме пленарного заседания всероссийского совещания по реализации проекта создания и развития опорных университетов (слева направо) ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский, первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, губернатор Тюменской области Владимир Якушев. За трибуной – ректор Тюменского индустриального университета Олег Новоселов.

Пленарное заседание

Центральным событием совещания стало пленарное заседание, ключевыми спикерами которого выступили министр образования и науки РФ Ольга Васильева, губернатор Тюмен­ской области Владимир Якушев, первый замести­тель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский, ректор Тюменского индустриального университета Олег Новоселов, и.о. ректора Костромского государственного университета Александр Наумов и профессор школы управления «Сколково» Андрей Волков.

Глава профильного министерства акцентировала внимание на значимости программы создания и развития опорных вузов для регионов:

– Экономика любой области или края очень шатка, если в регионе нет сильных соцработников и педагогов. Программа опорных вузов заработала этой весной и уже принесла свои первые результаты. Небольшие региональные вузы объединяются в многопрофильные опорные университеты, которые в свою очередь получают от государства финансовую поддержку. Я глубоко убеждена, что педагогическое и социальное образование является залогом успешной работы сильного региона.

Представители органов власти сильных регионов на конкретных примерах подтвердили слова министра и поделились своими размышлениями о сути происходящего.

– По большому счету, сегодня мы не найдем в законодательстве, что такое инновационная продукция. Но, думаю, нет никаких сомнений в том, что опорные вузы должны стать центрами инноваций. Они должны формировать инновационную культуру, – подчеркнул губернатор Тюмен­ской области Владимир Якушев.

Профильное министерство, ведущие университеты и сильные регионы – основные игроки на инновационном поле. Наиболее успешно опорные вузы продвигаются там, где имеют реальную поддержку глав регионов (см. обзор «Главы о главном»).

Вместе с тем активные участники кластерного развития сталкиваются с объективными проблемами. Решить одну из таких ключевых проблем предложил, выступая на пленарном заседании совещания, первый заместитель губернатора Ростов­ской области Игорь Гуськов:

– Необходимо внести такие изменения в законодательство, которые бы позволяли напрямую поддерживать опорные вузы за счет региональных бюджетов.

Модераторы круглых столов тезисно изложили результаты и основные выводы дискуссий, а также предложения по дальнейшей реализации проекта. Первый этап программы создания и развития опорных вузов закончится в феврале 2017 года, и Совет по реализации программ развития опорных университетов примет решение о промежуточных итогах и форматах следующего этапа. Кстати, по предложению министра в состав совета вошел губернатор Тюменской области, словом и делом активно поддерживающий инновационное развитие вузов. Глава региона возглавляет попечительский совет опорного ТИУ, а также наблюдательный совет ТюмГУ, кото­рый входит в программу «5-100».

– В целом для Российской Федерации очень важно этот проект продолжать. Мы ви­дим конкретные результаты: увеличивается конкурс в тех университетах, где эти процессы уже проведены. Абитуриенты, родители сознательно выбирают обучение именно в опорных университетах, потому что там есть возможности для занятия наукой, дальнейшего карьерного роста и хорошая возможность для трудоустройства, – подчеркнул директор Департамента государ­ственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.

– Очень важна вовлеченность опорных вузов в разработку и реализацию программ регионального развития. И мы с гордостью говорим о том, что эти процессы уже начались, – кон­статировал и.о. ректора Костромского государ­ственного университета Александр Наумов.

Ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский акцентировал внимание участ­ников совещания на взаимодействии с работодателями:

– Ключевым, как все коллеги отмечали, является переход к результатам обучения, определенным вместе с работодателем. Совместная оценка результатов обучения – это то новое, что пришло за год во все опорные университеты.

– Предпринимательство для нас – не бизнес. Главное – развитие креативного мышления, – определил целевые ориентиры ректор Тюмен­ского индустриального университета Олег Ново­селов, говоря об успешно реализуемой в ТИУ программе «Технологическое пред­принимательство».

– Наверное, многие, так же как и я, пожалели, что не все опорные вузы находятся на земле, где много газа и нефти, – заметила Ольга Васильева. – Но бывает и так.

При всем различии материальных ресурсов и других региональных условий, есть безусловная ценность, концептуально необходимая вузам-лидерам. По мнению профессора школы управления «Сколково» Андрея Волкова, это команда.

Казалось бы, очевидно. Да и вообще возможно ли работать без команды?! Однако, как совершенно справедливо заметил спикер, команды – это редкость, в жанре поручений и указаний они не работают, а ректора одного никогда на всё не хватит. Именно команды реализуют проекты. В свою очередь, проектная форма требует другой культуры, а она не возникает сама по себе.

Проектная форма, проектный подход, проектное обучение – эти словосочетания были в числе наиболее популярных среди участников совещания.

Минобрнауки РФ

Круглый стол «Развитие проекта создания опорных университетов» ведет директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.

Красивая история

Ценным опытом системного внедрения проектного обучения в образовательные программы высшего образования поделился с коллегами проректор по учебной работе Московского политехнического университета Дмитрий Земцов.

Как известно, метод проектов (метод проблем) возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Основываясь на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи, его ученик и последователь Уильям Херд Килпатрик, определяя суть метода, называл его «от души выполняемый замысел».

Таких замыслов у преподавателей и студентов Московского политеха – в избытке. А вот расходные материалы – это большая проблема, но тут на помощь приходят внешние партнеры, которые, впрочем, сами не при­ходят.

С оборудованием тоже бывает по-разному. Далеко не все структуры вуза готовы к проектной деятельности. Так, например, хозяй­ст­венники не готовы к тому, что дети (студенты) будут ломать станки. Да и было бы что ломать. Однажды для необходимого охлаждения деталей использовался – ни много, ни мало – ректорский холодильник…

Что касается содержания проектной деятельности, то принципиально важно держать в уме «зону ближайшего развития». Думается, квинт­эссенция проектного метода:

– Студент должен делать то, что немножко не может.

Среди множества представленных в выступлении проектов особенно поразил воображение космический спутник «Маяк», который в ближайшее время станет самой яркой звездой на ночном небе. Это первый в России космический аппарат, созданный методом краудфандинга1. Запуск запланирован на 22 дека­бря 2016 года.

– Вклад в освоение космоса могут вносить не только государства и корпорации. Настало новое время, когда общими усилиями энтузиасты могут самостоятельно запускать ракеты и спутники. То, что казалось фантастикой, с каждым днём всё больше приобретает черты реальности, и вместе мы сможем закончить этот портрет до конца. Космос гораздо ближе, чем думает большинство людей, и мы сделаем его ещё доступнее, – уверены участники проекта.

Важно отметить, что это не только популяризация космонавтики и повышение привлекательности научно-технического образования, это опыт победы.

– Студенты с опытом победы и будут поднимать рынки, – афористично заявил спикер.

После выступления Дмитрий Земцов ответил на многочисленные вопросы коллег, а на просьбу поделиться пошаговой инструкцией внедрения проектного метода сказал:

– Пошаговой инструкции пока нет, мы просто не успеваем. Как любит говорить наш ректор, «мы делаем операцию на сердце бегущей лоша­ди».

По оживлению в зале было понятно, что именно так – в сложных условиях, быстро выполняя поставленные задачи – работают многие.

Минобнауки РФ

Делегация Министерства образования и науки РФ во главе с министром Ольгой Васильевой посетила тюменские РобоЛабы и АйтиЛабы.

Проактивная позиция

Если бы участникам совещания давали значок «Самый активный», то первым его получил бы ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал. Выступая на круглых столах, задавая вопросы, делясь своей точкой зрения на актуальные проблемы и предлагая варианты их решения, он являл собой образец активной жизненной позиции или, как сейчас принято говорить, проактивной. В его недавнем интервью нашему журналу «Роль университета на территории опережающего развития» – достижения градообразующего университета и четкое целеполагание: «получение статуса опорного вуза для ТГУ – это определенный знак качества, можно сказать, что это определенный месседж для абитуриентов»2.

Говоря о преимуществах опорных вузов, ректоры классических университетов сходились во мнениях, что небольшие региональные вузы не смогут выдержать конкуренцию, особенно международную, с федеральными и другими ведущими. Вместе с тем сильные игроки – такие, например, как Алтайский государственный университет (см. статью «Евра­зийское образовательное пространство: преодоление глобальных вызовов») и Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (см. статью «Готовы взять ответственность») – составляют стратегический резерв инновационного развития не только отдельных регионов страны, но и отечественной высшей школы в целом.

Активно отстаивали свои позиции и представители педагогических вузов.

– Гуманитарное образование – фундамент любого другого, – подчеркнула, выступая на круглом столе «Развитие проекта создания опорных университетов», ректор Алтайского государственного педагогического университета Ирина Лазаренко3. – При всем моем уважении к классическому вузу, у него очень широкая целевая аудитория.

Кстати, судьбой педвузов ректор АлтГПУ поинте­ресовалась и лично у министра. Полученный ответ внушает оптимизм: «Работайте спокойно, готовьте учителей»4.

Активно участвовать в перспективных проектах и брать на себя обязательства по инновационному развитию и гарантиям качества образования готовы также многие технические университеты. Неслучайно, более половины первых опорных вузов образованы именно на базе технических.

По большому счету, профиль не важен. Важно, чтобы в каждом вузе-лидере реализовывались «высокоселективные программы», привлекающие абитуриентов.

  1. Подробнее о проекте: http://cosmomayak.ru
  2. Подробнее см.: «Аккредитация в образовании». – 2016, № 3 (87), стр. 8-10.
  3. Читайте интервью Ирины Лазаренко «Учитель – профессия подвижническая» // «Аккредитация в образовании». – 2015, № 7 (83), стр. 18-20.
  4. Подробнее: http://bit.ly/AO91Tr4

 

Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Гильдия экспертов в сфере профессионального образования отметила юбилей
Образовательная политика: перемена мест слагаемых
От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
Опорные точки научной инфраструктуры
Итоги первого форума по информационному взаимодействию
Ольга Васильева: «Опыт Чувашии нужно взять на вооружение другим регионам»
Первые результаты новых проектов
Обучение в сети
Евразийское образовательное пространство
Формирование сети опорных университетов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ