Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги первого форума по информационному взаимодействию

Минобрнауки РФ впервые проведен Форум по информационному взаимодействию в МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе приняли участие более 700 представителей ректорского корпуса, руководителей органов управления образованием, экспертного сообщества, а также пресс-­секретари образовательных организаций и органов власти.

Просмотров: 1053

Универсальное лекало для информационного взаимодействия

Форум Минобрауки РФМинобрнауки РФ 18 сентября впервые проведен Форум по информационному взаимодействию в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В работе приняли участие более 700 представителей ректорского корпуса, руководителей органов управления образованием, экспертного сообщества, а также пресс-­секретари образовательных организаций и органов власти.

Как оценить качество информации? Существуют ли способы, которыми можно оценить информационную активность вузов? Кому нужна медийная культура? Чем информационная открытость отличается от информационной неразберихи? Кто должен контролировать информационный фон вокруг образовательной организации? Эти и многие другие вопросы активно обсуждались участниками форума на пленарном заседании и пяти тематических секциях.

От каботажного мореплавания к океаническому

Выступая на пленарном заседании, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов подчеркнул, что важность информационного взаимодействия ни у кого сомнений не вызывает. Миллионы россиян интересует и то, как работает система в целом, и деятельность отдельных образовательных организаций.

– В ходе работы, которая будет проведена на форуме, мы рассмотрим две основные темы. Первая – связана с открытостью, с тем как правильно образовательные организации и органы управления образованием всех уровней должны рассказывать о своей работе гражданам. Это тема, которая объединяется понятием «открытые данные». Вторая тема связана с конкретными технологиями работы пресс­служб с общественным мнением в информационной среде, – задал тон дискуссии министр.

Информационные революции неоднократно изменяли качество жизни человека, постоянно увеличивая его коммуникативные возможности. Сначала появилась речь, затем письменность, книгопечатание, средства массовой информации, называемые теперь традиционными, и, наконец, интернет, уничтожающий границы.

Когда учитель перестал обладать монополией на знания, перед системой образования возникли новые задачи. Говоря о них, Дмитрий Ливанов привел интересное образное сравнение:

– В средние века, когда люди перешли от каботажного, прибрежного мореплавания к океаническому и больше не могли ориентироваться по очертанию берегов, возникла потребность в навигации. И что сделали люди? По существу, они набросили рыболовную сеть на глобус, расчертив его на меридианы и параллели. Таким образом возникла система координат, в которой стала возможна ориентация и поиск пути. Вот и мы с вами живем в безбрежном океане информации. И для любого человека возможность правильной ориентации в нем крайне значима. Особенно она, конечно, важна для детей и тех, кто работает в системе образования. Доступность информации, открытость системы – это не просто веление времени. Это запрос, который каждый человек предъявляет сегодня к системе образования.

Стала ли реальностью информационная открытость? Как обеспечить доступность? Министр заверил, понимание того, что не все и не всегда делают это правильно, есть. Далеко не все вообще это делают. Тем не менее для потребителей образовательных услуг это очень важно.

– Действующий федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» создает уникальные условия для роста открытости образования, – отметил Дмитрий Ливанов. – Сейчас любая образовательная организация обязана публиковать в открытом доступе все сведения о своей работе.

Социально значимая инициатива министерства

Выступивший далее заместитель начальника Управления пресс-­службы и информации Президента РФ Андрей Варламов отметил, что до сих пор вопросами информационного взаимодействия активно занимались только силовые ведомства.

– И это понятно, у них каждый день что­то происходит, а при освещении событий надо правильно выстраивать схему работы со средствами массовой информации. Что такого происходит в образовании? Казалось бы, ничего особенного. А на самом деле – самое главное. Происходит некое таинство обучения. Вроде бы прямого отношения к информационной работе оно не имеет, но это только на первый взгляд.

Призвав в процессе обучения овладевать не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и общекультурными компетенциями, он подчеркнул:

– На сегодняшний день медийная культура составляет совершенно неотъемлемую часть формирования личности. Какую профессию ни возьми, куда ни посмотри, она нужна всем. Мир настолько открыт, что информацию можно взять, откуда угодно. Как её подавать, насколько умело, зависит не только от журналиста, но и от того, кто её подает. Соответственно, возникает необходимость учебы и вашей – так как профессионально, наверное, не все занимались работой со СМИ, – и студентов, которые в будущем, как профессионалы в своей области, с этой работой тоже столкнутся.

Как должна прививаться медийная культура? Очевидно, не только и не столько теоретически, сколько практически.

– Представители журналистики не дадут соврать, она прививается в основном в творческом процессе, причем в любых формах. Общаетесь ли вы с представителями СМИ (сами даете интервью), или же помогаете студентам в каких­либо изысканиях в сфере журналистики (делать, например, стенгазету), или используете примеры из СМИ на лекциях, семинарах, или ведете свой блог и работаете в соцсетях... Каждый преподаватель, каждый ректор – личность, имеющая право на свою точку зрения, а высказывать ее – в соцсетях, например, – это особая культура, – акцентировал Андрей Варламов и пожелал аудитории успехов в реализации просветительской миссии.

Сохранение чистоты смыслов

– Есть мнение, что профессиональное сообщество с некоторым скептицизмом относится к таким терминам, как «информационная открытость». Иногда в глазах специалистов, занятых своим любимым делом, читаются немые вопросы: «Ну а зачем нам это всё? Оставьте нас, пожалуйста, в покое. Дайте нам спокойно работать». Было бы очень просто, если бы это можно было себе позволить, – вступил в диалог директор Департамента пресс­-службы и информации Правительства РФ Михаил Бубен. – Было бы большим упрощением считать в условиях нашего времени, что информационная работа – просто некая деятельность, которая обслуживает некий основной процесс. Если так, то не было бы и предмета особого для сегодняшнего форума. Мы живем в условиях, когда информация о процессе влияет и на сам процесс, и на решения, которые принимаются в ходе этого процесса, и на его результат. Глобальный информационный уклад изменился и приходится приспосабливаться к этим изменениям.

Технологические инновации, стоящие у истоков изменений, породили не только новые опасности и риски, но и новые возможности. С одной стороны, на социальные сети, например, можно отстраненно смотреть как на агрессивную среду, которая порождает репутационные риски для профессионалов. С другой – если процесс невозможно остановить, нужно его возглавить.

– Ведь что происходит, – пояснил Михаил Бубен. – В социальных сетях кто угодно может обсуждать какие­то темы, и достаточно часто люди, не являясь специалистами в соответствующей области, считают возможным высказывать свое мнение и на основе достаточно приблизительных представлений о предмете судить о работе профессионалов. Вместе с тем, сеть – это факт жизни, который никуда не денется. Значит, этим приходится заниматься, и не потому, что это очень нравится, а потому что это не зависит от нашего желания или нежелания. И замечательно, если бы такие процессы возглавляла именно система образования, потому что именно образование несет просветительскую и воспитательную функции. В данном случае по отношению к аудитории социальных сетей. Миссия университетского образовательного сообщества заключается здесь в том, чтобы сохранять чистоту смыслов.

Анализируя причинно-следственные связи между подачей информации и её восприятием, докладчик сделал ценное замечание:

– Информационную открытость нельзя путать с информационной неразберихой. Если бóльшая часть людей нас почему-то поняла не так, как нам бы хотелось, то, наверное, это вопрос не к аудитории, а к нам самим. К тому, как мы объясняем или как не объясняем те или иные решения. И, скажем больше, это иногда вопрос к качеству самих решений.

Подводя итоги выступления, директор Департамента пресс­службы и информации Правительства РФ отметил:

– Минобрнауки РФ разработало рекомендации по ин-формационному взаимодействию. То, что в них изложено, не открытие Америки. Все пресс­-службы, в том числе и в органах государственной власти, руководствуются примерно теми же правилами. Это универсальное лекало. Главное – осознавать, что работа пресс­служб, подразделений по связям с общественностью предполагает высокую ответственность, организованность и регламентацию.

Обеспечение качественного информационного контента

Модератор пленарного заседания директор Департамента информационной политики Минобрнауки РФ Анна Усачева подытожила:

– За информационный фон вокруг образовательной организации ответственность должно нести первое лицо. Именно руководитель должен его контролировать, должен определять, кто из сотрудников будет посредником между обществом и организацией, кто сможет доступно, оперативно и качественно поставлять актуальную информацию. Именно тот контент, который нужен, который должен отражать официальную позицию. Вот этому, как мне кажется, сегодня должны научиться специалисты, отвечающие за взаимодействие со СМИ, и я бы хотела вас попросить на первом этапе максимально включиться в теоретическую часть этой работы. От вашего понимания зависит, конечно, качество работы этих специалистов.

МЕДИАактивность вузов РФ

После пленарного заседания работа была продолжена на пяти тематических секциях. Выступая на первой, самой многочисленной секции форума, руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева изложила экспертное видение решения проблемы информационного взаимодействия и представила результаты независимой оценки информационной активности вузов России. Презентация к выступлению по итогам проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» размещена на сайте журнала.

Кроме того, на заседаниях рабочих групп охвачен широкий спектр вопросов обеспечения информационной открытости образовательных организаций и органов управления образованием всех уровней. Обсуждение поднятых на форуме тем будет продолжено в следующих номерах «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-81, с места события, МЕДИАактивность, форум, Минобрнауки

Похожие материалы:
Интеграция образования, науки и экономики
ВУЗПРОМЭКСПО-2015: инновационное развитие России
Первый форум Минобрнауки РФ по информационному взаимодействию
Завершился Форум Минобрнауки РФ по информационному взаимодействию
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
На «ВУЗПРОМЭКСПО» обсудят вопросы реализации инструментов частно-государственного партнерства
Точки роста рабочих компетенций
Наука будущего – наука молодых
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
Правила приема в вузы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#103БАЙХОСТ организует баварско-российские научные конференции
#94КузГТУ занимает лидирующие позиции по подготовке кадров для российской угольной промышленности
#107Опыт внедрения проектного обучения в Инженерно-технологической академии ЮФУ
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний