Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опорные точки научной инфраструктуры

В Северном (Арктическом) федеральном университете состоялась научно-практическая конференция «Роль центров коллективного пользования научным оборудованием в развитии фундаментальных и прикладных исследований в России». В течение нескольких дней специалисты обсуждали вопросы мониторинга и оценки работы ЦКП. Конференция позволила увидеть и оценить масштабность и потенциал преобразований, проводимых сегодня в российской науке.

Просмотров: 1430

Центры коллективного пользования научным оборудованием, размещенные во всех федеральных округах России, показали свою эффективность

В начале февраля в Северном (Арктическом) федеральном университете состоялась научно-практическая конференция «Роль центров коллективного пользования научным оборудованием в развитии фундаментальных и прикладных исследований в России». В течение нескольких дней специалисты обсуждали вопросы мониторинга и оценки работы ЦКП. Конференция позволила увидеть и оценить масштабность и потенциал преобразований, проводимых сегодня в российской науке.

Цели и проблемы ЦКП НО

В конференции приняли участие представители Минобрнауки РФ, РАН, ведущих центров коллективного пользования научным оборудованием РФ, потенциальные пользователи. География участников была весьма обширна: Москва, Белгород, Якутск, Йошкар-Ола, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Рязань, Новосибирск.

– ЦКП НО – это одно из основных средств развития фундаментальных и прикладных исследований, эффективный инструмент расширения доступа ученых к уникальному научному оборудованию, они позволяют обеспечить эффективное функционирование исследовательской инфраструктуры, – отметила помощник заместителя министра образования и науки РФ Наталья Трухина.

Участники встречи обсуждали такие темы, как статус ЦКП и их роль в развитии исследований по приоритетным направлениям науки и технологий Российской Федерации, соотношение правового статуса ЦКП и целей их создания и функционирования, организационные и многие другие вопросы. Также были обозначены проблемы в развитии центров коллективного пользования. Они носят схожий характер. Во-первых, это проблема, связанная с кадрами: сегодня не хватает высокопрофессиональных молодых специалистов. Во-вторых, содержание научного оборудования обходится дорого. В-третьих, налицо незаинтересованность крупных предприятий и бизнес-сообщества в серьезных дорогостоящих научных исследованиях.

От госконтрактов к грантам

На конференции прозвучали доклады ведущих специалистов на различные темы, связанные с ЦКП: представителя Минобрнауки РФ Евгения Мастерских, старшего научного сотрудника Института экологических проблем Севера УрО РАН Ольги Бровко и других.

Главным гостем САФУ, а также центральным докладчиком конференции стал заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин, представивший доклад «Стратегические вопросы развития научных исследований в России». Были выделены наиболее перспективные направления развития науки, а также озвучены проблемные зоны. Докладчик отметил, что развитие науки реализуется с помощью таких федерально-целевых программ, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса» и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Игорь Федюкин отметил, что в рамках новых ФЦП планируется отойти от вызывающих у научной общественности нареканий госконтрактов и перейти к грантам. Это создаст целый ряд преимуществ: помимо дальнейшего упрощения отчетности, облегчится перенос средств с текущего года на будущий, будет исключена возможность ценового демпинга.

Одно из ключевых направлений Минобрнауки РФ – поддержка молодых ученых. В рамках этой деятельности министерство реализует новый проект «Тысяча лабораторий». Это создание системы грантов размером до 15 млн. рублей в год. Молодым ученым зачастую бывает очень сложно оторваться от своих научных руководителей и стать главами новых больших коллективов. Они не могут еще полностью конкурировать со старшими товарищами, создавать новые лаборатории, но в состоянии собрать группу с привлечением трех-четырех исследователей и начать новый проект, который впоследствии может вырасти в полноценную лабораторию. Именно на создание подобных структур и будет нацелен данный проект. Программа должна стартовать в 2014 году, то есть конкурс будет объявлен уже в 2013 году. «Тысяча лабораторий» – возможность занять отсутствующую нишу между маленькими грантами и мегагрантами.

Еще один новый формат – это «постдоки». Проект направлен на поддержку молодых ученых в период становления их карьеры: начиная с момента защиты диссертации до этапа, когда исследователь может создать свою научную группу. Это связано с тем, что многие ученые именно на данной стадии или уезжают за границу, или уходят из науки, поэтому будет достигнут тот формат, которого не хватает отечественной науке.

Также министерство готовит так называемую «Карту российской науки». Документ позволит показать, где в этой сфере имеются точки роста и международной конкурентоспособности, на которые можно опираться, а где есть слабые места, которые необходимо подтянуть до международного уровня. О важности гуманитарного знания

В рамках участия в конференции Игорь Федюкин также познакомился с САФУ. Он осмотрел инновационно-технологический центр «Современные технологии переработки биоресурсов Севера» и Центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», где была проведена экскурсия по лабораториям, показано научное оборудование и даны ответы на все вопросы. Заместитель министра был удивлен имеющимся современным, качественным оборудованием и той работой, которую выполняют в ЦКП.

Затем замминистра посетил электронный читальный зал с доступом к ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и Центр космического мониторинга Арктики.

Помимо экскурсии по университету, Игорь Федюкин также провел встречу с молодыми учеными САФУ, к которой проявили интерес и корифеи науки. Со своей стороны замминистра подчеркнул, что для него большая честь побывать в САФУ. Свое обращение к слушателям он решил посвятить роли общественно-гуманитарного знания в современном мире. Первым тезисом Игорь Федюкин обрисовал современное положение гуманитария в российской науке – «коллеги не осознают важность гуманитарного знания», на что сам же привел несколько контраргументов, которые показывают, что без гуманитариев все-таки сегодня не обойтись. Будь то крупный инвестиционный проект или строительство завода, большую роль играет общественно-гуманитарное знание, и корневую – в формировании представления людей о мире, стране и о нас самих.

В завершение встречи по доброй традиции САФУ Игорь Федюкин оставил свое пожелание в электронной Книге почётных гостей, пожелав всем сотрудникам и студентам успехов и заверив о всяческой помощи со стороны Минобрнауки РФ.

Требуются кадры и участие крупного бизнеса

На итоговом заседании конференции участники отметили, что создание сети ЦКП показало свою эффективность, и постепенно они становится опорными точками научной инфраструктуры в регионах.

На развитие сети ЦКП по всей стране было израсходовано за период 2005-2012 годов около 8,5 млрд. рублей. Общий штат сотрудников всех центров составляет 4,7 тыс. человек, из них 13 процентов – доктора наук и 32 – кандидаты. В среднем в одном ЦКП работает 50 человек.

Всего российскими центрами было выполнено 1,7 тыс. научно-исследовательских работ (НИР). Самыми популярными оказались темы нанотехнологий и науки о жизни. Интересно, что наибольшее количество НИР выполнили ЦКП при университетах и учреждениях Академии наук.

Вместе с тем, анализ работы выявил и ключевые проблемы, которые требуют своевременного решения. Так, по мнению Минобрнауки РФ, это в первую очередь отсутствие механизма стабильного финансирования на развитие и поддержание материально-технической базы центров, недостаток высококвалифицированных кадров, которые могут в полной мере использовать возможности новейшего оборудования. Кроме того, головную боль ЦКП доставляет налог на прибыль, который приходится оплачивать при постановке на баланс научного оборудования, приобретенного в рамках программы контрактов с Минобрнауки РФ.

Также участники конференции выдвинули ряд предложений, которые позволят повысить эффективность ЦКП. Среди них разрешение на совместную работу над НИР нескольких центров, поддержка долгосрочных научных проектов, которые будут реализовываться в течение трех-пяти лет, а также проведение семинаров о возможностях ЦКП, что позволит в дальнейшем привлечь к работе центров и крупный бизнес.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инновации, Минобрнауки, наука, САФУ, с места события, ао-62

Похожие материалы:
ВУЗПРОМЭКСПО-2015: инновационное развитие России
ВУЗПРОМЭКСПО – 2015
В САФУ открылся Учебно-научный центр энергетических инноваций
Российские вузы смогут самостоятельно присуждать научные степени
Инновационная разработка аспиранта ИрГТУ
Главный приоритет – качество образования
На «ВУЗПРОМЭКСПО» обсудят вопросы реализации инструментов частно-государственного партнерства
Актуальные вопросы научной политики России и инициативы Минобрнауки
Минобрнауки оценит качество работы ученых
Инновации Северо-Запада

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#106Сибирский государственный университет геосистем и технологий отметил восьмидесятипятилетие
#95Выпускники СГУГиТ востребованы на всех континентах
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#96Слово редактора №96
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний