Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить

Наверное, ни один ведомственный документ не привлекал столько внимания депутатов Госдумы РФ, как проект приказа Минобрнауки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования», вынесенный министерством на всеобщее обсуждение в сеть интернет.

Просмотров: 1368

Пока неясно, где поставить запятую

Наверное, ни один ведомственный документ не привлекал столько внимания депутатов Госдумы РФ, как проект приказа Минобрнауки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования»1, вынесенный министерством на всеобщее обсуждение2 в сеть интернет.

Профессии живут, видоизменяются и умирают, приобретают и теряют популярность. Экономика и социальная сфера развиваются, и процесс обновления сферы труда идет постоянно. Сегодня мало кто сокрушается о том, что в разряд редких переходят профессии печника или конюха. Люди ездят на автомобилях, летают на самолетах и в основном отапливают квартиры газом или по крайней мере стремятся к этому. Прогресс никаким ведомственным актом не отменить. Работа над списком профессий и специальностей продиктована самой жизнью. Тогда в чем же дело?

Оказалось, из перечня предполагается исключить огромное количество профессий: депутаты Госдумы РФ называют цифру 150, пресса – 97. В черный список попали часовщик-ремонтник, скорняк, раскройщик материалов, овощевод, цветовод, кулинар изделий из рыбы и морепродуктов, охотник промысловый, архивариус, фотограф, художник росписи по эмали и много подобных. Умирающими эти профессии не назовешь, но погоды в промышленном производстве и социальной сфере они не делают. Проблема возникла по другому поводу.

Выступая 8 октября на пленарном заседании Госдумы РФ, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников привлек внимание коллег к перечню, сказав, что из него исключают «ряд ключевых рабочих профессий». Во­-первых, это относится к машиностроению, которое останется без шлифовщиков и наладчиков шлифовальных станков, в то время как детали со шлифовальных станков идут на топливную аппаратуру, двигатели для СУ и МИГов, являясь нужной военной продукцией. Во­-вторых, если приказ министерства вступит в действие, потеряет наладчиков оборудования бумажного производства и Соликамский бумкомбинат, поставляющий продукцию в 23 страны мира. Еще депутат возмутился, что из списка исключены слесарь­-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов и слесарь-­электрик по ремонту и обслуживанию метрополитена, необходимые московскому метро, так как недавняя трагедия доказала, что там должны работать квалифицированные специалисты.

Ознакомившись с предполагаемыми исключениями, высказали свое мнение и другие депутаты. Партия «Единая Россия» организовала круглый стол, пригласив к дискуссии представителей Минобрнауки, Минтруда и социальной защиты РФ, профильных образовательных учреждений, профсоюзов, работодателей. Тема была обозначена так: «Кризисная ситуация с подготовкой рабочих кадров в России».

Участники обсуждения обратили внимание на состояние системы профессионального образования: устаревшую материальную базу, недостаточный уровень подготовки кадрового состава, низкие зарплаты преподавателей колледжей и техникумов – словом, на то, о чем идет речь в течение всего перестроечного периода. Прозвучал и обобщающий вывод. Пожалуй, наиболее четко его сформулировал руководитель Департамента социально-­трудовых отношений и социального партнерства Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов, отметивший, что на сегодняшний день профессиональное образование фактически погибает, существуя не благодаря, а вопреки проводимой политике. Говоря о проекте приказа, представитель профсоюзов отметил, что документ не прошел обсуждение ни у работодателей, ни в российской трехсторонней комиссии.

С неодобрением отозвался о министерском документе и председатель Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, заявивший, что фактически документ дает сигнал к свертыванию профессионального образования, тогда как «квалифицированный рабочий класс – опора нашей страны». По мнению депутата, обучение ряду специальностей действительно надо пересматривать. Однако делать это, не проведя предварительные консультации, более чем неправильно. Сегодняшнее профессиональное образование он назвал увядающим, что никак не соответствует задаче создания 25 млн. рабочих мест и увеличению стоимости человеческого капитала на рынке труда.

На отсутствие четко выстроенной и подготовленной программы подготовки кадров рабочих специальностей указал Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета. По его словам, следует вести речь о возрождении профессионального образования, потому что подготовка кадров не соответствует нынешним запросам. Необходимо развивать механизм частно-государственного партнерства, а также содействовать работникам в повышении квалификации. Все это требует кардинальных решений со стороны государства. Парламентарий уверен, что просто вычеркивать профессии из списка ошибочно и недопустимо. Другое дело, замена или обозначение более широкой специализации.

В целом депутаты пришли к выводу, что в таком виде проект приказа может пагубно отразиться на перспективах российской экономики, ведь причинно-следственная связь между уровнем профессиональной подготовки рабочих и качеством выпускаемой продукции очевидна. Квалификация рабочих во многих секторах производства не отвечает минимальным требованиям, а иногда и просто отсутствует. Как следствие, к работе привлекаются мигранты, хотя в нашей стране огромный потенциал для формирования сообщества высокопрофессиональных рабочих. Председатель объединения потребителей России, депутат Алексей Корягин, комментируя итоги круглого стола, привел такие цифры: сейчас в России, по разным оценкам, от 2 до 3 процентов высококвалифицированных рабочих, а в странах с развитыми экономиками – от 30 и выше. Например, в Германии – примерно 45, а в США – около 50 процентов занятого населения.

В ситуации, когда промышленность и сфера услуг испытывают постоянный дефицит рабочих и специалистов, владеющих востребованными квалификациями, а одним из приоритетов становится развитие отечественного производства, сокращать подготовку по такому большому числу нужных профессий не предусмотрительно.

Позиция Минобрнауки РФ отражена в пояснительной записке к проекту приказа. В документе названы две причины исключения профессий. Одна – отсутствие либо низкий набор студентов на обучение по определенным программам подготовки. Другая – в некоторых случаях, чтобы как можно скорее удовлетворить нужды производства, предприятия могут готовить кадры самостоятельно.

Как показала дискуссия, в Минобрнауки и Государственной Думе России к проблеме невостребованности некоторых профессий подходят с разных сторон. Те, кто готовил проект приказа, ориентируются на запросы молодежи и, разумеется, учитывают стоимость неэффективного обучения, когда для неполной группы студентов приходится иметь и соответствующую материальную базу, и содержать штат преподавателей. Депутаты оценивают черный список с точки зрения бизнеса: если профессии необходимы на производстве, значит их нельзя исключать из перечня. Обе позиции основаны на веских аргументах. И исключить профессии нельзя, и оставить в перечне накладно. Что же предпринять для устранения кризисной ситуации с подготовкой рабочих кадров?

Участники круглого стола упрекнули министерство в том, что оно идет по пути наименьшего сопротивления и вместо повышения престижа рабочих специальностей, который сейчас и в самом деле низок, занимается их ликвидацией. Вспомнили и о том, что Владимир Путин в двух президентских посланиях говорил о необходимости возрождения не только системы подготовки рабочих кадров, но и школьной профессиональной ориентации, а также о повышенном внимании к человеку труда. Некоторые выступающие связали проблему невостребованности с легкой доступностью высшего образования, что тоже привело к падению спроса на профессиональное обучение.

В качестве мер, которые могут оказать положительное влияние на подготовку рабочей силы, были названы возврат образовательных программ СПО на федеральный уровень, объединение высшего и среднего профессионального образования, а также укрупнение колледжей и создание базовых центров. Несколько выступающих обратили внимание на необходимость государственной поддержки профессионального образования. Очень важно, чтобы федеральная власть в лице различных министерств и ведомств, особенно Минэкономразвития РФ, и профсоюзы взаимодействовали с региональными системами СПО.

Депутаты предложили подойти к задаче по преодолению кризиса рабочих кадров масштабно и системно. Обсуждение должно быть не констатацией факта, а импульсом для изменения ситуации. В завершение Андрей Исаев отметил, что необходимо провести анализ рынка труда и с помощью профессиональных сообществ уточнить, какие кадры нужны стране, затем проработать вопрос в рамках всероссийской трехсторонней комиссии, а ближе к весне организовать парламентские слушания и создать рабочую группу для определения специальностей, которые важно сохранить в обязательном порядке.

В дискуссии приняла участие руководитель Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева. Она охарактеризовала вопрос как острый, согласилась, что по необходимым производству профессиям нужна разъяснительная работа с молодежью, и поблагодарила депутатов за то, что проект приказа вынесен на общественное обсуждение.

1 Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г., № 1199.
2 http://regulation.gov.ru/index.htm

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Минобрнауки, законодательство в образовании, профессия, СПО, акцент, ао-75

Похожие материалы:
Организация практикоориентированного образовательного процесса
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Двойное опережение подготовки педагогов
Малые инновационные предприятия: в условиях «барьерной среды»
Первый мониторинг информационной открытости
Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования
Новые методики ведут в будущее
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Рабочие кадры для железнодорожной отрасли
Ключевые проблемы профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Надежда
Ответ пользователю: Инна
Инна, спасибо за интересный комментарий к статье! Если Вы хотите продолжить полемику на страницах журнала, высказаться по данной теме более широко, напишите нам в редакцию: press@akvobr.ru.

2015-01-19 10:55:03 Ответить пользователю

Инна Незарегистрированный пользователь
Спорный подход, все говорят о наименованиях профессий, не задумываясь не вникая в суть вопроса. Речь идет о том, что профессии фотографа учат сегодня 2,5 года!!! В то время как эти компетенции можно освоить и за полгода. Другое дело если ты хочешь быть профи в своем деле. Тогда иди учись на специальность СПО техника и искусство фотографии в течение 2 лет 10 месяцев. Минобр попытался в своем приказе исключить подобные дублирования. Ведь мы же помним, что сегодня у нас есть один уровень -среднее профессиональное образование по двум видам программ: подготовки рабочих ( профессии СПО) и подготовки специалистов среднего звена( специальности СПО). К тому же в рамках специальности СПО все равно осваивается рабочая профессия. Например, в рамках специальности СПО "Техническое обслуживание и ремонт автомобиля" студент в ходе практики( а ее может быть в совокупности до 1 года) получает профессию автомеханика! Условия поступления для абитуриентов на профессии и специальности СПО Одинаковые- общедоступная основа.

2015-01-17 01:10:20 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
#100Как учить поколение Z
#105Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
#97Интеграция основного и дополнительного образования в Северо-Кавказском филиале МТУСИ
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний